Ганг в Варанаси

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-07-14

Все дороги ведут в Варанаси, все дороги в Варанаси ведут к Ганге, а все дороги туристов в этом городе ведут к лодочникам на Ганге, и я не исключение.

Покататься на лодке мне захотелось с того самого момента как я впервые увидел Гангу, в полдвенадцатого ночи, когда пустынные гхаты спят и лишь стаи собак и одинокие коровы нарушают спокойствие.

Прогулка на лодке в Варанаси. Мэйн гхат во всей красе.

Плавсредств в Варанаси, наверное, даже больше чем в Венеции, принцип действия такой же, платишь деньги и тебя везут, чем больше платишь, тем дольше возят. Для большинства использующих этот аттракцион достаточно обычной лодки с гребцом в виде щупленького индийца, но есть и более продвинутые посудины, с мотором и хорошей вместительностью, но на них как правило сплавляются группы организованных туристов.

Прогулка на лодке в Варанаси. Мэйн гхат, не протолкнуться.

Основное место старта и оно же финиша это Мэйн гхах, именно тут во все стороны отчаливают красочные и не очень лодки и лодочки. Стоимость прямо пропорционально времени катания, но на Мэйн гхат встретить и договориться с самим лодочником весьма проблематично, тут своя мафия и дав свое согласие, вас отправят по цепочке посредников. Но достаточно отойти метров на сто в любую сторону, как ценник станет бюджетнее, а лодочники сговорчивее.

Прогулка на лодке в Варанаси. Рядом с Мэйн гхат стоимость ниже.

Погрузившись в тихоходную лодку с экологически чистым двигателем, отправляемся в красочное путешествие по гхатам и истории. Мимо величаво проплывают дворцы и нищие, коровы и святые Садху, но на удивление все так гармонично и колоритно, что абсолютно не раздражает такой контраст.

Прогулка на лодке в Варанаси. Дворцы на берегу.

Приблизившись к Мэйн гхату, попадаешь в пробку из таких же суденышек и прочих способных свободно передвигаться по водной глади, тут вам торговцы предложат, все что угодно, от сувениров и подношений священной Ганге, до птичьего корма.

Прогулка на лодке в Варанаси. Торговля с борта.
Прогулка на лодке в Варанаси. Краски Мэйн гхат.

Но основное действие разворачивается на ступеньках, все гхаты усыпаны верующими со всех концов Индии, все они пришли сюда смывать грехи и чистить Карму, а кто то и просто помыться.

Прогулка на лодке в Варанаси. Купание и омовение в Ганге.

Калейдоскоп, красок, звуков, запахов, рекламных щитов расположенных на бортах лодок, вся эта красота завораживает и поражает.

Прогулка на лодке в Варанаси. Мэйн гхат и реклама.

Вокруг, перемещаются такие же зеваки как и ты и у каждого свое отношение к происходящему вокруг действию, кто-то беспрестанно щёлкает затвором фотоаппарата, кто-то веселиться и ликует от увиденного, некоторые молча впитывают краски и энергию, а вот на этой фотке сложно понять кто из них лодочник, а кто клиент.

Прогулка на лодке в Варанаси. Лодочник.

Мой лодочник, все время болтая про свою большую семью и недоуменно покачивая головой, лениво поворачивает в противоположную сторону и мы устремляемся в сторону Маникарники.

Прогулка на лодке в Варанаси. Лодочник.

Ранее купивших птичий корм, успешно атакуют чайки и следующая партия продавцов птичьего корма, тут полная идиллия, все рады и довольны, особенно чайки.

Прогулка на лодке в Варанаси. Чайки атакуют.

Приблизившись к знаменитой Маникарнике, лодочник просит не снимать, рассказывая истории про погони, разборки и прочие ужаснейшие вещи которые могут творить туристы и рассерженные родственники покойника. Должен отметить, что Маникарника днем с воды выглядит еще более зловеще, чем в темноте, освещенная светом погребальных костров, но все же Маникарника по-своему прекрасна.

Прогулка на лодке в Варанаси. Вокруг Маникарники.

Пройдя чуть дальше Маникарники, человек на веслах, вновь меняет курс и борт выходит на финишную прямую. На соседних с Маникарникой гхатах жизнь течет своим чередом, омовение и обнуление грехов четко по расписанию.

Прогулка на лодке в Варанаси. Купание и омовение в Ганге.

Тут же, со слов лодочника, храм матери Ганги. Когда гуляешь по гхатам, то и не подумаешь, что под ногами есть храм в котором кипит жизнь.

Прогулка на лодке в Варанаси. Храм матери Ганги.

Ну и конечно же фотография с чистящим зубы на берегах реки индийцем, куда же без такой фотографии. Удивительно, но чистящих зубы индийцев у реки можно встретить в любое время дня, вероятно есть этому свое объяснение.

Прогулка на лодке в Варанаси. Почистить зубы.

Чиста зубов, мытье тела, стирка, сушка и прочие хозяйственные нужды, священная Ганга справляется и с такими потребностями индийцев. В Интернете ходит статья о целебных свойствах вод Ганги из-за повышенного содержание серебра, но в той же статье указано, что при воздействии солнечного света, таинственная сила серебра равна нулю.

Прогулка на лодке в Варанаси. Постирать вещи.

Но для самосовершенствования необязательно пить воду из священной реки, можно просто уйти в астрал сидя в позе лотоса на одном из гхатов, а Ганга в этому поспособствует.

Прогулка на лодке в Варанаси. Уйти в астрал.

Слова не способны передать красот, которые доступны для простого туриста с борта лодки, но все хорошее рано или поздно заканчивается, вот и мое оплаченное время подошло к концу и лодка причаливает к каменным ступенькам, ровно через час, как и было оговорено, в следующий раз прокачусь по Ганге на рассвете.

Прогулка на лодке в Варанаси. Рядом с Мэйн гхат.

Рассвет над Гангом

Рассвет над Гангом.

Дневное катание на лодке по Ганге сподвигло меня проснуться пораньше и встретить рассвет на реке. Не поленитесь и вы, встаньте пораньше и перед восходом солнца идите на гхаты искать сговорчивого лодочника для встречи рассвета на берегах Ганги в Варанаси. Увиденное, сполна компенсирует ранний подъем.

Для утренней водной прогулки, следует одеться потеплее, хотя уже после восхода солнца становиться достаточно комфортно, но лучше снять куртку после, чем мерзнуть всю дорогу.

Утром на берегах Ганги ждут своего клиента множество лодочников, так что не стоит соглашаться на первое же предложение, как правило, после пятиминуткой прогулки по предрассветным гхатам, вы найдете своего за приемлемую цену.

Удивляет, что ранним утром на гхатах столько народу. Когда так рано встаешь, ожидаешь быть там в одиночестве, но народ уже бродит и у каждого своя цель к которой он стремится.

Яркие фонари вырывают из предрассветного мрака очертания старых зданий и бесконечные вереницы лодок на темных водах Ганги. По припаркованным лодкам пробираюсь к той на которой покатаюсь часок и полюбуюсь рассветом.

Сотни лодок с такими же как я пассажирами уже бороздят воды Ганги, в самых популярных местах на реке возникают заторы из желающих сделать хорошие снимки. Красочные лодки населяют такие же красочные пассажиры из разных стран, которые стараются понять, что же происходит на гхатах, но для многих загадка так и остается не раскрытой.

Первые лучи восходящего солнца раскрашивают гхаты в бледные оттенки красного, с первыми лучами жизнь на Ганге изменяет поведение людей сюда пришедших. Кто-то совершает ритуальное омовение в холодных и священных водах, а ты сидишь в куртке и не понимаешь как они не мерзнут. Кто-то на гхатах, смехом встречает солнце и возносит руки к небу, а туристы с лодок им отвечают таким же хохотом, считая что главным действующим лицом являются они.

Хаос строений на берегу, поленницы дров уходящие в небо — это Маникарника гхат. На Маникарнике ведется генеральная уборка перед новым днем, так что каждое утро таинственный портал Шивы в светлое будущее находится на профилактике.

Неугомонные стаи чаек клянчат еду у туристов, те с радостью их кормят.

И вот уже последние фонари не могут соперничать с восходящим солнцем и смирено отступают, но самые настойчивые продолжают освещать происходящее на гхатах.

Из мрачных строений на берегу гхат, менее чем за полчаса солнце нарисовало привычную картину Варанаси, с бесконечными толпами туристов, паломников, нищих, собак, коров и святых садху. На все превращение ушло не более получаса, а какая большая разница, теперь можно вылезти из плотно застегнутой на все пуговицы осенней куртки и наслаждаться теплом восходящего солнца. Полчаса разделяет мрак и свет, тепло и холод, серые пейзажи и буйство красок на гхатах.

Гхаты — набережная Варанаси

Гхаты — набережная Варанаси.

Вся жизнь в священном городе Варанаси крутится вокруг Ганги, с крыш ближайших домов можно лицезреть активность индийцев на берегах реки, с раннего утра до поздней ночи берега Ганги наводнены людьми. А гхаты в свою очередь помогают более комфортно осуществлять это взаимодействие. С технической точки зрения гхат является всего лишь удобным и безопасным спуском к реке, очень умное изобретение.

Гхаты на карте Варанаси

В городе более 80 гхатов, большая их часть не представляет совершенно никакого оинтерса для туриста. По этой причине, в этой части поста будут описаны лишь самые интересные и знаковые.

Гхаты на карте Варанаси.
  • Асси-гхат (Assi Ghat) – первый по течению, ищите его в месте где в Гангу впадает река Асси;
  • Баччарадж-гхат (Bachchharaj Ghat) – тут расположено три джайнистских храма;
  • Шивала-гхат (Shivala Ghat) – отличитыльной особенностью этого гхата является дворец и храм Шивы, построенные прямо на берегу непальским махараджей;
  • Харишчандра-гхат (Harishchandra Ghat) – тут находится малый открытый крематорий;
  • Кедар-гхат (Kedar Ghat) – очень живописный храм;
  • Чоусатти-гхат (Chausatthi Ghat) – храм посвящён 64 формам богини Кали;
  • Мунши-гхат (Munshi Ghat) – весьма живописное местечко;
  • Дашашвамедх-гхат (Dashashwamedh Ghat, Main Ghat) – главный гхат Варанаси (он же Мэйн гхат), в этом месте проходит красочная ежевечерняя пуджа (служба) в четь Ганги;
  • Ман-мандир-гхат (Man Mandir Ghat) – в этом месте расположена обсерватория XVIII века Ман-мандир и храм Шивы;
  • Маникарника-гхат (Manikarnika Ghat) – главный открытый крематорий Варанаси, огонь непрерывно поддерживается вот уже 2500 лет. Тут ежедневно сжигают более 300 трупов. У индуистов считается, что сжигание в этом месте прерывает бесконечный цикл перерождений, и душа превращается в чистую энергию. Фотографирование караются рублём/рупи;
  • Сциндия-гхат (Scindia Ghat) – гхат ушел под воду, вместе с ним под водой оказаля и местный храм, фотки затонувшего храма выглядят очень красочно;
  • Панча-ганга-гхат (Pancha Ganga Ghat) – в этом мете над гхатом построена Мечеть Аурангзеба, строили её из обломков уничтоженных мусульманами индуистских храмов;
  • Гаи-гхат (Gaay Ghat) – огромная статуя коровы;
  • Ади-Кешава-гхат (Adhi Keshava Ghat) – последний гхат по течению, за ним виднеется Ж/Д мост. Здесь в Гангу впадает река Варана.

Прогулка по гхатам

Прогулка по гхатам.

Индийцы на протяжении веков пользуются своим изобретением с совершенно разными целями, от ритуальных, до бытовых, но всегда с уважением и почтением к священной реке. Современное название города дали две реки, которые впадают в Гангу, между которыми и поместились все гхаты, соответственно название крайних лесенок в воду созвучно с названием рек.

Если вы оказались в городе Шивы, то выделите время для неспешной прогулки по гхатам, в сезон разлива Ганги такая прогулка достаточно утомительна, но когда воды в реке немного (обычно зимой), по гхатам можно гулять как по Питерским набережным. Вся цепочка гхат протяженностью не более семи километров, мне удалось пройти их все, могу сказать, эта задача под силу каждому.

Гхаты в Варанаси уникальны и несмотря на свою схожесть и общую грязь вокруг, сложно найти два одинаковых, есть старые, есть постройки помоложе, есть посещаемые тысячами людей, есть спокойные и тихие.

Одним из излюбленных у туристов, как ни странно, является гхат с красивым названием Маникарника, он на протяжении тысячелетий выполняет очень важную функцию — избавляет индусов от бесконечной цепи перерождений и помогает обрести вечный покой. Огонь, который полыхает на погребальных кострах, по преданию, подарил индийцам сам Шива и с тех самых времен непрестанно горит, в рядом расположенном храме.

Как узнать что вы в непосредственной близости от Маникарники? Понять, что Маникарника рядом очень просто, сначала вы почувствуете слатковатый привкус дыма, а после увидите высоченные, размером чуть меньше чем местные храмы, поленницы дров для кремационных костров. Тут же расположены весы для дров, они чем то напоминают весы для грешников, которых взвешивают и определяют насколько они провинились и по какому пути их направить далее.

Уйдя прочь от жара погребальных костров, вы опять спокойно, без запретов можете фотографировать окружающую действительность. На кремационных гхатах снимать запрещено, да и стоит ли это делать? Но на всякий запрет есть лазейка для его обхода, на Маникарнике вам будут предлагать сделать отличные снимки за оплату. На протяжении всего маршрута вам будет чего снимать, а лодки всех цветов, размеров и предназначений составят идеальный бэкграунд для отличных фотографий, кроме фотографирования на них можно покататься по Ганге, единственный совет — торгуйтесь.

Отдельно стоит отметить про менее людные гхаты. Будьте осторожны на пустынных гхатах, которые местные команды по крикету используют как спортплощадки, опытный игрок может ненароком отбить мяч битой прямиком вам в лоб и мило улыбаться на ваше возмущение.

Самые посещаемые и намоленные гхаты привлекают и всяческих жуликов. Я так и не понял как определить святого Садху от переодетого жулика, требующего денег за все. Тут же вам могут предложить и прочие услуги прайс на которые озвучивается уже по факту выполненных работ.

Стоит понимать, что не все гхаты на Ганге имеют открыточный вид на фоне причудливых дворцов или многовековых хавели, многие выполняют исключительно бытовые нужды. Есть гхаты на которых стирают и сушат белье, есть гхаты на которых строят и ремонтируют лодки, на других выгуливают и моют буйволов и так далее.

Повсеместно распространяемая информация о полном ужасе и засранности гхат, правда лишь отчасти, самые крупные и посещаемые убирают и регулярно моют. Мытье Мэйн гхата в моем присутствии выполнялось несколько раз, прямо посреди белого для, мощной струей из брандспойта уборщик неистово орошал ступеньки к Ганге и близлежащие территории, распугивая удивленных туристов и коров, которые продолжали наваливать свои лепешки на только что убранную территорию.

Но уже через час после влажной уборки Мэйн гхат приобретал свое обычно состояние и ничто не напоминает о мужике с брандспойтом.

Местные жители утверждают, что в Ганге в изобилии водились речные дельфины и прогуливаясь по гхатам на них можно было любоваться. При беглом взгляде на мутные воды реки с плавающими остатками от ритуальных венков, радугой цветов полиэтиленовых пакетов и прочих продуктов человеческой жизнедеятельности, в дельфинов веришь с трудом, но рыба в реке живет и подплывает к самому берегу.

Самое печальное из увиденного, что оставляет неприятный осадок — это собаки. Собак на гхатах в Варанаси множество и большинство из них в ужасном состоянии, у многих такое состояние кожи, что шерсти просто негде расти. Фотографировать эти ужасы я не стал, да и как фотографировать страдания живого существа когда помочь не можешь. Видя, маленького щенка ,изъеденного лишаем настолько, что он способен лишь скулить, понимаешь, что Варанаси святое место не для всех. Если не желаете травмировать свою психику то не стоит обследовать дальние гхаты в сторону реки Варуны, именно там я и видел столь печальную картину, но нет никакой гарантии что животные в таком состоянии обитают исключительно там.

На берегах Ганги, каждый находит что-то свое, кто то горы мусора и грязь, кто то место вселенской силы и очищения, стоит ли идеализировать место, которое не нуждается в чьей-либо оценке, вопрос открытый, но на протяжении веков Ганга притягивает людей со всего мира и это факт.

Кедар гхат

Кедар гхат.

Еще одна бесспорная достопримечательность, которую стоит лицезреть это Кедар гхат, он олицетворяет обитель Шивы, гору Кедарнатх. По преданию, когда Ганга низвергалась с небес на Шиву, одна из струек с его волос стекла на землю у Кедарнатха. Поэтому здесь один из истоков Ганги. В этом месте «грешник становится святым, а святой - Богом».

Кедар гхат был построен махараджой Виджаянагра, в погребальном костре которого вместе с ним за компанию сожгли примерно 3000 жен и наложниц. Рядом с Кедар гхат в замечательном дворце и жил прекрасный махараджа.

С июня по август Кедар гхат и расположенный на нем храм становятся очень посещаемыми, виной тому сезон дождей священного месяца Сравана, жители Южной Индии и Бенгалии именно в это время совершают свои паломничества к Ганге.

Кедар гхат, один из не многих гхатов, которые имеют на своей территории искусственный водоем, вода из Гаури кунд (именно так называется колодец на Кедар гхате) считается лечебной. Для уверования в лечебные свойства вод из Гаури кунд требуется быть стойкими в своей вере.

Название водоема дало одно из имен жены Шивы — Гаури. Гаури, она же Парвати и т.д. жила в Гималаях в пешей близости от этого водоема и вела праведный образ жизни, медитировала и занималась йогой, до того момента как именно у этого водоема (который располагался в Гималаях) Шива не признался в любви и т.д. Ганеша тоже засветился у этого чудесного водоема, после чего его облик навсегда изменился, за что его вся Индия и любит, так что водоем самый что ни на есть волшебный.

Кедар Гхат, олицетворяет обитель Шивы — священную гору Кедарнатх в Гималаях. По легенде, когда Ганга низверглась с небес прямиком на голову Шиве, одна из струек с его волос стекла на землю именно у Кедарнатха. Как ни странно, это один из истоков Ганги.

Обязательно посетите этот полосатый гхат, а при посещении зайдите в храм, из разных источников можно сказать, что храм является одним из старейших зданий в Варанаси.

Агхори и Садхуи

Агхори и Садху в Варанаси.

Варанаси для всех индусов является священным городом, а если есть святое место, то будут и святые люди — это садху. Садху навсегда отказываются от своей прошлой жизни, покидают свои дома и оставляют семьи и ведут жизнь аскетов. Раз и навсегда отказавшись от былого комфорта, они отказываются и от привычной одежды, еды и крова. Садху, не работают в привычном понимании этого слова, а живут за счет пожертвований. Для большинства индуистов – садху служат земным проявлением божественного. Очень часто садху выступают в роли целителей, избавляющего других от негативных эмоций.

В Варанаси концентрация святых людей заметна невооруженным взглядом, их распознать легко, это оранжевые одежды, лоб садху украшен различными знаками, а волосы представляют дреды, скрученные в большой узел на макушке.

Специально заниматься поисками садху в Варанаси нет никакого смысли, достаточно прогуляться по гхатам, на некоторых гхатах построены специальные площадки с зонтиками укрывающими от яркого индийского солнца, там святые люди чувствуют себя более комфортно.

Местные жители рассказывают, что не все садху те за кого выдают, есть и просто люди собирающие пожертвования и ничего не имеющие общего с садху, отличить их можно по настойчивости с которой они требуют пожертвования.

Единственная цель садху — это мокша, освобождение из сансары (бесконечного круговорота рождения и смертей), а аскеза и йога помогают садху свести к нулю влияние кармы.

Как правило, жизнь садху это паломничество, они нигде надолго не задерживаясь. Живут где придется, в храмах, в пещерах, лесах и т.д. Часто, садху ведут проповеди, послушать которые собирается огромное число людей, в общем они несут благую весть народу, и напоминают людям о Боге, последние проявляют уважение к садху и просят благословения.

Каждый день садху просыпаются с первыми лучами солнца, совершают омовение в водах Ганги, и молятся за все живое на планете, все это происходит каждый день на протяжении тысячелетий.

Ганг в Варанаси

Смотреть комментарии