На велосипеде вокруг Боко Которской бухты

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-08-27
Регион: Котор

Боко Которская бухта является одним из самых ярких и запоминающихся мест Черногории, иногда её называют самым южным фьордом Европы. Если это ваше первое посещение страны, то обязательно посмотрите Боко Которку с воды и с суши. Я вас уверяю это совершенно разные градации прекрасного.

Вся береговая линия усеяна старинными, сонными городками в венецианском стиле, практически в каждом прибрежном городке есть марина с красивыми парусниками и рыбацкими лодками. Если городок чуть больше деревни, то в нем обязательно будет средневековая церковь и несколько дворцов зажиточных горожан.

Боко Которская бухта разделена на несколько заливов. Заливы бухты названы по городам, которые они омывают: Рисанский, Которский, Херцег-Новский и Тиватский заливы. В этом посте прокатимся вдоль нескольких из них.

Почему вам обязательно следует прокатиться по Боко Которской бухте на велосипеде

Узкие улочки Прчани.

Вокруг Боко Которского залива существует множество экскурсионных маршрутов, самый популярный и востребованный у туристов — это морская экскурсия на корабле (цены можете узнать по ссылке). Минимум денег, максимум достопримечательностей за экскурсионный день, но это групповая экскурсия со всеми вытекающими. Как проходит экскурсия по Боко Которскому заливу, читайте в моём подробном отчёте.

Второй, также популярный у туристов способ увидеть бухту и все её красоты — это арендовать автомобиль и прокатиться вдоль залива с ветерком (по ссылке можете узнать цены на аренду). Я изначально выбрал именно этот способ, прокатился на авто, но наслаждения от поездки не получил.

Дело в том, что весь путь вдоль самых красивых мест не превышает 45 километров. На автомобиле его можно проехать за час, ну максимум два. Красивых мест, в которых хочется остановиться огромное количество, но дорога настолько узкая (смотрите фотографии в этом посте), что никакого шанса для стихийной фотопаузы у вас нет. Приходится ехать дальше и искать место где припарковать авто, в итоге плюешься, материшься и едешь дальше. Вокруг Боко Которки ехать на машине не рекомендую, для автомобильных поездок в Черногории есть много других маршрутов.

Остаётся велосипед — если правильно подобрать маршрут (про маршрут расскажу далее) и время поездки, то вы получите массу позитива, много хороших снимков и отлично проведете время. Рекомендую именно этот вариант.

Где в Которе арендовать велосипед и сколько это стоит

Про всевозможный городской транспорт в Которе, можно прочитать по ссылке. В этой части поста поговорим про аренду велосипедов и электро велосипедов.

Самая адекватная которская фирма по аренде велосипедов оказалась в очень удобном месте, вот такой вот Win Win. Кроме описанной в этом посте прокатной конторы, можно поискать прокат великов в старом городе (в одной из туристических фирм) и в городском парке (рядом с паромным портом).

Которская прокатная фирма Oasis, прокат велосипедов, мопедов и яхт.

Прокатная контора Oasis расположена напротив супермаркета IDEA, который находится южнее Старого города. Если вы приехали на автобусе, то идите по направлению Старого города, возле супермаркета IDEA вам следует перейти улицу и вы на месте.

Если вы как же как я приехали в Котор на авто, то можно попробовать найти парковочное место рядом с офисом Oasis (мне не повезло), можно проехать в сторону поселка Муо и припарковаться там (я парковался там совершенно бесплатно). Про черногорские парковки, читайте по ссылке.

Выбор велосипедов не очень богатый, но для одного дня катаний сойдет. Цена обычного велосипеда — 10 Евро за сутки проката.

Покажите этот пост и попросите небольшую скидку, у меня вышло и у вас тоже будет всё ОК.

Оформление документов на прокат велосипеда в офисе прокатной конторы Oasis.

Моя рекомендация, берите велик с корзиной на передней вилке и нормальной посадкой (это просто удобно). В корзинку можно положить рюкзак, продукты из магазина, водичку и всё что у вас есть с собой. Если вы не собираетесь кататься по пересеченной местности, то ее рекомендую брать горный велосипед. Вокруг бухты отличная дорога, по ней можно проехать на любом велосипеде.

Бронко, так зовут владельца прокатной лавки, предложил взять электро велосипед. Цена электро велосипеда — 20 Евро за сутки проката.

Я уже был готов на этот вариант, но есть одно больше НО. Протяженность пути вокруг Боко Которской бухты, примерно 45 километров (если никуда не сворачивать и ехать строго по асфальту), заряда электро велосипеда может на весь путь и не хватить (так сказал владелец).

Что делать с разряженным электо великом? Есть несколько вариантов: либо самому крутить педали (крутятся они чуть тяжелее чем у обычного велосипеда), или заехать на обед в любой ресторан и во время обеда подзарядить «железного коня».

Вот так выглядит документ на аренду велосипеда. Документ стандартен, как обычно вся ответственность за транспортное средство на арендаторе.

Мой выбор остановился на обычном велосипеде за 10 Евро, оформляем документы и вперед покорять Боко Которку. Стоит отметить, что даже за самый дешевый велосипед требуют залог в виде какого-нибудь документа (я отдал водительское удостоверение) или денежного эквивалента.

