Старый мост — главная достопримечательность Мостара

0
5

Одной из достопримечательностей Мостара является Старый мост, именно про него пойдёт речь в этом посте.

Мост расположен в самой туристической части города, именно тут следует искать лучшие отели и апартаменты Мостара, про их поиски читайте по ссылке.

Посещение моста является обязательным во время любой пешеходной экскурсии по Мостару, он как бы является связующим центром двух половинок Старого города, двух народов и двух религий.

Старый мост на карте Мостара


Старый мост на карте Мостара

Обратите внимание на эту карту, на ней я указал расположение главной мостарской достопримечательности. Если вы приехади в город на машине, то наилучшей парковкой будет стоянка у церкви Петра и Павла. Там всегда много свободного места, а до исторического центра города 5 минут пешком.

Если вы приехали в Мостар на автобусе или поезде, то до центра города 20 минут пешком, или 5 минут на такси. ЖД и автобусный вокзал так же указал на карте.

Легенды мостарского моста

Практически все легенды Старого моста связаны с его строительство, и именем архитектора Мимара Хайруддина. Так как процесс строительства был весьма шероховатый, то и легенд достаточно много.

Переправу было решено строить в весьма непригодном для подобного сооружения месте, но у архитектора не было вариантов и он принялся за работу.

Первые две попытки были неудачными, построенный мост не устоял и сутки. Заказчик Сулейман Великолепный, узнав про неудачи во время строительства, пригрозил Мимару репрессиями. И дал архитектору последний шанс с условием, если в третий раз мост упадёт в реку, то туда же отправится и его голова.

Хайруддин понял серьёзность намерений и вновь принялся за работу, а рядом был возведён эшафот, который стал для архитектора отличным мотиватором.

Далее имеется несколько токований происходящего. Некоторые легенды гласят, что после постройки моста Мимар Хайруддин прожил под ним трое суток. Так сказать, если провал, то исход неизбежен.

Вторая версия легенды говорит, что архитектор сбежал из под охраны и смотрел на окончание строительства с почтенного расстояния, при разрушении конструкции был готов спешно бежать во всю силу (жизнь всё же дороже признания).

Третья легенда упоминает жену архитектора. Дабы придать мотивации или из-за побега Хайруддина, одну из жён Хайруддина заживо замуровали в мосту, что бы у него была цель построить «на века». Но тут не говорят, сколько у него было жён.

История Старого моста


Старый мост весьма узок и имеет вот такие вот анти скользящие ступени

Изначально на берегах реки был подвесной мост, но рост города требовал появление на его месте более надёжной переправы. Мост начали строить в 1557 году, а завершили в 1566 году. Султан Сулейман Великолепный поручил стройку зодчему Мимару Хайреддину.

Задача для тех времён была весьма амбициозная, так как классический мост с центральной опорой на горной реке построить попросту невозможно, ведь расстояние между берегами более 30 метров, а высота над уровнем реки более 25 метров.

Достоверно известно, что был выложен свод из многочисленных каменных блоков, которые соединяли железными штифтами. Свод укрепили рёбрами жёсткости (по центру и по бокам), а уже потом возвели внешние стены, и вымостили.

По конструкции остаются вопросы, как были установлены леса и были ли они вообще? Или вот ещё один, «горб моста» составляет три метра, современная копия имеет своеобразные ступени. А как в древности по нему ходил народ, и перевозили грузы?

В XVII веке были сооружены крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.


Старый мост и башня Тара на мусульманской стороне города. Внутри башни расположен музей

Башня Тара использовались в основном как склад боеприпасов. В настоящее время внутри расположена часть экспозиции из музея Герцеговины. Время работы музея — с апреля по ноябрь ежедневно с 10:00 до 18:00.


Старый мост и башня Халебия на христианской стороне города

Башня Халебия на нижних этажах имела тюремные камеры, а верхнее пространство использовалось в качестве наблюдательного поста. Сегодня, внизу находится клуб «Мостари».

Разрушение

Мост простоял 427 лет, и наверное прожил бы ещё столько же. Мостарский мост символизировал многонациональное население региона, но это самое население и решило его судьбу. 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны он был полностью разрушен.

Армия боснийских хорватов подогнала танки, и из 100 мм орудий два дня обстреливала мост до полного разрушения. В конструкцию попало более 60 снарядов, мост, сторожевые башни и часть скалы были уничтожены.

Восстановление


Открыточный вид мостарского моста

В 1998 году несколько всемирно известных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.) обратились к мировому сообществу за помощью с восстановлением. На зов откликнулись следующие страны и организации: Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция.

Идея восстановить мост из оригинальных блоков провалилась, так как большинство блоков поднятых со дна реки были очень сильно повреждены. Было принято решение изготовить всё необходимое заново (часть найденных оригинальных блоков всё же использовались при строительстве), из того же материала, добытых в тех же карьерах и теми же руками. Для последнего были приглашены турецкие строители из компании Er-Bu Construction Corp, они использовали технику Оттоманской империи.

В 2004 году руководитель ЮНЕСКО и президент Боснии и Герцеговины открывают «Старый-новый» мост.

Прыжки с моста


Прыгуны с мостарского моста

Считается, что с моста начали прыгать сразу после его введения в эксплуатацию, т.е. первый прыжок состоялся в 1566 году. Скорей всего это всего лишь красивая легенда, но в 2016 году соревнования по прыжкам с моста были юбилейными – 450-ми. А в 1968 году соревнования получили официальный статус, с призами, судейством и бальной системой оценки спортсменов.

Соревнования по прыжкам с моста проводятся ежегодно в конце лета. Прыгуны в 1994 году создали свой клуб Mostari, его штаб-квартира расположена на правой стороне моста.

Что бы прыгнуть со Старого моста требуется быть не только безумцем, но ещё и иметь отменное здоровье и силу воли. Вода в горной реке Неретве всегда ледяная, летом она не прогревается выше +15, в то время как на улице +42 градуса. Прибавьте к температурному удару еще и адреналин, и вы получите смертельную смесь.

Хорошего вам отдыха в Мостаре и приятных прогулок по городу.

Старый мост — главная достопримечательность Мостара

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий