Вокруг Боко Которской бухты на велосипеде (от Котора до Лепетане)

226
0
3

Боко Которская бухта является одним из самых ярких и запоминающихся мест Черногории, иногда её называют самым южным фьордом Европы. Если это ваше первое посещение страны, то обязательно посмотрите Боко Которку с воды и с суши. Я вас уверяю это совершенно разные градации прекрасного.

Вся береговая линия усеяна старинными, сонными городками в венецианском стиле, практически в каждом прибрежном городке есть марина с красивыми парусниками и рыбацкими лодками. Если городок чуть больше деревни, то в нем обязательно будет средневековая церковь и несколько дворцов зажиточных горожан.

Боко Которская бухта разделена на несколько заливов. Заливы бухты названы по городам, которые они омывают: Рисанский, Которский, Херцег-Новский и Тиватский заливы. В этом посте прокатимся вдоль нескольких из них.

Почему вам обязательно следует прокатиться по Боко Которской бухте на велосипеде


Узкие улочки Прчани

Вокруг Боко Которского залива существует множество экскурсионных маршрутов, самый популярный и востребованный у туристов — это морская экскурсия на корабле (цены можете узнать по ссылке). Минимум денег, максимум достопримечательностей за экскурсионный день, но это групповая экскурсия со всеми вытекающими. Как проходит экскурсия по Боко Которскому заливу, читайте в моём подробном отчёте.

Второй, также популярный у туристов способ увидеть бухту и все её красоты — это арендовать автомобиль и прокатиться вдоль залива с ветерком (по ссылке можете узнать цены на аренду). Я изначально выбрал именно этот способ, прокатился на авто, но наслаждения от поездки не получил.

Дело в том, что весь путь вдоль самых красивых мест не превышает 45 километров. На автомобиле его можно проехать за час, ну максимум два. Красивых мест, в которых хочется остановиться огромное количество, но дорога настолько узкая (смотрите фотографии в этом посте), что никакого шанса для стихийной фотопаузы у вас нет. Приходится ехать дальше и искать место где припарковать авто, в итоге плюешься, материшься и едешь дальше. Вокруг Боко Которки ехать на машине не рекомендую, для автомобильных поездок в Черногории есть много других маршрутов.

Остаётся велосипед — если правильно подобрать маршрут (про маршрут расскажу далее) и время поездки, то вы получите массу позитива, много хороших снимков и отлично проведете время. Рекомендую именно этот вариант.

Где в Которе арендовать велосипед и сколько это стоит

Про всевозможный городской транспорт в Которе, можно прочитать по ссылке. В этой части поста поговорим про аренду велосипедов и электро велосипедов.

Самая адекватная которская фирма по аренде велосипедов оказалась в очень удобном месте, вот такой вот Win Win. Кроме описанной в этом посте прокатной конторы, можно поискать прокат великов в старом городе (в одной из туристических фирм) и в городском парке (рядом с паромным портом).


Которская прокатная фирма Oasis, прокат велосипедов, мопедов и яхт

Прокатная контора Oasis расположена напротив супермаркета IDEA, который находится южнее Старого города. Если вы приехали на автобусе, то идите по направлению Старого города, возле супермаркета IDEA вам следует перейти улицу и вы на месте. Если вы как же как я приехали в Котор на авто, то можно попробовать найти парковочное место рядом с офисом Oasis (мне не повезло), можно проехать в сторону поселка Муо и припарковаться там (я парковался там совершенно бесплатно). Про черногорские парковки, читайте по ссылке.

Выбор велосипедов не очень богатый, но для одного дня катаний сойдет. Цена обычного велосипеда — 10 Евро за сутки проката.


Оформление документов на прокат велосипеда в офисе прокатной конторы Oasis

Моя рекомендация, берите велик с корзиной на передней вилке и нормальной посадкой (это просто удобно). В корзинку можно положить рюкзак, продукты из магазина, водичку и всё что у вас есть с собой. Если вы не собираетесь кататься по пересеченной местности, то ее рекомендую брать горный велосипед. Вокруг бухты отличная дорога, по ней можно проехать на любом велосипеде.

Бронко, так зовут владельца прокатной лавки, предложил взять электро велосипед. Цена электро велосипеда — 20 Евро за сутки проката.

Я уже был готов на этот вариант, но есть одно больше НО. Протяженность пути вокруг Боко Которской бухты, примерно 45 километров (если никуда не сворачивать и ехать строго по асфальту), заряда электро велосипеда может на весь путь и не хватить (так сказал владелец).

Что делать с разряженным электо великом? Есть несколько вариантов: либо самому крутить педали (крутятся они чуть тяжелее чем у обычного велосипеда), или заехать на обед в любой ресторан и во время обеда подзарядить «железного коня».


Вот так выглядит документ на аренду велосипеда. Документ стандартен, как обычно вся ответственность за транспортное средство на арендаторе

Мой выбор остановился на обычном велосипеде за 10 Евро, оформляем документы и вперед покорять Боко Которку. Стоит отметить, что даже за самый дешевый велосипед требуют залог в виде какого-нибудь документа (я отдал водительское удостоверение) или денежного эквивалента.

Велосипедный маршрут вокруг Боко Которской бухты

После того, как у вас появиться велосипед, самое время выбрать маршрут. Тут большинство туристов, и я не исключение, делают стандартную ошибку — сразу же едут в сторону Доброты, Пераста и т.д. Бронко вовремя меня остановил, вручил наглядную карту Боко Которской бухты и объяснил, что лучше осматривать прибрежные городки по часовой стрелке.

Причин исследовать Боко Которскую бухту по часовой стрелке несколько:

  1. Двигаясь вокруг бухты по часовой стреле, вы всегда едете со стороны воды и любуетесь видами;
  2. Всё самое интересное расположено именно со стороны поселков Муо и Прчань (если не успеете всё объехать, то большую часть красот всё равно увидите);
  3. Со стороны поселков Муо и Прчань автомобильный трафик не такой сильный, как со стороны Доброты, за первое время поездки вы успеете адаптироваться.

Велосипедный маршрут на карте

На этой карте я указал весь пройденный маршрут, со всеми остановками и достопримечательностями. Вся протяженность велосипедного маршрута не превышает 45 километров. Дорога в основном легкая, за исключением нескольких участков (про это читайте далее). Весь маршрут проходится нормально, никакой специальной физической подготовки для него не требуется.

Рекомендую выделить на это приключение 6 — 8 часов. Этого времени вам должно хватить для проезда по всему маршруту. Если вы решите каждый городок обследовать, всюду фоткаться и делать частые перерывы на рестораны и кафе, то времени стоит добавить (тут уже считайте сами).

Легкие и красивые участки пути

Мне показалось, поправьте если это не так, что самый красивый и колоритные участок пути расположен между городками Муи и Столивом. Проезжая по этому маршруту, хочется фотографировать буквально через каждые 100 метров. Городки действительно очень милые, так же следует принять во внимание, что транспорта на этом отрезке пути совсем мало. По крайней мере, значительно меньше чем на противоположном берегу Боко Которки.

Весь путь от Котора до городка Столив (и далее до самой переправы Лепетане) ехать на велосипеде очень комфортно, всюду атмосфера приморской итальянской деревушки.

Менее комфортное, но такое же красивое место — это городок Доброта, тут следует ехать по дороги вдоль моря, а не по трассе. Но и вдоль моря ездят машины и царит атмосфера курорта.

Ещё один душевный участок Боко Которской бухты — это город Пераст, но ехать до него придется по достаточно загруженной автомагистрали. В Перасте, так же как и в Доброте, есть верхнее шоссе (по нему ходит весь транспорт), и нижняя улица вдоль воды (сюда пускают только автомобили местных жителей). На велосипеде приятно, но намного интереснее гулять по Перасту пешком и глазеть по сторонам, а там есть на что смотреть.

Сложные участки пути

Как я уже говорил ранее, вся трасса вокруг бухты — плоская, за исключением одного особо гористого участка. Самый холмистый участок пути, поджидает велосипедистов после населенного пункта с не выговариваемым для русского человека названием Стрп. Дорога между городками Стрп и Рисан является холмом, таким образом, если вам удалось на него забраться, то скатиться вниз к Рисану уже не является проблемой.

