На авто по Черногории, 7 маршрутов из Будвы

45
4

В этом посте вы узнаете про самые красивые черногорские маршруты, с картами, километражем, подробным описанием пути и достопримечательностей. Я расскажу где выгоднее арендовать автомобиль, как на этом можно немного сэкономить. Кратко расскажу про черногорские дороги, местных полицейских и автомобильную навигацию.

Статья написана для всех авто путешественников, которые едут в Черногорию впервые. Мое первое черногорское автомобильное путешествие было практически под угрозой срыва, из-за невозможности собрать толковые маршруты в ограниченные сроки.

На форуме Винского тонны полезной и нужной информации, но для её поиска нужно приложить неимоверные усилия и потратить очень много времени. Ввиду актуальности данной проблемы (с которой я тоже столкнулся), было принято решение свести всю актуальную информацию по самым популярным черногорским автомобильным маршрутам в одном посте. Приятного чтения!

Если у вас есть дополнения, замечания или критика, то добро пожаловать в комментарии. Именно благодаря вашим советам и комментариям, статья получилась полной, полезной и информативной.

Прокатились по моим черногорским маршрутам и вам понравилось/не понравилось? Написать про свое автопутешествие можно тут >>>

Нашли в статье неточности (со временем что-то могло измениться), тогда ругайте меня в комментариях к посту. :)

Отдых в Черногории можно провести по-разному, либо всё отпускное время потратить на пляж-море-рестораны, либо подробно изучить самую красивую балканскую страну, а бонусом будет отдых на самых лучших пляжах (каждый день на разных).

В отличие от пассивного пляжного отдыха, который к сожалению выбирают многие, у вас будет возможность искупаться и в море, и в Боко Которской бухте, и в горных и лесных озерах, обедать вам предстоит в самых лучших ресторанах или небольших кафе местных жителей, а не в прибрежных туристических местах, продолжать описывать плюсы активного отдыха на авто можно бесконечно.

Арендовать автомобиль в Черногории проще, дешевле и удобнее на местном прокатном сайте (рекомендую именно этот вариант). Аренда и передвижение по стране доступна по российскому водительскому удостоверению (МВУ - Международное Водительское Удостоверение местные полицейские не требуют), дороги в стране хорошие, выбор машин большой, так что не вижу причин отказывать себе в этом удовольствии.

Изучите подробный отчет о том как я арендовал машину в Будве, там мои отзывы, рекомендации и лайфхаки (настоятельно рекомендую изучить статью). Если нет времени, то прочитайте лайт версию статьи, там про черногорскую аренду авто, кратко и толково.

Обязательно изучите статью про то как и что посмотреть в Черногории (на машине это можно сделать быстрее), а так же про нетуристические достопримечательности страны (это для тех, у кого много времени).

Что важно знать при автомобильной поездке по Черногории

Важная информация!

Выбор: если вы решили провести свой черногорский отпуск на автомобиле, то я настоятельно рекомендую бронировать машину заранее. Чем раньше вы озаботитесь этим, тем больший выбор транспортных средств будет в вашем распоряжении, так сказать есть из чего выбрать. И напротив, прямо перед отпуском выбор прокатных машин ограничен, особенно сложно с выбором в летние месяцы (проверено на личном опыте).

Вы ничем не рискуете: полную сумму аренды вы платите лишь в момент получения автомобиля, бронь можно в любой момент отменить, или изменить.

В Черногории выгодно арендовать машину на длительный срок. Если вы арендуете автомобиль на весь отдых, то значительно экономите на аренде машины (чем больше срок аренды, тем дешевле), на групповых экскурсиях (экскурсии от 20 Евро с человека, а аренда машины от 20 Евро за машину, за день можете объехать пол страны) и такси в аэропорт (в сезон таксисты берут по 50 Евро за поездку). Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль в аэропорту.

Иногда день аренды машины стоит дешевле, чем поездка на групповую экскурсию! Не верите? Вот тут актуальные цены на самые популярные экскурсии. Я для вас описал самые популярные экскурсионные маршруты, вы можете их изучить и самостоятельно по ним прокатиться.

Местные (черногорские) фирмы по прокату автомобилей (проверить цены). Если вы не планируете путешествовать на автомобиле по Европе, то выгодней всего воспользоваться местными прокатчиками. Автопрокатных фирм в Черногории много, цены у них ниже чем у крупных международных прокатных фирм, но есть ряд ограничений: взять и вернуть машину можно только на территории Черногории (если у вас путешествие через всю Европу, то вам этот вариант не подойдет), выезжать за пределы страны позволит не каждый прокатчик (в соседние страны Албания, Хорватия ещё можно, а дальше в Европу — уже сложней).

Я в Черногории пользуюсь вот этим сайтом, на нем собраны практически все местные арендные машины (более 700 авто).

Международные фирмы по прокату автомобилей (проверить цены). Если вы планируете длительное автомобильное путешествие по Европе (с возможностью вернуть машину в любой европейской стране), то намного удобнее (но чуть дороже) воспользоваться международной прокатной конторой. Арендовать машину в крупной фирме (Avis, Herts, Europcar и т.д) не намного сложнее.

У крупных фирм есть несколько существенных преимуществ: нет проблем при поездке в соседние европейские страны, вернуть машину можно в любом городе, любого европейского государства где есть представительство фирмы, при сложностях с авто можно обратиться в любой офис и т.д.

Следует привыкнуть к местным дорогам. Этот пункт касается лишь неопытных водителей и тех, кто никогда не ездил по горным дорогам. На самом деле всё намного проще чем кажется. Большинство черногорских дорог хорошего качества (качество дорожного покрытия, знаки, разметка и т.д.), но следует быть очень внимательным на горных участках, в горах встречаются камнепады (зависит от сезона), а сами дороги очень узкие.

На горных серпантинах сложно разъехаться. И да и нет, если на дороге встретились два туриста, то будет немного сложно, но если вам на пути встретился местный житель, то разъехаться с ним одно удовольствие. Достаточно притормозить, а он сам и объедет, и пропустит, и покажет как надо разъехаться.

Мощность двигателя имеет значение. Если собираетесь ездить по Национальным паркам, которые находятся в горах, то лучше взять машину с более мощным двигателем.

Лучше выбрать механическую коробку передач. Это исключительно моё мнение, я привык к механической коробке передач и мне с ней проще.

У меня была история с малолитражной, а именно с тойотой ярис на автомате (вернее там был тойотовский робот). Хотелось мне поездить на новом авто, заказал свежую тойоту (в салоне запах свежей машины, на спидометре было меньше 7 000 километров), всё отлично, еду и понимаю что она как-то дергается. Тут может быть несколько причин, либо двигатель слабый, либо я разучился ездить, либо коробка никудышная (на автомобильных форумах признают именно эту причину рывков яриса).

