Гвалиор

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-08-24

Существует красивая легенда о происхождении Гвалиора. На одном из холмов жил мудрец Гвалипа, однажды на тот же холм пришел принц Сурадж Сен.

Мудрец Гвалипа встретил принца и предложил путнику воды из водоема. Испив воды, принц чудесным образом излечился от проказы и пообещал мудрецу выполнить любую его просьбу.

Мудрец ничего не желал для себя, а лишь просил уберечь источник с чудесной водицей. Сурдж Сен сдержал свое слово и на 90-метровом холме вырос красавец-форт, которому было дано имя Гвалиор, а источник и сегодня находится под защитой старых стен форта.

Мудрец Гвалипа поведал, что власть будет находиться в руках этой династии до тех пор, пока последующий князь будет называть своего наследника Пал. Все так и было восемьдесят три раза, но следующий правитель дал ребенку другое имя. Таким образом власть вместе с княжеством были потеряны для этой династии навсегда.

Где жить

Отдохнув с дороги и перекусив в местной едальне можно было приступать к поиску жилья, стоит отметить, что когда я оказался на привокзальной площади Гвалиора, мне показалось что город не совсем для туристов, да и к тому же весьма грязный.

Судите сами, когда пересекаешь привокзальную площадь, то упираешься в глухую стену, предназначение которой неизвестно, но местные используют ее как туалет, вонь стоит неимоверная, в паре метров от импровизированного сортира стоянка рикш, пост полиции и все это происходит на проезжей части, а прямо посреди площади лежит выкорчеванное дерево в ожидании перерождения.

Поиск жилья в Гвалиоре, привокзальная площадь.

Вернемся к поискам жилья. Покинув кафе с гордым названием «Indian House», мы с приятелем оказались на улице состоящей из гостиниц и ресторанов, но поиск жилья шел туго. В большинстве отелей, все места были заняты, а где-то не принимали иностранцев, было парочку мест с конскими ценниками и плохими условиями.

Поиск жилья в Гвалиоре, улица рядом с жд вокзалом.

Стоит отметить, что Гвалиор это город миллионник со всеми вытекающими из этого, гостиницы в нем больше ориентированы на командировочных индийцев, чем на поток туристов. WiFi в отелях встречается очень редко, а вопрос про скорость интернет-соединения, индийца на ресепшине можно легко отправить в перезагрузку.

Прошерстив всю улицу, которая в Лонели Планет значилась как улица с отелями, мы перешли по виадуку и углубились в район с другой стороны жд вокзала. Ситуация с бюджетным размещением там оказалась похожей, за 500 рупи предлагали комнату без окон и ванной, горячая вода подавалась в ведре о существовании Интернета и прочих благах цивилизации работники отеля догадывались но тщательно скрывали это. Приятель решил остановиться в этой дыре, мотивируя себя тем, что такой выбор всего на одну ночь.

Поиски жилья привели меня вновь на то место с которого мы начали, повторно заходя в отели я обнаружил что ужасные с первого взгляда места становятся после увиденного ранее не такими уж ужасными и выбрал отель с красивым названием «Hotel Safari». Отель предназначенный в основном для местного населения, но все же принял меня и мои 450 рупи. Горячей воды и Интернета конечно же не было, но зато было окно, которое я так и не решился открывать, ведь за ним пыльная и шумная улица.

Номер был ужасен до безобразия, темное помещение с каменным полом напоминало камеру предварительного заключения, шумная улица с одной стороны и близость железной дороги с другой не давали уснуть.

Поиск жилья в Гвалиоре, отель за 450 рупи.

Туалет был в индийском стиле, т.е. аналог дырки в полу.

Поиск жилья в Гвалиоре, азиатский туалет в отеле за 450 рупи.

Бонусом этого отеля в Гвалиоре являлось то, что чек аут был равен 24 часам, да еще каждому постояльцу за его 450 рупи был выделен вот такой вот набор жизненно важных вещей.

Поиск жилья в Гвалиоре, расческа, спички, мыло и шампунь, бонусом.

Но некоторые счастливчики, которые прибывали в Гвалиор на автобусе размещались в более комфортных условиях, в отелях расположенных рядом с автобусной станцией.

История

Форт Гвалиор.

Гвалиор всегда играл важную роль в истории Северной Индии как политический центр исторической области Малва. Гвалиором первоначально называлась крепость, которая была построена в середине X века. О существовании этой крепости на пересечении важнейших торговых путей было известно еще в VI веке.

В 1232 году после длительной осады, которая продолжалась практически год, крепость захватил делийский султан Шамс ад-Дин. Оборонявшие крепость раджпуты совершили коллективное самоубийство с женщинами и детьми.

В 1398 году Гвалиор становится столицей раджпутской династии Томар, большая часть крепости и дворцов построили именно в те времена.

1518 год и снова осада сроком в год. Крепость захватил делийский султан Ибрахим Лоди. После были Великие Моголы, а при распаде Империи тут комфортно себя чувствовал маратхский род Синдхия.

Все это продолжалось до пришествия британцев, после этого знаменательного события махараджи Гвалиора стали их вассалами.

Княжество было упразднено лишь в 1948 году и Гвалиор стал столицей штата Мадхья Бхарат, а с 1956 года райцентром штата Мадхья Прадеш.

За стенами крепости в хорошей сохранности можно найти шесть дворцов, шесть храмов, мечеть, восемь бассейнов и памятники индийского зодчества XI века.

У западных стен крепости в XV веке были высечены в скале гигантские джайнские статуи, достигающие 18 метров в высоту. Именно ради форта и едут сюда туристы.

Согласно данным переписи населения Индии 2011 года численность населения Гвалиора составила 1 053 505 человек. Город большой, шумный, пыльный и неуютный, но все эти недостатки не могут затмить достопримечательностей Гвалиора.

Достопримечательности Гвалиора на карте

Достопримечательности Гвалиора на карте.

Подробная Гугл карта находится тут.

Гвалиор не так сложен для туриста как кажется. Если у вас нет много времени, то вероятность увидеть в Гвалиоре многое у вас имеется.

Все основные достопримечательности Гвалиора сосредоточены рядом с фортом или в нем самом. Судите сами, если вы едете осматривать форт, то хотите вы того или нет, но вам предстоит пешая прогулка из города в форт, который находится на стометровом холме. Но трудности восхождения полностью компенсированы, так как по пути вы сами того не ведая осматриваете часть достопримечательностей.

Если подниматься с западного входа в форт, то вы увидите каменные скульптуры 24 гуру джайнизма. Если ваш путь в форт лежит с восточной стороны, то вы пройдете через каскад ворот, которые сами по себе являются памятниками средневековой архитектуры, при большом желании тут же можно посетить Археологический музей, вы также увидите целую вереницу маленьких храмов и все это по пути в форт.

Поднявшись в форт, первое что стоит увидеть это дворец Ман Мандир, именно ради него многие туристы едут в Гвалиор. Рядом с пестрым дворцом расположились дворцы попроще и прочие руины, представляющие историческую ценность лишь для профессионалов. В глубине форта есть несколько очень интересных памятников и действующий сикхский храм, подробнее смотрите на карте, я постарался все на ней отметить.

Пафосный дворец Джай Вилас, на постройке которого использовался рабский труд заключенных, с серебряной железной дорогой проложенной на обеденном столе и прочем китчем, вы можете увидеть в непосредственной близости от форта, но пешком будет неблизко, возьмите рикшу.

Форт Гвалиор

В крепость можно войти с двух сторон, Восточные ворота красочные и нарядные, а ваш путь с западой стороны украсят громадные статуи джайнов.

Восточные ворота в форт

Восточные ворота в форт Гвалиор.

Если вы желаете посмотреть как выглядит средневековье, то направляйтесь в форт Гвалиор исключительно через восточные ворота. Путеводители говорят разное, но то что вы увидите вас очарует и поразит. Неспроста форт Гвалиор считается одним из красивейших фортов на территории современной Индии.

Прибыв на любом виде транспорта к первым воротам в форт, убедитесь что водитель привез вас именно туда куда вы просили, мой опыт показывает, что часто туристов по умолчанию везут к западному входу в форт. Место куда вас должны привести грязное, шумное и ничем особым не выделяется кроме вереницы моторикш ждущих работы. На фотографии именно парковка рикш перед входом.

Самые первые ворота в форт Гвалиор называются ворота Гвалиор (или Аламгири/Alamgiri Gate) время постройки примерно 1660 год. Особой красы в них нет, так что смело проходите внутрь к третьим воротам.

Почему к третьим? Да потому что вторые ворота существуют исключительно в истории и когда-то имели красивое название Бансур (Bansur, ворота Лучника /Archer's Gate).

Оказавшись на маленькой площади перед третьими воротами с названием Бадалгарх (Badalgarh), названы они так в честь Бадал Сингха (Badal Singh), дяди
Ман Сингха (Man Singh). Не торопитесь пройти дальше, а хорошенько оглядитесь. Справа виднеются купола дворца Гуджари Махал, сегодня в нем находится археологический музей штата.

В этом месте время словно остановилось, общая обшарпанность сооружений, припаркованная повозка на людской тяге, местные жители в нарядах не сильно современных и гуляющие по крыше длиннохвостые павлины добавляют сюрреализма.

Удивительно, но павлины умеют летать, а иначе каким образом они забрались так высоко.

Пройдя дальше, будут ворота Ганеша, построенные в XV в. За ними — Кабутар Хана и не сильно интересные давно порушенные ниши с джайнскими скульптурами. Также вы увидите, маленький индуистский храм с четырьмя столбами, посвященный отшельнику Гвалипе, в честь которого названы форт и город.
Вы пройдете мимо храма Вишну IX века, известного как Чатарбхудж Мандир (Chatarbhuj Mandir) и все это на подходе к самым впечатляющим воротам под названием Хатхи Наур (Слоновьи врата, XV–XVI вв.).

Если вы не знаток истории форта Гвалиор, то вероятность пройти мимо всех обозначенных строений, которые находятся после ворот Ганеша, весьма велика, именно это со мной и произошло. Строения по бокам дороги, принимаешь как что-то должное и уже не обращаешь особого внимания, все внимание переключено на внушительные стены дворца Ман Мандир.

По сути, Слоновьи ворота последние, но когда-то были и шестые ворота, ворота Хавы (HawaGate), их больше не существует и перед вами вход в форт Гвалиор. Есть теория происхождения названия Слоновьи ворота, давным-давно вход охраняли каменные слоны, размер которых был точь-в-точь как размер живых слонов, но сегодня слоны там присутствуют лишь на изразцах.

От Слоновьих ворот, открывается прекрасный вид на пестрые городские кварталы, вид будет еще лучше если вы прогуляетесь по крепостной стене форта.

Громадина дворец Ман Мандир впечатляет. Несмотря на свой неприступный вид дворец украшен яркими изразцами словно новогодняя елка и от этого его вид вовсе не грозный.

Пройти в форт можно лишь сквозь маленькую калитку в воротах. Дверь действительно невелика, вот для сравнения местный житель либо индиец попался слишком высокий, либо высота дверного проема не более метра.

Вот мы и на месте, дворец Ман Мандир в лучах заходящего солнца, встречает нас своими желтыми утками и прочей живностью на фасаде.

Оглядываясь назад, отчетливо видно какова протяженность подъема, но благодаря достопримечательностям, разбросанным по пути, дорога проходится быстро.

Западные ворота и скульптуры джайнов

Западные ворота и скульптуры джайнов.

На привокзальной площади ловлю моторикшу и за 50 рупи он уже мчит в форт Гвалиор. Моей ошибкой было то, что я не указал к каким воротам требуется меня доставить, но западный вход в форт, к которому я приехал тоже по-своему красив.

Пробравшись сквозь все пробки и заторы извозчик гордо произнес «форт там», указывая на извилистую дорогу восходящую в холм. Купив водички я побрел в гору. Дорога петляла и была пресной, как вдруг за одним из поворотов в скалах россыпью стали появляться джайнистские скульптуры.