Участок пути от паромной переправы Лаперане — Каменаре до Липси и вплоть до самого Котора, так же является весьма сложным. Вся беда в автомобильном трафике, он тут весьма оживленный. Виной тому автомагистраль, уходящая вглубь Черногории, трасса начинается в поселке Липси и идет через горы в город Никшич.

Вокруг Боко Которской бухты на велосипеде (видео)

Как проезжают этот шикарный и красочный маршрут настоящие профессионалы, можно посмотреть в этом коротком видео.

Моя вело поездка вокруг Боко Которской бухты

Велосипед арендован, всё самое важное про предстоящую вело прогулку я вам рассказал, теперь предстоит сама поездка, много фотографий и мои комментарии в процессе поездки.

Часть фотографий могут быть неверно подписаны, пожалуйста меня исправляйте. Всё дело в том, что городки на берегах бухты, перетекают из одного в другой, найти где заканчивается один и начинается другой, весьма сложно.

Из-за огромного числа фоток, мной было принято решение разделить этот пост на два. В этом посте вы увидите поездку из Котора до паромной переправы, в следующем посте опишу вело путь от переправы Лепетане-Каменари до Котора, но уже по другому берегу.


Карта вело экскурсии вокруг Боко Которской бухты

Вот план моего велосипедного маршрута вокруг Боко Которской бухты, жирным отмечены пункты, которые описаны в этом посте.

  • Котор — Муо: 1 километр, дорога ровная никаких особых красот;
  • Муо — Прчань: 4 километра, восхитительно красивый участок маршрута, городки сливаются в один, так что сложно найти между ними границу;
  • Прчань — Столив: 4 километра, в основном природная красота Боко Которки, ехать приятно;
  • Столив — пролив Вериге: 2 километра, спокойный участок пути, отличный вид на церковь Богоматери на рифе;
  • пролив Вериге — переправа Лепетане-Каменари: 1 километр, спокойная поездка по сонным черногорским захолустьям;
  • переправа Лепетане-Каменари: цена переправы для велосипедиста 1 Евро, смотрим на черногорскую красоту с воды;
  • переправа Лепетане-Каменари — Костаньица: 4 километра, тут расположена отличная смотровая площадка;
  • Костаньица — Моринь: 3 километра, ничем не выдающийся участок пути;
  • Моринь — Липци: 1,5 километра, в Липцах начинается трасса в Никшич, тут же расположены древние рисунки (им 12 000 лет), плотность движения увеличивается;
  • Липци — Стрп: 1,5 километра, начинается подъём в гору, ехать на велосипеде становится сложно;
  • Стрп — Рисан: 3 километра, в городе есть несколько достопримечательностей, небольшой пляж и супермаркет;
  • Рисан — Пераст: 3,5 километра, открываются виды на пролив Вериге и церковь Богоматери на рифе (на остров ходят лодки);
  • Пераст — Бахова Кула: 3,5 километра, бесконечные рыбные фермы и один из лучших пляжей Боко Которки;
  • Бахова Кула — Ораховац: 3 километра, обычный участок пути с прекрасными и уже приевшимися видами бухты;
  • Ораховац — Люта: 2 километра, небольшой изгиб трассы и вы выходите на «финишную прямую»;
  • Люта — Доброта: 5 километров, начинаются обычные туристические районы поселка Доброта, но всё равно красиво;
  • Доброта — Котор: 3 километра, много церквей и дворцов, финишная прямая и вы вновь в Которе.

Муо или Мио


Городок Муо - это первое что вы видите на пути, впечатляет и придает сил

В нескольких километрах от Котора, начинается рыбацкий посёлок Муо. Многие туристы ошибочно считают что этот поселок Котором, но это не так.


Набережная в городке Муо

Всё население рыбацкой деревушки не превышает 700 человек, основной его занятостью является туризм (мне так показалось). Большинство домом приспособлены для сезонной аренды в виде апартаментов или в качестве кафе и ресторанов.