Велосипедный маршрут вокруг Боко Которской бухты

После того, как у вас появиться велосипед, самое время выбрать маршрут. Тут большинство туристов, и я не исключение, делают стандартную ошибку — сразу же едут в сторону Доброты, Пераста и т.д. Бронко вовремя меня остановил, вручил наглядную карту Боко Которской бухты и объяснил, что лучше осматривать прибрежные городки по часовой стрелке.

Причин исследовать Боко Которскую бухту по часовой стрелке несколько:

  1. Двигаясь вокруг бухты по часовой стреле, вы всегда едете со стороны воды и любуетесь видами;
  2. Всё самое интересное расположено именно со стороны поселков Муо и Прчань (если не успеете всё объехать, то большую часть красот всё равно увидите);
  3. Со стороны поселков Муо и Прчань автомобильный трафик не такой сильный, как со стороны Доброты, за первое время поездки вы успеете адаптироваться.

Велосипедный маршрут на карте

На этой гугло карте я указал весь пройденный маршрут, со всеми остановками и достопримечательностями. Вся протяженность велосипедного маршрута не превышает 45 километров. Дорога в основном легкая, за исключением нескольких участков (про это читайте далее). Весь маршрут проходится нормально, никакой специальной физической подготовки для него не требуется.

Рекомендую выделить на это приключение 6 — 8 часов. Этого времени вам должно хватить для проезда по всему маршруту. Если вы решите каждый городок обследовать, всюду фоткаться и делать частые перерывы на рестораны и кафе, то времени стоит добавить (тут уже считайте сами).

Легкие и красивые участки пути

Мне показалось, поправьте если это не так, что самый красивый и колоритные участок пути расположен между городками Муи и Столивом. Проезжая по этому маршруту, хочется фотографировать буквально через каждые 100 метров. Городки действительно очень милые, так же следует принять во внимание, что транспорта на этом отрезке пути совсем мало. По крайней мере, значительно меньше чем на противоположном берегу Боко Которки.

Весь путь от Котора до городка Столив (и далее до самой переправы Лепетане) ехать на велосипеде очень комфортно, всюду атмосфера приморской итальянской деревушки.

Менее комфортное, но такое же красивое место — это городок Доброта, тут следует ехать по дороги вдоль моря, а не по трассе. Но и вдоль моря ездят машины и царит атмосфера курорта.

Ещё один душевный участок Боко Которской бухты — это город Пераст, но ехать до него придется по достаточно загруженной автомагистрали. В Перасте, так же как и в Доброте, есть верхнее шоссе (по нему ходит весь транспорт), и нижняя улица вдоль воды (сюда пускают только автомобили местных жителей). На велосипеде приятно, но намного интереснее гулять по Перасту пешком и глазеть по сторонам, а там есть на что смотреть.

Сложные участки пути

Как я уже говорил ранее, вся трасса вокруг бухты — плоская, за исключением одного особо гористого участка. Самый холмистый участок пути, поджидает велосипедистов после населенного пункта с не выговариваемым для русского человека названием Стрп. Дорога между городками Стрп и Рисан является холмом, таким образом, если вам удалось на него забраться, то скатиться вниз к Рисану уже не является проблемой.

Участок пути от паромной переправы Лаперане — Каменаре до Липси и вплоть до самого Котора, так же является весьма сложным. Вся беда в автомобильном трафике, он тут весьма оживленный. Виной тому автомагистраль, уходящая вглубь Черногории, трасса начинается в поселке Липси и идет через горы в город Никшич.

Моя вело поездка вокруг Боко Которской бухты

Велосипед арендован, всё самое важное про предстоящую вело прогулку я вам рассказал, теперь предстоит сама поездка, много фотографий и мои комментарии в процессе поездки.

Карта вело экскурсии вокруг Боко Которской бухты.

Вот план моего велосипедного маршрута вокруг Боко Которской бухты.

  • Котор — Муо: 1 километр, дорога ровная никаких особых красот;
  • Муо — Прчань: 4 километра, восхитительно красивый участок маршрута, городки сливаются в один, так что сложно найти между ними границу;
  • Прчань — Столив: 4 километра, в основном природная красота Боко Которки, ехать приятно;
  • Столив — пролив Вериге: 2 километра, спокойный участок пути, отличный вид на церковь Богоматери на рифе;
  • пролив Вериге — переправа Лепетане-Каменари: 1 километр, спокойная поездка по сонным черногорским захолустьям;
  • переправа Лепетане-Каменари: цена переправы для велосипедиста 1 Евро, смотрим на черногорскую красоту с воды;
  • переправа Лепетане-Каменари — Костаньица: 4 километра, тут расположена отличная смотровая площадка;
  • Костаньица — Моринь: 3 километра, ничем не выдающийся участок пути;
  • Моринь — Липци: 1,5 километра, в Липцах начинается трасса в Никшич, тут же расположены древние рисунки (им 12 000 лет), плотность движения увеличивается;
  • Липци — Стрп: 1,5 километра, начинается подъём в гору, ехать на велосипеде становится сложно;
  • Стрп — Рисан: 3 километра, в городе есть несколько достопримечательностей, небольшой пляж и супермаркет;
  • Рисан — Пераст: 3,5 километра, открываются виды на пролив Вериге и церковь Богоматери на рифе (на остров ходят лодки);
  • Пераст — Бахова Кула: 3,5 километра, бесконечные рыбные фермы и один из лучших пляжей Боко Которки;
  • Бахова Кула — Ораховац: 3 километра, обычный участок пути с прекрасными и уже приевшимися видами бухты;
  • Ораховац — Люта: 2 километра, небольшой изгиб трассы и вы выходите на «финишную прямую»;
  • Люта — Доброта: 5 километров, начинаются обычные туристические районы поселка Доброта, но всё равно красиво;
  • Доброта — Котор: 3 километра, много церквей и дворцов, финишная прямая и вы вновь в Которе.

