Путешествие по Италии на поезде

Автор: Обновлено: 2023-08-14

В этом посте вы найдёте исчерпывающую информацию для совершения самостоятельной поездки по Италии на поезде.

Поговорим про железнодорожные билеты и места их покупки, про самые популярные маршруты и про особенности железных дорог Италии.

Поезда являются вторым по популярности и удобству транспортом, который предпочитают туристы. На первое место я ставлю путешествие по Италии на машине, по ссылке подробная инструкция и мои советы.

Если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, то вы их можете задать в комментариях.

План действий во время поездки по Италии на поезде

Вот так выглядит вагон регионального поезда, аналог нашей электрички.
Вот так выглядит вагон регионального поезда, аналог нашей электрички

Вот краткий чек-лист по поездкам по Италии на местных поездах. Далее в этом посте, все наши действия будут описаны во всех подробностях.

Перед поездкой

  • Мысленно или на бумаге следует составить маршрут предстоящей поездки;
  • Понять какой тип поездов вам нужен (скоростной, интерсити, региональный);
  • Уточнить цену, расписание и купить билет;
  • Распечатать или сохранить на телефон купленный билет.

На вокзале

  • Купить билет в автомате или кассе, если вы этого ещё не сделали;
  • Найти платформу с которой отправляется ваш поезд;
  • Прокомпостировать купленный в автомате билет;
  • Сесть в свой поезд (поездов много смотрите не перепутайте).

В поезде

  • Вписать время отправления поезда в свой бумажный билет (если вы забыли его прокомпостировать);
  • Отыскать своё место, или занять любое свободное если билет без резервации мест;
  • Наслаждаться поездкой.

Это основной алгоритм действий, он отлично работает не только на итальянских железных дорогах, но и по всей Европе (проверено на личном опыте).

Теперь пройдемся по всем пунктам более подробно.

Виды поездов в Италии

Вот так выглядит поезд Красная Стрела (Frecciarossa).
Вот так выглядит поезд Красная Стрела (Frecciarossa)

Вам следует чуть-чуть знать (совсем чуточку) про систему железнодорожного транспорта Италии, что бы понимать, как её использовать в свою выгоду.

Trenitalia — в Италии это монополист, как у нас РЖД. У него есть конкурент — это italo, фирма образовалась совсем недавно, но уже завоевала любовь путешественников. Ведь у italo только новые и очень быстрые поезда, итальянцы их зовут Феррари, из-за цвета (красные как авто Феррари) и скорости (300км/час для них норма).

Как и любой монополист, Trenitalia всюду «щемит» своего прямого конкурента. К примеру, самые удобные вокзалы, в самых туристических городах, доступны только для поездов Trenitalia, а поездам italo отведено место на второстепенных вокзалах. Обязательно учитывайте этот момент при планировании своей поездки.

Кроме вышеописанных перевозчиков, в каждом регионе есть мелкие (региональные) игроки. Как пример, перевозчик Чиркумвезувиана (дословно «Вокруг Везувия») возит миллионы туристов из Неаполя в Помпеи и Сорренто. Локальные перевозчики возят пассажиров на небольшие расстояния, и стоимость их билетов не превышает 10 Евро.

Классификация поездов в Италии

Теперь пару слов про классификацию поездов на железных дорогах Италии. Скоростные поезда больше похожи на космические корабли (особенно свежие составы), чем на привычные нам составы, но среди них есть градация и про неё нужно знать.

Frecciarossa (Красная стрела) — это высокоскоростные поезда, следующие по линиям от Турина до Салерно, средняя скорость движения 300 км/ч. Маршруты Frecciarossa пролегают по промышленно-развитому северу, центру, и частично добирается до юга Италии (Турин — Милан — Болонья — Рим — Неаполь — Салерно). Ежедневно более 80 отправлений. Чтобы добраться из Милана в Рим, вам потребуется не более трёх часов.

Frecciargento (Серебряная стрела) — эти поезда следуют с северо-востока на юг Италии. Они бегают как по высокоскоростным, так и по обычным линиям. Ежедневно более 50 отправлений. Скорость передвижения примерно та же, что и у Frecciarossa.

Frecciabianca (Белая стрела) — поезда следуют по обычным линиям, минуя высокоскоростные трассы. Но идут вполне быстро, и без лишних остановок. Эта разновидность поездов имеет наибольший охват среди скоростных поездов Италии. Ежедневно более 80 отправлений.

Intercity – это относительно быстрые поезда, их можно встретить в любом крупном городе Италии. Intercity делают остановки только в крупных городах. Доступен первый и второй классы обслуживания, а в поездах Intercity Plus есть возможность резервирования места.

InterCityNotte — ночной. Как можно понять из названия, поезд идёт ночью, но для комфортного сна, следует брать спальные места. Расстояния в Италии не глобальные, но проведённая ночь в удобном кресле явно не пойдёт вам на пользу.

Regionale — самые медленные, но очень важные для путешествий поезда. На них вы сможете добраться в самую настоящую итальянскую глубинку. Это как наши электрички, но так как они ездят в Европе, то всё сделано для людей (удобные кресла, туалеты и т.д.). Regionale недорогие и надежные, но иногда могут опаздывать. В часы пик поезда могут быть переполнены, места тут не резервируются.

Билеты на региональные поезда не привязаны к конкретному времени и номеру поезда, так что они могут быть использованы в любом поезде. Но такие билеты действуют лишь два месяца со дня покупки, далее их можно выкинуть.

Цены и расписание

Если вы знаете английский, итальянский, или немецкий, то можете попробовать заказать билет вот тут, или вот тут.

Кроме указанных сайтов, есть и другие способы приобретения билетов:

  • в кассе на вокзале;
  • в автоматах на вокзале;
  • в газетных киосках и магазинчиках tabacchi (на региональные поезда и поезда Intercity).

Тарифы на билеты у компании Trenitalia

У перевозчика Trenitalia (главный перевозчик в Италии) есть линейка основных видов обслуживания: Standard, Premium, Business и Executive. А они в свою очередь делятся на несколько тарифов: Base, Economy, Super Economy.

Помимо стандартных вариантов, есть еще и предложения для молодежи и пенсионеров, но они в большей степени касаются исключительно итальянцев.

В чем разница тарифов:

  • Super Economy — нельзя вернуть, или обменять, или сесть в другой поезд;
  • Economy — возможно 1 раз поменять дату или время отправления;
  • Base — билет можно менять и даже вернуть его стоимость за вычетом 20% комиссии.

Обратите внимание на эту таблицу, в ней я указал самые туристические направления, расстояния, время в пути и цену билетов.

Маршруты, длительность поездки, цены
Маршрут Скоростные (время/цена) Обычные (время/цена)
Милан — Венеция (270 км) 2:30/40€ 3:30/20€
Венеция — Флоренция (270 км) 2:00/45€ 4:10/25€
Флоренция — Рим (350 км) 1:40/40€ 4:30/30€
Рим — Неаполь (275 км) 1:20/45€ 2:50/15€
Неаполь — Палермо (718 км) с пересадкой 9:00/70€

Особенности покупки жд билетов в Италии

Поезд Интерсити смахивает на скоростную стрелу, но это не совсем правда.
Поезд Интерсити смахивает на скоростную стрелу, но это не совсем правда

1) Покупать следует заранее. Чем ближе к дате отправления, тем дороже будет стоить билет;

2) Время дня. При покупке следует выбирать время дня, так как в часы пик, цена на поездку будет выше;

3) Пересадки. Учитывайте факт пересадок, большая часть билетов продается с пересадкой. Иногда пересадка тык в тык, а иногда с запасом в несколько часов;

4) Региональные поезда (электрички). Билеты на региональные поезда можно смело покупать прямо на месте. Стоимость у них фиксированная, бронировать места в них невозможно;

5) Электронный билет. Купленный через интернет билет не обязательно распечатывать, и тем более компостировать. Его следует сохранить на телефоне и предъявить кондуктору. На билете должен быть хорошо читаемый штрих код (PNR код);

6) Название вокзалов. Во многих городах Италии несколько вокзалов, иногда они находятся рядом, а иногда нет. Перед покупкой обязательно уточните, какой вам удобнее.

Покупка билета на вокзале

Ищите жд билеты в следующих местах:

  • в кассе (иногда бывают очереди);
  • в автоматах на вокзале (можно оплатить наличкой или картой);
  • в газетных киосках и магазинчиках tabacchi (если вы покупаете билет на региональные поезда и поезда Intercity).

Кассы на жд вокзале

В кассе приходится постоять в очереди, а при общении с кассирами нужно знать английский, или итальянский. Но есть и свои бонусы.

К примеру, можно подобрать удобный и недорогой билет, или кассир подскажет выгодную пересадку (так вы можете сильно сэкономить). А ещё бывают местные особенно, такие как названия вокзалов, про которые туристы мало чего знают. В той же Венеции есть вокзал на материке, а есть прямо на Большом канале.

Для облегчения покупки билета, я рекомендую выписать весь свой маршрут в блокнотик, с номерами поездов и названиями населённых пунктов. Так вам будет проще объясняться и не сильно отклоняться от своего маршрута.

Автоматы по продаже билетов

Покупать в автомате можно, но не позднее чем за 15 минут до отправления поезда. К тому же, следует иметь небольшой запас времени и чётко знать написание городов. Вот вам простой пример, Флоренция пишется как Firenze. Ну и где тут буква «Л»? После пятой попытки отыскать Флоренцию, я был готов расколошматить автомат. :)

Все автоматы по продаже билетов «разговаривают» на английском, или итальянском языках. Будьте готовы к тому, что некоторые принимают только карты, другие только наличные и т.д. Ну и соответственно есть автоматы Trenitalia или Italotreno, каждый торгует только своей компанией.

Приобретая билет в автоматах следует помнить о его сроке действия. Одни билеты действительны только в даты поездки, другие — 90 дней с момента покупки. Перед поездкой такой билет следует прокомпостировать.

Как на вокзале найти нужную платформу и поезд

Железнодорожный вокзал в Милане, он больше похож на музей.
Железнодорожный вокзал в Милане, он больше похож на музей

Вот стоите вы в центре вокзала какого-нибудь крупного города Италии, причём сам вокзал больше похож на музей, в руках купленный билет на поезд. И где искать этот самый поезд? Спокойно, без паники!

На местных вокзалах достаточно легко ориентироваться, всюду есть указатели и прочая навигация. Я бы сравнил крупные итальянские вокзалы с аэропортами.

Глазами ищите табло прибытия, на нём вы найдете всю необходимую информацию.

Вот вам несколько важных железнодорожных словечек:

  • Partenze — отправление;
  • Arrivi — прибытие;
  • Bin — номер платформы;
  • Carroza — номер вагона;
  • Pozti — номер места.

На дверях состава есть вся необходимая информация, двери полностью автоматические.
На дверях состава есть вся необходимая информация, двери полностью автоматические

Нашли свой поезд? Теперь идём на указанную платформу! Рекомендую быть на нужной платформе за 10 минут до отправления вашего поезда.

Компостирование бумажных билетов

Валидатор билетов может выглядеть примерно так, есть несколько разновидностей.
Валидатор билетов может выглядеть примерно так, есть несколько разновидностей

Перед посадкой в поезд не забываем прокомпостировать бумажный билет. Электронные билеты компостировать не нужно, их достаточно лишь предъявить.

Штрафы за безбилетный проезд высокие, я слышал истории, что можно запросто попасть на 300 Евро. С безбилетниками никто не церемониться.

Если вы уже в поезде, а на билетике нет никаких отметок. Тут может пригодиться вот этот простой способ. Берите обычную шариковую ручку и вписывайте время отправления поезда. 100% гарантии я вам дать не могу, но по факту билет будет иметь отметку.