По ровной дороге как-то привык к поведению коробки, но на горной дороге в небольшой пробке было невозможно (на подъеме робот переключает передачу вверх, тщедушный двигатель яриса начинает не справляться с нагрузкой и робот переключает вниз, двигатель начинает орать, робот переключает опять вверх и так по кругу). На следующий день поменял на старенький гольф на механике и был доволен.

Навигация и карты Черногории. В век цифровых технологий бумажными картами редко кто пользуется, по Черногории можно ездить и вовсе без карт и навигатора, но местная дорожная инфраструктура не настолько информативны, как европейская, так что рекомендую иметь хоть какой-нибудь гаджет. Некоторые достопримечательности можно отыскать исключительно по навигатору. Бумажные карты Черногории, смотрите по ссылке.

Дорожная полиция. Ничего хорошего про местных ГАИшников сказать не могу, как впрочем и ничего плохого. По повадкам, они очень похожи на наших, так же сидят в засаде и ждут жертву. Так же не против денежного вознаграждения, но в отличие от наших, могут за мелкое нарушение отпустить и пожелать доброй дороги. Тут многое зависит от вас, старайтесь не баловать их взятками, включайте ближний свет и пользуйтесь ремнями безопасности. Подробный пост про платные и бесплатные парковки в Черногории, ищите по ссылке.

Ремонт и перекрытие дорог. Вам следует быть готовым к перекрытию дорожного движения. Летом в Черногории активно строят/ремонтируют дороги, так что это вполне объяснимо, хотя и нелогично. Опасность в том, что некоторые дороги не имеют дублёров. Вернее сказать, дублёр есть, но что бы им воспользоваться надо проехать половину страны. Особой досадой может быть закрытие дорог в районе горы Ловчен, деревни Негуши, и знаменитого Которского серпантина.

Маршруты по Черногории. Все маршруты на этой странице имеют старт из Будвы, так как большинство туристов (и я тоже) отдыхают именно на этом курорте. Рекомендую в первые дни аренды авто не лезть в горы, а покататься по побережью, так вы привыкнете к машине и к дорожной обстановке. Не обязательно соблюдать строгую очередность описанных маршрутов (комбинируйте как вам удобно), я старался сделать их более удобными и простыми.

Про остальные автомобильные опасности, читайте по ссылке.

Карта автомобильных маршрутов по Черногории

Я постарался уместить все маршруты из данного поста на одну гугл карту. Получилось не информативно, и очень запутанно. Мне показалось, что более удобным будет разместить в начале каждого маршрута его карту.

Если вы отдыхаете на курорте Тиват, то вам будет интересно почитать про автомобильные маршруты с выездом из Тивата. А вот тут локальные маршруты с выездом из Будвы.


Черногорские авомобильные маршруты на карте

  • вокруг Боко Которской Бухты;
  • к Албанской границе и нудистам;
  • через всю страну в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня);
  • лучшие черногорские пляжи на автомобиле;
  • в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор.

Если у вас есть интересный маршрут, поделитесь им в комментариях (я обязательно добавлю его на карту и в пост), либо напишите про это пост.

На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты


Вид на город Пераст. Ширина автомобильной дороги в городе ровно на одну машину, разъезжаться со встречкой сложно, но зато как красиво

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов — памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков. Рекомендую в первый день своего автомобильного путешествия посвятить именно Боко Которской бухте.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Карта маршрута вокруг Боко Которской Бухты


Карта автомобильного маршрута вокруг Боко Которского залива за один день

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва — Котор: 24 км;
  2. Котор — Пераст: 12 км;
  3. Пераст — Рисан: 5 км;
  4. Рисан — Герцег-Нови: 25 км;
  5. Герцег-Нови — Игало: 3 км;
  6. Игало — Каменари: 17 км;
  7. Каменари — Лепетане: 300 м;
  8. Лепетане — Котор: 15 км;
  9. Котор — Будва: 24 км.

Рекомендую эту легкую автомобильную прогулку вдоль побережья, совершить в один из первых дней, вы успеете привыкнуть к машине и дорожной обстановке.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть (смотрите карту), дорога весьма интересна.

Котор

Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов). В Которе и его ближайших окрестностях много достопримечательностей, самые яркие ищите по ссылке.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать до 8 утра, то подняться в крепость Иоанна можно бесплатно, кассиры приходят на работу после 8:00 или 8:30. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:

Боко Которская бухта

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане, там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря — это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).

Герцег Нови и Игало

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Перед городом будет монастырь Савина, и русское кладбище, рекомендую туда заглянуть.

Интересных мест в городе достаточно, часть из которых разбросаны в разных концах городка, поэтому вот там статья (с картой) про все достопримечательности Герцег Нови.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок — Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).


Паромная переправа Каменари — Лепетане. Паромы ходят каждые 2 минуты, паромная переправа работает круглосуточно

Паром Каменари — Лепетане

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари — Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.

Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро, закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности, для этой прогулки пары часов вполне хватит.

Вечерний Котор

Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.

Из Будвы на юг Черногории к Албанской границе и нудистам


Старый город Улчинь. Именно тут был в заточении испанский писатель Сервантес

На юге расположен самый протяженный пляж страны — Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен самый большой нудистский пляж Ада Бояна. В этом регионе станы (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, но тем не менее поездка будет интересной.

Карта маршрута на юг Черногории


Карта автомобильного маршрута на юг Черногории (Улцинь, Ада Баяна и т.д.)

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва — Бар: 39 км;
  2. Бар — Старый Бар: 5 км;
  3. Старый Бар — Ульцинь: 25 км;
  4. Ульцинь — пляж Велика плажа: 9 км;
  5. пляж Велика плажа — остров Ада Баяна: 7 км;
  6. остров Ада Баяна — Вирпазар: 64 км;
  7. Вирпазар — Риека Црноевича: 25 км;
  8. Риека Црноевича — Будва: 46 км.

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.

Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.

Теперь обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Будванская ривьера

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

Город Бар и окрестности

В Баре можно посмотреть на порт, пошоппиться и собственно говоря, поехать дальше. Пляжи в городе есть, но они на любителя. Если имеется много свободного времени, то вот вам пешеходная экскурсия по всем барским достопримечательностям.

В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар, вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность — старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто (указал её расположение на гугл карте), вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698, (достаточно ввести в гугл карты). В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.

Ульцинь и Велика пляжа

Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь, этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.

Итак, смотрим на ульциновские достопримечательности, гуляем по Старому городу, но не купаемся на городском пляже, пляж тут маленький и перенаселенный. Рядом с Ульцинем можно искупаться на одном из частных пляжей, среди которых есть даже специальный женский пляж, тут дамы загорают голышом и мажутся лечебными грязями.

Из Улцина едем на самый большой пляж Черногории — Велика плажа, он мне немного напомнил пляжи Южного Гоа, такой же протяженный, но песок тут имеет грязно-серый оттенок.

Остров Ада Баяна

Искупаться в окрестностях Улциня можно так же на острове Ада Баяна, остров маленький и обладает широкой известностью. Именно на Ада Баяне самый большой нудистский пляж во всей Европе. Купаемся голышом и едем дальше.

Если выбрали многодневный маршрут, то вот тут подыскиваем жильё и ночуем. О том, в каком районе Ульциня лучше не селиться, читайте по ссылке.

Едем в Вирпазар вдоль Скадарского озера

Вот тут перед вами стоит выбор, либо ехать по уже знакомой и легкой дороге в сторону Будвы, и после Сутоморе свернуть к городу Вирпазар (платный тоннель), либо в Улцине свернуть в сторону городка Владимир (именно этот путь указан на моей карте), и проехать вдоль Скадарского озера (дорога тут сложнее).

Трезво оценивайте свои силы, дорога через горы весьма сложная. Про опасную дорогу вдоль Скадарского озера, и про достопримечательности, читайте по ссылке.

Город Владимир звучит громко, но на самом деле это два перекрестка и казино. Причём последнее непонятно для каких целей, я городок проехал транзитом, так что про казино никаких подробностей сказать не могу.

В чём опасности дороги вокруг Скадарского озера:

  • дорога просёлочная, т.е. качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего;
  • очень узкая, для разъезда со встречкой есть карманы;
  • отсутствует искусственное освещение, ночью тут лучше не ездить;
  • много «слепых» поворотов, тут следует быть очень внимательным;
  • тут можно повстречать «шальных» водителей, некоторые по этой дороге ездят очень опасно;
  • живность на дороге, часто на пути бывают черепахи, змеи и т.д.

Вот несколько советов, которые обезопасят вашу поездку:

  • по Вирпазарской дороге не следует ездить после заката, лучше воспользоваться автомагистралью вдоль моря;
  • если едете со стороны горы, то пропустите того, кто едет со стороны обрыва (это всемирное негласное правило);
  • перед «слепым» поворотом сигнальте, в Европе это незаконно, но может спасти от аварии (тут я вспомнил про свой индийский опыт);
  • будьте внимательны и не гоните, так как ландшафт очень сложный.

Не так важно какой дорогой вы решите воспользоваться, но я рекомендую посетить Вирпазар и покататься по Скадарскому озеру на лодке, посмотреть достопримечательности, посидеть в местной конобе и т.д. Про все достопримечательности Вирпазара, читайте по ссылке.

В Вирпазаре следует остаться на ночлег. Так как жилья в городке очень мало, то его бронировать нужно заранее, особенно в высокий туристический сезон. Вот вирпазарский список мест проживания, отели тут весьма простенькие.


Дорога по Скадарскому озеру и к деревне Риека Црноевича выглядит вот так. Очень узко и достаточно опасно

Деревня Риека Црноевича

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву (этот путь указан на моей карте).

Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.

От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье — Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.

На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах, цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Но если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и из Жабляка в Будву, туда и обратно едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории», как она проходит, смотрите по ссылке.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)


Нетуристический вид на моста Джурджевича, гравийная дорога пригодна для проезда на любой машине

План следующий, выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть (Скадарское озеро), далее столица Черногории — город Подгорица, далее на север страны и конечная точка маршрута — Жабляк (там ночевка).

Карта маршрута из Будвы в Жабляк


Карта автомобильного маршрута из Будвы в Жабляк (первый день)

Протяженность маршрута: 245 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк:

  1. Будва — Вирпазар: 43 км (через горы);
  2. Вирпазар — водопад «Ниагара»: 27 км;
  3. водопад «Ниагара» — Подгорица: 7 км;
  4. Подгорица — монастырь Морача: 47 км;
  5. монастырь Морача — Биоградское озеро: 43 км;
  6. Биоградское озеро — водопад Равняк: 28 км;
  7. водопад Равняк — мост Джурджевича: 28 км;
  8. мост Джурджевича — Жабляк: 22 км.

Вирпазар

Выезжаем из Будвы как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам (этот путь указан на моей карте). Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Черногорский водопаду «Ниагара»

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться (смотрите расположение на карте). :)

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Подгорица

Следующая остановка — Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.

Каньон реки Морача

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

По пути в нац. парк Биоградское озеро

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.


Качество горной дороги в каньоне реки Тара

По пути в нац. парк Дурмитор

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Мост Джурджевича

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Жабляк

Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.

Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.

Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.

Нужен вариант попроще, тогда рассмотрите вот этот (Apartmani Prisoje). Очень чистые комнаты, чуть в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, мини-кухня, а завтрак входит в стоимость. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет, она хорошо говорит по-русски.

Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)


Черное озеро в Национальном парке Дурмитор, тихо, спокойно, душевно

План на этот день следующий, проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву, но другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Карта маршрута из Жабляка в Будву


Карта автомобильного маршрута из Жабляка в Будву (второй день)

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк — плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор);
  2. плотина Пивского озера — Пивской монастырь: 24 км;
  3. Пивской монастырь — Никшич: 51 км;
  4. Никшич — монастырь Острог: 25 км;
  5. монастырь Острог — Даниловград: 30 км (по трассе М18);
  6. Даниловград — монастырь Дайбабе: 26 км;
  7. монастырь Дайбабе — Вирпазар: 26 км;
  8. Вирпазар — Будва: 43 км.

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь в Будву. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Пивское озеро, плотина и монастырь

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор — это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров (смотрите карту). Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер (смотрите на карту). Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич — Грахово — Рисан (смотрите на карте).


Качество горной дороги ведущеё в монастырь Острог

Монастырь Острог

Следующая остановка — монастырь Острог. Монастырь Острог является обязательным местом для посещения, вне зависимости от вашей религиозной принадлежности, место уникальное и светлое.

Если вы побаиваетесь этой дороги-серпантина. которая ведёт к верхнему монастырю (многие не рекомендуют по ней ехать не опытным водителям), то можно подняться на маршрутке, но мне кажется что страхи про эту дорогу сильно преувеличены. Вот подробная статья про дорогу к монастырю Острог.

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Монастырь Дайбабе и Подгорица

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием — монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.

Цетинье или Ловчен

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен (дорогу смотрите на карте). Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен, и как там проходят групповые экскурсии.

Далее, едем уже знакомой дорогой через Вирпазар и платный туннель, но можно (если не очень устали) и по бесплатной дороге через горы.