Скульптуры изображают 24 святых учителей религии джайнизм, время сотворения этих колосов датируется седьмым — двенадцатым веками нашей эры. Самая большая статуя имеет высоту в 19 метров.

Джайнизм как религия, был основан Шри Махавира (двадцать четвертым тиртанкаром) примерно в период с 599 по 527 год до нашей эры. Философия джайнизма направлена на самосовершенствовании души, следствием чего можно достичь всесилия, вечного блаженства, вечной свободы и прочих нематериальных благ.

В основе религии лежат пять этических принципов: не причинять вреда любому живому существу, быть искренним и благочестивым, ни красть, ни прелюбодействовать, не стяжать. Так как все джайны не могут заниматься рыбной ловлей (прямое убийство), земледелием (можно причинить вред живым организмам которые в земле) и скотоводством, то наиболее распространенными занятиями для джайнов является торговля, ростовщичество и ювелирное дело.

В 1527 мусульманские почитатели иных форм в скульптуре, под началом Бабура отбили лица и еще кое-какие выступающие части тел у большинства скульптур, но в наше время некоторые скульптуры восстановили, восстановили лица, а то что пониже не стали, возможно еще не время.

Предводитель мусульманского набега 1527 года Бабур, даже сделал заметки в своем дневнике про джайнистские скульптуры Гвалиора: «Они обработали твердую скалу и вырезали из нее идолов, размером равных примерно 20 газ (13 метров). Эти фигуры совершенно обнажены, на них нет даже повязки, прикрывающей органы размножения».

Дорога вела выше в холм, скульптуры кончились и уже видны ворота в форт Гвалиор.

Для всех кто входит в форт Гвалиор с западной стороны, картина примерно следующая, вас привозят к нижним воротам, которые называются Урвай и указывают направление движения. На петляющей и достаточно крутой на подъем дороге вас встречают джайнистские великаны, выдолбленные в скале еще в пятом веке.

Пройдя джайнистские скульптуры, вы видите еще одни ворота и внутреннюю крепостную стену форта.

Строительство форта было начато Сурадж Сеном, про это даже ходит красивая легенда. С течением времени разные правители достраивали дворцы, внутренние дворы, балконы, подземные камеры, храмы, украшенные скульптурными изображениями, мечети, сады, фонтаны, колодцы и водоемы. Архитектура и скульптура форта содержит в себе элементы, привнесенные индусами, джайнами, мусульманами и англичанами, которые разбросаны по всему форту. Форт Гвалиор постоянно переходил из рук в руки – сначала от раджпутов к моголам, затем к англичанам, а после к маратхскому роду Синдхия, которые до недавнего времени тут правили.

Войдя внутрь, подъем в холм продолжается и кажется будет вечным. Это не удивительно, форт Гвалиор по протяженности превышает три километра, а в самой широкой части имеет почти километр. Но пройдя по узкому проходу вдоль стен утопающих в зелени перед вами перекресток и выбор из нескольких путей. Если идти прямо, то на вашем пути будет местная деревушка, а сразу за ней скопление дворцов и храмов.

Войдя в специальную калитку, она ограждает старые дворцы от проникновения на территорию священных животных, по левую руку расположен маленький индуистский храм XVI века Викрам Мандир с открытыми стенами, который был разрушен в период I Мировой войны.

Во дворе храма в открытом доступе выставлены скульптуры и прочие артефакты, но сам храм выглядит очень скромно. Там же среди руин вы можете найти двухэтажный дворец Каран, близ старой тюрьмы. Чуть далее находятся дворцы Джехангир Махал (не путать с прекрасным дворцом Джехангир Махал в Орчхе) и Шах Джахан Махал. Рядом расположено озеро Джаухар Кунд.

Дорога ведущая к красочному дворцу Ман Мандир, предлагает протестировать местные снеки, заодно узнаете как силен ваш желудок. В форте с едой не очень хорошо, ресторанов и полноценных кафе мной обнаружено не было, но встречаются палатки в которых продают чай и печенье.

Дворец Ман Мандир, пожалуй, самый запоминающийся объект в форте Гвалиор, он стоит в окружении других дворцов, храмов, колодцев и прочих сооружений без которых не обходится ни один форт в Индии.

Дворец Ман Мандир в Гвалиоре

Дворец Ман Мандир в Гвалиоре.

Истинной изюминкой старого форта в Гвалиоре, из-за которой в город едут туристы со всего света является величественный дворец Ман Мандир. Время постройки дворца находится в интервале с 1486 по 1517 год. Дворец является самым великолепным зданием в комплексе форта и одним из красивейших и лучше всего сохранившихся во всей Индии.

Он словно из детской сказки, дворец больше похож на шкатулку с драгоценностями чем на оборонительное сооружение. Облицованные изразцами стены, на которых красочно изображены утки, крокодилы и прочая живность будят детские воспоминания восточных сказок.

Дворец Ман Мандир построен в виде полукруглых куполов и башен, они гармонично переходят в часть стены форта и являются продолжением холма на котором стоит форт.

Первый император Моголов Бабур, посетивший дворец Ман Мандир спустя 20 лет после постройки, сделал заметки о нем. Он писал, каменные стены дворца были целиком покрыты белой штукатуркой, купола из позолоченной меди блестели на солнце, а внешние стены инкрустированы расписными изразцами.

Каменные плиты облицовки имеют искусную резьбу в виде нескольких лент, которые тянутся вдоль стен, огибают колонны, а затем стремятся вниз цветочными подвесками с консолей и потолка. Сегодня песчаник лишен белой штукатурки, о которой говорил Бабур, но цветные изразцы до сих пор сияют во всем своем блеске, словно они были сделаны лишь вчера.

Внутри дворца, все довольно аскетично, но есть несколько комнат с красивыми резными оконными решетками, за которыми собирались женщины из гарема, чтобы послушать придворных музыкантов.

Во дворец ведут две дороги, первая прямиком сквозь Слоновьи Ворота, через которые махаражди верхом на слонах направлялись прочь из форта. Рядом с воротами сохранилась уникальная крытая беседка, с которой они шагали на спину слону. Вторая дорога тянется через весь форт и спускается в город через западные ворота Урвай.

Дворец Ман Мандир имеет несколько подземных этажей, во времена Великих Моголов, подземные этажи использовались как тюрьма для своих неудачливых родственников. Именно туда, император Аурангзеб посадил своего брата, которого впоследствии здесь же и казнил.

Но это не единственная страшилка про дворец Ман Мандир. Махараджа имевший и без того не малый гарем, на охоте заприметил девушку, которая своим бесстрашием (по приданию она на глазах махараджи в одиночку сражалась с тигром) покорила сердце правителя. Но на предложение присоединится к его гарему, дала отказ.

Удивленный такой наглостью махараджа настаивал на своем, но девушка выдвинула ряд условий. Во-первых, она согласна войти в дворец исключительно в роли жены, во-вторых, она всегда желала быть вместе с ним и еще одно маленькое пожелание скромной деревенской девушки. Требовалось всего-навсего, построить для нее дворец с бассейном, наполненным озерной водой из ее деревни.

Все условия были выполнены, но счастье продолжалось недолго. В очередную военную компанию в которой силы явно были неравные и исход противостояния был известен заранее. Дабы не попасть в плен, женщины из гарема совершили обряд Джохар. Жены в последний раз вошли в свою излюбленную круглую комнату дворца и на дне пустого бассейна развели огромный костер, в котором и закончили свой земной путь. Вы сегодня можете видеть то самое место про которое говорится в легенде, но бассейн в центре комнаты теперь закрыт металлическими решетками.

А амбициозная деревенская девушка, которая всегда желала быть со своим повелителем, была с ним и в последние минуты его жизни. Махараджа выполнил свое обещание, всегда и везде они были вместе. Она, с оружием в руках плечом к плечу, сражалась рядом со своим любимым. Так они и встретили свою смерть. Я считаю, что эта легенда в своей трагичности ничуть не уступает той что про Мумтаз и Тадж Махал.

В Индии каждый форт обладает историями от которых кровь стынет в жилах, но от этого посещение таких мест становится еще более захватывающими и интересными.

Двигаясь по форту дальше на север, дворцы и древние постройки продолжаются. Состояние большинства из них печальное, но вполне пригодное для осмотра.

Всюду установлены таблички говорящие о факте защиты этой постройки как представляющей историческую ценность, но мало табличек которые бы рассказывали, о самом здании и о его истории.

Почерневшие от времени стены дворцов, пустынные дворы и тишина, вносит мистический настрой прогулки.

Среди всех этих дворцов, располагается весьма печальное место, озеро Джаухар Кунд, где раджпутские женщины из гарема в 1232 г. совершили джаухар — массовое самосожжение, чтобы избежать пленения вооружённым отрядом Ильтутмиша — правителя Делийского султаната.

Встречаются постройки разного назначения и соответственно разной красоты, одни изящны, другие больше похожи на амбар или казарму.

Удивительное архитектурное решение применено строителями дворца, двое ворот, но для кого все же эта дверка высотой не более полуметра?

Внутреннее убранство дворцов просто и функционально, во внутренних дворах многих дворцов обязательно присутствует колодец или водоем. С водоемами у форта Гвалиор своя отдельная история.

Во дворце я увидел алтарь с Шива-лингамом, но почему тибетские флажки над алтарем?

Форт Гвалиор, не сразу открывает свои лучшие виды, иногда стоит пройтись несколько раз по одной и той же тропинке и каждый раз картинка меняется, виной тому может быть заходящее солнце, разукрашивающее древние стены в теплые цвета.

Если продолжить обследовать форт в юго-восточном направлении, то вам обязательно попадется водоем Сурадж кунд. В 8 веке водой из этого водоема был исцелен от проказы вождь раджпутов и с этого самого момента началась история форта Гвалиор.

По этой же дороге чуть дальше, расположена гурудвара Дата Бандхи Чод. Величественный храм из белого мрамора возвели в честь известного шестого гуру Хар Гобинд, заключенного в тюрьму на два года императором Джахангиром.

Сикхский храм

Сикхский храм.

Храм современный и был построен в наше время в честь шестого сикхского гуру по имени Хар Гобинд, которого держали в застенках дворца Ман Сингха с 1617 по 1619 год.

Ровные ряды пальм ведут ко входу в гурудвару Дата Бандхи Чод. Храм из белого мрамора может посетить каждый соблюдая простые правила: голова вошедшего должна быть покрыта (если вдруг у вас нет тюрбана, то перед храмом стоят корзины с платками :)), ноги должны быть без обуви, перед входом на территорию храма, хотите того или нет, вы их омоете, так как рядом со ступеньками ведущими на территорию, сооружен резервуар с проточной водой, чтобы войти внутрь его надо преодолеть.

Я бывал в нескольких сикхских храмах и везде было очень чисто, несмотря на наличие толп туристов и прихожан, храм в форте Гвалиора также порадовал чистотой и порядком.

При наличии свободного времени загляните сюда, тем более он находится в пятидесяти метрах от знаменитого водоема Сурадж кунд, по преданию, вода из которого является целебной.

Если идти вдоль крепостной стены от дворца Ман Мандир в сторону западных ворот, то вероятность обнаружить храмы Сасбаху велика. Храмы Сасбаху это два индуистских храма, посвящённые Вишну и Шиве.

Храм Сасбаху

Храм Сасбаху.

Ко всему что вызывает людской интерес в Индии приложена своя легенда. Про храмы Сасбаху, легенда говорит следующее, у местного махараджи была семья. Свекровь и невестка и поклонялись разным богам (в Индии такое не редкость), семейному счастью мешали конфликты на религиозной почве между женщинами. Мудрый махараджа поступил по королевски, он повелел построить каждой из них свой храм. После постройки храмов в семье воцарил мир и покой.

Примерное время постройки храмов датируется IX — XI веками нашей эры. Больший и красивый храм — это «Храм свекрови», он посвящен богу Вишну. «Храм свекрови» многоуровневый, снаружи покрыт несколькими рядами фризов и скульптур, внутри храм тоже прекрасен — резные колонны и перекрытия, образы богов и мифических существ покрывают каждый сантиметр камня.

Меньший храм — это «Храм невестки», посвященный Шиве. Он выглядит более опрятно и на нем хорошо сохранилась пирамидальная крыша, но внутри бедно, в отличие от «Храма свекрови».

Прогулка по крепостной стене

Прогулка по крепостной стене.

Если осталось время, обязательно заберитесь на крепостную стену и обойдите по ней форт.

Старый форт Гвалиор способен предложить вам старые дворцы, загадочные храмы и удивительные водные резервуары. Но самое удивительное и запоминающееся в Гвалиоре — это самостоятельная экскурсия, для которой экскурсовод вовсе не обязателен.

Лучшие виды и максимальная свобода, все это вы найдете если направитесь прочь от асфальтированных туристических троп в сторону крепостных стен форта Гвалиор. Гоните прочь смущение и лезьте в первую попавшуюся на глаза дыру в заборе, ведь за ней то что не покажет экскурсовод, за ней не экскурсионная тропа и море эмоций. Смелее карабкайтесь по «дизайнерским» ступеням, которым как минимум 500 лет.

Гвалиор второй по площади в Индии форт, протяженность его крепостных стен превышает 14 километров, 14 километров, которые могут рассказать вам все что они видели.

Если вы до этого никогда не гуляли по крепостной стене средневекового форта, расположенного в самом центре современного города с населением под миллион, то эта прогулка вам запомнится надолго.

Как и в средневековье стены защищают и сегодня, сегодня за ними не слышно городского шума и вы можете наслаждаться тишиной и с любопытством следить как над головой парят орлы.

Но стены форта видели и неспокойные времена, об этом говорят время от времени появляющиеся бреши в стене, сквозь которые на вас льется какофония города, но пройдя несколько метров, вы снова под надежной защитой старых камней.

Идти по самому верху стены комфортно и чувство спокойствия это то чувство, которое даруют каменные стены толщиной в несколько веков, а далеко внизу остается город с древней историей и современными проблемами.

Виды Гвалиора со стометровой высоты завораживают, его храмы, дворцы, гробницы и трущобы видны как на ладони, такая картина тут была задолго до вашего визита и будет существовать долгие годы после вас.

Прогуливаясь по стене с восточной стороны, вы видите все достопримечательности вокруг форта, если говорить точнее, то все достопримечательности сосредоточены либо в самом форте, либо с восточной стороны от него.

У самого подножья холма прекрасно виден Гуджари Махал, этот дворец в конце XV века построил раджа Ман Сингх для своей жены, сейчас индийцы используют его как археологический музей, в котором собрано все то, что когда-то располагалось в стенах дворцов форта. Рядом с ним расположена мечеть, ее минареты видны издалека.

Чуть поодаль, с высоты стен форта, можно различить ворота Аламгири и великолепные Бадалгархские врата, названные так в честь Бадал Сингха (Badal Singh), дяди Ман Сингха (Man Singh). Время постройки которых датируется концом XV века.

А посмотрев вдаль, вы увидите современные постройки, которые убегают пестрым ковром за горизонт.

Пройдя еще чуть-чуть, перед вами, один за другим начнут появляться дворцы.

Самый весомый бонус который можно получить от прогулки по восточной части стены это сказочный вид сказочного дворца Ман Мандир. Слова тут бессильны, его надо видеть.

Следующий участок крепостной стены пригодный для прогулок открывает завораживающий вид на индуистские храмы Сасбаху, которые часто называют «Храмы свекрови и невестки».

С западной стороны форта, виды попроще, но там и народу никого, как говориться все в вашем распоряжении и можно спокойно наблюдать за жизнью внизу.

Интересной вам прогулки по старому форту.

Гвалиор

Смотреть комментарии