Классы вагонов в Италии

Вот так выглядит салон скоростного поезда Красная Стрела (Frecciarossa).
Вот так выглядит салон скоростного поезда Красная Стрела (Frecciarossa)

Европейские поезда всегда удобны, комфортны и проезд в них стоит не дёшево. И это даже если вы едете обычным вторым классом, в котором вам не положен официант, свежая пресса и кофе.

В салоне есть информационные табло, на нём указана следующая остановка и конечная станция, скорость, погода и прочая реклама.
В салоне есть информационные табло, на нём указана следующая остановка и конечная станция, скорость, погода и прочая реклама

Если и далее проводить аналогию с самолётами, то скоростные поезда тут тоже имеют схожесть, да и скорость движения примерно 300 км/ч. В салоне удобные и просторные кресла, в первом классе есть бортпроводники, в поездке разносят завтрак, а в вагонах второго класса недорого продают снеки и прочие закуски.

Проверка билетов в скоростных поездах.
Проверка билетов в скоростных поездах

Сейчас кратко расскажу про основную суть езды по Италии на поездах.

Про дорогие поезда или про билеты в первый класс, где у вас будет забронировано место рассказывать нет никакого смысла. Там всё просто, вы купили билет, у вас есть место, вы пришли и его заняли.

Но если вы едете каким-нибудь Intercity или Regionale, да ещё и без места, то тут начинается самое интересное.

Салон вагона в региональном поезде (аналог нашей электрички), вагон двухэтажный.
Салон вагона в региональном поезде (аналог нашей электрички), вагон двухэтажный

Сразу оговорюсь, ничего зазорного и нищебродского в подобной поездке нет, таким образом ездит большая часть европейцев. Но следует знать несколько правил, дабы не вышел конфуз.

  • Можно занять любое свободное место, но если придёт пассажир с бронью, вас культурно попросят (быковать не рекомендуется);
  • Как правило все вагоны в поезде проходные, т.е. можно побродить по составу и поискать свободное место;
  • Если мест нет, то можно купить кофе в вагоне ресторане (если таковой есть в составе) и пару часов его пить.

Удобные и неудобные пересадки

Как вы могли понять, в Италии можно быстро и дёшево ездить на поездах. Если у вас мало времени, то стоит переплатить и путешествовать скоростными, они имеют минимум остановок.

Если со временем у вас полный порядок, то можно ездить комфортно, интересно и в два раза дешевле. А в некоторых случаях и в три раза дешевле.

Суть проста, выбирайте маршрут на региональных и интерсити поездах с пересадкой. Пересадки могут быть самые разные и в совершенно разных местах. Длительность пересадки тоже играет роль.

К примеру, если ваша пересадка всего 10 минут, да ещё и в богом забытом итальянском захолустье. Тут ничего не попишешь, но вы уже в плюсе, так как сэкономили на билете.

Но если ваша пересадка длится 5 часов, а станция пересадки Венеция (вокзал Санта Лючия), то это настоящий джекпот. Вы и на билете сэкономили и по Венеции погуляли. 5 часов для этого великого города конечно крохи.

Камеры хранения на итальянских вокзалах

Пару слов следует сказать про такую важную вещь, как камеру хранения и их стоимость.

По понятным причинам, ценник на эту услугу высокий, и чем популярнее город, тем выше плата за хранения ваших вещей. К примеру, в вышеупомянутой Венеции, за пять часов придётся выложить 6 Евро.

На это есть несколько советов:

  • путешествуйте налегке;
  • поищите камеру хранения на автобусном вокзале, как правило, он будет рядом, и цены там гуманнее;
  • поищите альтернативу через интернет (к примеру, в Венеции всего за 2 Евро можно оставить багаж в ближайшем отеле).

Это пожалуй тот минимум знаний, который позволит вам комфортно и дёшево путешествовать на поездах по Италии.

Хороших вам поездок и море положительных эмоций.

Поезда в Италии, билеты, цены и личный опыт
Поезда в Италии, билеты, цены и личный опыт

Кто автор статьи