Самый бюджетный способ путешествовать по Индии — железные дороги.
Если есть возможность ✈️ летайте индийскими лоукостерами, или выбирайте более комфортные 🚂 купе и вагоны.
Где покупать билет на поезд в Индии без регистрации

Практически все индийские железнодорожные направления можно заменить коротким авиаперелётом.
Если перелёт не подходит, то можно заморочить себе голову и пройти муторную регистрацию на индийских сервисах Cleartrip и MakeMyTrip.
А можно купить билет на любой индийский поезд вот тут, сервис не требует регистрации и логина от IRCTC.
Железнодорожные кассы в Гоа

Основным туристическим направлением в Гоа, является поездка в Дели.
На поезде ехать больше 2‑х суток, на самолёте лететь 3 часа.
Стоимость билетов на самолёт от 5000 рупи, поездка в купе с кондиционером от 3500 рупи.
Расскажу про туристическую кассу в Гоа, объясню как в ней купить билет по туристической квоте.
Если ехать за билетами на вокзал лень, то можно купить через интернет.
Если нужны билеты на поезд из Гоа в Дели, то на указанном сайте следует вводить латиницей Madgaon (жд вокзал в Гоа) и Hazrat Nizamuddin (жд вокзал в Дели).
Где в Гоа железнодорожные кассы для туристов
В Гоа есть официальная туристическая касса по продаже железнодорожных билетов, она расположена в городе Васко Да Гама.
Некоторые туристы уверяют, что покупали билеты на вокзале Мадгаон в Маргао, я это опровергнуть не могу.
Моему приятелю продавать билет по туристической квоте на вокзале Мадгаон отказали и направили в кассу жд станции Васко да Гама.

Если стоять лицом к вокзалу, то кассы расположены в левом крыле здания.
На фотографии можно видеть вход в помещение касс (черные двери), никаких вывесок или инфо-табличек нет.

Туристическая касса расположена на первом этаже небольшого железнодорожного вокзала Васко Да Гама, вид у вокзала провинциальный.
Как покупать железнодорожные билеты в Гоа
Процесс покупки билетов в Гоа по туристической квоте муторный, но выполнив несколько простых шагов, вы сможете сэкономить время и нервы.
Проверка наличия свободных мест по туристической квоте

Первое что следует сделать перед поездкой в железнодорожные кассы — это уточнить наличие мест по туристической квоте.
В Интернете существует много сайтов, которые помогают выяснить наличие мест, вот один из них erail.in
На странице сайта выбираем маршрут, время поездки, квоту и класс вагона.
Система выдаст подробную информацию по маршруту и укажет есть ли свободные места в вагоне по туристической квоте.
Вам следует запомнить/записать название, номер поезда и дату отправления, они понадобятся при оформлении билета.
На фото видно, что по маршруту Гоа — Дели есть несколько свободных мест в вагоне слипере, которые доступны для покупки по туристической квоте.
Собираемся и едем на вокзал в Васко да Гама, можно никуда не ехать и купить доступный билет через интернет.
Покупка билета в железнодорожной кассе Васко Да Гама

Приехав на железнодорожный вокзал Васко Да Гама, следует отыскать кассу, занять очередь и взять бланк запроса (requisition form), который требуется заполнить.
При покупке билета по туристической квоте, потребуют паспорт и ваше личное присутствие.
Некоторые путешественники покупали билеты на друзей по копии паспорта, но могут и отказать.
Мой опыт покупки билетов на поезд в Гоа
Рано выезжаю из своего уютного геста в Арамболе, через Мапсу направляюсь в Васко Да Гама за билетами.
Приятная свежесть гоанского утра радует, на улице яркое солнце, синее безоблачное небо и всего +30, днём будет + 37.
В Мапсе есть большой рынок и много приятных кафе, плотно завтракаю за 60 рупи и еду далее.
Первая сложность заключается в поисках самой кассы, вокзал Васко Да Гама маленький и абсолютно бестолковый.
Вход на вокзал и вход в помещения с кассами находятся в разных местах, проход к кассам расположен со стороны улицы.
В кассе требуется взять специальный бланк и аккуратно заполнить.
Я заполнил бланк запроса и встал в очедь в кассу с надписью Queue for tatkal ticket.
Протягиваю бумажку, деньги и паспорт кассиру и жду.
Кассирша стучит по клавиатуре, морщит лоб, потом снова стучит по клавиатуре и выдавливает фразу «Билетов нет».
Тут пригодились ранее полученные знания, которые я извлек из интернета.
Ещё утром я посмотрел наличие мест по туристической квоте и даже выбрал альтернативные даты отъезда (на всякий случай).
Вновь сую документы в окошко кассы и произношу волшебную фразу Foreign Quota, девушка делает удивленный вид, типа что для неё это в новинку, но моментально продает несколько билетов по моему маршруту.
Как доехать на железнодорожную станцию Мадгаон

Что бы уехать из Гоа в Дели нужно добраться до железнодорожной станции Мадгаон.
Самая востребованная железнодорожная станция в Гоа — это Мадгаон, станция расположена на окраине райцентра Южного Гоа и именно на эту станцию прибывают поезда из Мумбаи, Дели, Мангалора, Кочи и других популярных туристических индийских городов.