Таких симпатичных домиков в Муо много

Никаких феноменальных достопримечательностей поселок не имеет, но выглядит он настолько фотогенично, что хочется фотографировать каждый дом и каждую рыбацкую лодку.


Вид на Котор и крепость Святого Иоанна из города Муо

Лучшие ночные фотографии которской крепости Святого Иоанна, получаются именно с набережной Муо. Фотографии подсвеченной крепости действительно очень интересные. Благодаря отражению в воде, можно видеть крепость в виде огромного сердечка, ну и посиделки на набережной с таким видом — очень романтичное занятие.


Набережная в городке Муо. Обратите внимание на отсутствие ограждений, чуть зазевался и ты уже в воде

Из поселка Муо начинается тропа на гору Врмац. Сразу за поселком начинается небольшой городок Прчань. Где граница между этими населенными пунктами, я так и не понял, но наверняка просто пропустил табличку.


Марина для яхт в городе Муо

Город Прчань


Небольшие запруды для лодок в городе Прчань. Подобные сооружения имеются по всей Боко Которской бухте

Рыбацкий поселок Муо закончился неожиданно и вот я уже еду по знаменитому городу Прчань. На первый взгляд, никакого различия между соседними населенными пунктами нет, но это только так кажется.


Марина для яхт в городе Прчань

В то время как Муо, всё время был сонным рыбацким посёлком, город Прчань был известен далеко за его пределами. Всё дело в местных умельцах, которые строили настолько быстроходные лодки, что ими заинтересовались венецианцы. А если чем-то заинтересовались венецианцы, то значит это дорого стоит.


Один из дворцов в городе Прчань, видно что теперь у дома два хозяина

В XVII веке местные моряки стали частью венецианской почтовой службы, и занимались регулярной доставкой почтовой корреспонденции. Скорость доставки корреспонденции была для тех времен феноменальной, вот бы Почте России у них поучиться.


Дворец Луковичей и небольшая церквушка Кармельской Богоматери в Прчани, которая тоже принадлежала этому богатому клану

Благодаря такой славе и международному призванию, бизнесмены из Прчани стали получать множество заказов, которые привели за собой инвестиции, а как по другому. Инвестиции тут же были вложены в местную экономику, а именно: построили в городе мореходное училище, построили несколько красивых храмов и церквей, понастроили дворцов, значительно расширили морскую почтовую службу, организовали морскую торговую службу, снарядили парусник Splendido и прошли на нём кругосветку и т.д. А ведь могли бы вывести всё в панамские офшоры. :)


Церковь Рождества Богородицы в самом центре Прчани

Посмотрите на местные соборы и вы поймете, насколько крутым был город во времена Венецианской республики. Я имею в виду католический храм Рождества Богородицы, на постройку которого было потрачено 120 лет, но зато выглядит великолепно.


Пляж в городе Прчань, он считается одним из лучших пляжей во всей бухте

В Прчани можно найти несколько пригодных для купания пляжей, вода в бухте чистая и даже имеет привлекательный оттенок.


На противоположном берегу виден город Доброта и церковь Святого Матфея

Для ориентира: на противоположной стороне небольшого пляжа виден город Доброта.


Вид на центральную часть города Прчань

Из современных достопримечательностей городка Прчань, можно отметить знаменитую лечебницу «Врмац». Оздоровительный комплекс занимается лечением и реабилитацией многих заболеваний. Считается, что местный морской воздух помогает при неврологических заболеваниях. Я думаю, что для лечения подобных заболеваний, природа намного искуснее врачей.


Церковь Святого Николая в самом центре Прчани

Напротив оздоровительного комплекса «Врмац», на пляже мыса Марко, можно искупаться и позагорать. Местные говорят, что это единственное место в Боко Которке, где такой пологий вход в воду и приятное галечное дно.


Еще один пляж в Прчане, если бы не наличие водорослей, то выглядел бы он идеально

Однако, я насчитал в бухте несколько приличных пляжей, купание на которых устроит большинство туристов. Единственный минус пляжей в бухте — это наличие водорослей и очень холодна вода в некоторых местах (вероятно из-за ключей).


Лавка старьёвщика в Прчани

Мой подробный рассказ про город Прчань, читайте по ссылке, а мы двигаемся дальше.