Муо или Мио

Городок Муо - это первое что вы видите на пути, впечатляет и придает сил.

В нескольких километрах от Котора, начинается рыбацкий посёлок Муо. Многие туристы ошибочно считают что этот поселок Котором, но это не так.

Набережная в городке Муо.

Всё население рыбацкой деревушки не превышает 700 человек, основной его занятостью является туризм (мне так показалось). Большинство домом приспособлены для сезонной аренды в виде апартаментов или в качестве кафе и ресторанов.

Таких симпатичных домиков в Муо много.

Никаких феноменальных достопримечательностей поселок не имеет, но выглядит он настолько фотогенично, что хочется фотографировать каждый дом и каждую рыбацкую лодку.

Вид на Котор и крепость Святого Иоанна из города Муо.

Лучшие ночные фотографии которской крепости Святого Иоанна, получаются именно с набережной Муо. Фотографии подсвеченной крепости действительно очень интересные. Благодаря отражению в воде, можно видеть крепость в виде огромного сердечка, ну и посиделки на набережной с таким видом — очень романтичное занятие.

Набережная в городке Муо. Обратите внимание на отсутствие ограждений, чуть зазевался и ты уже в воде.

Из поселка Муо начинается тропа на гору Врмац. Сразу за поселком начинается небольшой городок Прчань. Где граница между этими населенными пунктами, я так и не понял, но наверняка просто пропустил табличку.

Марина для яхт в городе Муо.

Город Прчань

Небольшие запруды для лодок в городе Прчань. Подобные сооружения имеются по всей Боко Которской бухте.

Рыбацкий поселок Муо закончился неожиданно и вот я уже еду по знаменитому городу Прчань. На первый взгляд, никакого различия между соседними населенными пунктами нет, но это только так кажется.

Марина для яхт в городе Прчань.

В то время как Муо, всё время был сонным рыбацким посёлком, город Прчань был известен далеко за его пределами. Всё дело в местных умельцах, которые строили настолько быстроходные лодки, что ими заинтересовались венецианцы. А если чем-то заинтересовались венецианцы, то значит это дорого стоит.

Один из дворцов в городе Прчань, видно что теперь у дома два хозяина.

В XVII веке местные моряки стали частью венецианской почтовой службы, и занимались регулярной доставкой почтовой корреспонденции. Скорость доставки корреспонденции была для тех времен феноменальной, вот бы Почте России у них поучиться.

Дворец Луковичей и небольшая церквушка Кармельской Богоматери в Прчани, которая тоже принадлежала этому богатому клану.

Благодаря такой славе и международному призванию, бизнесмены из Прчани стали получать множество заказов, которые привели за собой инвестиции, а как по другому. Инвестиции тут же были вложены в местную экономику, а именно: построили в городе мореходное училище, построили несколько красивых храмов и церквей, понастроили дворцов, значительно расширили морскую почтовую службу, организовали морскую торговую службу, снарядили парусник Splendido и прошли на нём кругосветку и т.д. А ведь могли бы вывести всё в панамские офшоры. :)

Церковь Рождества Богородицы в самом центре Прчани.

Посмотрите на местные соборы и вы поймете, насколько крутым был город во времена Венецианской республики. Я имею в виду католический храм Рождества Богородицы, на постройку которого было потрачено 120 лет, но зато выглядит великолепно.

Пляж в городе Прчань, он считается одним из лучших пляжей во всей бухте.

В Прчани можно найти несколько пригодных для купания пляжей, вода в бухте чистая и даже имеет привлекательный оттенок.

На противоположном берегу виден город Доброта и церковь Святого Матфея.

Для ориентира: на противоположной стороне небольшого пляжа виден город Доброта.

Вид на центральную часть города Прчань.

Из современных достопримечательностей городка Прчань, можно отметить знаменитую лечебницу «Врмац». Оздоровительный комплекс занимается лечением и реабилитацией многих заболеваний. Считается, что местный морской воздух помогает при неврологических заболеваниях. Я думаю, что для лечения подобных заболеваний, природа намного искуснее врачей.

Церковь Святого Николая в самом центре Прчани.

Напротив оздоровительного комплекса «Врмац», на пляже мыса Марко, можно искупаться и позагорать. Местные говорят, что это единственное место в Боко Которке, где такой пологий вход в воду и приятное галечное дно.

Еще один пляж в Прчане, если бы не наличие водорослей, то выглядел бы он идеально.

Однако, я насчитал в бухте несколько приличных пляжей, купание на которых устроит большинство туристов. Единственный минус пляжей в бухте — это наличие водорослей и очень холодна вода в некоторых местах (вероятно из-за ключей).

Лавка старьёвщика в Прчани.

Мой подробный рассказ про город Прчань, читайте по ссылке, а мы двигаемся дальше.

Столив

Вот вам ещё один пляж Боко Которской бухты, он расположен между Прчанью и Столивом.

В нескольких километрах от Прчани расположен небольшой рыбацкий городок Столив. Существует красивая черногорская легенда, про женихов и оливки. Считается, что именно от этой легенды город и получил своё имя.

Живописная дорога из города Прчань в Столив.

Название города состоит из двух слов «сто» и «олива». Именно столько оливковых деревьев требовалось посадить жениху, дабы взять девушку из этого городка себе в жены. Сегодня, вокруг города действительно много оливковых деревьев, а вот население всего 350 человек. Видимо для многих женихов, квест с оливковыми деревьями оказался слишком сложным и они были вынуждены искать невест в других городах. :)

Улицы поселка Столив.

Столив был основан в XIV веке, в те времена тут была крохотная рыбацкая деревушка без особых амбиций. Если сказать честно, то с тех пор в городе поменялось не много, он по-прежнему выглядит сонной деревушкой на берегах Боко Которской бухты, тут как в XIV веке занимаются рыбной ловлей. Единственное различие, сегодня рыбу разводят в садках, а не ловят.

Центральная часть Столива.

В Столиве, как и в любом черногорском городе, есть своя легенда (в дополнение к женихам и оливкам). Считается, что один из моряков, привез своей жене красивый цветок камелии, кто-то даже говорит про японское происхождение этого подарка. Местным жителям это растение понравилось, с тех пор в Столиве проводят фестиваль, именованный «Днями Камелии». В наши дни традиция сохранилась и обрела новое «дыхание», теперь кроме балов и цветочных выставок, проводят конкурс и выбирают «Леди Камелию».

В Столиве продолжают рыбный промысел, вот так выглядит стоянка рыбацких лодок.

Из достопримечательностей Столива, можно отметить несколько храмов, парочку обзорных площадок и прогулки по склонам горы Врмац. Самая крутая обзорная площадка расположена на высоте 250 метров, в Верхнем Столиве. Путь лежит через оливковые рощи, происхождение которых я описал чуть выше.

Рестораны в Столиве, можно перекусить на открытой веранде.

Если у вас нет особого желания лезть в гору, то достаточно разместиться в любом кафе и любоваться прекрасными видами Боко Которской бухты.

За Столивом находится пролив Вериге, через который морские суда входят в которскую бухту.

Прямо за Столивом расположен пролив Вериге, через который огроменные круизные лайнеры проходят в залив.

Вид круизного судна на фоне города Пераст. Как видите, судно намного больше средневекового городка.

Размеры у круизных судов настолько велик, что если их сравнить с прибрежными городками, то населенные пункты кажутся значительно меньше современных кораблей. На этой фотографии город Пераст и один из круизных лайнеров, сравните их размеры.

Самая северная часть поселка Столив.

Из храмов и церквей Столива, я бы рекомендовать посмотреть на следующие:

  • церковь Святого Василия, в ней сохранились фрески XV века;
  • церковь Святого Ильи, дата постройки XVIII век;
  • церковь Святой Анны, эта церковь расположена в Верхнем Столиве.

Рыбные фермы за поселком Столив. Как вам такой вид с рабочего места?.

Пролив Вериге

Вид на остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия со стороны пролива Вериге.

Едем дальше. Сразу за городом Столив дорога упирается в пролив, который считается одним из красивейших мест во всей бухте. Напротив расположен город Пераст, и два острова, остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия.

Ширина пролива в точке пересечения Тиватского, Рисанского и Которского заливов (напротив Пераста), не более 250 метров, что позволяло перекрывать этот судоходный путь цепью, от этого и пошло название (вериге — цепь).

Крохотный пляж в проливе Вериге.

Место очень красочное, но долго тут задерживаться не стоит. Хотя если есть желание, то можно посидеть в кафе, позагорать на крохотном пляже и полюбоваться проходящими судами.

Церковь улыбок в проливе Вериге, обалденный вид на Боко Которскую бухту и острова у города Пераст.

Совсем недавно была отреставрирована небольшая церквушка, так что панорама стала ещё более привлекательной. История церкви начинается с XVI века, имя у неё очень забавное «церковь улыбок» (Оризо или sorrizo — это и есть улыбка по-итальянски). Считается, что моряки возвращаясь из длительных походов, видя церквушку дарили ей свои улыбки. Church of Our Lady of Angels — это её второе название, что можно перевести как церковь Богоматери ангелов.

Поселок Лепетане

Улицы деревни Лепетане, тут ещё сохранилась средневековая старина, без кондиционеров на стенах и прочего современного мусора.

Следующий населенный пункт на нашем пути — небольшая деревушка Лепетане. Большинство туристов, видят в этом месте лишь паромную переправу, которая сокращает путь в Герцег Нови. Но Лепетане имеет долгую и бурную историю.

Поселок Лепетане и вид паромной переправы через пролив Вериге.

Первые упоминания про населенный пункт в этой местности относят к XV веку. Именно в эти года, у одной влиятельной семьи из Пераста, появилась тут летняя резиденция. Из-за семейства Лепетанус, деревушка и получила своё название. Но чуть раньше, селение имело название Святой Лавринец, из-за расположенной по близости, одноименной церкви.

Вид поселка Лепетане с паромной палубы.

На экскурсиях, гиды для туристов имеют более простую историю, которая говорит примерно следующее. Что именно в Лепетане, моряки высаживали любовниц и возвращались домой к женам. Звучит красиво, но не выдерживает никакой критики.

Очарование водных домов в Лепетане.

Считается, что в далекие времена, когда Османская империя и Венецианская республика мерились силами, именно по этому населенному пункту проходил водораздел владений (это вопрос спорный).

Лепетане и пролив Вериге, вид с парома.

Паромная переправа Лепетане — Каменари

Погрузка автотранспорта на паром в поселке Лепетане.

Но не будем копаться в истории деревушки Лепетане, а встанем в очередь на паром. Впрочем, паромная переправа это тоже объект, который может стать историей, из-за регулярного стремления местных властей построить тут мост. Однако ЮНЕСКО и общественность против, ЮНЕСКО ратует за сохранение облика местности, а местные жители бояться потерять рабочие места и доход.

Паромная переправа между Лепетане и Каменаре для велосипедистов стоит 1 Евро, пешеходы катаются совершенно бесплатно. Паромы ходят круглосуточно и очень часто.

В будние дни, особенно в часы пик (с 8:00 до 10:00, и с 16:00 до 18:00), паромы отправляются сразу же, как заполняются. В остальное время, если паром не заполнен, то следует немного подождать (не более 15 минут). Летом, в пик туристического сезона, бывают очереди, ожидать можно минут 30, но на велосипедистов это никак не влияет.

Я и велик перебираемся через пролив Вериге.

Расписание переправы в высокий туристический сезон (май-октябрь):

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в течении высокого сезона (май-октябрь) — паромы курсируют постоянно.

Расписание переправы в низкий сезон:

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в низкий сезон — курсируют раз в час (от Каменари: 00:00, 01:00, 02:00, 03:00, 04:00), (от Лепетани 00:30, 01:30, 02:30, 03:30, 04:30).

Билет следует купить в киоске на причале (еще до погрузки на паром). При погрузке на паром, билет изымает контролер и покажет куда вам встать, велосипедистам можно вставать куда угодно, а вот если вы на автомобиле, то следует слушать команды персонала.

Цены на паромную переправу:

  • пешеход — бесплатно;
  • велосипед — 1 Евро;
  • мопед, мотоцикл – 2 Евро;
  • легковой автомобиль – 4,5 Евро;
  • легковой автомобиль с прицепом и микроавтобус (7-20 мест) – 9 Евро.

Время переправы с одного берега на другой, не более 10 минут. На борту парома есть несколько туалетов, посещение бесплатное, рекомендую воспользоваться.

Далее наш маршрут более протяженный и большая его часть пролегает по оживленному автомобильному шоссе, в то время как ранее мы с вами ехали по сонным городкам с минимальным автомобильным трафиком.

Путь с переправы Лепетане-Каменари до поселка Костаньица

Вот так выглядит поселок Каменари.

Продолжим увлекательную вело прогулку по очаровательным городкам и деревням, раскинутым вдоль Боко Которки. Дорога от паромной переправы до поселка Костаньица ничем особым не выделяется. Автомобильный трафик немного увеличился, это и понятно, а в остальном всё, как и прежде. Однако есть несколько вещей, которые следует особо отметить.

Дорога от переправы в сторону поселка Костаньица. Обратите внимание на качество дорожного покрытия, ехать по нему одно удовольствие.

Во-первых, в самом поселке Каменари имеется супермаркет IDEA, так что если нужно докупить воды или чего ещё, то не пропустите магазин (он расположен чуть левее переправы).

Вид на остров Богоматери на рифе со смотровой площадки.

Во-вторых, после поселка Каменари есть смотровая площадка с маяком. Расположена она в самом узком месте пролива Вериге, тут часто делают остановки туристические автобусы. Отличное место для селфи.

Вид на город Пераст со смотровой площадки.

В-третьих, по пути к населенному пункту Костаньица обустроена ещё одна очень приличная смотровая площадка. Проехать мимо у вас не получиться, так как дорога в неё упирается, а далее уходит влево. На смотровой установлен огромный информационный щит ЮНЕСКО, на котором красуется информация про охраняемый статус бухты. Рядом есть ресторан и оборудованные места для отдыха.

Вид на которскую бухту со смотровой площадки.

Виды со смотровой площадки великолепные, остров Богоматери на рифе и остров с аббатством, словно на ладони. Чуть правее, город Пераст и общая панорама Боко Которской бухты. Красота.

Поселок Костаньица

Вид на город Пераст со стороны поселка Костаньица.

Старый рыбацкий поселок, который получил своё название от растущих в этих местах каштанов. Город может быть интересен для туристов, любящих тишину и покой. Тишины и покоя в Костаньице есть сколько угодно. Во всем остальном поселок ничем не выделяется, как в плане достопримечательностей, так и в плане проведения досуга.

Один из пляжей в поселке Костаньица.

В городке есть церковь, но на дверях всегда замок, жители говорят, что служба проводится раз в год. Во время моей поездки, единственный ресторан был закрыт, причина неизвестна.

В интернете можно прочитать, про особенность местных вод. Вода в этом месте выглядит действительно чистой и прозрачной. Считается, что прозрачность и феноменальный цвет прибрежной воды — это заслуга пресных ключей, выходящих из недр прямо возле берега.

Центр поселка Костаньица.

Если вы ищите уединенный, спокойный отдых вдали от городского шума в окружении столетних олив, каштанов и прочей черногорской экзотики, то Костаньица вам непременно понравится. А мы едем дальше.

Город Моринь

Вот так выглядит населенный пункт Моринь.

Город Моринь можно условно считать серединой нашего вело пробега, после этого населенного пункта мы будем приближаться к Котору.

Когда въезжаешь в городок, население которого не более 300 человек, тобой овладевают мысли, как подобные городки жили раньше и чем в них народ занимался. Оказывается в этом прибрежном городке венецианцы повлияли на уклад жизни, именно они вдохнули в рыбацкую деревню жизнь, заставив местную экономику работать по полной.

При венецианцах город стал активно развиваться, а население богатеть. Заработанные богатства люди вкладывали в строительство и сельское хозяйство. Отличительной особенностью этого прибрежного города, являются реки и искусственные каналы, построенные местным населением для бытовых нужд. Из-за наличия каналов и рек, местные в шутку называют свой городок «Маленькой Венецией».

Вот такой вид Боко Которской бухты открывается из городка Моринь.

В Морине было развито сельское хозяйство, тут активно выращивали виноград, оливки и зерновые культуры. Для переработки зерна вокруг города возвели сеть каналов, по которым речная вода бежала к многочисленным мельницам. Когда-то в городе было более 20 мельниц, а сегодня осталась всего одна, в ней разместили ресторан.

В городской черте Морина есть песчано-галечный пляж, пышная средиземноморская растительность и приток горной речки, благодаря этим факторам, город с каждым годом набирает туристическую популярность.

Деревня Липци и древние рисунки

Вот так уныло выглядит въезд в поселок Липци.

Внешне, деревня Липци ничего особого из себя не представляет. Если едете по трассе со стороны Герцег Нови, то вид примерно следующий: какие-то грузовые краны прямо на берегу бухты, рядом с которыми что-то вроде строительной площадки. Чуть в стороне огромные цистерны и т.д., одним словом вид у посёлка удручающий (смотрите фото).

Вроде и говорить про Липци нечего, проехать мимо и забыть, но есть в этом населенном пункте исторические артефакты, которым как минимум 5 000 лет (в некоторых источниках говорится, что возраст рисунков 12 000 лет). Речь идет про знаменитые наскальные рисунки в Липцах. Второй достопримечательностью в этих краях можно назвать новую автомагистраль, она начинается в Липцах и идет в Никшич.

Удивительно, но одну из самых древних достопримечательностей Боко Которской бухты туристы проезжают мимо, даже не зная что находятся совсем рядом. Виной тому слабая информированность, да и дорогу к пещере с рисунками найти не просто. Следует исправить эту оплошность.

Как найти рисунки в Липцах

Если едете со стороны Герцег Нови, то не доезжая до нефтехранилища (которое рядом с местным портом), имеется дорога от залива в гору (рядом есть парковка для машин). Дорога идет между домами, она узкая и поднимается вверх. Вскоре дома закончатся (велосипед или машину лучше оставить тут) и начнется пешеходная тропа.

Тропа обозначена значком с изображением человеческой ладони, именно так принято обозначать петроглифы на туристических тропах. Указатель нужно пристально высматривать, он расположен в кустах и с дороги просматривается плохо.

По тропе следует пройти примерно 200 метров, сама тропа весьма плохого качества, рекомендую иметь удобную обувь. Как увидите грот (или что-то похожее сложенное из камней). Пройдите слева вдоль этого строения и совсем скоро увидите подъём по камням. Забирайтесь на них, оттуда открывается вид на скалу с доисторическими изображениями животных и свастик.

Существует множество догадок о происхождении рисунков, некоторые туристы считают, что это подделка. Но имеется версия, которая мне больше нравится. Считается, что рисунки были выполнены 12 000 лет назад, на внутренней стене пещеры. С течением времени, своды пещеры разрушилась, оголив древние рисунки. Сами рисунки — это не просто забавные изображения охоты на оленей, а часть культа древних шаманов, которые использовали изображения в качестве алтаря для своих мистических обрядов.

Поселок Стрп

Стрп это ещё один спокойный посёлок на берегах Боко Которской бухты, вокруг великолепные виды и тишина. Мне Стрп запомнился своей холмистостью, крутить педали в этой местности очень тяжело, но зато после подъема будет спуск.

Вид на город Рисан с самой высокой точки автомагистрали.

Виды бухты и города Рисан великолепные, с самой высокой точки подъёма можно рассмотреть весь город.

Публикую эту фотографию, что бы можно было понять на какую высоту забирается автомагистраль между поселком Стрп и городом Рисан.

Что бы вы понимали на какую высоту вам придется забраться, публикую фотографию с обзорной площадки. Это самая высокая точка на пути от деревни Липци к Рисану.

Город Рисан и римские мозаики

Рисан встречает ровными рядами пальм, прямо как Сан-Франциско.

Дорога вновь спускается к морю и вас встречает город Рисан. Вдоль трассы высажены ровно подстриженные пальмы, над городом возвышается гора Орьен, на побережье заброшенный корпус какой-то здравницы, добро пожаловать в один из старейших городов Боко Которской бухты.

Тихие улочки самого старого города на берегах Боко Которской бухты.

Первое упоминание об поселении в этих местах, относят к IV веке до нашей эры. В те времена тут была столица Иллирийского государства, правила всем царица Теута. К сожалению, следов иллирийцев в Рисане сохранилось мало.

Вид на новую часть города Рисан из городского порта.

После иллирийцев пришли римляне, они после себя оставили намного больше артефактов, к которым относят красивые мозаичные панно на полах бывших дворцов. Некоторые из мозаик являются уникальными, на одной из хорошо сохранившихся можно рассмотреть античного бога Гипноса. Именно римские мозаики привлекают в город множество иностранных туристов, но после осмотра древних артефактов многие посетители остаются разочарованными.

Рисан по черногорским меркам город большой, в нем даже имеется заправочная станция и прочие блага цивилизации. Напротив здания с римскими мозаиками есть супермаркет, в котором можно докупить водички и прочих необходимых вещей. Для полноценного знакомства с этим древним городом, я рекомендую выделить побольше времени, а мы едем дальше.

Все подробности про Рисан, читайте по ссылке.

Пераст — город миллионеров

Дорога от Рисана в сторону города Пераст, впереди монастырь Святого Георгия.

На пути от Рисана в Пераст встречается несколько интересных архитектурных объектов, но все они либо сильно разрушены, либо закрыты для посещения.

Не доезжая до Пераста есть монастырь Святого Георгия, когда бы я тут ни был, всегда вход на замке.

Остаётся любоваться прекрасными видами Боко Которки и наслаждаться ровной дорогой.

Вид на остров Богородицы на рифе и остров Святого Георгия со смотровой площадки у города Пераст.

Расстояние преодолевается просто и совсем скоро вы увидите смотровую площадку, с которой туристы глазеют на знаменитые острова (остров Богородицы на рифе и остров Святого Георгия). Прямо за островами виден пролив Вериге, сквозь который корабли входят в которскую бухту.

Музей города Пераст.

После смотровой площадки, дорога разветвляется: вверху идет автомобильная магистраль, внизу набережная Пераста. На набережную пускают только автомобили местных жителей, автобусы и транспорт оперативных служб, для всех остальных имеется парковка. На велосипеде следует ехать исключительно по нижней трассе.

Центральная часть города Пераст.

Пераст находится на втором месте после Котора по туристической посещаемости, и действительно в городе есть на что посмотреть. Вся территория небольшого населенного пункта изобилует дворцами, храмами и музеями.

Многие экскурсоводы называют Пераст — городом миллионеров, откуда это пошло, почему миллионеры, а не миллиардеры, и где эти самые миллионеры, я не знаю. Но следует заметить, в городе очень комфортно и интересно, в нем всегда происходят какие-то действия и активности. Во время моего вело пробега, в городе был красочный парад.

Красочный военный парад в центре Пераста.

Выглядело все очень живо, интересно, и как-то по-домашнему. Без всякой помпы и лишнего шума. Вот один пример: в самый разгар парада местному жителю нужно было проехать по улице, вся парадная процессия прижалась к обочине и пропустила машину, а после с песнями двинулась дальше.

Порт в Перасте, с него туристические лодки отправляются к острову Богородицы на рифе.

Название городу дали древнее иллирийское племя пирустов. Считается, что именно они основали первое поселение на территории современного Пераста. Но экскурсоводы убеждают туристов, что в городе жили пираты, и от этого такое название.

Памятники мореплавателям на главной площади Пераста.

Мореплаванием в этом небольшом городке, действительно занимались и занимались очень серьёзно. Считается, что выходец из Пераста имел высокий чин при дворе Петра I.

Вся архитектурная красота пришла на единственную улицу города во времена правление венецианцев, именно они заложили экономическую составляющую и позволили горожанам неплохо заработать на морской торговле, а последние понастроили дворцов и церквей.

Несмотря на то, что в городе всего две улицы, я настоятельно рекомендую выделить побольше свободного времени и подольше погулять по Перасту. А мы едем дальше.

Все подробности про Пераст, читайте по ссылке.

Пляж Бахова Кула

Вот так выглядят фермы по выращиванию моллюсков в поселке Дражин Врт.

Знаменитый пляж Бахова Кула расположен в небольшом прибрежном поселке Дражин Врт. Считается, что отдыхать в этих местах любил один из черногорских национальных героев — Байо Пивлянин, он же является автором постройки оборонительной башни Бахова Кула.

Вот так выглядит реклама ресторана при рыбной ферме в поселке Дражин Врт.

Кроме пляжа и нац. героя деревня знаменита своими рыбными фермами, коих вокруг Дражин Врт великое множество. Покушать всевозможных рыбных деликатесов можно в ресторанах при фермах. По пути вашего следования будут рекламные вывески подобных заведений. Даже если заведение закрыто, стоит позвонить по телефону с объявления, и с большой вероятностью вас накормят и напоют.

Вот так выглядят рыбные фермы в поселке Дражин Врт.

Пляж маленький, башня Бахова Кула низкая, мидии и прочие морские гады в ресторанах вкусные, а мы едем дальше.

Деревня Ораховац

Вид на поселок Ораховац с автомагистрали.