Железнодорожная станция Мадгаон расположена в одном конце города Маргао, а автобусная станция «Кадамба» на противоположном.
Маргао является крупным областным центром Гоа, ни один автобусный маршрут не идет к ж/д станции.
Возможно, какие-то автобусы всё же ходят, но очень редко и я про них не знаю.
Большинство автобусов идут от автобусной станции «Кадамба» через центр Маргао, далее по Martin Dias Road, вот на этой самой Martin Dias Road нам следует выйти, любой маршрут с удовольствием довезет вас лишь до поворота к вокзалу (указал на карте).
Выходим из автобуса и идем в сторону жд вокзала, кондуктор в автобусе подскажет где лучше выйти и куда идти.
Далее, либо пешком (400 метров), либо на тук-туке (за 20 рупи) до пешеходного надземного перехода.
Если желаете приехать прямо на вокзал (без хождений по надземным переходам), следует ехать в объезд на такси, либо на тук-туке.
В 2004 году была предпринята попытка связать вокзал Мадгаон и аэропорт Даболим монорельсовой магистралью, но ничего из этого не вышло.
Были построены пути Skybus-метро (аналог монорельса), но дальше громких испытаний и большого краха, этот проект не пошел.
Куда можно уехать на поезде из Гоа

Железнодорожный транспорт считается самым популярным и дешевым средством передвижения по Индии. Из Мадгаона можно уехать в любую точку страны, вот лишь некоторые маршруты, которые считаются самыми популярными: Керала, Мумбаи, Пуна, Хайдарабад, Биканер и т.д.
Есть и локальные направления: Васко да Гама (рядом аэропорт Даболим), Кулем (рядом водопад Дудхсагар).
Как выгляди станция Мадгаон

Для Индии, станция Мадгаон выглядит более чем хорошо, внутри чисто, есть удобства для пассажиров (туалет, душевые, комнаты отдыха), имеется столовая с копеечными ценами и масала едой и прочие железнодорожные радости.

Обратите внимание какая забота о пассажире, на машине можно въехать прямо в здание вокзала. Это особо актуально в самую жару и в сезон дождей.
На парковке есть свободные места для вашего транспорта и выделено несколько мест для транспорта инвалидов. Места для инвалидов никто не занимает.

Любой желающий может бесплатно зарядить свой мобильник, удобное изобретение. Такие зарядники в Индии есть всюду, в вагонах поездов, на автобусных станциях, в вагонах метро и т.д.
На вокзале Мадгаон расположены билетные кассы, некоторые туристы утверждают, что в них можно купить билеты по туристической квоте. Я такой информацией не обладаю, если вы тут успешно покупали железнодорожные билеты по туристической квоте, поделитесь свежей информацией в комментариях.

На вокзале есть несколько аквариумов с живностью, вокзал выглядит совсем «по-домашнему».
Железнодорожные кассы в Дели
В Интернете много раз описан способ как нужно покупать билеты на поезда в туристических кассах (International Tourist Bureau). Эти кассы расположены в главном железнодорожном вокзале Нью-Дели.
Если хотите узнать ещё больше информации про индийские железные дороги, покупку билетов, классы вагонов и т.д., то воспользуйтесь поиском по сайту (я уже написал множество постов на эту тему).
Однако, каждый год умелые индийские жулики виртуозно разводят самостоятельных путешественников, происходит это с завидной регулярностью. В этом посте постараюсь рассказать как на главном вокзале Дели купить билеты и не быть обманутым местными жуликами. В после будут фотографии с места действия, они должны оказать вам помощь. Если мой пост поможет хоть одному самостоятельному путешественнику, значит труд мой был не напрасен.
Если вы желаете избавить себя от хождениям по индийским вокзалам и не хотите общаться с местной публикой, то купить билеты на поезд можно на этом сайте.
Эта инструкция отлично работает если вы активно отбиваетесь от всяческих помогал при прохождении всех этапов данного квеста.
Кассы на вокзале Дели
Начнем с того, что если вы остановились на Мэйн Базар, то вам стоит идти к железнодорожной станции, к тому входу что со стороны улицы Мэйн Базар. Выглядит она как на картинке ниже (многие берут такси из аэропорта и от этого не знают как эта станция выглядит), всем остальным следует приехать на ж/д вокзал и искать здание вокзала расположенное со стороны Мэйн Базар. Вокзал Нью-Дели имеет несколько зданий, нам нужно здание со стороны Мэйн Базар.
Надеюсь, с этой задачей все должно быть понятно. Сквозь суету привокзальной площади двигаемся к самому строению вокзала.
Подойдя, вплотную к вокзалу ищем большой зал с огромным табло поездов.

Входим внутрь вокзала, аккуратно переступая через спящих на полу и отыскиваем лестницу на второй этаж. Лестниц две и расположены они по бокам зала с огромным табло.
Поднимаемся на второй этаж и перед вами большая вывеска International Tourist Bureau, заходим внутрь и покупаем билеты на поезд.

Если вы успешно приобрели билеты в туристических кассах, то вероятно вы будете покидать Дели на поезде, в таком случае вам следует знать о том, как вас могут обмануть при посадке в поезд, я чуть не стал жертвой жуликов на железнодорожном вокзале Нью Дели.
Что важно знать про железнодорожные билеты в Индии

Есть несколько вариантов покупки билетов на индийские поезда, один из которых заключается в самостоятельной покупке билетов на сайте cleartrip.com.
✔ Покупать билеты следует задолго до поездки, тогда всё будет отлично.
✔ Если вы оказались в Индии и билет на поезд вам нужен уже на завтра, то самым действенным способом в данной ситуации будет покупка билета по туристическим квотам. Самым сложным тут является поиск мест где продают билеты по квотам.
✔ Если дешёвых билетов по квотам уже нет, тогда следует 👉 брать билеты в более дорогом купе, они есть даже в день отправления.
Какие квоты на железнодорожные билеты есть в Индии
- Multi Quota — неизвестная для меня квота;
- General Quota — по этой квоте продают обычные билеты всем желающим;
- Tatkal — продажа билета за несколько дней до отправления с небольшой наценкой (с наценкой около 30% к тарифу);
- Pre.Tatkal — разновидность Tatkal квоты;
- Foreign — квота для иностранных туристов;
- Defence — квота для индийских военнослужащих;
- Ladies — квота для женщин, но она практически бесполезна, так как похожа на General Quota;
- Lower Berth — квота "нижней полки", вероятно в России такая бы прижилась;
- Yuva — ещё одна неизвестная для меня квота;
- Handicaped — квота для инвалидов;
- Duty Pass — тоже не знаю для кого предназначена данная квота;
- Parliament — квота для административных служащих и прочих важных людей.
Особенности жд билетов в Индии

Для самостоятельных путешествий по Индии целесообразно пользоваться 👉 местным билетным сайтом.
Но для тех, кто еще не сталкивался с системой бронирования жд билетов в Индии хочу заметить, что наличие жд билета в Индии, кардинально отличается от наличия жд билета в Европе или России.
Наличие оплаченного жд билета в Индии, не гарантирует вам, что вы уедете, что вы будете иметь свое место в вагоне, да в принципе ничего не гарантирует.
Но не все так грустно. Существует несколько реинкарнаций проездного документа для индийских железных дорог.
Билет с меткой avaliable — доступны для покупки
Если в билете указано confirmed (или avaliable — доступные при покупке на сайте) и имеется отметка о вагоне и месте, то все ок. В таком случае вероятность уехать высока, стоит лишь пробраться к поезду и найти нужный вагон, иногда эта процедура весьма трудоемка и требует упорства и настойчивости. В самых туристических местах, встречаются жулики пытающиеся ввести вас в заблуждение при попытке отыскать свой вагон, они будут говорить все что угодно лишь бы убедить вас в необходимости приобрести билет у них, а про ваш билет придумают какую нибудь небылицу, типа ваш билет поддельный, такого поезда нет и не было, локомотив вашего поезда съели крысы и т.д.
Билет с меткой RAC (Reservation Against Cancellation) — с таким билетом вы точно уедете
Удивительная система бронирования индийских железных дорог позволяет купить билет, даже когда свободных мест уже нет. RAC (Reservation Against Cancellation), в буквальном переводе эта фраза звучит как «Бронирование отмененных билетов», если сказать по-русски, то это когда уже купленный кем то билет возвращается обратно в кассу (или отменяется через сайт), то он (отказной билет) продается тому, кто купил билет с пометкой RAC. RAC билетов ограниченное количество и зависит от класса вагонов. Как сами понимаете гарантии никакой, что у вас будет свое место, особенно если до отправления поезда не более суток, но бывает по-разному.
На официальном сайте индийских железных дорог указано: «The passengers whose names figure under R.A.C., are provided reserved sitting accommodation initially and are likely to get berths becoming vacant due to last minutes cancellation of reservation of passengers not turning up in time before the departure of the train.»
Это можно понять как, «Билет со статусом RAC означает, что у Вас уже есть «пол места» в вагоне, если билеты по остальным квотам не будут отменены и места не освободятся. Но, вам гарантировано предоставят одно нижнее место на двоих с другим обладателем билета со статусом RAC.»
Билет с меткой Waiting List — это лотерея, на ваш страх и риск
Когда все RAC распроданы, то вступает в силу самая ядерная система бронирования на индийских железных дорогах — WL (Waiting List). Лист ожидания — это очень похоже на RAC, но есть несколько принципиальных моментов, во-первых меньший приоритет чем у RAC, во-вторых список WL теоретически бесконечен. Вероятность уехать с таким билетом еще меньше чем с билетом RAC, но чем черт не шутит.
Билет с меткой Foreign Tourist Quota — не продают в Интернете
Для иностранных туристов есть еще одна возможность купить билет (Foreign Tourist Quota), купить билет по этой квоте можно лишь в офисах International Tourist Bureau. Как правило по этой квоте можно купить билеты, когда по другим квотам они недоступны.
Билет с меткой Tatkal — те же билеты но на четверть дороже
Есть еще убийственная квота tatkal, продажа билетов по ней открывается за один день до отправления поезда (с сайта индийских железных дорог: «Tatkal booking opens at 10 AM on One days in advance actual date of journey excluding date of journey w.e.f. of 10.07.2012(commercial circular no:43 of 2012). e.g. for train leaving on 6th, Tatkal Booking will Commence at 10 AM on 5th.»), суть этой квоты в том, что билет примерно на 25% дороже стандартного тарифа, но несмотря на сей факт, успешно купить такой билет можно лишь прийдя одним из первых к кассам в утро открытия этой квоты.
Параллельно продаются билеты и по всем прочим квотам: для военных, для женщин, для пожилых людей и т.д.
Билеты в вагон класса General — ощути реальную Индию
Единственное, что гарантировано, так это если вы купили в общей кассе билет в вагон General класса и собираетесь там ехать, но стоит помнить, что общий вагон в Индии и общий вагон в России две большие разницы и следует быть очень подготовленным для перемещения по индийским железным дорогам в General class.
В каких городах Индии есть туристические кассы
В больших городах есть Международные Туристические Бюро (International Tourist Bureau) это специальные туристические кассы, где можно приобрести билеты на поезда во всех направлениях и на весь свой маршрут.
Международные Туристические Бюро (International Tourist Bureau) точно есть в следующих городах:
- Калькутта (Kolkata);
- Ченнай (Chennai);
- Ахмадабад (Ahmedabad);
- Секундерабад (Secunderabad);
- Джайпур (Jaipur);
- Джодхпур (Jodhpur);
- Варанаси (Varanasi);
- Дели (New Delhi);
- Агра (Agra-cantt);
- Аурангабад (Aurangabad);
- Мумбаи (Mumbai);
- Васко Да Гама (Гоа) (Vasco-da-Gama).
Расположение и наличие туристических железнодорожных касс в следующих городах под вопросом (если у вас есть точная информация то напишите в комментариях):
- Рамешварам (Rameshwaram);
- Вадодара (Vadodara).
При планировании поездки по индийским железным дорогам желательно проверять информацию на официальном сайте индийских железных дорог www.indianrail.gov.in/international_Tourist.html
Где искать туристическую кассу в индийских городах
Все Международные Туристические Бюро (International Tourist Bureau) находятся исключительно на территории вокзалов, все остальное не относится к официальным туристическим кассам и цены там скорей всего отличаются от официальных и вы уже догадываетесь в какую сторону.
Покупка билета на поезд через cleartrip и irctc
Обновление на индийских сайтах irctc и cleartrip. Уважаемые друзья, сайты irctc и cleartrip постоянно меняют процедуру регистрации и условия покупки жд билетов, так что некоторые части этого поста могут быть не актуальны. Однако, общая суть регистрации не изменилась. Так же рекомендую читать комментарии к этому посту, там самая актуальная информация.
Что такое cleartrip и irctc
Каждый, кто самостоятельно путешествует по Индии, рано или поздно регистрируется на сайте cleartrip.com. Основной выгодой регистрации на сайте cleartrip является возможность приобретать железнодорожные билеты на индийские поезда онлайн (через интернет).
С недавних пор приобретение билетов на индийские поезда через сайт cleartrip.com усложнились, теперь требуется выполнять несколько запутанных процедур для активации аккаунта. Но понимая механизмы интеграции сайта cleartrip.com с официальным сайтом индийских железных дорог irctc.co.in позволит вам пройти регистрацию на этих сайтах быстро и успешно. Делайте как написано в этом посте и у вас всё получится.
Следует понимать, что сайт cleartrip — это агрегатор, который помогает покупать билеты для путешествия по Индии на поезда, автобусы, самолеты, но для покупки билетов на индийские поезда, сайту требуется обращаться к официальному сайту индийских железных дорог irctc.co.in (это условие сайта irctc, а не клиртрипа).
Для регистрации и покупки билетов на сайте cleartrip требуется:
- зарегистрироваться на сайте cleartrip — с этим проблем не возникает;
- зарегистрироваться на сайте irctc — все проблемы именно тут;
- «поженить» (объединить) аккаунт сайта cleartrip с аккаунтом irctc.
Возможно, индийцы таким образом борются со спамом, а может это борьба с нелегальной торговлей ж/д билетами, мне не известно, но с недавних пор для регистрации на официальном сайте индийских железных дорог irctc.co.in требуется верификация своего аккаунта с помощью СМСки на индийский номер мобильного телефона.
Суть верификации в следующем:
- адрес электронной почты — вы как пользователь сайта irctc должны иметь уникальный адрес электронной почты;
- номер мобильного телефона — вы как пользователь сайта irctc должны иметь уникальный номер мобильного телефона.
Проблема состоит в том, что не у всех есть номер мобильного телефона зарегистрированного в Индии.
Учитывая огромный туристический поток, индийцы вполне официально высылают проверочный код (для подтверждения регистрации), который при автоматической регистрации высылается в виде СМС сообщения на телефон, на вашу электронную почту.
Теперь все по порядку.
Регистрация аккаунта на сайте cleartrip.com
Первое что требуется сделать — это зарегистрироваться на сайте cleartrip.com, тут все просто, либо через свою учетку на Facebook либо непосредственно на сайте cleartrip.com (с этим пунктом обычно проблем не бывает).
Теперь, когда вы являетесь равноправным пользователем сайта cleartrip.com, у вас появляется возможность искать билеты на индийские поезда по интересующим вас направлениям, но как только вы решили перейти к покупке билета, вас ждет облом. Сайт cleartrip требует от вас зарегистрироваться на сайте irctc, вот тут и начинается самое интересное.
Как зарегистрироваться на irctc
Как только вы нашли нужный билет и приняли решение об его покупке перед вами появляется форма в которой имеется краткое объяснение что требуется иметь аккаунт на сайте irctc и какие процедуры для этого нужно совершить.
Для объединения двух аккаунтов (с сайт cleartrip и сайта irctc) предлагают сделать следующее:
- зарегистрировать новый аккаунт на irctc — я рекомендую использовать именно этот метод;
- использовать уже зарегистрированный и подтвержденный аккаунт сайта irctc.
Далее, будет описан способ по регистрации нового аккаунта irctc и объединению его с сайтом cleartrip. Вся регистрация и другие действия происходят на сайте cleartrip, на сайт irctc ничего заполнять не нужно.

Приступим заполнять данные для регистрации своего нового аккаунта irctc, прямо во всплывающем окне на сайте cleartrip.
- Desired IRCTC username — придумайте логин для сайта индийских железных дорог irctc.co.in;
- Your email address — с этим полем все ясно, но указывайте реальный адрес, ведь на него будут приходить проверочные коды;
- Your mobile no. — вот это настоящая засада, так как у большинства нет мобильного номера в Индии. Сюда следует указать любой номер из 10 цифр, я указал свой билайновский;
- Your name — укажите как к вам обращаться и соответственно First name (Имя) Last name (Фамилия);
- Date of birth — день вашего рождения;
- Residential address — адрес;
- City & State — тут можно выбрать ваш город;
- Zip code & Country — Индекс и страна проживания.
Внимательно проверьте адрес электронной почты и жмакайте отправить.
Письмо с регистрационными данными с сайта irctc.co.in

Сайт cleartrip перенаправит ваши данные на сайт irctc и вы получите электронное письмо (с сайта irctc) с данными от вашего нового аккаунта на irctc, но никуда вводить эти данные не нужно (пока не нужно).
Спустя некоторое время (это происходит не мгновенно, но всё же проверьте папку спам в своей почте) на почту которую вы указали прилетит письмо с очень важной информацией, среди которой следующие данные.
- Your IRCTC — это ваш логин на сайте irctc;
- Your login password for IRCTC — это пароль на сайте irctc (не вводите этот пароль на сайте irctc);
- The Email OTP — это один из кодов подтверждения (всего кодов два, Email OTP и Mobile OTP).
Обязательно сохраните письмо, но на данном этапе никуда не вводите эти данные.
Запрос Mobile OTP с сайта irctc.co.in
Следующим и соответственно предпоследним этапом по регистрации аккаунта, стоит задача получения второго проверочного кода (Mobile OTP). Mobile OTP — это тот код, который высылается на мобильник в виде СМС сообщения. Для иностранцев есть возможность запросить Mobile OTP через переписку с сапортом сайта irctc.co.in.
Алгоритм прост и работает весьма сносно, пишем письмо на адрес care@irctc.co.in примерно следующего содержания.
Hello!
To complete IRCTC registration I need Mobile Verification Code.
I'm citizen of (укажите страну проживания) and now planning my Indian journey. Please send me Mobile OTP via e-mail.
My IRCTC user name is — ваш ник на сайте irctc (из письма)
My name is Имя и Фамилия — указать те же данные что и при регистрации
My mobile number +905ХХХХХХХХХ — можно указать российский мобильный номер
My registererd IRCTC e-mail is mymail@gmail.comCopy of my passport is attached
Thank you.
Всё заполняется на английском и к данному посланию прикрепите фотографию заграничного паспорта, разворот с фотографией. Фотографию требуется прикрепить к письму (добавить к письму во вложении), а не загружать её в тело письма — это важно.
Внимание, это тоже важно: фотографию паспорта следует посылать не в теле письма, а прикрепленным файлом, размер которого не должен превышать 1MB, в формате PDF или в формате JPEG. В комментариях к посту, читательница Мария подробно пишет о своей регистрации.
Отправьте и ждите ответа.
Ответ придёт сразу, но это автоматическая напоминалка о том, что ваше сообщение получено и ему присвоен ticket ID.
Письмо с Mobile OTP с сайта индийских железных дорог

Обычно через сутки (может и больше, также проверьте папку спам) прибудет письмо с заветным Mobile OTP и выглядит оно примерно так же как на фото.
Завершение регистрации аккаунта на сайте cleartrip.com
Теперь, когда вся необходимая информация у нас есть, можно перейти к самому ответственному этапу «женитьбе» двух сайтов, после которой появиться возможность самостоятельно покупать билеты на поездки по индийской железной дороге.
Что у вас должно быть для объединения аккаунтов сайта cleartrip и сайта irctc:
- Cleartrip username — логин к сайту cleartrip;
- IRCTC username — логин к сайту irctc из первого письма;
- Email OTP — код OTP к сайту irctc из первого письма;
- Mobile OTP — второй код OTP к сайту irctc из второго письма.
Открываем одно из первых писем и кликаем в нем по ссылке «Click Here» (смотри фото).

На открывшейся странице очень аккуратно вводим данные, а именно в первое поле логин (Cleartrip username) под которым вы зарегистрировались на cleartrip.com, вторая строчка (IRCTC username) — это логин для irctc.co.in, следующая строчка заполняется кодом Email OTP (код из первого письма), в последней должен быть Mobile OTP (код из второго письма).
Жмем на кнопку «Activate IRCTC account» и видим «Great, your IRCTC account has been activated».

Поздравляю, у вас всё получилось!
После чего смело логинимся на cleartrip.com и покупаем билеты.
Как купить железнодорожный билет на cleartrip.com
Для счастливых обладателей подтвержденных аккаунтов на сайте cleartrip.com открываются безграничные возможности, но большинство путешественников используют сайт cleartrip.com лишь для покупки железнодорожных билетов по Индии. Ресурс предоставляет возможность покупки авиабилетов, но мне вот тут авиабилеты искать удобнее, также на cleartrip.com есть возможно выбрать гостиницу, но на booking.com гостиницы тоже ищутся отлично, так что единственным на что в Интернете ему нет замены это покупка железнодорожных билетов.
Процесс покупки билетов очень прост и состоит из нескольких этапов.
Выбираем маршрут и класс вагона
Переходим на вкладку «Trains» и указываем ваш маршрут, тут все просто. Для примера возьмем маршрут Дели - Варанаси на 8 февраля.

From — откуда вы собираетесь ехать
To — до какой станции вы желаете доехать на поезде
Class — в этом поле следует выбрать класс вагона в котором вы желаете ехать
Заполнив все поля жмем на кнопку «Search trains»
Проверка наличие свободных мест в вагоне
На следующей странице сайт cleartrip.com покажет список поездов по вашему маршруту, важных пунктов на этой странице несколько.

Duration — это продолжительность поездки, несмотря на тот факт что расстояние одинаковое, время в пути может значительно отличаться, также не забываем о специфике Индии и мысленно прибавляем время опоздания поезда;
Fare— плата за проезд с учетом всех комиссий и сборов, обратите внимание на класс вагона (он указан сразу под ценой);
Check availability — проверка наличия мест это самое важное, так как в Индии железнодорожные билеты лучше покупать заранее.
Может случиться так что на выбранную дату билетов нет, но сайт cleartrip.com имеет очень удобный календарик где показывает наличие мест в поездах на ближайшие даты. Рекомендую поиграться с этим сервисом и вы явно что-то да найдете на ближайшие даты.

Если все ок и билеты есть, то жмем на кнопку «Book» и переходим на следующую страницу.
Проверка введенных данных
На этой странице проверяем ранее введенные данные, тут также есть возможность изменить станцию отправления. Если все ок, то нажимаем кнопку «Continue booking».

Паспортные данные пассажира и выбор мест в вагоне
На этой странице указываем данные пассажира и контакты того кто оплачивает поездку, для себя нашел простое объяснение почему данные тут могут различаться, к примеру, с одного аккаунта можно заказать билеты на несколько человек.

Важным для пассажира на этой странице является пункт выбора места в вагоне.
Berth preference — предпочитаемое расположение в вагоне. Lower — нижняя полка, Middle — средняя полка (в купе индийского поезда шесть полок это нормально), Upper — верхняя полка, Side Lower — нижняя боковая полка, Side Upper — верхняя боковая полка.
На странице есть один баг, в разделе «Traveller details», когда вы заполняете данные пассажиров, а именно поле «First Name», система не принимает длинные имена и выдает ошибку. Сообщение говорит, что ваши имя и фамилия должны быть не более 15 символов, я решил пожертвовать частью имени и превратился из Alexander в Alex.

Заполняем все поля и жмем кнопку «Continue to pay»
Оплата железнодорожного билета банковской картой
На странице оплаты следует во вкладке выбрать тип вашей карты (кредитная или дебетовая) и заполнить несколько полей.

Нажимаем последнюю кнопку «Pay securely now», после которой с вашего счета спишется выше обозначенная сумма и на электронную почту упадет сообщение.
Как выглядит купленный железнодорожный билет на cleartrip.com

Важно заполнять все формы как можно быстрее, так как на выбор билета и оплату выделено определенное время, готовя этот пост я достаточно долго заполнял формы и в итоге после ввода всех данных получил сообщение об ошибке, в которой говорилось что сайт индийских железных дорог не в состоянии так долго ждать. Это не так страшно, так как повторное заполнение форм я совершил молниеносно, но могут быть проблемы если количество билетов ограничено и кто-то успеет купить последний перед вами.
Проблемы и нововведения при покупке билетов на сайте cleartrip
С недавних пор (с 2016 года) индийцы сделали покупку железнодорожных билетов через Интернет ещё более сложной, вот некоторые нововведения приобретения билетов на сайте cleartrip.
- теперь на cleartrip возможно, только 6 транзакции (по одной транзакции можно купить несколько билетов на одно направление, но на разных пассажиров);
- на самом сайте IRCTC покупать тоже можно, но там не все карты принимаются, короткое время сессии и вообще неудобно;
- после покупки и оплаты на Cleartrip запрашивается пароль от сайта IRCTC, только после этого билет будет подтвержден и появится и в личном кабинете Cleartrip и в личном кабинете сайта индийских железных дорог IRCTC;
- случаются чисто индийские ошибки: деньги замораживаются, но платеж не проходит, в этом случае транзакция не засчитывается, а деньги обещают вернуть за 20 раб. дней.
Классы вагонов в индийских поездах
First class Air-Conditioned (AC) (Code:1A)
Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.
Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.
Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.
AC 2-tier sleeper (Code:2A)
Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.
Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.
First class (Code:FC)
Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.
AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.
Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.
Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.
AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.
Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.
В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.
В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.
Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.
Не рекомендую покупать места в первом и последнее купе (в каждом купе по 8 мест, а всего в вагоне 72 места). Желательно заиметь нижнюю полку, именно под ней находится отделение для багажа.
Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.
Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.
Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.
В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.
Распорядок дня в индийском поезде

Опишу процессы протекающие в большинстве индийских вагонов эконом класса, вагоны подобного класса являются самыми востребованными при передвижении по Индии. Моя поездка в город Мумбаи длилась 20 часов, так как в поезде для меня занятий особых не было, то я стал наблюдать за местными жителями и нашел некоторую закономерность в их поведении о которой хочу с вами поделиться.
Большинство туристов путешествующих по Индии в поездах, считают что все что в них происходит является полным хаосом и беспорядком, мои наблюдения говорят что это не так. В индийских поездах, как впрочем и в остальной Индии есть невидимые (особенно для людей которые в Индии являются туристами) правила и законы. Эти неписаные правила неукоснительно соблюдаются всеми индийцами и работают на уровне врожденных инстинктов.
Для примера возьму тот же поезд, если вы хоть раз ездили по Индии в поездах, то легко вспомните какой хаос и беспорядок (как это видят европейские туристы) происходит в поезде в обеденное время и в любое время когда индийцы бодрствуют. В обеденное время, по поезду с частотой в две минуты ходят продавцы чая, кофе, легких закусок, всяческих самос и т.д. Но как проходит время приема пищи и большинство жителей вагона переходят в режим послеобеденного сна, прекращаются и хождения продавцов всякой снеди. Купить стакан масала чая в такой «тихий час» можно лишь через окно вагона у торговцев на перроне станций. Я тоже думал что тут полный балаган, но нет все подчинено очень умным правилам, иногда эти правила неявные и сразу не понимаешь их, но они есть. С точки зрения продавцов все логично, люди поели, теперь они хотят отдохнуть и нет никакого смысла ходить со своим товаром по сонным вагонам.
Вернемся к распорядку дня в индийских поездах, все что описано ниже относиться в большей степени к самому распространенному типу вагонов в Индии — вагонам слиппер класса, все описанное происходило со мной в поезде Dehradun Express направляющимся из города Кота в Мумбай.
Пробуждение
Подъем — в Индии люди просыпаются очень рано и в вагонах поезда происходит то же самое. Люди начинают просыпаться уже в 7 часов и бродить по всяким туалетам и т.д. Очень часто можно увидеть как индийцы исправно идут чистить зубы. В российских вагонах, людей кто чистит зубы в поездке можно пересчитать на пальцах одной руки.
Прием пищи
После утренних процедур индийцы начинают есть, это может быть очень сильно растянуто во времени, в данной поездке индийцы ели с 8 утра до 10. Именно в этот момент ваш сон уже невозможен, так как их кушанья настолько сильно сдобрены приправами что ваш мозг дает сбой и считает что вы находитесь на рынке специй. Параллельно с запахом специй начинают ходить продавцы и орать «Чай, чай, чай, гарым чай. Самоса, самоса, чай, чай и т.д.» и тут уже ничего не спасет ваш сон.
Социальная активность
После приема пищи, особенно утром, всем индийцам обязательно нужно обсудить все самые последние новости (ведь так много всего произошло со вчерашнего вечера), этот пункт сильно зависит от состава вагона, от этнической/религиозной принадлежности пассажиров (мусульмане ведут себя чуть тише) и от цели и точки назначения их путешествия. В моем случае, половина вагона состояла из женщин, которые ехали на свадьбу и сразу после кушаний приступили к пению. Проблема осложнялась тем, что часть веселой компании находилась в противоположном конце вагона, но для них это не было большой проблемой, так что в скором времени весь вагон громко, ритмично и очень задорно пел. В музыкальном плане Индия очень богатая страна и для большинства людей не требуется никакого стимула (в виде алкоголя или других стимуляторов) для того что бы раскрепостится и запеть на весь вагон, индийцы могут петь как с музыкальным аккомпанементом, так и без него.
Проверка билетов
Этот пункт можно считать опционным, иногда проверка документов отсутствует, но бывает что проверяют несколько раз. В моей поездке кондуктор пришел примерно в 11 утра, чем немного утихомирил вагонных певиц и певунов.
Продолжение социальной активности
В полдень индийцы еще не проголодались, но от стаканчика масала чая с легкой закускок не отказываются и продолжают друг с другом коммуницировать. Мне и на этот раз повезло, так как цель поездки у большинства пассажиров за последние часы не поменялась, то они вновь принялись петь песни, на этот раз звонкие женские голоса разбавил гулкий барабан.
Дневной сон
Примерно к двум часам дня индийцы изрядно устают от своих забав и переходят к дневному сну, тут начинается самая приятная для любого путешественника часть дня. Как правило, в это время нет никаких хождений по вагону, продавцы еды, выпрашиватели пожертвований, цирковые артисты, люди третьего пола и прочие загадочные личности видимо тоже спят и каждый путешественник может отдохнуть в относительной тишине.
Ближе к обеду, все вышеописанные пункты, с небольшой корректировкой, повторяются. Удивительно, но к подобным вещам очень быстро привыкаешь и они становятся чем-то неотъемлемым и привычным.