Черногорские пляжи на автомобиле


Пляж Жаница на полуострове Луштица, рекомендую приехать сюда на целый день

Нет никакого смысла арендовать автомобиль и ездить на доступные для всех туристов пляжи будванской ривьеры, там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически). К тому же на самые чистые пляжи будванской ривьеры на машине не проехать. Так что рекомендую выделить свободный день и пройти самые красивые будванские пляжи пешком.

Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю прокатиться по менее доступных, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Карта маршрута пляжи Черногории на автомобиле


Карта автомобильного маршрута по пляжам Черногории

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва — пляж Яз: 6 км;
  2. пляж Яз — пляж Трстено: 4 км;
  3. пляж Трстено — пляж Плоче: 2 км;
  4. пляж Плоче — пляж Бигово: 25 км;
  5. пляж Бигово — пляж Голубые горизонты: 19 км;
  6. пляж Голубые горизонты — пляж Крашичи: 5 км;
  7. пляж Крашичи — пляж Росе: 10 км;
  8. пляж Росе — пляж Жаница: 10 км;
  9. пляж Жаница — пляж Миришта: 1 км;
  10. пляж Миришта — Будва: 42 км.

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Пляжи возле Будвы

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде — пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт — Будва. Покрытие пляжа — крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Следующий пляж Плоче, тут можно зависнуть на долго, пляж является излюбленным местом для автотуристов и туристов из Будвы (сюда можно добраться на общественных автобусах). Пляж большой и имеет хорошую инфраструктуру, тут есть даже специальные бассейны (детские и взрослые), так что купаться можно в любую погоду. Покрытие пляжа — галька + привозной песок, есть вся туристическая инфраструктура и бесплатная парковка.

Пляжи на полуострове Луштица

Перед тем как въехать на полуостров Луштица, можно заглянуть на маленький пляж Бигово, который расположен в одноименном поселке. Пляж бетонный со скалистыми участками, расположен в уютной бухте, особо долго тут задерживаться не стоит. Покрытие пляжа — бетон, туристическая инфраструктура отсутствует, паркуйтесь где увидите свободное место. Если посмотреть на карту, то можно заметить, что этот пляжик расположен совсем не по пути, ехать туда или нет решайте сами.

Въезжаем на полуостров Луштица и первый достойный для посещения пляж — это пляж Голубые горизонты (Plavi Horizonti), он расположен в заливе Траште (там же где и пляж Бигово, только с другой стороны залива). Пляж от «большой воды» укрывает уютная скалистая бухта, а вокруг сосновые и оливковые рощи. Пляж Голубые горизонты отлично подойдет для автотуристов с детьми, тут песочек и пологий вход в воду. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Следующий пляж на полуострове Луштица, который можно посетить — это пляж Крашичи. Пляж расположен в Боко Которской бухте, таким образом волнение моря на нем меньше. Пляж Крашичи сильно проигрывает пляжу Голубые горизонты, ведь тут практически вся пляжная линия залита бетоном. Покрытие пляжа — бетон, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Ещё один бетонный пляж в Боко Которской бухте — это пляж Роси. Пляж Роси расположен в одноименной рыбацкой деревне, которая выросла до небольшого курортного поселка, но не стоит в этом месте рассчитывать на высокий сервис. Покрытие пляжа — бетон, самая необходимая туристическая инфраструктура присутствует.

Вот мы и приехали на самый популярный пляж полуострова Луштица, а может быть и всей Черногории — это пляж Жаница. Пляж омывается водами Адриатического моря, а не Боко Которской бухты, от моря пляж спрятан в уютной и очень зеленой бухте. Вода в этом месте имеет красивый бирюзовый оттенок, который её дарит мелкая светлая галька. От пирса отправляются морские такси и экскурсионные лодки, на которых можно посетить: остров Мамула, Голубую пещеру и т.д. Покрытие пляжа — мелкая галька, в некоторых местах бетон, вся необходимая туристическая инфраструктура присутствует, есть места для парковки. На пляж Жаницу возят групповые экскурсии, так что следует быть готовым к обилию отдыхающих.

Последним пляжем в нашей поездке будет небольшой пляж Миришта. Пляж расположен по соседству с пляжем Жаница, при желании можно дойти пешком (смотрите карту). Берег вокруг пляжа утопает в зелени, но пляж частично бетонный. Вода в море может показаться слишком холодной, виной тому служат родники, которые сильно охлаждают прибрежные воды. Покрытие пляжа — бетон и галька, необходимая туристическая инфраструктура присутствует, можно найти место для парковки.

На автомобиле в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор


Мавзолей Негоша в Национальном парке Ловчен

Ваше автопутешествие будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета. Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Карта маршрута в Национальный парк Ловчен


Карта автомобильного маршрута из Будвы в Национальный парк Ловчен

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва — крепость Космач: 16 км;
  2. крепость Космач — Цетинский монастырь: 16 км;
  3. Цетинский монастырь — Цетинье: 2 км;
  4. Цетинье — мавзолей Негоша: 20 км;
  5. мавзолей Негоша — село Негуши: 14 км;
  6. село Негуши — серпантин в Котор: 16 км;
  7. серпантин в Котор — крепость Гораджа: 6 км;
  8. крепость Гораджа — Котор: 9 км;
  9. Котор — Будва: 23 км.

Крепость Космач

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).


Вот такая дорога будет если свернуть с трассы в село Браичи, а на холме форт Космач

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Цетинье

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.

Национальный парк Ловчен

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи :)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Которский серпантин

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.


Такая фотография есть у всех кто поднимался (спускался) по которскому серпантину в Ловчен

Далее едем вниз по серпантину и не забываем про селфи. Вот тут гугл карты не дали мне проложить маршрут (на карте есть разрыв), но едем по серпантину вниз.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону (смотрите на карте) и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Вечерний Котор

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии — это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию...

Ни гвоздя вам, ни жезла.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

На авто по Черногории, 7 маршрутов из Будвы

Ваши вопросы, отзывы и комментарии

Александр, благодарю вас за подробное описание и очень детальные маршруты по Черногории. По ним и ездили, с небольшими отклонениями на шоппинг и кафе-рестораны.

Особое спасибо за подсказку про возможность заказать и вернуть арендованную машину прямо в аэропорту Тивата, нам с супругой это показалось очень удобным и комфортным сервисом. Воспользовались вашими рекомендациями и заказали машину именно через интернет, доставили автомобиль тот который заказывали. А бонусом, нас на нашей же арендованной машине (за рулем был парень, который привез машину) довезли до Будвы и рассказал про особенности дорожного движения, достопримечательности, куда сходить, что посмотреть, где пообедать и т.д. Видимо ему было так более удобно и мне не пришлось после перелета за руль садиться.

В Черногории впервые, но стаж за рулем большой, так что никаких проблем с вождением для меня не было. Есть одна поправка по маршруту, в Дурмитор (на Черное озеро) рекомендую ехать на несколько дней, там очень хорошо (если повезет с погодой).

С наилучшими пожеланиями, Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич, спасибо за отзыв. Мне приятно что статья была вам полезна. надеюсь что Черногория вам понравилась, тем более вы её достаточно хорошо посмотрели, а ведь если вы были в Дурмиторе, то значит вы практически всю страну проехали.

Вы правы, в Дурмитор нужно ехать как минимум с ночевкой, а про погоду угадать сложно - это ведь горы.

Александр, отличные маршруты и очень подробно описаны.

Хочу дополнить, мы с женой по одному из ваших маршрутов прокатились, а именно "Из Будвы по Каньонам". К сожалению в Черногории были всего неделю и другие маршруты оставили на следующий раз.

Так вот что хочу сказать, если времени не очень много, то маршрут отлично проходится за один полный день. Конечно мы его урезали (к примеру: форт Космач отлично виден с трассы, так что нет никакого смысла к нему топать ножками и т.д.), но все самые красивые места посетили.

Спасибо за подробный авто-путеводитель.

Спасибо за отзыв!

Анатолий, приятно получать положительную оценку моей работы. Маршруты могут быть разные, Черногория красива в любом направлении, я лишь наметил направления, а вам уже решать куда ехать и что смотреть.

Про замечания, согласен. Там всю страну можно за сутки объехать, но я старался так проложить маршрут, что бы было интересно и не утомительно. Про форт Космач, так его лучше смотреть вблизи (пешком можно дойти за 10 минут), для любителей старых крепостей он как подарок.

Александр, приветствую!

Рекомендую всем смотреть на красоты Черногории исключительно на автомобиле, что можно увидеть из окна туристического автобуса?

Что касаемо черногорских дорог, то мы проехали по стране более 1000 км. и я не видел плохих дорого, сложные места есть (серпантины, неосвещенные тоннели, слишком узкие дороги и т.д.), но откровенно плохих дорог я не видел.

Что бы посоветовал автомобилистам, друзья старайтесь ездить "в противофазе" с экскурсиями, а то будете по достопримечательностям ходить в толпе туристов.

Сергей, благодарю за комментарий!

К сожалению, не все туристы имеют возможность арендовать автомобиль, у кого-то нет водительского удостоверения, у кого-то нет финансовой возможности, так что Черногорию можно смотреть как угодно, хоть автостопом.

Естественно, если есть шанс арендовать авто, то Черногория "заиграет" совершенно другими красками.

Что касается туристического потока, то его намного проще пропустить вперед. Видишь туристический автобус, значит можно сделать перерыв на кофе, заехать в придорожный ресторанчик или просто остановиться в живописном месте да ноги размять.

Спасибо тебе добрый человек! Целых две недели колесил по твоим маршрутам, 98% информации полная правда. А вот про Жабляк, то я рекомендую ехать туда не на одну ночевку, а как минимум на две (это я про те 2% неправды :)). Прямо в Жабляке ставишь машину на прикол, берешь в прокат велосипед и кати куда глаза глядят.

А если серьезно, то благодарен безмерно. Сайт уже в закладках.

Именно для своих читателей (для вас) и был написан этот пост. Мне было приятно писать про страну, которая настолько многогранна и красива, что туда хочется вернуться снова.

Спасибо за ваш отзыв.

Добрый день. У меня в телефоне yandex навигатор, чтобы путешествовать на машине по Черногории необходим интернет? и каким лучше пользоваться интернетом и навигатором? Спасибо.

Андрей, на самом деле в Черногории всё намного проще. Всюду на дорогах есть указатели, заблудится на дорогах очень сложно, так как основных магистралей не много. Навигатор нужен лишь в тех случаях, если едете по просёлочным дорогам или в какую глушь заехали, но как правило и там можно встретить людей, а иногда и указатели (если место туристическое).

В Черногории я навигатором пользовался исключительно во время трекинговых походов по горам и исключительно из-за любопытства (узнать сколько времени до следующей точки). С собой был iGo и MapsMe (в телефоне) и то и другое работает в оффлайне (без интернета).

Александр, огромное спасибо за маршруты и советы. Я проехал по всем кроме севера. Ездил как по путеводителю.

Хотел бы добавить тем кто соберется объехать парк Ловчен против "часовой стрелки" по старому серпантину. Идёт большой ремонт дороги, точнее строят новую и делают туннель. Дорогу часто перекрывают на 2 и более часа. Дороги местами нет)). Я потерял там два часа.

Хотел бы порекомендовать рыбный ресторан на мосту по середине через Скадарское озеро в сторону Подгорицы. Называется Зоран Рыбак. С дороги не примечательное место. Меню короткое но по существу. Очень вкусно готовит. Рыбу можно выбрать самому из имеющейся ее и приготовит. Местные так и делали.

Пешком сходил из Будвы до Свети Стефана.. насколько точно все описано в вашем маршруте и в реальности. И массажист и указатель на Кусто - все на месте, в том же виде)).

Сергей, хорошо что моя писанина была вам полезной. :)

Про черногорские дороги можно говорить долго, я и сам иногда встревал на несколько часов (обычно по трассе из Будвы в Цетинье). Иногда про строительные работы сообщают заранее, точно не скажу где именно можно получить информацию (может по местному радио или на местном сайте). Моим источником информации про дорожные работы, была хозяйка апартаментов, которая регулярно меня предупреждала, что на такой-то трассе ведутся работы, туда лучше не соваться.

Сергей, а ресторан Зоран Рыбак, это тот что находится прямо перед мостом (если ехать от Вирпазара в сторону Подгорицы)? Рестораном вы его уж слишком громко назвали (маленький семейный бизнес), но рыбу там готовят отменно, да и делают это по семейным рецептам.

Вот я сейчас жалею что массажиста не сфоткал, как-то было не очень ловко фотографировать его за работой. Однако, мужик очень колоритный, в стиле хиппи 70х. Если у вас есть фотки, то было бы здорово их тут опубликовать (либо в моём посте, либо в вашем).

Спасибо вам за отзыв.

Александр, мы собираемся в Котор на машине из Минска через Хорватию. Прочитали, что за проезд по Хорватии придется заплатить порядка 50 евро в одну сторону (платная дорога, платный тоннель и мост). Может Вы знаете, так ли это, и насколько приемлем альтернативный маршрут, например, через Сербию (в плане обстановки в этой стране и дорого через горы).

Надежда, это Европа, тут в любом случае за что-то да придётся платить, так у них жизнь устроена. Я бы рекомендовал ехать как удобнее, а не как дешевле, тем более если маршрут будет длиннее, то эти самые 50 Евро уйдут на бензин, а он в большинстве европейских стран стоит примерно 1,3 Евро за литр.

