Храм Вирупакша самый древний храм в Хампи

323
8
4

Храм Вирупакша считается визитной карточкой Хампи. Стоит отметить, что в живую выглядит храм намного грандиознее чем на картинках из интернета.

По легенде, Вирупакшу принято считать мужем местной богини Пампы, второе имя которой Хампи-Дэви. Хампи-Дэви или Пампа была покровительницей ближайших земель и имела большое уважение у местного население и вот почему. Считается что Пампа могла управлять водами реки Тунгабадры и озера Пампа Саровар, а это для местных крестьян очень даже важно.

Про храм Вирупакша и про империю Виджаянагар ходят легенды, многие считают что Хампи построен на фундаментах более старых домов и храмов. Уничтоженный город принято считать как остатки Кишкинда, мифического государства обезьян, вот такая вот запутанная история.

История храма Вирупакша


Храм Вирупакша

Считается что храм Вирупакша самый старый из храмов Хампи, а некоторые полагают что Вирупакша это старейший храм не только в Хампи, но и в Индии. Действительно, история храма начинается в VII веке н.э., но и до этого времени на месте храма были молитвенные камни, так что истинный возраст храма Вирупакша мы вряд ли узнаем. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием бога Шивы датируются IX — X веком. Но даже IX — X век — это согласитесь достаточно давняя история.

Есть мнения, что Вирупакшу построили во время империи Виджаянагара и это отчасти правда, ведь сама империя появилась не в «чистом поле». Небольшие культовые сооружения присутствовали на этом месте задолго до основания империи Виджаянагара. Ученые считают что некоторые части храма можно отнести к периоду империй Чалукья и Хойсала, но основная часть храмового комплекса Вирупакша была возведена именно правителями Виджаянагарской империи.

С течением времени храм разрушали и восстанавливали, то что мы видим сегодня это новодел 1442 года постройки.

Виджаянагарские правители покровительствовали бурному развитию культуры и искусства, но уже в XVI веке к ним в гости пожаловали мусульманские завоеватели. Незванные гости на искусство и культуру Виджаянагарской империи смотрели немного по другому. Итог был понятен, многие архитектурные индуистские памятники были уничтожены полностью, но часть сохранилась.

Считается, что примерно в 1565 году мусульмане полностью уничтожили город, но не смогли уничтожить культ поклонению Вирупакши-Пампы, который действует по сей день. И тут опять вопрос, а почему тогда вредные мусульмане не порушили всё что мы видим с вами сейчас? Что их остановило и действительно они были настолько вредными?

Сегодня храм Вирупакша является действующим и в то же время открыт для посещения всем туристам, любой веры.

Карта — схема храма Вирупакша


Карта схема храма Вирупакша

Храм имеет два больших внутренних двора, один ведет в другой. Главный вход в храм осуществляется через высокую западную башню, но есть и менее заметные входы. Пройдя сквозь башню, вы попадаете в первый внутренний двор, тут есть 100-колонный зал, кассы и даже старый колодец.

Через ещё одну башню можно пройти во второй зал храма, тут вы найдете храмовую слониху Лакшми, Ранга Мандапа, колоннады и т.д.

Экскурсия по храму Вирупакша

Храм открыт для посещения от восхода (и даже раньше) до глубокой ночи, в полдень храм закрывают и некоторое время никого не пускают, имейте это ввиду при планировании посещения.


Главный вход в храм Вирупакша со стороны Хампи Базара

Любая экскурсия по храму Вирупакша начинается с осознания грандиозности постройки. Перед вами высится башня, высота которой более 50 метров, сквозь которую туда-сюда шмыгают люди, обезьяны и иногда коровы, за вашей спиной Хампи Базар и огромная деревянная колесница.


Восточная башня храма Вирупакша

Западная башня имеет 9 ярусов, каждый из которых украшен резными фигурками, выглядит очень эффектно, но тут есть секрет. Нижние два яруса построены из камня, а все верхние из более податливого материала (кирпич и раствор). Так что верхние фигурки были выполнены намного проще (это не камень, а своеобразная лепнина).

Мотивы фигурок самые разные, от всевозможных богов и богинь, до эротических сцен в стиле Кхаджурахо и прочего безобразия, обязательно обследуйте башню более внимательно, найдете много интересного.

В храме Вирупакша поклоняются богу Шиве, тут в равной мере присутствуют туристы и паломники, у всех одинаковые условия при посещении святыни. Ежегодные фестивали и религиозные праздники привлекают огромные толпы обоих типов, так что народу может быть много.

Последуем за всеми внутрь храма.

Первый двор храма Вирупакша


Первый двор храма

На первом дворе храма можно увидеть несколько интересностей, многие из которых очень хорошо прячутся, так что будьте более любопытными.

Вход в первый двор храма доступен без оплаты (второй двор платный), вход в первый двор не закрывают в полдень, так что тут всегда присутствует народ. Иногда людей может много и это может быть весьма колоритно.


Первый двор храма

Из достопримечательностей первого двора могу отметить 100 колонный зал, который словно каменный лес, зал соединен с соседними залами и составляет один большой лабиринт из колонн. Говорят что именно в этом месте было что-то похожее на общественную столовую. И действительно некоторые вещи определяют место как место где могли готовить еду. В полу можно видеть некоторые приспособления, которые вероятно относились к столовой, каменные жернова прямо в полу, остатки древнего водопровода и т.д.


Павильон в первом дворе храма, его ещё называют 100 колонным залом

Сегодня, как и сотни лет назад первый двор выполняет те же функции, тут, как и раньше много паломников ждущих своей возможности совершить обряд.


100 колонный зал в храме Вирупакши

В первом дворе так же присутствуют разные административные постройки, цель которых непонятна. По правую руку есть место для хранения обуви и специально обученные люди собирающие деньги за её хранение, своего рода гардеробщики. Второй двор является священным местом и во второй двор в обуви вас не пустят, таким образом обувь требуется либо сдать на хранение, либо спрятать в рюкзак.


Очередь в кассу

Пред входом во второй двор храма Вирупакши установлена касса и всех желающих обилечивают, цены разные и зависят от происхождения человека (турист или индиец) и его целей прибытия в храм (фото и видеосъемки нужно купить разрешение). Цены на посещения святыни вполне гуманные и по карману даже самому бедному индийцу от 3 рупи. За желание снимать и фотографировать с вас потребуют дополнительную плату от 50 рупи за фотоаппарат.

Второй двор храма Вирупакша


Второй двор храма Вирупакша

Основной интересностью второго двора храма Вирупакша является живая слониха Лакшми, которая за любую монетку вложенную её в хобот этим же хоботом вас благословит. Похлопывание хоботом по голове развлечение на любителя, я не рекомендую участвовать в этом эксперименте детям, да и для взрослых он тоже тоже сомнительный. Но это скорей всего моя осторожность, которую я проявляю по отношению к слонам.


Слониха Лакшми в храме Вирупакша

По обеим сторонам двор обрамляют колонные залы с резьбой по камню, встречаются очень интересные сюжеты, уделите немного времени и изучите резьбу подробно.


Индуистские боги в храме Вирупакша

В центре двора установлен небольшой павильон в котором расположились быки Нанди, их тут несколько штук, такого количества Нанди в одном месте я еще в Индии не видел. Нанди считается транспортным средством бога Шивы, но почему их тут так много?


Второй двор храма Вирупакша и быки Нанди

Вот так выглядят священные быки Нанди вблизи.


Нанди во втором дворе храма

Рядом с быками высятся священные столбы, в чем их святость местные жители объяснить не смогли.


Священные столбы в храме Вирупакши

Перед быками расположено углубление в полу, там установлена еще одна святыня.


Ранга Мандапа

В самой дальней части двора вы увидите Ранга Мандапа — это невысокое строение со множеством колонн и обилием резных элементов. Ранга Мандапа была построена одной из последних, примерная дата постройки 1510 год.


Ранга Мандапа, резные колонны

Внутри Ранга Мандапа кроме резных колонн имеет роспись потолка и резной фриз, который считается оригинальным, а не реконструкцией.


Ранга Мандапа, роспись потолка и оригинальный барельеф

Дальше на запад, есть небольшой внутренний зал, где можно видеть бога Вирупакшу. На входе во внутренний зал стоят два божества-хранители, а потолок внутреннего зала украшен мотивами на тему лотоса. Святилище содержит бога Вирупакши в виде лингама (фаллоса).

Наиболее важными из всех святынь являются супруги Шивы, богини Пампа и Bhuvaneswari, они расположены к северу от главного храма. Считается что эти святыни намного старше чем все остальные.


Южная часть храма Вирупакша

Если пройти за строение Ранга Мандапа, то там можно найти небольшой затемнённый зал, в котором можно видеть как сквозь узкую щель в стене солнечный свет проецирует перевернутую тень главной башни храма. Получается эффект фотокамеры, но верующие индийцы видят в этом нечто иное.

Территория вокруг храма Вирупакши


Священный колодец рядом с храмом Вирупакша

Если у вас осталось свободное время, силы и желание, то обязательно изучите ближайшие окрестности храма Вирупакши. Считается что тут была целая деревня со всей необходимой инфраструктурой, она предназначалась для священников храма. Если обойти храм Вирупакша с северной стороны то вы увидите огромных размеров священный водоем Manmantha, он расположен напротив северной башни храма, которая имеет название Kangiri Gopura.

С южной стороны храм Вирупакша граничит с холмом Хемакута на нем расположено несколько древних храмов разной сохранности.

Храм Вирупакша самый древний храм в Хампи
Поддержи пост в социальных сетях
Информация на сайте была для вас полезной? Сказать спасибо можно тут
Ваши вопросы, отзывы и комментарии

"Внутри Ранга Мандапа кроме резных колонн имеет роспись потолка и резной фриз, который считается оригинальным, а не реставрацией."
Наверное, ты имел в виду не "реставрация", а "реконструкция". Потому как реставрация - это и есть оригинальное.
Не сочти за занудство. Вот)

Спасибо за важное дополнение, конечно я имел в виду что там сохранилась оригинальная роспись и оригинальные резные элементы (по крайней мере все про это говорят), а не новодел. Сейчас пост поправлю.

Вход на западе, а бог- лингам на Востоке, как и в христианских церквях?
Вирупакша - это гневный третий глаз Шивы.
Есть там что-нить по поводу третьего глаза Шивы?
(жаль что мало фото самого храма, а не дворов и гопур))

Вход в храм Вирупакша с востока, а алтарная часть с божествами в западной части. Вот в этом посте видно как за Вирупакшу солнышко падает. https://in-trips.ru/blog/zakaty-i-rassvety-v-hampi.html

Я там был во время перерыва (практически нарушитель), так что храмы были закрыты. Индийцы не разрешают внутри храмов фотографировать, особенно не любят когда идолов фоткаешь, я старался соблюдать их требования.

Про то что Вирупакша - это гневный третий глаз Шивы, не знал. Спасибо что посвятили.

священные столбы называется "стамбха!.
Обычно стамбха ставится одна и понимается как ось, связующая небо и землю - аналог джотир лингамов.
делийская колонна из железа - это тоже стамбха. часто эти колонны покрывали золотом.
на стамбхах устанавливают освещение.
можно провести аналогию со стелой с позолоченной пирамидальной вершиной у египетских храмов.
столб света, как известно появляется из черной дыры
столбы света известны в славянском месте силы - аномальной зоне - в Жигулях

Благодарю за подсказку про столбы стамбха.

Все верно, ночью на них зажигают свет, полностью соответствует вашим словам. Но почему их несколько в одном месте?

Здравствуйте. Кто нибудь знает, почему во время нападения мусульмане разрушили все храмы а храм Вирупакши не тронули?

Храму Вирупакша тоже досталось, ну им особо не нравилось изображения людей, богов и прочих запрещенных в религии вещей, которых внутри Вирупакши не много. Мне кажется, была и другая причина.

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий