Основой основ в Порто Монтенегро является глубоководная марина, которая способна принять самые шикарные морские суда и яхты со всего света. Именно порт привлекает в Тиват богатых и знаменитых, но знаменитости привыкли к комфорту и роскоши, владельцы гавани устроили им небольшой город в городе, и назвали это место Porto Montenegro.
Если сказать честно, то лакшери порт выглядит очень даже хорошо, он уже "оброс" престижными наградами и регалиями. Тиватский порт считается лучшим в Адриатике, и одним из лучшим во всём Средиземноморье. В этом посте посмотрим на самую дорогую марину Черногории, погуляем по его фешенебельным кварталам и поговорим о ценах на жильё и отдых в этом роскошном месте.
В этом посте, совершим пешую экскурсию по самому дорогому району во всей Черногории.
История возникновения
Когда-то на месте роскошного комплекса была угрюмая югославская военно-морская верфь «Арсенал». Одновременно со смертью социалистической Югославии родилась надежда на более светлое будущее.
Надежда так и могла оставаться надеждой, а морская верфь оставаться такой же грязной и угрюмой, но в двухтысячные этим участком заинтересовался канадский бизнесмен Питер Мунк. У него на примете было несколько мест, в том числе и в соседней Хорватии. И тут черногорские власти проявили инициативу и предоставили бизнесмену уникальные условия, которых не было в соседних странах.
В 2006 году, после того как власти устранили все бюрократические барьеры, бизнесмен выкупает земли бывшей военной базы.
Выкупить землю и договориться с местными властями - это всего лишь пол дела. Для постройки Порто Монтенегро требовались значительно большие инвестиции, которых у бизнесмена не оказалось. Проектная стоимость оценивалась в сумму более чем в 1 миллиард долларов США. Канадцу удалось найти инвесторов, с их помощью и родился новый черногорский порт и ещё одна тиватская достопримечательность.
Инвесторами были следующие господа:
- Шандор Демьян;
- Джейкоб Ротшильд;
- Натаниель Ротшильд;
- Бернар Арно;
- Энтони Мунк.
Статья на Википедии указывает именно на этот список инвесторов, но в Интрнете можно найти информацию про ещё одного, им является наш соотечественник Олег Дерипаска.
В 2016 году Порто Монтенегро покупает Инвестиционная Корпорация Дубая (ICD), так что это теперь арабская собственность.
Отель в Порто Монтенегро
На территории яхт-комплекса есть большой и шикарный отель Regent Porto Montenegro, он состоит из двух корпусов. Южный корпус отеля выходит на небольшую лагуну и называется "Венеция", с северной стороны расположена менее грандиозная постройка, выходящая на пристань, её назвали "Вода".
Пятизвёздочный отель Regent входит в одноимённую отельную сеть, и является основным местом размещения в яхт-клубе. Цены на проживание стартуют от 200 Евро за стандартный номер, и доходят до 4000 Евро за пентхаус.
Отель полностью отвечает заявленным звёздам, в нём есть всё что должно быть в пятёрке, а именно: несколько бассейнов, тренажерный зал, турецкая баня, сауна, рестораны и прочие блага. Вот только дизайн простоват, хотя это на любителя.
А вообще дизайном всего комплекса занимались именитые люди. Проектировщиком всего комплекса был американский архитектор Кевин Линч, а ландшафтным дизайнером Мартин Лейн Фокс, бывший заместитель председателя Королевского общества садоводов Великобритании.
Несмотря на мою критику, общий вид у отельного комплекса достаточно хорош, а арочная секция обращённая в сторону марины придает ему гламур "Санта Барбары". Уместное озеленение и всевозможные декоративные элементы отлично вписываются в общий дизайн всего комплекса.