Когда я был в Сербии, то там было спокойно, но следует внимательно выбирать маршрут, ведь у них весьма сложные отношения с соседними (непризнанными) республиками (этот момент следует уточнить).

Про платность и бесплатность: в большинстве случаев есть альтернативные дороги, они как правило менее удобны, более длительные, более опасны и часто имеют прекрасные виды.

Большое спасибо за ответ, взахлеб читаю Ваш блог! Огромное количество полезной информации, корректируем свои планы в соответствии с Вашими советами, поскольку в Черногорию собираемся впервые. Если можно, еще один вопрос: планируем быть в Черногории с 12 по 22 июня с детьми, думаю, вода еще не очень прогреется. Есть ли в июне разница по температуре воды в более северных районах (Бечичи) по сравнению с южными (например, Утьеха или Ульцин)? Заранее спасибо!

Вода в море прогревается лишь в июле, но это моё мнение и мнение многих местных жителей. Местное население вообще не понимает как можно лезть в море в мае, но многие туристы прекрасно купаются, и получают от этого неимоверное наслаждение.

Надежда, про разницу в температуре воды можно сказать, что она есть, но не критичная. В Ульцине действительно чуть теплее, но мне показалась что на температуру воды этот факт особо не сказывается. Рядом с Будвой есть пляж Плоче (на сайте есть про него подробный рассказ), там несколько бассейнов с морской водой, есть вероятность, что в них вода чуть теплее. Да и к тому же, вы на машине, так что за день можно объехать всё побережье.

Спасибо за такой развернутый пост! Очень полезно, содержательно и исчерпывающе. Новых впечатлений, маршрутов и удовольствия!

Соня, благодарю за оценку моей работы, надеюсь что данный пост вам помог увидеть настоящую Черногорию.

В данном посте описаны основные (туристические) авто маршруты, на самом деле их намного больше. В стране есть области совсем не посещаемые туристами, но очень интересные и красивые. Как пример, если ехать в сторону Шкодера, то на границе с Албанией можно найти совершенно нетронутые цивилизацией горные пейзажи.

Александр, огромное вам спасибо! Только что вернулись из Черногории. Все свои пять автомобильных дней спланировали на основе описанных вами маршрутов. С некоторой поправкой на меньший опыт и бОльшую лень :). Плюс сюрпризы вроде перекрытых по причине ремонта дорог к селу Негуши или сломавшегося в парке Дурмитор автомобиля. Но независимо ни от чего остались очень довольны.

Александр, благодарю вас за отзыв. Очень приятно слышать, что мой труд был полезен. :)

Вы абсолютно правы, на черногорских дорогах бывают непредвиденные обстоятельства, я и сам несколько раз попадал на ремонтные работы. Один раз на полуострове Луштица укладывали асфальт, ехали очень медленно, пробка была огромная. Пришлось развернуться и отказаться от поездки. Второй раз на горной трассе из Будвы в Цетинье, там вообще дорогу перегородили и никого не пускали. Так же пришлось развернуться и уехать.

В этом посте я про опасности местных дорог не рассказал. Как вы считаете, есть смысл добавить информацию про эту черногорскую особенность?

Как вам местные серпантины, привыкли быстро?

Лично для меня ваш труд оказался не просто полезен, а жизненно необходим. Самому сходу разобраться в особенностях новой страны и составить план поездок очень сложно. А у вас все систематизировано и разложено по полочкам. Остается только внести корректировку под свои персональные интересы, возможности и туристический темперамент.

К серпантинам как таковым привыкнуть оказалось не сложно, т.к. у меня был довольно большой опыт езды по Криту и Грузии. Но встретились и неожиданности. Например, черепаха, неспешно переходящая дорогу где-то между Петровацем и Вирпазаром. Пришлось вставать на аварийку и препроваживать ее с проезжей части :).

Что касается опасностей местных дорог, то такая информация, на мой взгляд, была бы очень к месту. Чтобы знать, к чему готовиться. Скажем, про дорогу между Вирпазаром и Цетинье вы написали, что она местами опасна, но чего конкретно ждать, кроме ее узости, было не очень понятно. С другой стороны, предупреждение я прочитал, поэтому ехал максимально внимательно. Но адреналина от внезапно выскакивающих почти из кустов встречных машин все равно набрался достаточно :).

Ну и черногорская манера перекрывать дороги мне очень понравилась. Наши попытки проникнуть в Негуши и на Которский серпантин с двух разных сторон были пресечены большими машинами, стоявшими поперек дороги без каких-либо дорожных знаков и объяснений происходящего. Оба раза приходилось бегать вокруг и искать свидетелей, которые хоть что-то могут объяснить. Во втором случае таким свидетелем оказался мальчик лет семи, который, сбегав в дом проконсультироваться с родителями, показал на пальцах, что дорога будет закрыта до 8 вечера.

P.S. Хотел предложить написать чуть подробнее про виды парковок в Черногории, но обнаружил ваш фундаментальный пост на эту тему, прозеванный мной раньше, и решил не предлагать :).

Тёзка, очень признателен вам, что вы подсказали про откровенные косяки, которые я как-то просмотрел. Так сказать, глаз уже замыливается, и простые вещи уже не видишь.

Александр, вы всё верно сказали про вирпазарскую дорогу, она узкая, местами даже очень (в посте есть её фотка). Но главная опасность, как вы точно подметили - это местные водители.

Дорога там мягко говоря не самая востребованная, так что народ по ней ездит как хочет. К тому же вокруг расположены винодельни и прочие отвлекающие факторы, так что бывают откровенно опасные водители (опять мягко говоря). :) Укажу про эти опасности в посте.

Живность как правило встречается в горах, и на не очень шумных дорогах. В основном черепашки и змеи. Благодарю вас за спасение черепахи, но большинство водителей на них не обращают столько внимания.

Перекрытие дорог там имеет какие-то правила, но я эти знаки так и не научился считывать. :) В большинстве случаев выручала хозяйка апартаментов, в которых я жил. Она всегда была в курсе что и где перекрыто, так что следует больше общаться с местными. Хотя этот вариант тоже не очень надёжен.

Если есть желание и время, то буду рад видеть ваши посты про черногорское авто путешествие. Не обращайте внимание на уже написанный материал, мне будет интересно увидеть ваш взгляд на Черногорию.

Насчет "откровенных косяков" - решительно не согласен! Невозможно описать все до каждой мелочи.

А насчет своих постов... Надо подумать, получится ли что-то хоть чуть-чуть интересное. Никогда не писал о поездках, только фото изредка выкладываю.

Александр, судя по вашим комментариям, написать пост для вас не проблема. :) Выберите любую интересную для вас тему, несколько интересных фоток, и я уверен на 100% что выйдет замечательный пост.

На самом деле, важно как вы увидели маршрут/страну, ваши ощущения, ваши фотографии и т.д. Так сказать, важны разные мнения, которые помогут будущим путешественникам проехать по вашим следам.

Саша, на самом деле написание небольших рассказов имеет несколько плюсов:

1. Ещё раз побывать в отпуске - когда пишешь, то как бы ещё раз "проживаешь" отпуск (т.е. физически уже не в Черногории, а ментально всё там же), а в процессе всплывают всякие важные мелочи, которые ранее не замечал.

2. У большинства путешественников есть потребность в слушателе, а в Интернете "слушателей" очень много.

3. Рассказывая свои истории, мы помогаем будущим путешественникам.

Попробуйте написать первый пост, если что то я помогу. :)

Аргументы более, чем убедительны!.. Продолжаю думать

Спасибо тебе добрый человек за подробную информацию, завтра с семьёй едем вокруг озера, буду осторожен.

И тут вопрос про транспорт. Там на широкой машине комфортно (планирую ехать на тойотовском рафике), разъезжаться вообще нормально, или лучше ехать на крохотулечке? Честно слово, уже отвык от малолитражек.

Георгий, Александр (автор поста), думаю, ответит более квалифицированно, но я тоже попробую. По мне, там где дорога совсем узкая, уже не так важно - джип у вас или малолитрижка. Все равно надо придумывать, как удобно разъезжаться со встречными. А вот с точки зрения мощности двигателя и устойчивости машины на горной дороге, большие мне кажутся предпочтительными. Первые три дня мы ездили на "Смарте" (движок 0.6 л), и я не всегда чувствовал себя уверенно, особенно на крутых горках и серпантинах. На оставшиеся два дня пересел на нормальный седан, стало на порядок проще.

Могу лишь подписаться под каждым словом. В горах не так важны габариты (габариты важны во время парковки в Которе и других средневековых городках), в горах важен объём двигателя.

К тому же Rav не очень крупный автомобиль, зато на грунтовке вы будете королём. Вдоль озера много всяких виноделен, ресторанчиков и просто красивых мест, вот там полный привод просто необходим.

Как сказал Александр, мощность двигателя важна, особенно если машина полностью загружена. Про экономию горючего ничего сказать не могу, но думаю в "горном режиме" даже кроха Смарт жрет как Гелендваген. :)

Ну и потом, когда сидишь в более менее нормальной машине, то и обрывы кажутся чуть дальше, а когда в малолитражке, то кажется, что колёса "цепляют обрыв". Это конечно грубое сравнение, но иногда чувствуется и чувство противное.

Ребята спасибо за советы, они пригодились.

Ну что, прокатился я вдоль озера, дорога вполне нормальная, проезжается на любой машине, есть несколько сложных участков. Если водительский стаж больше чем пол года, то можно ехать не боятся.

Из приятностей: есть несколько виноделен, побывать там рекомендую, есть очень красивые виды, но нужно следить за дорогой, есть несколько обзорных площадок.

Из НЕприятностей: дорога могла бы быть и получше, и пошире, возле самого Вирпазара (на повороте где отреставрированная церковь) остановили менты, долго чего-то проверяли, так что дегустируйте вино очень осторожно.

Всем удачи.

Георгий, спасибо за ваш отзыв.

Думаю, что с дегустацией вина там действительно нужно быть поосторожней, как в плане полиции, так и в плане собственной безопасности. Дорога всё же не самая лёгкая.

Александр,доброго времени суток.Подскажите каким маршрутом лучше добраться из Тивата до Жабляка на личном авто?
Заранее спасибо.

Я бы из Тивата поехал через Будву, далее по будванскому побережью, далее через тоннель Созина, Подгорицу, каньоны и т.д. Побережье тут очень красивое, можно хоть через каждый километр делать остановки для фотографирования. Да и достопримечательностей на этом пути больше будет.

Александр,а что скажете по поводу переправы или ехать через Котор,но там получится крюк вдоль бухты. Немного напрягает мысль, что дороги могут где-то закрыться и придется объезжать,чтобы добраться до Жабляка.

Так между Тиватом и Будвой ровная дорога, в том плане, что нет ни паромов, ни прочих преград, Котор остаётся в стороне. Вы же вроде спросили "Как добраться из Тивата..."

Возможно я вас не верно понял, но между указанными населёнными пунктами идет автомагистраль, её на моей памяти не перекрывали. Горные дороги иногда перекрывают, да и то исключительно из-за строительных работ. К примеру трассу Будва - Цетинье, но вроде как строительные работы уже завершились.

Я имел ввиду из Тивата через Котор,как один из вариантов...Если честно интересует наикратчайший путь из Тивата в Жабляк.Но один ваш маршрут через Подгорицу я запомнил).

Евгений, я кажется понял про какой путь вы говорите. :)
Ехать можно через Ловчен, т.е. из Тивата через Которский серпантин, далее вверх в гору, потом Цетинье и т.д. Так именно на ней вечно что-то ремонтируют, перекрывают, и т.д.Этот вариант возможен, но я бы не сказал что это короткая дорога, хотя если смотреть на карту, то наверно это один из коротких путей.

Есть ещё одна дорога в самой "углу" Боко Которской бухты, которая ведет вглубь страны. Если ехать через поселок Липци (рядом с Рисаном), то там тоже есть неплохая дорога через Никшич. Возможно этот вариант вам подойдёт.

Но самая надёжная будет именно через тоннель, ну на крайний путь через Будву, далее через Цетинье, но можно и через Липци. Выбирать вам.

Александр,большое спасибо за совет.

Подтверждаю, дорога через Липци и Никшич отличная, сами по ней ездили 2 недели назад (конец сентября 2018). По пути заехали на римский мост 3 века постройки где-то под Никшичем (на него был указатель с дороги), монастырь Острог (туда ехали целенаправленно, разъезды с автобусами конечно пощекотали нервы, это был первый день аренды машины) и ветропарк Крново (просто увидели с дороги ветряки и свернули на первый сворот в их сторону, стоять прямо под гигансткой со свистом вращающейся дурой, отбрасывающей на закате тень на пару километров - это что-то!). Все зрелища невероятные, рекомендую :)

Степан, полностью согласен с вами, но самая большая достопримечательность на пути Липци - Никшич, это Боко Которка. Если не торопиться, то там есть изумительная смотровая на рисанскую часть залива. Т.е. как заберётесь на гору, следует не мчаться вглубь страны, а остановиться и полюбоваться Боко Которкой.

В Острожский монастырь, дорога хоть и опасная (местами), но красивая, а какие там фотогеничные мини тоннели, так и хочется фоткать через каждые 100 метров.

Про парк ветряных турбин в местечке Крново (между Никшичем и Шавником), это совсем новая достопримечательность. Для автомобильных туристов, кто едет по маршруту Дурмитор, монастырь Острог, Пивское озеро, Жабляк, и т.д. она будет интересным дополнением.

Тут я с вами вновь соглашусь, побывать там стоит. И вот точные GPS координаты 42.893398, 19.101191 этого парка ветрогенераторов. Виды там на закате - марсианские. Я так же рекомендую повторить ваш маршрут.

Спасибо за описание, всё чётко и по существу, при планировании поездки опирались в т.ч. на него. От себя добавлю, что поездка в Дурмитор хорошо сочетается с посещением Боснии - виза так же не нужна, а после Жабляка через Пивское водохранилище (с обязательным посещением Пивского монастыря - невероятно светлое место, и не было ни одного посетителя кроме нас) - уходим на границу с Боснией и в Сараево. Мы сами жили 2 ночи в Жабляке, 2 в Сараево и 1 в Мостаре, а в Черногорию вернулись через Херцег-Нови, получился очень интересный и маршрут в негоночном темпе.

А в день, когда поехали на Аду-Бояну (утро было пасмурным, и планировали просто посмотреть что за место - и рвануть на Скадарское озеро), как раз к моменту приезда небо растянуло, и песок оказался настолько горячим, мягким и вообще невероятным для Черногории, что в итоге ни на какое Скадарское озеро мы уже не поехали, решили что можем себе позволить оставить за этой страной лёгкую недосказанность и причину, чтобы ещё вернуться, зато пообедали (поужинали?) в чудесном (хоть и дорогом) рыбном ресторанчике на берегу реки Бояна на закате, ммммм..... :)

Кстати, сейчас на участке дороги, которая идёт с Ловчена в сторону которского серпантина, идёт масштабная реконструкция, когда километров 7 старого асфальта и грунта уже сняли, экскаваторами как следует поездили, дождями полили, а новое покрытие ещё не положили, в результате на малолитражке (Ярис 1.5, кстати очень комфортно было на нём везде кроме этого места, намотали 1200 км, средний расход на всю поездку 5.5, сам удивился) ползли этот участок почти час, из-за чего на которский серпантин въехали уже в полной темноте, о чём ни капле не жалею, ночные виды на Тиват и Котор оказались ни чуть не хуже дневных, и встречных машин было всего 3 или 4.

Степан, огромное спасибо за отзыв и ваши замечания по маршруту. Хорошо, что пост помог спланировать ваш маршрут.

Совершенно верно, если есть свободное время, то можно и в соседние страны заглянуть. Босния и Герцеговина, Сербия, Албания (летом для россиян безвиз), Хорватия (нужен шенген), можно совершить уникальную поездку.

Как вам Ада Бояна, и почему Велику пляжу проехали транзитом? А про цены, так там всегда дорого. Удивительно конечно, вроде и река с морем рядом, и туристов не очень много до них доезжает, а ценник держат.

С дорогами, вернее с их стихийными ремонтами угадать сложно, хотя местные откуда-то получают весьма точную информацию. Хорошо что была возможность проехать, иногда ремонтируемую дорогу попросту перекрывают строительной техникой и финиш. Никаких знаков, никакой информации, просто стоит поперёк дороги огромный самосвал, приходится делать крюк.

Степан. а у вас на тойоте какая трансмиссия была? Я как-то брал малолитражку с роботом, мне не очень понравилось как он работал. Есть вероятность, что машина была неисправно, но по пробегу она была практически новая.

Ада Бояна - отлично, мы были там меньше недели назад, проезд на территорию базы открыт, людей совсем мало (по паре человек на 50 метров пляжа), половина голые, половина нет, никто одетых не гоняет (про это мы прочитали в интернете уже после посещения острова), видимо потому что не сезон. Однако ж, расширения кругозора ради и просто веселья для, я тоже показал местным пескам чего обычно на пляжах не показывают, жена до сих надо мной пор ржёт, но опыт надо сказать занятный :)
Пока ехали вдоль Велика Пляжа - небо только начинало разъяснивать, ну и пока думали где бы лучше туда свернуть, внезапно доехали до острова, а там уже и вопрос отпал = )

Ещё момент - жутко не понравился старый город Улциня. Сплошная (недо)стройка, стилистика старого города в половине строений не выдерживается, много новых недостроенных бетонных коробок просто залеплено фанерой, и это сразу отторгает, в отличие от других старых городов Боки или Будвы например, и на каждом углу кучи мусора, и ветер гоняет консервные банки по улочкам, и при взгляде со стен вниз та же картина, тут наши ожидания после чтения какого-то обзора были явно завышены. Хорошо хоть остров не подвёл.

В автомобилях я не сильно искушён, но вроде тут был обычный автомат (ярис 2018 года, как с салона, пробег 6 тысяч, и всё удовольствие за 15 евро в день, вообще это был мой первый опыт аренды машины). На серпантинах вёл себя более чем адекватно, на спусках при длительном торможении автомобиль сам включал пониженную, обгоны тоже без проблем. Вообще я до этого никогда автомат не водил, а как пользоваться рычагом передач мне объяснял прокатчик при выдаче машины. Однако ж, чёрт возьми, как это удобно!

Степан, многие наоборот едут исключительно на Велику пляжу, а Ада Бояну оставляют на всякий запасной. В сезон въезд туда платный, опять же - не все способны перебороть себя и загорать голышом, хотя там и для обычного отдыха пляжик имеется. Но опыт и как вы выразились "кругозор" - это даже очень дельная вещь, заехать стоит.

Про Ульциньские руины, так это настоящая боль и даже не в недострое, а в непонятном статусе этого памятника. Они вроде подали заявку в ЮНЕСКО, но вы сами видели что там происходит. А ещё есть совершенно незаконные постройки, которые явно никакого отношения к историко-культурной составляющей Ульциня не относятся. Мусор и разруха имеется и с этим не поспоришь. Самое обидное, что местное население совершенно наплевательски относится к своему достоянию.

Вот удивительно, когда я брал новую малолитражку (принципиально хотел покататься на прокатной машине с небольшим пробегом), её пробег был в районе 7 тысяч. Вы пишите про самопроизвольное переключение автомата на спуске, а в моём случае было всё наоборот. Сложность была в том, что я попал в небольшую пробку на подъёме, так он (автомобиль) меня своими переключениями до тошноты довёл. Подстроится под такую коробку передач у меня не получилось, и на следующий день он был обменен на более возрастной автомобиль.

Степан, так с механики на автомат пересесть - это легко, а с автоматической коробки на ручку - это целая история. :) Автоматическая коробка реально расслабляет, ну и по большей степени удобно.

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий