Мумбаи, что посмотреть, достопримечательности за 1 день

Автор: Обновлено: 2023-03-23

Что посмотреть в Мумбаи, какие достопримечательности посетить за 1 день.

Мумбай — настоящий индийский мегаполис и самый дорогой город в Индии.

В Мумбае живут самые богатые, и тут же расположен самый большой район трущоб, причём не только в Индии, а во всей Юго-Восточной Азии.

Большинство событий знаменитого романа Шантарам происходило на улицам этого города, что послужили притоку новых туристов.

Большинство достопримечательностей в Мумбаи можно посмотреть за один день, но лучше выделить 2-3 дня.

Достопримечательности Мумбаи на карте

Обязательно изучите карту города, на ней отмечены все достопримечательности Мумбаи.

Что обязательно посмотреть в Мумбаи

Ниже я указал самые МАСТ СИ места в городе, и дал их краткое описание.

Большинство указанных в этой части поста достопримечательностей, расположены в пешей доступности от монумента «Врата Индии», обойти их можно пешком.

Исключением является остров Элефанта, что бы попасть на него вам придётся купить билет на лодку и совершить небольшую морскую прогулку.

Монумент «Врата Индии»

У самой кромки воды в южной части Мумбая, расположена Триумфальная арка «Врата Индии».

В туристическом районе Колаба сосредоточено большинство достопримечательностей города Мумбаи, но лишь монумент «Врата Индии» омывается водами Аравийского моря.

Существует поверье, что город гостеприимно встречает любого кто прошел под аркой с добрыми и светлыми мыслями, и неприветлив к тем, кто имеет недобрые намерения.

Идеальное время для посещения этой достопримечательности Мумбая — на восходе солнца, народа на площади перед аркой мало, на улице еще прохладно, первые лучи солнца творчески раскрашивают огромные ворота в золотые цвета, а в гавани мирно спят туристические паромы.

Туристические паромы возле Триумфальной арки «Врата Индии».
Туристические паромы возле Триумфальной арки «Врата Индии»

История монумента

Триумфальная арка «Врата Индии» была построена в честь визита в Бомбей английских монархов (в 1911 году) — короля Георга V и его супруги, королевы Марии.

Начало строительство монумента выпало год визита короля и королевы, а завершено лишь в 1924 году.

Во время своего визита, высокопоставленные гости смогли видеть лишь картонную модель арки.

Для возведения Триумфальной арки потребовалось укрепить береговую линию и полностью перестроить старый морской причал.

Автором проекта монумента «Врата Индии» является архитектор Джордж Виттет.

Триумфальная арки «Врата Индии» на рассвете.
Триумфальная арки «Врата Индии» на рассвете

Монумент «Врата Индии» в 1948 году стал воротами из Индии для британских войск.

После обретения Индией независимости от Англии, последние военные (английского пехотного батальона Сомерсет) торжественно прошли сквозь арку перед дорогой домой в Англию (28 февраля 1948 года).

Архитектура Триумфальной арки

Триумфальная арки «Врата Индии» и отель Тадж Махал.
Триумфальная арки «Врата Индии» и отель Тадж Махал

Монумент «Врата Индии» построен в индо-сарацинском стиле — это смесь европейского и традиционного стиля архитектуры штата Гуджарат, в котором смешаны элементы мусульманского и индуистского зодчества.

Монумент «Врата Индии» построен из жёлтого базальта и железобетона, максимальная высота арки - 26 метров, диаметр - 15 метров.

Арку венчают четыре маленькие башни, фасад украшен карнизами с пилястрами и ажурной резьбой.

Вокзал Виктория

Вокзал Виктория Терминус.
Вокзал Виктория Терминус

Вокзал Виктория, является главным железнодорожным вокзалом в Мумбаи, здание также служит штаб-квартирой Центральной железной дороги Индии.

Вокзал Виктория в 2004 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, сегодня имеет название Chhatrapati Shivaji Terminus (вокзал Чхатрапати Шиваджи).

Знаменитый индийский фильм «Миллионер из трущоб» не мог обойти вокзал Виктории стороной, в нем есть сцены снятые на этом вокзале.

Фасад вокзала Виктории.
Фасад вокзала Виктории

История вокзала Виктория

Вокзала Виктория был построен на месте старой железнодорожной станции, которая имела название Bori Bunder.

Построенная на восточном побережье Бомбея в 1850-е годы станция Бори Бандар, выполняла функцию перевалочной базы для товаров ввозимых и вывозимых из города.

16 апреля 1853 года по железнодорожной ветке был запущен первый в истории Индии пассажирский поезд от станции Bori Bunder к Thane.

Протяженность пути была не более 35 километров, время в пути составляло ровно час.

Эта дата является официальной датой рождения Индийской железной дороги.

Приняв во внимание всю важность железнодорожного сообщения, было принято решение построить современный железнодорожный вокзал.

Работы начались в 1878 году под руководством британского архитектора Фридриха Вильгельма Стивенсона, которому было выделено 25000 американских долларов в виде гонорара.

Вокзал был назван «Вокзал Виктория» в честь королевы Виктории и был торжественно открыт в 1887 году как раз в год юбилея королевы.

Здание вокзала задумывалось как штаб-квартира железной дороги (Great Indian Peninsular Railway), в котором должен был только главный вокзал и кабинеты администрации.

С течением времени к нему пристраивались флигели и здание вокзала чуть изменилось как по форме, так и по содержанию.

Площадь перед вокзалом Виктории.
Площадь перед вокзалом Виктории

В 1929 году была возведена новая станция для разгрузки пассажиропотока основной линии.

Первоначальное здание 1887 года постройки и до сих пор используется для обслуживания пригородного сообщения и так называемого наземного метро.

Каждый день более трех миллионов пассажиров пользуются услугами этой структуры.

Здание вокзала Виктории также является административным штабом Центрального железнодорожного вокзала.

В 1996 году станцию переименовывают из «Виктория Терминус» в «Чхатрапати Шиваджи Терминус».

В 2004 году уже переименованный «Чхатрапати Шиваджи Терминус» был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

В архитектуре здания вокзала Виктория перемешались викторианский и готический стили, при этом заметно и влияние национальной индийской культуры.

При свете дня вокзал похож на европейский дворец, с наступлением ночи включается подсветка и здание вокзала перевоплощается в индийскую крепость.

Высокие стены украшают громадные витражные окна, резные каменные бордюры, изящные колонны, высокие арки и т.д.

На высоком куполе установлена большая статуя женщины, символизирующая прогресс Индии.

В правой руке статуя держит факел, а в левой – буддистский символ, в виде колеса со спицами.

Изначально в нише под куполом стояла статуя королевы Виктории, но после революции её решили убрать.

Основным украшением фасадов являются ряды окон, которые обрамлены арками и богато украшены барельефами.

По фасаду располагаются статуи, представляющие торговлю, сельское хозяйство, науку и технику.

Колонны перед центральным входом венчают фигуры львов — это некий символ Великобритании и тигров, которые символизируют Индию.

Вот они львы и тигры, за ворота меня не пустили.
Вот они львы и тигры, за ворота меня не пустили

Внутреннее убранство вокзала истинно королевское, большие залы с высокими потолками и множеством элементов из резного дерева.

Первый этаж северного крыла вокзала, отделан итальянским мрамором и полированными кристаллами медного купороса, этот зал так же известен как «Звёздная палата».

«Вокзал Виктория», вот так выглядит «Звёздная палата».
«Вокзал Виктория», вот так выглядит «Звёздная палата»

Несмотря на статус здания как памятника архитектуры, оно по-прежнему выполняет свои функции, так что посещая будьте готовы увидеть настоящий индийский вокзальный хаос.

Важной для каждого путешественника по Индии будет информация о наличии в помещении вокзала Виктории туристических касс для иностранных туристов.

Если ваше дальнейшее путешествие по Индии требует покупки билетов на поезд, то ищите туристические кассы для иностранцев на втором этаже здания.

Район Кала Года

Благодаря Ост-Индийской компании, которая в 1661 году арендовала территорию, на которой сейчас расположен город Мумбай, частичка Англии переместилась на берега Аравийского моря.

Сердцем колониальной архитектуры в Мумбае стал район Кала Года.

Кала Года можно перевести как «черный конь», именно конная статуя короля Эдуарда VII, установлена на пересечении улиц Махатмы Ганди и Дубаш Марг, вероятно от этого постамента и пошло название района.

Лучший способ увидеть все красоты этого района - совершить пешую прогулку в сопровождении местного экскурсовода или самостоятельно.

Что посмотреть в районе Кала Года

Самый центра района Кала Года.
Самый центра района Кала Года

Если вы любитель классического отдыха с обязательным посещением музеев и выставок, то район Кала Года в Мумбае — это ваш выбор.

В районе Кала Года сосредоточено большинство исторических и культурных объектов города, тут много выставок и музеев.

Каждый год в феврале проходит Фестиваль искусств, во время которого можно увидеть художественные выставки, литературные чтения, кинопоказы, танцевальные представления, концерты и прочие активности.

Английская Индия.
Английская Индия

Самым крупным музеем в районе Кала Года, это музей принца Уэльского.

К музею прилегает художественная галерея Джехангир, где регулярно проходят выставки современных художников, проживающих в Индии.

Магазины и бутики.
Магазины и бутики

Если вы любитель шопинга, район готов предложить вам не только уютные кафе, дорогие рестораны, но и эксклюзивные брендовые бутики с европейскими ценами и индийской роскошью.

Oval Maidan

Парк перед зданием суда (Oval Maidan).
Парк перед зданием суда (Oval Maidan)

Местом рождения индийской национальной игры крикет является Англия, но крайне вам не рекомендую спорить с индийцами по этому поводу.

Англичане постепенно расселились по всему миру свои любимые увлечения.

Англичане своей деловой активностью ярко разукрасили серые будни индийцев, но ни построенная ими железная дорога, ни Триумфальная арка в порту Бомбея не смогли оказать такого влияния как крикет.

Где в Мумбае играют в крикет

Британцы так сильно подсадили индийцев на крикет, что теперь все жители Индии, от мала до велика подвержены этой болезни.

Город Бомбей был тем местом, где заморская игра прижилась.

Поле Овал Майдан в Мумбае.
Поле Овал Майдан в Мумбае

Иногда складывается впечатления, что индийцы с битами для крикета рождаются, ну или им выдают их прямо в момент родов.

Куда бы вы ни направились, где бы вы ни остановились, всюду присутствует эта игра.

В Мумбае в крикет играют все возраста, у каждого есть свои излюбленные места.

Местные мальчишки играют во дворах и на улицах, студенты лупят битами по мячам прямо перед своими общагами, а те кто действительно достиг успеха играют на профессиональном поле «Овал Майдан».

«Овал Майдан» (Oval Maidan), расположен напротив мумбайского университета (University of Mumbai) и мумбайского верховного суда — это самая большая мумбайская площадка для игры в крикет.

Огромное поле овальной формы расположено в самом центре исторического района Мумбая, сотни мумбайцев с усердием лупят битами по мячам.

Будьте там поосторожнее, не всегда траектория мяча подвластна спортсменам, вы можете с легкостью получить мячом в лоб.

Вид на спортивную площадку для игры в крикет.
Вид на спортивную площадку для игры в крикет

А еще в Мумбае есть два стадиона мирового уровня – «Ванкхид» (Wankhede Stadium) и «Брабурн» (Brabourne Stadium), посетить которые стремятся многие жители города.

Остров Элефанта

Пещеры на острове Элефанта.
Пещеры на острове Элефанта

Остров Элефанта, так же известный как остров Гхарапаури, что можно перевести как «место пещер».

Добраться на остров можно от монумента «Врата Индии» на туристическом пароме, кораблики ходят очень часто.

Набережная Марина-Драйв

Набережная Марина-Драйв.
Набережная Марина-Драйв

Марина драйв — это лучшее место в Мумбае для встречи заката на побережье Аравийского моря.

Идеально ровная дуга прибрежной линии тянется от Нариман-пойнт сквозь пляж Гиргуам Чоупатти и упирается в Малабарский холм.

Марина драйв и пляж Чоупатти построены на насыпной территории, еще до 1920 года на их месте было Аравийское море.

Закат на Марина драйв.
Закат на Марина драйв

В районе Малабарского холма живут самые успешные люди Мумбая, тут есть и самый дорогой частный небоскреб в мире - особняк «Антилия» и многоквартирные дома в стиле арт-деко и прочие дома обеспеченных граждан.

Благодаря близости места жительства обеспеченных людей Мумбая, посещение Марина-драйв мало чем напоминает прогулку по обычным мумбайским улицам, тут чисто, спокойно и даже транспорту в этом районе запрещено привычно по-индийски сигналить.

Марина драйв вечером.
Марина драйв вечером

Когда лучше приехать на Марина драйв

Местные жители называют Марина драйв ожерельем королевы.

И действительно, из-за смеси тысячи вечерних огней, подсветки домов, фар проезжающих автомобилей, набережная словно драгоценное украшение, обрамляет побережье Мумбаи.

Лучшее время для прогулок по набережной Марина драйв конечно же на закате.

Небоскребы Мумбая.
Небоскребы Мумбая

Уставшее за день солнце прячется за небоскребы Малабарского холма, на Марина драйв стягивается армия продавцов всяческих закусок.

Местные жители от мала до велика спешат занять удобное место на импровизированной скамейке, длина которой в несколько километров.

Побережье наполняется ночной жизнью и превращается в очень оживленное тусовочное место.

Набережная Марина драйв ночные прогулки.
Набережная Марина драйв ночные прогулки

Марина драйв и Фредди Меркьюри

Каждый поклонник легендарной группы Queen знает что Фредди Меркьюри (настоящее имя Фаррух Булсара) провел свое детство в Бомбее, родители автора «Богемской рапсодии» постоянно жили в Мумбаи.

Набережная Марина драйв ночные прогулки.
Набережная Марина драйв ночные прогулки

Малабарский холм и Марина драйв были излюбленным местом юного Фредди, именно на этой набережной он любил проводить свободное время со своими друзьями.

Индийцы на набережной Марина драйв.
Индийцы на набережной Марина драйв

Пляж Чоупатти

Какое же море без песчаного пляжа, на набережной Марина драйв есть пляж на котором запрещено купаться.

Особо никто не следит купаются тут люди или нет, но вода в прибрежных водах Мумбая токсична, из-за близости химических производств и прочих нефтехранилищ, так что не рекомендуется даже ноги в ней мочить.

Пляж Чоупатти.
Пляж Чоупатти

Сами индийцы купаться особо не любят, а загорать индийцам и вовсе не к чему, у них наоборот есть мода на отбеливания кожи.

Для развлечения на пляже Чоупатти есть обширный список водных развлечений.

  • Водный мотоцикл - 1850 рупи за 10 минут;
  • Круиз вдоль залива - 500 рупи с человека за 30 минут;
  • Круиз вдоль залива (ночной) - 600 рупи с человека за 30 минут;
  • Парасейлинг - 2500 рупи за 3 минуты;
  • Парасейлинг (ночной) - 3000 рупи за 3 минуты;
  • Пикник на яхте - 14000 рупи за 2 часа, но не более 7 человек на борту;
  • Вейкбординг - 5500 за 15 минут.

Пляж Чоупатти и индийцы.
Пляж Чоупатти и индийцы

На пляже Чоупатти имеется очень приличное кафе, для посещения подобных мест на Марина драйв стоит заказывать столик задолго до своего визита.

Набережная Марина драйв вечером.
Набережная Марина драйв вечером

Район Колаба

Любой путеводитель по Индии обязательно направит вас в район Колаба и будет частично прав.

Почему частично? Да потому что в районе Колаба есть большой выбор туристического жилья, от самых дорогих апартаментов в отеле-дворце Тадж-Махал, до непритязательных комнат похожих на обувные коробки, без окон и дверей.

Район Колаба очень популярное место не только у туристов, но и у местного населения, так что весь индийский колорит вам гарантирован, если вы поселитесь в этом районе.

Где в Мумбае искать район Колаба

Район Колаба когда-то был одним из семи островов, на котором построен Мумбай, как и положено острову, он со всех сторон окружен водой.

Район Колаба находится на самом юге Мумбая и омывается водами Аравийского моря, утренние и вечерние прогулки по набережным могут быть впечатляющими, но впечатления сильно зависит от той части района по которой пролегает ваш путь.

Так как в Мумбае существует надземное метро, то ближайшими станциями от района Колаба будут «Чёрч гейт» и «Виктория Терминус», далее либо пешком, либо на такси.

Что посмотреть в Колабе

Достопримечательности района Колаба.
Достопримечательности района Колаба

Туристический район Колаба имеет несколько достопримечательностей, часть из которых упоминалась в знаменитой книге «Шантарам».

  • Отель-дворец Тадж Махал — самое уютное и дорогое место в Мумбае, если ваш бюджет позволяет потратить на ночлег месячную зарплату, то смело селитесь тут, вам все понравится
  • Монумент «Ворота Индии» — памятник дружбы народов, индийского и английского. Благодаря его постройке у каждого индийца появилась уникальная возможность иметь отличное селфи на фоне огромной арки
  • Культовое кафе «Леопольд» — самое попсовое кафе во всем Мумбае

Поиск жилья в Колабе

Район Колаба и чемпионат двора по крикету.
Район Колаба и чемпионат двора по крикету

Недвижимость в Мумбае неимоверно дорогая, жилые комнаты в недорогих отелях очень компактные.

Если ваш бюджет ограничен, то мысленно свыкнетесь с тем, что туалет и душ будут общими, а окон в комнате не будет вовсе.

Стоит учесть раскрученность района Колаба как туристического бренда, за это тоже придется доплатить.

Возможно арендовать жилье в спальных районах Мумбая будет чуть дешевле, но тогда вы лишите себя всех исторических достопримечательностей, которые находятся в шаговой доступности от района Колаба.

Музей принца Уэльского

В самом центре Южного Мумбая возле Ворот Индии располагается главный музей города.

Как и многое в Мумбае музей имеет два имени, старое досталось при основании — «Музей принца Уэльского», и новое — Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya.

Коллекция музея насчитывает около 50000 экспонатов, среди которых есть индийские древности, и предметы из чужих земель.

На трёх этажах разместилось несколько основных секции: искусство (индийская и европейская живопись, китайский и японский фарфор и т.п.), природа (животные и растения Индии) и археология (скульптуры, монеты, оружие, утварь, терракотовые фигуры из различных раскопок, относящиеся, в том числе, к Хараппской цивилизации – 2600 – 1900 г. до н.э.).

В музее есть отдел местных камней и минералов, отдел, посвящённый морскому делу, отдел древних монет и небольшие помещения для частных и временных коллекций.

История музей принца Уэльского

Здание музея принца Уэльского.
Здание музея принца Уэльского

Здание музея было заложено в честь приезда принца Уэльского, будущего короля Георга V.

Первый камень в основание был заложен самим принцем Уэльским 11 ноября 1905 года, тогда же музей официально назвали «Музей принца Уэльского западной Индии».

Причиной постройки музея стала группа знатных горожан, которые пролоббировали эту инициативу, в скором времени правительство Бомбея выделило под строительство участок земли в самом центре города.

В конкурсной борьбе победил проект архитектора Джорджа Виттэта, многие здания в Мумбае (главного офиса почты, Ворота Индии) спроектированные им же.

Финансирование на строительство музея поступало из нескольких источников, основную сумму выделил Королевский Мемориальный фонд, часть суммы пришло из правительства и муниципалитета.

За честь финансировать музей боролись и частные лица, сэр Currimbhoy Ibrahim внес сумму равную 300000 рупий, а пожертвование сэра Cowasji Jehangir было в районе 50000 рупи.

Здание музея было окончательно достроено к 1915 году.

Первая мировая война внесла свои коррективы, здание было использовано в качестве благотворительного детского центра, а позже в виде военной больницы.

В конце 1920 года здание музея было передано комитету, 10 января 1922 года музей принца Уэльского был торжественно открыт Леди Ллойд (женой Джорджа Ллойда, губернатора Бомбея).

Примерно через сто лет после постройки, было принято решение переименовать музей принца Уэльского в Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya.

Архитектура музея принца Уэльского

Лужайка перед зданием музея принца Уэльского.
Лужайка перед зданием музея принца Уэльского

Здание музея находится на площади в 12 тыс. кв. м., территория утопает в зелени сада, по периметру растут высокие пальмы.

Здание построено из серо-голубого базальта и желтого песчаника в индо-сарацианском стиле, имеет три этажа, над которыми возвышается купол.

Строение объединяет в себе особенности исламского стиля, громоздкий купол со шпилем, выступающие балконы и красочные мозаичные полы.

Архитектор Джордж Виттэт создал весьма удачный интерьер, в котором гармонично сочетаются колонны, перила и балконы.

В последней своей модернизации музей получил более 30000 квадратных метров, это место в восточном крыле теперь используется для новых галерей, студии сбережений и конференц-зала.

Университет в Мумбаи

Университет Мумбаи является государственным учебным заведение, которое расположено в центре исторической части города.

Старейший университет в Индии можно описать тремя словами: величие, мудрость, совершенствование, что полностью соответствует этому учебному заведению.

Университет принимает студентов из всех регионов Индии и не отказывает иностранным гражданам.

Все факультеты учебного заведения принимают активное участие в научно-исследовательских работах.

Мумбайский университет является самым крупным учебным заведением подобного типа в Индии, кроме учебной и научной работы, здание университета является историческим памятником.

История университета

Мумбайский университет, башня с часами.
Мумбайский университет, башня с часами

Датой основания университета считается 1857 год, он был построен по подобию университетов Великобритании.

Отцом основателем учебного заведения принято считать Джона Уилсона.

В 1868 году к бомбейскому университету присоединили колледж Санкт-Ксавьера, где Уилсон был первым вице-канцлером.

В 1947 году Индия обретает независимость и стремительно приступает к реформированию функций и полномочий университета, в 1953 году на свет появляется закона об университете Бомбея.

В 1996 году историческое название «Университета Бомбея» навсегда остается в истории и рождается «Университет Мумбаи», о чем имеется публикация в правительственном вестнике штата Махараштра от 4 сентября 1996 года.

Знаменитые выпускники

  • Махатма Ганди — лидер индийского движения за независимость
  • Хоми Дж Баба — физик-ядерщик с мировым именем
  • BR Амбедкар — автор Конституции Индии
  • Мухаммад Али Джинна — первый генерал-губернатор Пакистана
  • Искандер Мирза — первый президент Пакистана
  • Пратибха Патил — 12-й президент Индии

Архитектура

Мумбайский университет, башня Раджабаи.
Мумбайский университет, башня Раджабаи

Мумбайский университет — это образец готической архитектуры: барельефные фасады, круговые витражи, сложные винтовые лестницы, декоративные галереи и т.д.

Центральный кампус занимает площадь более 230 акров, из которой жилой площадью является более 1,25 миллиона квадратных фунтов, 84 тысяч квадратных фунтов отданы под лаборатории и 22 тысяч квадратных фунтов — учебные аудиторий.

Основной достопримечательностью центрального кампуса является башня с часами — Раджабаи, многие местные жители ее называют Мумбайский Биг-Бен.

Башню спроектировал британский архитектор сэр Джордж Гилберт Скотт.

Строительство башни длилось вплоть до 1875 года.

Башня с часами Раджабаи названа в честь матери коммерсанта Премчанда Райчанда, который стал главным спонсором строительства.

Структура университета в Мумбаи

Мумбайский университет, вид с улицы.
Мумбайский университет, вид с улицы

Мумбайский университет имеет несколько отделений, которые расположены в разных частях Мумбая:

Калина кампус — самый большой кампус, он расположен в пригороде и предлагает обучение в аспирантуре и научно-исследовательских центрах в области точных и гуманитарных наук, технологии, инженерии, медицины, торговли и нано-наук/

Форт кампус — в нем размещается администрация университета, именно этот кампус представляет изумительное по красоте архитектурное сооружение. Название кампуса произошло из-за его расположения, в прошлом тут был оборонительный форт.

Ратнагири кампус — небольшой кампус, который расположен в маленьком одноименном городке Ратнагири.

Верховный суд

Еще одной достопримечательностью в Мумбае можно смело считать Здание Верховного Суда.

Здание Верховного Суда, напоминает средневековый немецкий замок, который по каким-то непонятным обстоятельствам оказался в окружение высоких пальм.

Высокие стены под красной черепичной крышей украшены башенками и высокими треугольными фронтонами.

История Верховного Суда в Мумбае

Вид на здание суда с площади для игры в крикет.
Вид на здание суда с площади для игры в крикет

Постройка здания суда началась в 1840 году, архитектором здания был полковник Дж. А. Фуллер.

Верховный Суд Бомбея приступил к работе в 1862 году.

В 1995 году город Бомбей переименовали на индийский лад в Мумбаи, отказавшись от британского наследия и выбрав свой путь развития. Но Верховный Суд не стал менять свое имя и так и значится Верховный Суд Бомбея.

В залах суда председательствуют 75 судей одновременно.

Суд обладает юрисдикцией по штатам Махараштры, Гоа и территорий Союза Дамана и Диу и Дадры и Нагархавели.

У суда есть филиалы в Нагпуре, Аурангабаде и Панаджи.

Многие судьи начинавшие тут свою профессиональную карьеру, впоследствии попали в Верховный Суд Индии и занимали высокие государственные посты.

Архитектура здания Верховного Суда

Вид на здание суда.
Вид на здание суда

Архитектором здания Верховного Суда был полковник Дж. А. Фуллер, он проектировал в лучших традициях неоготического стиля, опираясь на известные примеры, на тот момент его примером служил Вестминстерский дворец в Лондоне.

Любовь к европейской архитектуре позволила создать полковнику Дж. А. Фуллеру произведение искусства в неоготическом стиле.

Обойдите здание по периметру и внимательно изучите элементы необычного строения.

Самые внимательные смогут отыскать довольно странный барельеф – одноглазую обезьяну с весами.

На одной из колонн есть аллегорическая форма индийской Фемиды в виде мартышки.

Отель Тадж Махал Палас

Дворец-отель Тадж Махал.
Дворец-отель Тадж Махал

Номер в 🏡 отеле Тадж Махал Палас стоит от 300 долларов за ночь, это лучший отель во всём Мумбаи.

За свои деньги вы получите не только отличный номер и самый лучший сервис в городе, вы получите возможность прикоснуться к истории и стать ее частью.

Отель на карте Мумбая

Отель Тадж Махал на карте Мумбаи.
Отель Тадж Махал на карте Мумбаи

Найти одну из главных достопримечательностей Мумбая очень просто.

Вам следует приехать в район Колаба и прийти на набережную, отель расположен рядом с аркой Ворота Индии.

История отеля

Про дворец-отель «Тадж-Махал» ходит красивая легенда, суть которой заключается в дискриминации индийцев со стороны англичан.

Никому не известный индийский предприниматель по имени Джамсетджи Нусерванджи Тата направлялся на встречу со своими бизнес-партнерами в самый крутой отель Бомбея — «Ватсон».

Отель «Ватсон» принадлежал англичанам и на дверях была табличка со следующим содержанием «Только для белых».

Джамсетджи Нусерванджи Тата был из обеспеченной семьи, имел собственный бизнес, регулярно учился в Англии и т.д., в общем, был не рядовым индийцем, в посещении отеля «Ватсон» ему все же отказали.

Никому не известный бизнесмен затаил обиду и решил во чтобы то ни стало переломить ситуацию в своей стране.

Тата был активным членом движения за экономическую независимость Индии, а случай с табличкой в отеле «Ватсон» стал лишь катализатором в его стремлении изменить страну.

В 1898 году в Бомбее на набережной Аполлона, было начато строительство настоящего дворца, которому суждено было стать самым роскошным отелем в мире.

С архитектурной точки, стиль в котором построен отель — это смешение индийского, викторианского, флорентийского и мавританского стилей.

Набережная перед отелем «Тадж Махал Палас».
Набережная перед отелем «Тадж Махал Палас»

Многие детали интерьера закупались в Европе, а некоторые контракты на подрядные работы Тата подписывал собственноручно.

В Париже были заказаны 10 ажурных металлических колонн для бального зала, исполнителем заказа был сам Эйфель.

В процессе строительства Тата не жалел средств на внешнее и внутреннее убранство отеля, строительство отеля «Тадж-Махал» было своего рода ответом Англичанам и их режиму правления.

16 декабря 1903 года состоялось официальное открытие отеля «Тадж-Махал Палас».

Для Индии постройка столь современного отеля стала настоящим прорывом, прорывом в роскоши, прорывом в технологиях, прорывом в стиле жизни местного бомонда.

При постройке отель был укомплектован самой современной отельной техникой, в прачечных использовались электроутюги, отель являлся первым электрифицированным общественным зданием в Индии.

Очень скоро отель получил подобающую огласку и в него потянулись со всей Индии махараджи, чтобы воочию увидеть его величие.

Ночная подсветка здания придавала эксклюзивности.

В то время, отель «Тадж-Махал» был единственным зданием в Бомбее, который имел ночную подсветку, которая считалась особой роскошью.

Тата владел первой в Индии электростанцией.

Международное признание отель получил в 1905 году, когда в нем остановился британский король и император Индии Эдуард VII с супругой Александрой.

Император лестно отозвался о новом лакшери отеле и подметил высокие стандарты обслуживания.

Тут никаких секретов нет, все служащие отеля «Тадж-Махал» прошли обучение в лучших европейских отелях.

В феврале 1917 года в честь махараджи Биканера был организован грандиозный банкет, на ужин прибыли 200 махараджей со всей Индии.

Рядом расположенный отель «Ватсон» явно выглядел аутсайдером, многие его верные постояльцы перебрались в «Тадж».

В отеле разместилась штаб-квартира духовного лидера индийцев Махатмы Ганди и большинство журналистов без всякого промедления перебрались в «Тадж-Махал Палас».

Джамсетджи Нусерванджи Тата уже и не помнил о том случае, когда его не пустили в отель «Ватсон», показав на табличку «Только для белых», а впрочем теперь это было уже неважно.

Отель стал для многих постояльцев — вторым домом, в отеле всегда держали свободный номер с видом на море для индийской поэтессы Сароджинни Наиду.

Именно в этом номере Ганди и Неру встречались с представителями Великобритании, обсуждая условия предоставления Индии независимости.

Многие годы в отеле был зарезервирован номер за Рутти Джинной, которая против воли родителей вышла замуж за никому неизвестного Мохаммеда Али Джинна.

Спустя непродолжительное время Мохаммед Али Джинн основал государство Пакистан.

В 1970-е годы отель был значительно расширен и обновлен, именно тогда была пристроена башня.

Дворец-отель «Тадж Махал Палас», на рассвете.
Дворец-отель «Тадж Махал Палас», на рассвете

Сегодня «Тадж-Махал Палас» входит в одноимённую гостиничную группу, которая может похвастаться самыми дорогими и экзотическими отелями, самыми известными из них являются «Умайд Бхаван» в Джайпуре, «Лейк Палас» в Удайпуре и т.д.

Большинство отелей этой гостиничной группы являются памятниками архитектуры и историческим достоянием Индии.

В сеть лакшери отелей группы «Тадж» входят более 70 отелей по всему миру.

Знаменитые постояльцы отеля

Дворец-отель «Тадж-Махал Палас» стал культурным центром Бомбея.

В довоенное время в его залах выступали знаменитые британские симфонические оркестры и американские джазисты, в отеле в качестве личного гостя Таты-младшего неоднократно бывал Дюк Эллингтон.

В 1966 году в отеле поселился Джордж Харрисон.

Ему удалось жить инкогнито под вымышленным именем Сэма Уэллса, такая конспирация позволила Джорджу уделить несколько месяцев на уроки игры на ситаре.

Индийским учителем Харрисона был знаменитый музыкант Равви Шанкара.

Вид на отель «Тадж Махал Палас» с воды.
Вид на отель «Тадж Махал Палас» с воды

Несколькими годами позже Джорджа Харрисона, здесь останавливались Джон Леннон и Йоко Оно.

Что ещё можно посмотреть в Мумбае

В этой части поста поговорим про городские достопримечательности, которые редко входят в обязательную программу однодневных экскурсий.

Всё зависит от плана экскурсии, и от экскурсовода, некоторые из перечисленных мест, я вам настоятельно рекомендую посмотреть.

При выборе «необязательных» достопримечательностей, следует учитывать их расположение и наличие свободного времени.

Нет никакого смысла ехать в пригород Мумбаи, если у вас не осмотр города выделено два дня, берегите время.

Ресторан «Леопольд»

Ресторан «Леопольд» — культовое туристическое заведение, ресторан был открыт в 1871 году.

Леопольд очень популярен у туристов, произошло это благодаря популярной книге Грегори Робертса «Шантарам».

Сюжет романа развивается в Мумбае, часть сцен происходит в ресторане «Леопольд».

«Леопольд» расположен в самом центре туристического района Колаба.

В меню европейская, индийская и китайская кухня, с вечера и до закрытия тут очень многолюдно.

Мечеть Хаджи Али

Мечеть Хаджи Али была построена в Мумбаи в память о богатом мусульманском торговце по имени Сайеде Пир Хаджи Али Шах Букхари.

Индийцы сократили его имя до Хаджи Али и все равно понимают о ком идет речь.

Хаджи Али пожертвовал всё своё состояние перед началом паломничество в Мекку.

Мечеть находится на маленьком острове, недалеко от берега в районе Ворли.

Упоминание этой мечети можно встретить в культовом романе Грегори Дэвида Робертса — «Шантарам».

История мечети Хаджи Али

Мечеть была построена в 1431 году, про выбор места постройки ходит несколько легенд.

По одной из легенд, Хаджи Али наказал своим ученикам, после его смерти отдали тело во власть Аравийскому морю.

Ученики выполнили волю учителя, но через несколько дней тело было обнаружено на берегу маленького острова рядом с Бомбеем.

На том самом месте и была построена мечеть.

В 1944 году для удобства верующих на остров проложили дорогу.

Во время приливов дорога становится непроходимой и полуостров вновь становится островом.

Насыпная дорога к мечети Хаджи Али.
Насыпная дорога к мечети Хаджи Али

Строительный материал очень нежный, соленый морской воздух буквально поедает мечеть каждый день.

Восстановительные работы ведутся круглогодично, но реставраторы говорят, что с каждым годом работы вести все сложнее.

Последнее капитальное восстановление структурных элементов мечети проходило в 1960 годах.

Сейчас решается вопрос о том, чтобы возвести новый, полностью обновленный комплекс.

Мрамор для новой мечети Хаджи Али планируют использовать такой же, как и при постройке знаменитого Тадж Махала.

Архитектура мечети

Единственный вход в мечеть возможен лишь по насыпному понтону, который идет от берега к острову.

В главном храме три зала: западный, восточный и южный, а в центре расположена гробница Хаджи Али.

Посетители проходят сквозь главный вход попадают в южный зал.

Западный зал предназначен только женщины, а в восточный – это мужская территория.

Гробница Хаджи Али находится в центральном зале мечети, она покрыта красно-зеленой парчой и обрамлена серебром.

Верующие подходят к гробу, молятся, складывают подношения и прикасаются к краю.

Обратите внимание на внутреннее убранство купола, он украшен разноцветной мозаикой.

26-и метровый минарет мечети Хаджи Али расположен с северной стороны от помещения с гробом Хаджи Али и является главным минаретом.

Фонтан «Флора»

Ещё одной из достопримечательностью Бомбея является Фонтан «Флора», он расположен на площади Хутатма Чоук.

Фонтан «Флора» это ансамбль из гармонично украшенной арки, на которой присутствуют разные элементы декора.

В ночное время фонтан красиво подсвечивается, превращая каменные изваяния в нечто одушевлённое.

По соседству с фонтаном расположены прекрасные здания построенные в колониальном стиле.

Висячие сады

Висячие сады находятся в самом респектабельном районе города, на склоне холма Малабар, являются частью большого парка имени Камалы Неру.

В ландшафтном парке присутствует огромное разнообразие цветов, кустарников и прочей растительности.

Сады знамениты своими красивыми террасами, цветочными клумбами и кустарниками, которые выстрижены в виде фигур животных.

Здание мэрии

Белоснежное здание мэрии построено в неоклассическом стиле, дата постройки 1833 год.

Архитектором проекта был полковник Томас Каупер, здание считается одним из наиболее старых зданий колониальной эпохи в Мумбае.

Некоторые материалы для постройки здания были доставлены прямиком из Англии.

В одной из частей здания располагается Азиатское общество, библиотека которого насчитывает примерно 800000 томов.

Храм Махалакшми

Храм Махалакшми.
Храм Махалакшми

Индуистский храм посвященный богине богатства и процветания Лакшми (Махалакшми) построен на берегу Аравийского моря и с высокого утеса смотрит на маленький остров с белоснежной мечетью Хаджи Али.

История храм Махалакшми

Дорога к храму Махалакшми.
Дорога к храму Махалакшми

Индуистский храм Махалакшми был возведен в 1785 году.

Легенда о том как британские инженеры соединяли многочисленные острова, на которых сейчас стоит Мумбай, и что-то у них работа не ладилась.

Работы было много и вся она была очень сложная, но был один участок дороги, между Ворли и Малабарским холмом, который ну никак не поддавался интеграции в общую сеть дорог.

Проблема усугублялась сильным волнением моря, которое рушило все что было построено ранее и волноломные стены не могли спасти ситуацию.

Строитель из числа местных жителей увидел сон, во сне ему явилась Махалакшми, и поведала о месте, в котором, закопана её статуя.

На следующий день ровно в том месте, обнаружили статую богини Махалакшми.

На месте находки построили храм, и дела у строителей пошли на лад.

Что внутри храма Махалакшми

Индиец продает подношения богам у храма Махалакшми.
Индиец продает подношения богам у храма Махалакшми

Внутри храма Махалакшми находятся три статуи индуистских богинь: Махалакшми, Махакали (богиня смерти) и Махасарасвати (богиня знаний).

Статуи божеств богато украшены кольцами, браслетами, ожерельями и прочими атрибутами роскоши.

Увидеть богатство статуэток весьма сложно, большую время дня они закрыты золотыми масками.

Увидеть божества можно лишь во время ритуального купания/омовения, которое происходит либо ранним утром в момент пробуждения, либо поздним вечером, когда божества ложатся спать.

Алтарь храма можно обойти по периметру, что все индийцы и делают.

Ровно за спинами божеств на стене устроен интересный аттракцион.

Верующие прикладывают свои монетки к стене, тот у кого вера сильна видят как монетки прилипают к стене и находятся там достаточно долго, будто их приклеили на супер клей.

Я потратил всю мелочь из карманов, но все мои монетки тут же падали в копилку, которая установлена внизу стены, в то время как рядом висели такие же как и у меня монетки.

Фотографировать в помещении храма запрещено, за этим строго следят, на входе в храм изымают любую технику.

Помимо основного храма Махалакшми с тремя фигурками богинь, есть возможность выйти на открытую площадку, с нее открывается великолепный обзор на побережье Аравийского моря и островную мечеть Хаджи Али.

Фестиваль Navratri в храме Махалакшми

Вход в храм Махалакшми.
Вход в храм Махалакшми

Если вы желаете увидеть насколько индийцы религиозны, обязательно посетите храм Махалакшми во время фестиваля Navratri.

Тысячи верующих из разных регионов Индии стоят в бесконечной очереди чтобы войти в храм и получить особую благодать.

Стоять в очередях с кокосами, цветами, сладостями и прочими подношениями можно часами, но людей это не расстраивает, они свято верят что все это не напрасно.

Собор Святого Фомы

В 1676 году по распоряжению Джеральду Аунджеру — генерал-губернатора города Бомбей, он же являлся представителем Британской Ост-Индийской компании, было начато строительство собора.

Уже в 1837 году собор освятили в честь Святого Томаса (Фомы), который являлся одним из 12 апостолов.

Спустя год, здание собора обрело башню с часами, изначально ее не было.

Собор Святого Фомы выполнен в колониальном стиле с присущими той эпохе элементами готики.

Узкие и высокие окна собора украшают витражи, центральный зал украшен резными панелями.

Городской главпочтамт

В непосредственной близости от вокзала Виктория, расположено здание главпочтамта.

Архитектура здания почты прекрасно сочетает элементы индийской архитектуры с элементами европейской и исламской.

Строительство было завершено 13 марта 1913 года, общая площадь здания превышает 11000 квадратных метров.

Изюминкой здания является огромный главный зал, накрытый большим куполом, от которой расходятся входы в отделения главпочтамта.

Мечеть Джама-Масджид

Мечеть Джама-Масджид была построена в 1802 году и представляет собой четырехугольное здание из кирпича и камня.

Восточные ворота мечети ведут к древнему резервуару, заполненному водой.

Вокруг резервуара построено 16 каменных арок, на которые опираются своды мечети.

Район трущоб Дхарави

Трущобы Дхарави — это еще одна негласная достопримечательность самого богатого города Индии.

С каждым годом туристический поток в трущобы Дхарави увеличивается, произошло это после выхода на киноэкраны картины «Миллионер из трущоб», некоторые сцены фильма снимали на территории трущоб.

Особняк «Антилия» в Мумбаи

По проекту чикагских архитекторов, был построен самый большой частный дом в мире, владелец этой многоэтажки индийский миллиардер Мукеш Амбани.

Высота особняка «Антилия» составляет 173 метра, что позволяет иметь прекрасный вид на Аравийское море.

Особняк «Антилия» состоит из 27 этажей, на которых хватает места для всего, тут расположены: несколько бассейнов, спа-салон, мини-театр + бальный зал, парковка на 168 машиномест + автосервис, висячий сад и вертолетная площадка.

Более 600 человек обслуживают гигантское строение, примерная стоимость такой недвижимости превышает миллиард долларов.

Киностудия Film City

Киностудия Film Сity была открыта правительством штата в 1911 года, тогда она начала снимать первые немые фильмы.

Сегодня индийская киностудия Film Сity имеет весь спектр современных технологий, что позволяет выпускать фильмы с высоким качеством и современными визуальными эффектами.

Расположенная рядом с озером Вихар киностудия открыта для туристов.

Вся огромная территория комплекса Film City со всеми его крытыми и открытыми площадками для съемок доступна для осмотра.

Прачечная Дхоби Гхат в Мумбае

Прачечная Дхоби Гхат в Мумбае.
Прачечная Дхоби Гхат в Мумбае

В Мумбае существует достаточно много ярких и выдающихся достопримечательностей, от самого дорого и роскошного отеля до самых больших трущоб в Индии. Но если вы действительно желаете попасть в машину времени и посмотреть что происходило в Мумбае 100 лет назад, то отправляйтесь на экскурсию в район Дхоби Гхат и посмотрите как индийские мужики в поте лица перестирывают весь Мумбай.

Прачечные Дхоби Гхат можно сравнить с пчелиным улеем, все тут также регламентировано и каждый знает свою задачу, хотя со стороны выглядит очень хаотично. Каждая пчела-прачка знает свой фронт работ, а пространство прачечной поделено на маленькие соты-корытца, в которых копошатся дхоби (прачки).

Весь процесс напоминает конвейер, одни дхоби в тюках тащат со всего Мумбая грязное белье, другие внимательно его сортируют, третьи стирают и т.д. И все работает, и работает хорошо.

Работники Дхоби Гхат тут и работают, и живут, и моются, и едят, все как у нас в офисах за одним исключением, женщины в этот офис не приходят.

Дхоби Гхат — семейный бизнес

Территории прачечной Дхоби Гхат не более 10 гектар, на которой ежедневно трудятся более 700 семей, потомственных прачек. Все работники этого заведения являются мужчинами и принадлежат к касте далитов (одной из подмножества неприкасаемых). Возможно из-за тяжелых условий труда, а может по каким-то другим причинам, женщин к стирке не подпускают, так что только мужчины-прачки, которых тут зовут «дхоби» или «дхоби-вала».

Прачечная Дхоби Гхат в Мумбае на фоне небоскребов.
Прачечная Дхоби Гхат в Мумбае на фоне небоскребов

Попасть с улицы и стать полноправной прачкой практически невозможно, статус и рабочее место переходит по наследству. Некоторые говорят, что в последнее время можно попробовать претендовать на место у бадьи.

Ничего, кроме трудовых мозолей работникам прачечной не принадлежит, даже каменные бадьи они вынуждены брать в аренду у Brihanmumbai Municipal Corporation за 300 рупии ($ 5) в месяц.

История Дхоби Гхат в Мумбае

Как и многое в Мумбае, сервис по стирке белья был создан с подачи англичан. В 1890 году Дхоби Гхат было создано в качестве прачечной для работников британской Ост-Индской компании, сервис англичанам понравился, а индийцы получили рабочие места и постоянную занятость. В колониальные времена, мужчин-прачек называли английским словом лондри.

Сушка белья в Дхоби Гхат.
Сушка белья в Дхоби Гхат

Постепенно, бизнес Дхоби Гхат рос и у мужчин-прачек появлялись новые клиенты. Спустя короткое время, в район Дхоби Гат стали свозить белье со всего Мумбая. Некоторые постоянные клиенты уже на протяжении 100 лет пользуются сервисом прачечной, основные заказы приходят от больниц, ресторанов и отелей.

Для жителей Мумбая услуги мужской прачечной удобны и экономически выгодны. Большинство жителей Мумбая могут себе позволить купить современную стиральную машину, но зачем? Ведь за стоимость стиральной машины они могут всю жизнь пользоваться прачечной, не тратя деньги на электроэнергию, моющие средства и уж точно могут не беспокоиться о поломке дорогостоящей стиралки.

Технология стирки в Дхоби Гхат

Существует несколько этапов стирки белья в прачечной Дхоби Гхат. Сперва, все грязное белье сортируют именно на этом этапе происходит определение по какому циклу/программе будет стирка. Если белье очень грязное или требует термической обработки (тут стирают очень много белья из мумбайских больниц), то его помещают в бочки с водой и кипятят на дровах. Остальное белье замачивают в каменных ваннах.

Стирка белья в Дхоби Гхат.
Стирка белья в Дхоби Гхат

Процесс стирки ведется в кадке с водой, стирка белья осуществляется с применением экологически чистого стирального средства. Тут нет стирального порошка – только экологически чистый продукт. В качестве моющего средства используются мыло и плоды Мыльного дерева (Сапиндус, sapoindicus, что можно перевести как индийское мыло). Плоды мыльного дерева обладают хорошими мыльными свойствами, не имеют запаха, полностью гипоаллергенны, сохраняют цвет вещей и не наносят никакого вреда окружающей среде.

В процессе стирки, дхоби бьют белье, что есть мочи, об каменные выступы стиральных кадок, что позволяет добиваться стирки класса «А+» :) (зачем они это делают, мне не понять). Тут стоит отметить, что подобная стирка явно идет не на пользу белью и срок его службы уменьшается в разы.

Далее, идет процесс сушки и глажки, после которой белье можно доставлять клиентам.

Отличительной чертой этого совместного предприятия является скорость и точность. Все происходит с удивительной быстротой и ловкостью, как индийцы умудряются не перепутать белье вопрос открытый, возможно из-за уникальной системы распределения труда, а может им помогает Шива.

Все этапы стирки, от сортировки до сушки и доставки, строго регламентированы и за каждый процесс отвечают разные люди, которые имеют только одну функцию, но зато выполняют ее виртуозно. Есть специалисты, которые только сортируют и ничего больше не делают, есть те которые занимаются глажкой и ничем другим и т.д.

Новая техника в Дхоби Гхат.
Новая техника в Дхоби Гхат

Принято считать, что все процессы выполняются вручную, как и 150 лет назад, но в последнее время в прачечной появились автоматические стиральные машины, а древние утюги на углях заменяют на электрические аналоги.

Самостоятельная экскурсия в Дхоби Гхат

В Мумбае с легкостью можно обзавестись гидом по городу, также легко купить экскурсию в Дхоби Гхат, но еще проще поехать в прачечные самостоятельно.

Район прачечных Дхоби Гхат расположен в пешей доступности от станции мумбайского наземного метро Mumbai Mahalakshmi. Выйдя из поезда, вам следует немного пройти пешком и вы на месте.

Стоимость экскурсии в прачечные Дхоби Гхат

Часто, посещение прачечных Дхоби Гхат входит в обзорную экскурсию по Мумбаю, стоимость которой зависит от жадности туристической фирмы и может варьироваться от 150 до 200 долларов США. Если принять во внимание высокую конкуренцию и вы готовы довериться сомнительным индийским гидам говорящим на английском, то цена на подобную экскурсию может быть в два раза дешевле. Если вам нужно посетить только прачечные Дхоби Гхат, то можно найти частного экскурсовода всего за 15 - 20 долларов.

Стоимость самостоятельной экскурсии зависит лишь от жадности и настроения работников Дхоби Гхат, которые на входе берут мзду за проход на территорию прачечных. Законность взымания входной платы определить сложно, но просят они немного, от 100 до 200 рупи, так что не разоритесь.

Мумбайская биржа

В городе есть современная фондовая биржа, оборудованная по всем правилам современных мировых площадок по торговле ценными бумагами, но вплоть до 1995 года на бирже проводились голосовые торги.

Мумбайская биржа была основана в 1875 году, примерно в 1850-е годы брокеров в Бомбее было не более 20 человек, они торговали ценными бумагами прямо под деревом, вблизи городской ратуши.

Парк развлечений Essel World

Essel World – популярный парк развлечений с посещаемостью более 10 тысяч человек в день.

В парке развлечений есть современный аквапарк Water Kingdom с возможностью практиковать свои навыки катания на серфе.

В развлекательном центре Essel World присутствует более 34 видов аттракционов.

Пещеры Канхери

В джунглях национального парка Санджая Ганди, который расположен в пригороде Боривали, находится буддийский храмово-монастырский комплекс.

Комплекс состоит из 109 пещер высеченных в скале.

Время постройки пещер датируется II – IX веком нашей эры, большинство пещер весьма скромные, как и полагается буддистскому учению, но некоторые имеют роспись и древние скульптуры.

Музей денег Резервного банка Индии

Индия одна из первых стран, которая ввела в обращение понятие — валюта.

Индия стала распространять собственные монеты как вид оплаты в 6–4 веке до н.э., страна стала распространять монеты, которые принимали во всем мире.

Монеты отчеканенные в Индии можно найти в музеях Китая, Греции, Рима и т.д..

Индийскими деньгами охотно пользовались Александр Македонский и Британская Ост-Индская Компания.

В 2004 году открылся Музей денег, он расположен в форте Мумбаи, тут собраны редкие коллекции нумизматики Резервного Банка Индии.

В музее можно увидеть древнейшие монеты Индии, первые бумажные деньги и целые золотые слитки.

В отдельном зале представлены предметы, которые использовались в качестве денег еще до появления первых монет, вы увидите, бисер, ювелирные изделия и оружие.

Индийские монеты были самой разнообразной формы: пятиугольные и шестиугольные, квадратные, круглые, некоторые с дырочкой в центе, такие монеты надевались на нить в виде браслета.

Один из крупнейших выставочных центров Индии

Bombay Convention and Exhibition Centre — это одна из самых больших выставочных площадок Индии.

Выставочный центр открылся в 1991 году в одном из городских районов Мумбаи.

Из центра города сюда можно добраться по скоростной трассе Western Express Highway за 20 минут, до международного аэропорта ехать всего 10 минут.

По результатам выставок, проводимых в этом центре каждый год заключаются контракты на миллиарды долларов.

Метро в Мумбае

Надземное метро в Мумбае.
Надземное метро в Мумбае

Полноценного метро в Мумбае нет и в ближайшие годы не будет.

Есть небольшой участок, который был введен в эксплуатацию 8 июня 2014 года, но это невозможно назвать полноценным метрополитеном.

Единственная ветка метро состоит всего из 12 станций и 11 километров пути на город с 20000000 населения.

Метро в Мумбае перевозит пассажиров между районами Версова, Андери в западной части и Гаткопар в восточной части города.

Зато есть амбициозные планы и хорошие бюджеты, которые возможно будут реализованы.

Что такое наземное метро

В Мумбай существует уникальная система наземного метрополитена или локал трайн (local train).

Надземное метро Мумбая можно отнести к достопримечательностям этого индийского мегаполиса.

Сеть местных электричек охватывает весь Мумбаи и его агломерацию, сеть состоит из четырех линий и 140 станций.

Каждый день электричками пользуются более 7,5 миллиона человек, а за год вагоны надземного метро перевозят более 2,64 миллиарда человек.

Мумбайскую пригородную железную дорогу считают самой загруженной рельсовой транспортной системой в мире, ее протяженность составляет 427,5 км.

Поезда мумбайского надземного метро начинают работать с четырёх утра, а самые поздние трудятся вплоть до 2:30.

Станция надземного метро в Мумбае.
Станция надземного метро в Мумбае

Метро Мумбая самый скоростной вид общественного транспорта, который способен доставлять тысячи людей строго по расписанию.

Средняя скорость движения поезда в Мумбае составляет 50 км/ч.

Основные линии метро в Мумбае

  • Западная линия. Тянется вдоль всего западного побережья – от Dahanu Road на севере до Churchgate на юге. Две линии железной дороги идут параллельно – одна медленная (поезда останавливаются на всех станциях), а другая быстрая
  • Центральная линия. Тянется от Chhatrapati Shivaji Terminus (CST, он же вокзал Виктории) до Kalyan. Работают две параллельные линии – скоростная и медленная, участок от станции Kalyan до Kasara и Khopoli обслуживает только скоростная линия
  • Портовая линия. Идёт вдоль залива, пересекает его по двухкилометровому подземному каналу. Линия начинается от станции Chhatrapati Shivaji Terminus (CST, он же вокзал Виктории), после разветвляется и заканчивается станциями Panvel и Andheri. Все поезда на этой линии медленные. Маршрут этой линии пролегает сквозь знаменитый район «Дхарави» (мумбайские трущобы)

Как пользоваться метро в Мумбае

Наземное метро в Мумбае.
Наземное метро в Мумбае

В Мумбае следует избегать посещение метро в часы пик, которые могут быть утром и вечером.

Утренний мумбайсий транспортный ад длится примерно с 08:30 до 10:30, вечерний — с 17:30 до 18:30.

Поезд из девяти вагонов номинально может принять не более 2000 пассажиров, но в пиковые часы арифметика другая и поезд везет до 4500 человек.

Существует несколько классов вагонов.

Первый класс и обычный (ordinary), стоимость проезда в которых отличается в десять раз, условия проезда примерно одинаковы, те же вагоны без окон и дверей, те же индийцы, но в первом классе может быть чуть меньше народу.

Еще есть несколько типов поездов, экспресс — он идет чуть быстрее чем обычный, так как ни останавливается на большинстве станций и обычный (slow) этот поезд будет собирать народ всюду.

Мужчинам при посадке в вагон следует смотреть на маркировку вагона.

Есть вагоны предназначенные исключительно для женщин.

Отличить женский вагон очень просто, на нем есть стикер с женским профилем и надпись Ladys only.

Билеты на мумбайские электрички продаются как в кассах, так и в специальных аппаратах.

Стоимость проезда зависит от дальности поездки и класса вагона, при покупке билета в обычный вагон стоимость проезда можно примерно рассчитать по простой формуле 1 км. = 1 рупи.

При покупке билета следует точно знать на какую станцию вам надо, на всех платформах и в вагонах присутствуют наглядные схемы транспортной линии.

Билеты могут проверять в вагоне и при выходе со станции.

Подвижной состав мумбайского надземного метро состоит из разного вида убитости вагонов.

Это нужно чувствовать....
Это нужно чувствовать...

Самое драйвовое что дает мумбайское метро — это возможность на полном ходу высунутся из открытых дверей и с широко открытыми глазами встречать порывы прохладного воздуха, который в спокойном состоянии слишком горяч.

После пары таких поездок вы станете лучше понимать индийцев, которые ездят наполовину свесившись из вагона.

Общественный транспорт в Мумбае

Система общественного транспорта Мумбаи – самая развитая и загруженная в Индии, есть в этом и заслуга англичан. На сегодняшний день городской транспорт представлен автобусами (двух типов), паромами, такси и электричками.

Автобусы в Мумбаи

Пассажиры автобуса в Мумбае.
Пассажиры автобуса в Мумбае

Одним из видов общественного транспорта в Мумбае, пригодного для самостоятельных путешественников, является автобус. По Мумбаю бегают два типа автобусов: обычные и двухъярусные (практически как в Лондоне), так называемые даблдекеры, пользоваться автобусами можно с пяти утра и до полуночи.

Виды автобусов в Мумбае

  • Обычные — они останавливаются на всех остановках, их можно опознать по белым номерам на чёрном фоне;
  • Ограниченные — останавливаются только на крупных остановках. Стоимость проезда не отличается от обычных. Опознавательным знаком являются красные номера на белом фоне;
  • Специальные — они курсируют по центральным маршрутам, стоимость проезда выше, чем на обычных автобусах. Опознавательный знак специальных маршрутов — белый номер на красном фоне;
  • Коридорные — экспресс-автобусы следующие на окраины города. Имеют красные номера на жёлтом фоне;
  • Кондиционируемые скоростные — экспресс-автобусы между отдалёнными районами центра города, с работающими кондиционерами. Чёрный номер на жёлтом фоне;
  • Паромные — автобусы, следующие к паромным переправам. У номера должна быть надпись Port Ferry.

Особенность мумбайских автобусов

Особенность мумбайских автобусов заключается в удивительной недружелюбности их по отношению к пассажиру. Нумерация плохочитаемая и написана на хинди (вы сами поймете о чем я говорю, когда увидите эти закорючки). На остановках мумбайские автобусы никого не ждут, да и останавливаются на пару секунд, если не успел в него запрыгнуть значит не судьба. Манера вождения у водителей мумбайских автобусов сродни гонщикам формулы-1, резкие ускорения и такие же резкие замедления. Складывается впечатление, что они получают зарплату за количество километров пройденных за день, другого объяснения такому вождения я не нахожу.

Моторикши

Правительство Мумбая сильно ущемила права водителей этих трехколесных телег, которые являются визитной карточкой Индии. В Мумбае насчитывается более 250 000 моторикш. Пользоваться услугами моторикш возможно лишь в пригородах, в центр Мумбая моторикш не пускают.

Такси

Такси на улицах Мумбая.
Такси на улицах Мумбая

Мумбайские таксисты по праву считаются самыми жуликоватыми таксистами в Индии, почитайте любой туристический форум (Форум Винского, ogoa.ru и т.д.) и вы сразу все поймете. Правительство Мумбая для борьбы с жуликоватыми мумбайскими таксистами предоставляет горячую линия (бесплатный номер 1-800-22-01-10), позвонив по которой вы можете излить свою боль и поругать таксиста. В Мумбае примерно 150 000 машин такси, 20 000 из них являются историческими раритетами марки «Фиат».

Если постараться отыскать более честного таксиста, то пользоваться этим видом транспорта можно.

Почему я таксистов поместил в рубрику «Общественный транспорт», да потому что большая часть туристов использует их как общественный транспорт, это и понятно, ведь если вы на один день приехали в Мумбай из Гоа, то такси очень удобно.

Паромы

Паром в Мумбае. Туристический паром к острову Элефанта.
Паром в Мумбае. Туристический паром к острову Элефанта

Мумбай может похвастаться несколькими паромными переправами, самая популярная и известная у всех туристов это паромная переправа от Монумента «Врата Индии» до острова Элефанта. В пределах города есть восемь портов: Ferry Wharf, Elephanta Ferry, Marve Jetty, Manori Jetty, Madh Jetty, Versova Jetty, Gorai Ferry, Pirpau Jetty.

Основные пассажирские паромные маршруты в Мумбаи

  • «Врата Индии – остров Элефанта». Это единственный способ добраться до острова Элефанта;
  • «Marve Jetty (Malad)» — Manori Jetty, соединяющий два берега залива Манори;
  • «Versova – Madh Jetty», соединяющий два берега залива Малад;
  • «Gorai (Borivali) – Gorai Beach», соединяющий два берега залива Манори с севера. Через него также лежит самый короткий путь в аквапарк и парк аттракционов Esselworld.
Достопримечательности Мумбаи, что посмотреть за два дня
Достопримечательности Мумбаи, что посмотреть за два дня