По соседству с поселком Дражин Врт разместилась небольшая деревня Ораховац. Поселок вызывает позитивные эмоции, может из-за красивого изгиба трассы, может из-за шикарной дубровой рощи и обилия прочей зелени, а может из-за неплохих прибрежных ресторанов.

В Ораховаце имеется пляж с крупной галькой и достаточно холодной водой, вероятно на температуру воды влияет впадающая река Люта, которая непонятно откуда берет свои воды. Тем не менее, купаться на пляже зябко. Зато рыбные фермы чувствуют себя в прибрежных водах отлично.

Местные жители неимоверно горды за свой посёлок, особенно когда хвастаются про элитность отдыха, и утверждают, что именно в Ораховаце отдыхали партийные боссы со всей Югославии. В это вериться с трудом, но пусть говорят, а мы едем дальше.

Поселок Люта

Вот так выглядит поселок Люта.

Сразу за мостом через речку Люта, которая и дала названию деревне, начинается одноименный поселок. По сути, тут тоже самое что и в ранее увиденном поселке Ораховац, те же рыбные фермы, тоже есть пляж и т.д., но есть несколько особенностей, которые достойны вашего внимания.

На берегу расположен очень известный ресторан Stari mlini. Общепит устроен таким образом, что к нему можно подойти на частной яхте и заказать ужин не выходя из каюты.

Ферма по выращиванию моллюсков в поселке Люта.

В центре поселка можно видеть большой храм из белоснежного итальянского камня. Церковь Святого Петра, построена в XVIII веке и немного похожа на ранее увиденный храм Богородицы на рифе.

Если вам повезет и вы попадете внутрь, то можете увидеть несколько алтарей (Святому Петру, Святому Луке и Деве Марии). Но самой дорогой реликвией храма, является икона Богородицы с младенцем. Местные жители считают, что именно эта икона спасла город от эпидемии холеры в 1855 году.

Город Доброта

Город Доброта. Вся прибрежная линия в Доброте - это бетонный пляж.

Через пару километров после поселка Люта, будет развилка, вверху идет автомобильная трасса, внизу спокойная дорога вдоль залива (идеальная для вело прогулок). Естественно выбираем нижний путь и наслаждаемся видами.

Набережная в городе Доброта.

Поселок или город Доброта наверное самый протяженный во всей бухте. Населенный пункт растянулся на семь километров, и по сути объединяет несколько мелких деревень (Табачина, Иличи, Труци, Плагенте, Маровичи и Радимири). Благодаря такой протяженности, места в нем хватает всем, селиться в Доброте любят как автотуристы (тут есть несколько кемпингов), так и бекпэкеры (стоимость аренды жилья тут значительно ниже чем в Которе).

Вид на набережную в Доброте со стороны Котора.

С течением времени и сменой власти, населенный пункт менял свой статус, когда-то он считался городом, когда-то частью Котора и т.д. Точной датировки основания поселения нет, но примерно в XII веке Доброта упоминается в которских архивах под именем Dabrathum.

Как и большинство прибрежных городов Боко Которской бухты, Доброта богатела за счёт морской торговли, это позволило местным жителям строить красивые дворцы и грандиозные храмы. Многие храмы выглядят восхитительно, и своим видом преумножают природную красоту бухты.

Дворец Ивановичей-Моро в городе Доброта.

При наличии свободного времени и желания, вы можете устроить себе некий квест и попробовать отыскать дворцы зажиточных горожан XVIII-XIX веков.

Вот список дворцов состоятельны семей:

  • Дабиновичей;
  • Дабиновичей в Плагенти;
  • Ивановичей;
  • Ивановичей-Трипковичей;
  • Ивановичей-Четковичей;
  • Каменаровичей;
  • Милошевичей;
  • Радимир-Дабиновичей;
  • Радоничичей;
  • Радоничичей-Милошевичей;
  • Трипковичей.

Вид с набережной на церковь Святого Матфея в Доброте.

Архитектурной доминантой города является колокольня церкви Святого Матфея, её возвели в XVIII веке на деньги горожан. Внутри можно посмотреть на резной мраморный алтарь и знаменитую икону «Добротская Мадонна с младенцем», автором которой является Джованни Беллини.

Церковь Святого Евстафия в Доброте.

Кроме церкви Святого Матфея в Доброте есть Церковь Святого Ильи XII века, церковь Милосердной Богородицы XV века и церковь Святого Евстафия XVIII века.

Вид на город Доброта от церкви Святого Матфея.

Несомненно, посёлок Доброта с его многокилометровой набережной, многочисленными кафе, менее дорогим жильём, привлекает туристов, которых тут предостаточно. Но при этом нет эффекта шумного рынка, который присутствует в Будве и на других черногорских курортах.

Набережная города Доброта переходит в набережную Котора.

Набережная поселка Доброта плавно переходит в набережную города Котор. Уже видны огромные круизные суда в городском порту, а это значит, что вело путешествие вокруг Боко Которской бухты завершается. Следует успеть вовремя вернуть арендованный велосипед, а иначе придется на нём кататься до следующего дня. :)

Остаток вечера, можно провести в пешеходной прогулке по узким улочкам Старого Котора.

Хороших вам вело прогулок по Черногории.

Вокруг Боко Которской бухты на велосипеде

Задать вопрос (комментарии)