Марина Порто Монтенегро
Миллионеров и миллиардеров с каждым годом становится всё больше и больше. Там где есть богатые дяденьки и тётеньки, сразу же появляются соответствующие игрушки, а стандартные места для хранения крупных яхт в средиземноморье не очень много. Да к тому же, всякие Монако не резиновые, и уже не могут вместить такое количество яхт. Вот именно в таких ситуациях Черногория спеши на помощь.
В тиватской марине места должно хватить всем желающим, а уникальные, я бы даже сказал "офшорные" условия для стоянки много миллиардных яхт в черногорских водах намного выгоднее чем той же Франции.
При стоянке в Порто Монтенегро, богатенькие буратины могут значительно сэкономить на топливе, которое не облагают НДС и прочими налогами (оно тут стоит на 45% дешевле чем в Европе), на самой стоянке и обслуживании судна. Но и этого оказалось мало, тут так же не облагается налогами продовольствие с местного склада и элитный алкоголь, а все бюрократические процедуры проходятся быстро и прямо в порту. Вот такое вот трепетное отношение к людям.
Черногорское правительство очень умно подошло к привлечению владельцев яхт, ведь многим из них на экономию каких-то жалких 100000 Евро попросту плевать, и тут включаются более тонкие инструменты. Вот пример, в Черногории действует упрощенный порядок прохождения морской границы, нет жестких временных ограничений на стоянку иностранных судов, яхты зарегистрированные в других странах тут всегда желанные гости. Прибавьте ко всему вышесказанному супер сервис, близость международного аэропорта (ехать 5 минут на авто), рядом черногорские красоты и достопримечательности из списка ЮНЕСКО, и вы получите довольных клиентов.
Тут есть один нюанс, Черногория пока не входит в Европейский союз, и для кого-то это тоже является плюсом.
Марина прошла сертификацию по международным стандартам ИСО (UNI EN ISO 14001 и ISO 9001:2008) в области обеспечения качества и защиты окружающей среды.
Сама гавань устроена тоже очень продуманно, всё сделано красиво, функционально и по высоким мировым стандартам.
Несмотря на свои грандиозные размеры, марина все ещё находится в процессе строительства. Есть большая вероятность, что она станет одной из крупнейших в Европе.
Вот сухие цифры по её вместимости. В июне 2009 года было открытие первых 85 яхт-мест, в 2010 году Порто Монтенегро обрел статус официального черногорского порта. Сегодня порт готов принять 450 судов, а в ближайших планах увеличить это число до 850.
Больше 100 мест планируют отдать для яхт, чья длина превышает 150 метров. На данный момент есть ограничение, порт не может принять вашу яхту, если её длина более 250 метров. Вы только вдумайтесь, длина более 250 метров!
Общественная и приватная часть пирсов отлично разграничены. В порту есть два широких причалах, они доступны для всех желающих. Всё остальное пространство отгорожено калитками, если есть карта-пропуск, то можно пройти куда угодно.
Самая широкая, облагороженная и доступная для всех пристань в порту имеет No1. Её отыскать очень просто, прямо над нёй, памятником возвышается старый судовой кран, оставшийся в наследство от военно-морской югославской базы.
На причале устроены лавочки, высажен ровный ряд пальм, этот пирс предназначен для самых громадных яхт. Если вы с детьми, то следите за ними, так как никаких ограждений и бордюров причал не имеет.
Пирс No2 расположен по соседству с первым, и тоже доступен для всех желающих. Он намного меньше, но обнаружить его так же просто, вся длина пирса украшена фонтанами, которые имеют пирамидальную формы и напоминают ёлки, или пирамиды. Одним словом, выглядит стильно.
Дальняя часть марины, которая ближе к искусственной лагуне, отдана под лодочки поскромнее. Тут много грациозных парусников, и чуть меньше гигантоподобных яхт.
Искусственная лагуна имеет название Венеция, и чем-то отдаленно напоминает каналы этого прекрасного города, конечно очень отдалённо. Именно в этой части Порто Монтенегро можно наблюдать за многочисленными стаями рыбёшек, которые тут чувствуют себя как бы под защитой. Местные жители говорят, что морская живность сразу же облюбовала эту тихую лагуну. Иногда сюда заплывают морских черепах, которые весьма редки в местных водах.
The Yacht Harbou Association (TYHA) неоднократно присуждала Порто Монтенегро свои статусные награды. Британская ассоциация яхтенных портов (TYHA) награды кому попало не раздаёт, так что это отличный знак для нового тиватского порта, и всей Черногории.
Жилой квартал и апартаменты
По берегам нового тиватского порта построен целый элитный квартал, в нём так же красиво, как и на воде. Место у лакшери апартаментов шикарное, подстать образу жизни. С одной стороны красивая марина, с другой стороны ботанический сад и вид на горы, с севера теннисные корты и гольф клуб, с южной стороны вид на Тиват. Жизнь удалась.
На территории Порто Монтенегро реализовано несколько апарт-комплексов, и строят ещё. В основном это не очень высотные дома в средиземноморском стиле, с большими окнами, белыми стенами и обязательным видом на море.
Каждый жилой комплекс имеет своё имя и уникальный дизайн. Впрочем, если присмотреться, то большинство зданий выглядят и функционируют однотипно. Внизу брендовые бутики, или ресторан, чуть выше находится зона с бассейном, спортзалом и прочими прелестями, а дальше жилая зона.
Вообще-то райончик очень удобный и приятный, и что самое важное, он живой. Т.е. нет никаких загородок и ограничений, любой желающий может по нему побродить, посидеть в кафе, пошопиться в магазинах и т.д.
Если вы хотите стать членом клуба, и пользоваться всеми привилегиями проживания в Порто Монтенегро, то у вас имеется два варианта. Можно либо приобрести апартаменты в собственность, либо арендовать.
К сожалению, приобрести себе квартирку можно только на этапе строительства. Так как всё что уже построено, давным-давно распродано и приносит владельцам либо радость, либо деньги. Если вы не планируете проживать в Тивате постоянно, то купленные апартаменты можно доверить специалистам из подразделения "Управления недвижимостью", и ваши денежки будет очень медленно возвращаться в виде арендных платежей.
Теперь поговорим про цены, это самое интересное. Средняя студия, размером 37-40 кв. метров будет стоить в районе 200 000 Евро, и это на этапе строительства. Приличная квартира с двумя комнатами, стоит уже где-то около миллиона Евро. Цены на обычные пентхаусы начинается от 1,5 млн Евро. Если нужен пентхаус с хорошим видом и прочими люксовыми штуковинами, то будьте любезны заплатить за него от 3 миллионов Евро.
Как видите выбор есть, осталось только подобрать вариант с хорошей планировкой и приличными соседями. Ну и не стоить особо тянуть, местная недвижимость расходится достаточно бойко, так что к постройке дома у каждого квадратного метра уже есть свой владелец.
Не секрет, что на территории элитного жилого комплекса основные владельцы - это иностранцы, достаточно много англичан, русских, итальянцев и представители других стран.
Шоппинг и магазины
На курорте Бар есть брендовые бутики, но качество шоппинга в городе весьма низкое, и вряд ли подойдёт для состоятельных покупателей, в Тивате с этим всё обстоит намного лучше.
Одна из улиц яхт-квартала полностью отдана под брендовые магазины. Приятная пешеходная улица, расслабленная атмосфера, приятные глазу магазины, всё это привлекает сюда обеспеченных покупателей.
Вот примерный список брендов, которые переставлены в Порто Монтенегро:
- ALEXANDER MCQUEEN;
- ALEKSANDER SIRADEKIAN;
- AMOUAGE;
- APM MONACO;
- BALENCIAGA;
- BALMAIN;
- BANG & OLUFSEN;
- BILLIONAIRE;
- BMW;
- BOND NO9;
- BURBERRY;
- CARTIER;
- CELINE;
- CHLOE;
- CHOPARD;
- CURRENT ELLIOTT;
- CUTLER & GROSS;
- DIANE VON FURSTENBERG;
- DIOR;
- DITA;
- DOLCE & GABBANA;
- DRIES VAN NOTEN;
- DSQUARED2;
- EK THONGPRASERT;
- EQUIPMENT;
- ERMANNO SCERVINO;
- EUGENIA KIM;
- FREDERIC MALLE;
- GENNY;
- GUCCI;
- HEIDI KLEIN;
- HUBLOT;
- ISABEL MARANT;
- KENZO;
- MARC JACOBS;
- MARNI;
- MAXMARA;
- MISAHARA;
- MONCLER;
- MONTALE;
- MYKITA;
- N21;
- PASQUALE BRUNI;
- PHILIPP PLEIN;
- RAYMOND WEIL;
- ROCHAS;
- ROJA;
- SAINT LAURENT;
- SERGIO ROSSI;
- SHOUROUK;
- TAG HEUER;
- THE DIFFERENT COMPANY;
- THIERRY LASRY;
- THOM BROWNE;
- TOM FORD;
- ULYSSE NARDIN;
- VALENTINO;
- VICTORIA BECKHAM;
- ZADIG & VOLTAIRE.
Как видите, есть из чего выбрать. Единственный минус, цены полностью соответствуют месту, тут нет такого понятия "купить по дешёвке".
Рестораны и кафе
Гуляя по яхт-клубу рекомендую посетить какое-нибудь кафе, есть возможность выбрать по красоте оформления, по меню, или по цене. Общепит весьма разношерстный - имеются как вполне недорогие пиццерии, так и рестораны авторской кухни.
Большинство заведений расположены со стороны набережной, она буквально усеяна кафе и ресторанами. Некоторым кафе внутри помещений стало тесно, и их столики повылазили прямо на тротуар. В Черногории таким никого не удивишь.
Стоит помнить, что цены в местных кафе значительно выше обще черногорских. К примеру, везде чашечка кофе стоит 1,5 Евро, тут будьте готовы выложить пятак Евро, и так во всём. Но зато какие виды...
Примерный список ресторанов и кафе:
- AL POSTO GIUSTO - пиццерия с вполне демократичными ценами;
- BYBLOS - ресторан ливанской кухни;
- CHEF'S TABLE - ресторан авторской кухни;
- CRUSH WINE STATION - винный бар;
- DE GUSTIBUS - морепродукты и обалденные виды на залив;
- GALLARDO - привычный стейк хаус;
- MORITZ EIS - лавка с мороженным;
- MURANO - просто хороший ресторан;
- ONE - ресторан средиземноморской кухни;
- REGENT GOURMET CORNER - кафетерия;
- REGENT LIBRARY BAR - бар при игорной зоне;
- SUMOSAN - японский суши бар;
- THE CLUBHOUSE - капитанский бар;
- THE NOTORIOUS CLUB PLATINUM - клубный ресторан;
- UKEMOCHI - макарошки, и всё что с ними связано;
- YACHT CLUB - итальянская кухня.
Что ещё посмотреть в Тивате
Пляжи Тивата — Селяново, Калардово, uородской пляж, у отеля Пальма, Белане, Жупа, Стара Рачица, Куколина, Вайкики, Опатово, Солила, Плави Горизонти, Облатно, пляж отеля «San».
Музей Морского Наследия — в экспозиции музея есть две подводные лодки, в одну пускают туристов.
Городская набережная — тут можно увидеть самый старый в черногорском флоте корабль «Ядран», судно было построено в Гамбурге в 1933 году.
Замок Буча — одно из старых зданий в Тивате, построен в средневековом стиле, внутри арт-галерея и летний театр.
Остров Цветов — на острове расположен действующий монастырь, от аэропорта можно дойти пешком.