Столив


Вот вам ещё один пляж Боко Которской бухты, он расположен между Прчанью и Столивом

В нескольких километрах от Прчани расположен небольшой рыбацкий городок Столив. Существует красивая черногорская легенда, про женихов и оливки. Считается, что именно от этой легенды город и получил своё имя.


Живописная дорога из города Прчань в Столив

Название города состоит из двух слов «сто» и «олива». Именно столько оливковых деревьев требовалось посадить жениху, дабы взять девушку из этого городка себе в жены. Сегодня, вокруг города действительно много оливковых деревьев, а вот население всего 350 человек. Видимо для многих женихов, квест с оливковыми деревьями оказался слишком сложным и они были вынуждены искать невест в других городах. :)


Улицы поселка Столив

Столив был основан в XIV веке, в те времена тут была крохотная рыбацкая деревушка без особых амбиций. Если сказать честно, то с тех пор в городе поменялось не много, он по-прежнему выглядит сонной деревушкой на берегах Боко Которской бухты, тут как в XIV веке занимаются рыбной ловлей. Единственное различие, сегодня рыбу разводят в садках, а не ловят.


Центральная часть Столива

В Столиве, как и в любом черногорском городе, есть своя легенда (в дополнение к женихам и оливкам). Считается, что один из моряков, привез своей жене красивый цветок камелии, кто-то даже говорит про японское происхождение этого подарка. Местным жителям это растение понравилось, с тех пор в Столиве проводят фестиваль, именованный «Днями Камелии». В наши дни традиция сохранилась и обрела новое «дыхание», теперь кроме балов и цветочных выставок, проводят конкурс и выбирают «Леди Камелию».


В Столиве продолжают рыбный промысел, вот так выглядит стоянка рыбацких лодок

Из достопримечательностей Столива, можно отметить несколько храмов, парочку обзорных площадок и прогулки по склонам горы Врмац. Самая крутая обзорная площадка расположена на высоте 250 метров, в Верхнем Столиве. Путь лежит через оливковые рощи, происхождение которых я описал чуть выше.


Рестораны в Столиве, можно перекусить на открытой веранде

Если у вас нет особого желания лезть в гору, то достаточно разместиться в любом кафе и любоваться прекрасными видами Боко Которской бухты.


За Столивом находится пролив Вериге, через который морские суда входят в которскую бухту

Прямо за Столивом расположен пролив Вериге, через который огроменные круизные лайнеры проходят в залив.


Вид круизного судна на фоне города Пераст. Как видите, судно намного больше средневекового городка

Размеры у круизных судов настолько велик, что если их сравнить с прибрежными городками, то населенные пункты кажутся значительно меньше современных кораблей. На этой фотографии город Пераст и один из круизных лайнеров, сравните их размеры.


Самая северная часть поселка Столив

Из храмов и церквей Столива, я бы рекомендовать посмотреть на следующие:

  • церковь Святого Василия, в ней сохранились фрески XV века;
  • церковь Святого Ильи, дата постройки XVIII век;
  • церковь Святой Анны, эта церковь расположена в Верхнем Столиве.


Рыбные фермы за поселком Столив. Как вам такой вид с рабочего места?

Пролив Вериге


Вид на остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия со стороны пролива Вериге

Едем дальше. Сразу за городом Столив дорога упирается в пролив, который считается одним из красивейших мест во всей бухте. Напротив расположен город Пераст, и два острова, остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия.

Ширина пролива в точке пересечения Тиватского, Рисанского и Которского заливов (напротив Пераста), не более 250 метров, что позволяло перекрывать этот судоходный путь цепью, от этого и пошло название (вериге — цепь).


Крохотный пляж в проливе Вериге

Место очень красочное, но долго тут задерживаться не стоит. Хотя если есть желание, то можно посидеть в кафе, позагорать на крохотном пляже и полюбоваться проходящими судами.


Церковь улыбок в проливе Вериге, обалденный вид на Боко Которскую бухту и острова у города Пераст

Совсем недавно была отреставрирована небольшая церквушка, так что панорама стала ещё более привлекательной. История церкви начинается с XVI века, имя у неё очень забавное «церковь улыбок» (Оризо или sorrizo — это и есть улыбка по-итальянски). Считается, что моряки возвращаясь из длительных походов, видя церквушку дарили ей свои улыбки. Church of Our Lady of Angels — это её второе название, что можно перевести как церковь Богоматери ангелов.

Поселок Лепетане


Улицы деревни Лепетане, тут ещё сохранилась средневековая старина, без кондиционеров на стенах и прочего современного мусора

Следующий населенный пункт на нашем пути — небольшая деревушка Лепетане. Большинство туристов, видят в этом месте лишь паромную переправу, которая сокращает путь в Герцег Нови. Но Лепетане имеет долгую и бурную историю.


Поселок Лепетане и вид паромной переправы через пролив Вериге

Первые упоминания про населенный пункт в этой местности относят к XV веку. Именно в эти года, у одной влиятельной семьи из Пераста, появилась тут летняя резиденция. Из-за семейства Лепетанус, деревушка и получила своё название. Но чуть раньше, селение имело название Святой Лавринец, из-за расположенной по близости, одноименной церкви.


Вид поселка Лепетане с паромной палубы

На экскурсиях, гиды для туристов имеют более простую историю, которая говорит примерно следующее. Что именно в Лепетане, моряки высаживали любовниц и возвращались домой к женам. Звучит красиво, но не выдерживает никакой критики.


Очарование водных домов в Лепетане

Считается, что в далекие времена, когда Османская империя и Венецианская республика мерились силами, именно по этому населенному пункту проходил водораздел владений (это вопрос спорный).


Лепетане и пролив Вериге, вид с парома

Паромная переправа Лепетане — Каменари


Погрузка автотранспорта на паром в поселке Лепетане

Но не будем копаться в истории деревушки Лепетане, а встанем в очередь на паром. Впрочем, паромная переправа это тоже объект, который может стать историей, из-за регулярного стремления местных властей построить тут мост. Однако ЮНЕСКО и общественность против, ЮНЕСКО ратует за сохранение облика местности, а местные жители бояться потерять рабочие места и доход.

Паромная переправа между Лепетане и Каменаре для велосипедистов стоит 1 Евро, пешеходы катаются совершенно бесплатно. Паромы ходят круглосуточно и очень часто.

В будние дни, особенно в часы пик (с 8:00 до 10:00, и с 16:00 до 18:00), паромы отправляются сразу же, как заполняются. В остальное время, если паром не заполнен, то следует немного подождать (не более 15 минут). Летом, в пик туристического сезона, бывают очереди, ожидать можно минут 30, но на велосипедистов это никак не влияет.


Я и велик перебираемся через пролив Вериге

Расписание переправы в высокий туристический сезон (май-октябрь):

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в течении высокого сезона (май-октябрь) — паромы курсируют постоянно.

Расписание переправы в низкий сезон:

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в низкий сезон — курсируют раз в час (от Каменари: 00:00, 01:00, 02:00, 03:00, 04:00), (от Лепетани 00:30, 01:30, 02:30, 03:30, 04:30).

Билет следует купить в киоске на причале (еще до погрузки на паром). При погрузке на паром, билет изымает контролер и покажет куда вам встать, велосипедистам можно вставать куда угодно, а вот если вы на автомобиле, то следует слушать команды персонала.

Цены на паромную переправу:

  • пешеход — бесплатно;
  • велосипед — 1 Евро;
  • мопед, мотоцикл – 2 Евро;
  • легковой автомобиль – 4,5 Евро;
  • легковой автомобиль с прицепом и микроавтобус (7-20 мест) – 9 Евро.

Время переправы с одного берега на другой, не более 10 минут. На борту парома есть несколько туалетов, посещение бесплатное, рекомендую воспользоваться.

Продолжение вело экскурсии вокруг Боко Которской бухты, читайте по ссылке.

Вокруг Боко Которской бухты на велосипеде (от Котора до Лепетане)
Поддержи пост в социальных сетях
Информация на сайте была для вас полезной?

Поделитесь ей в социальной сети, или воспользуйтесь любым из туристических сервисов

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий