Площадь Сан Марко в Венеции

Автор: Обновлено: 2020-11-19

Площадь Святого Марка является самым посещаемым местом в Венеции, а может даже и во всей Италии.

На Сан Марко расположены самые знаковые достопримечательности, отсюда стартуют все экскурсии, и тут же находятся самые знаменитые венецианские кафе.

А вот голубей на площади практически нет, за прикорм птиц полагается крупный штраф.

Площадь Сан Марко на карте

Карта Венеции, как пройти на площадь Сан Марко.
Как пройти на площадь Сан Марко

В этой части поста я расскажу, где находится и как самостоятельно добраться до самой крупной площади Венеции.

Площадь Сан Марка расположена в центре города, весь общественный транспорт проходит рядом. Ближайшая остановка вапаретто устроена на Славянской набережной, она с восточной стороны примыкает к дворцу Дожей.

Венецианский транспорт стоит дорого, разовая поездка на вапаретто обойдётся в 7 евро. Можно сэкономить и прийти на Сан Марко пешком.

Обратите внимание на приведённую карту, на ней я указал популярный туристический маршрут.

Начало маршрута на вокзале Санта Лючия (1), далее вы пройдёте лабиринтами улиц района Санта-Кроче, пересечёте Гранд Канал по мосту Риальто (2) и попадёте в район Сан-Марко (3).

Главная площадь Венеции — Сан Марко

Площадь всегда была центром венецианской жизни, сюда прибывали торговые суда, с неё отправлялся в свои путешествия Марко Поло. На этом месте стояло здание местных властей, которое впоследствии перестроили в дворец Дожей.

На Сан Марко проходила политическая жизнь Венецианской республики, народные гуляния и публичные казни.

Назвали площадь в честь евангелиста Марка, который является покровителем города.

Площадь Сан Марко состоит из двух частей: Пьяцетта и Пьяцца. Пьяцетта – это пространство от Гранд Канала до собора, а Пьяцца – площадь перед Собором Святого Марка.

Пьяцетта чуть меньше, но на месте их размер ощущается равноценным.

Схема площади

Схема площади Сан Марко.
Схема площади Сан Марко

На площади Сан Марко вы найдёте следующие достопримечательности:

  1. Пьяцетта;
  2. Пьяцца;
  3. Колонны Святого Марка и Теодора
  4. Собор Сан Марко
  5. Часовая башня
  6. Библиотека
  7. Дворец Дожей
  8. Старая и Новая Прокурации
  9. Лоджетта Сансовино
  10. Башня Кампанила;
  11. Кафе Флориан.

Собор на площади Сан Марко

Фасад собора Святого Марка в Венеции.
Фасад собора Сан Марко

На перекрёстке двух площадей стоит грандиозный собор Сан Марко. Он был построен в 829 году, специально под прибывшие из Александрии мощи святого Марка.

До V века большинство христианских реликвий находились в египетской Александрии, и мощи вышеупомянутого святого были там же. В 641 году, арабы под предводительством Амра ибн аль-Аса, завладели городом и начали приспосабливать его под свои нужды.

Венецианские купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане начали разрушать христианские храмы для возведения мечетей. Медлить было нельзя, надо было действовать. Венецианцы решили любой ценой спасти мощи святого от осквернения, и привезти их в свой город.

Чтобы доставить реликвию на свой корабль, торговцы обхитрили мусульманских таможенников. Мощи евангелиста положили на дно корзины, и укрыли свиными тушами. Мусульмане побрезговали прикасаться к свиным тушам и драгоценный груз успешно прошёл таможенный досмотр.

Таким образом сбылось древнее пророчество: Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне, попав в сильный шторм, евангелист укрылся на одном из островов. Вскоре ему явился ангел и поведал, что он обретет вечный покой на этой самой земле.

Здание собора выполнено в форме креста, со сторонами 76,5 на 62,5 м, и высотой – 43 м. Храм возведен в византийском стиле, с неимоверной роскошью.

На протяжении веков, венецианцы свозили в собор различные реликвии со всего света. Про это есть байка. Первое, что делал венецианец войдя в любой храм, глазами искал чтобы такое «стянуть» для любимого собора Святого Марка.

Если внимательно присмотреться к фасаду, то над центральным входом вы увидите квадригу. Этих лошадок венецианцы стащили из Константинополя. Квадрига была частью ипподрома, она датируется IV веком до н.э.

На южном углу храма можно увидеть Порфировых тетрархов, они так же попали в Венецию во времена разграбления Константинополя. Скульптура датируется IV веком

Интересный факт: недостающая часть скульптурной группы находится в Археологическом музее Стамбула.

Внешний облик храма великолепен, но внутреннее убранство вас сразит наповал. Из-за обилия золота собор часто называют «Золотым храмом».

«Золотой алтарь» не имеет аналогов, его размеры 3,34 на 2,51 метра. Более 250 миниатюр выполнены в технике перегородчатой эмали. Алтарь состоит из нескольких частей, самая старая относится к X веку, самая молодая это 1343 год.

Всё верхнее пространство покрыто мозаичными полотнами, их общая площадь более 4000 м2. Начали набирать мозаику в 1071 году, работы растянулись 300 лет.

Первые мастера безымянны, а вот на завершающем этапе подключились самые именитые творцы Венецианской республики: Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто.

Мозаика производилась из Муранского стекла, которе выкладывали на золотой фольге. Такая технология позволяла добиться эффекта сияния, что при скудном освещении давала непередаваемый эффект.

Башня на площади Сан Марко (Кампанила)

Колокольня собора Святого Марка.
Колокольня собора Святого Марка (Кампанила)

Над площадью высится башня, это колокольня собора Сан-Марко. Башня у основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м.

Первая башня была построена в IX веке, её использовали в качестве маяка. В начале XVI века на её месте построили новый вариант, который использовался в качестве колокольни собора Святого Марка.

14 июля 1902 года Кампанила рухнула. Сооружение сложилось в одно мгновение, в интернете можно найти документальные фотографии сделанные в момент обрушения.

Удивительно, но при обрушении никто не пострадал, не досчитались лишь кошки смотрителя.

Восстановительные работы длились 10 лет, по завершению которых Кампанила приобрела свой первоначальный облик.

Лоджетта Сансовино

Перед Кампанилой находится небольшое барочное здание — Лоджетта, его построили по проекту архитектора Сансовино.

Лоджетта была построена в 1537-1540 годы, является пристройкой к колокольне Сан Марко. Фасад украшен барельефами из античной мифологии, в арочных проёмах размещены статуи богов.

Лоджетту использовали в качестве беседки для встреч знатных граждан. В наши дни она служит проходом к лифту смотровой площадки.

Смотровая площадка

Площадь Сан Марко, вид с Кампанилы.
Вид на площадь Святого Марка с обзорной площадки Кампанилы

Смотровая площадка на колокольне Сан Марко доступна для посещения. В зависимости от времени года, меняется время работы.

  • в октябре с 9 до 17:00;
  • с ноября по март с 9:30 до 15:45;
  • с марта по июнь с 9 утра до 19:00;
  • с июля по сентябрь с 9 утра до 9 вечера.

В первой половине дня очередь на вход огромная, после обеда желающих значительно меньше, а за полчаса до закрытия желающих минимум.

Рекомендую посетить смотровую несколько раз. Днем вся Венеция как на ладони, все отлично видно. Второй раз прямо перед закрытием, когда солнышко уже спряталось и на улицах включили освещение.

Наверх вас доставит скоростной лифт.

Кафе Флориан

Кафе Флориан в Венеции.
Уличные столики в кафе Флориан

В анфиладе Новой Прокурации разместилось самое знаменитое кафе Венеции — кафе Флориан.

Это одно из первых кафе Венеции где подавали кофе, и самое прогрессивное. Это одно из первых кафе в городе, где стал обслуживать женщин (в XVII веке).

Заведение открылось в 1640 году, тогда кафе называлось «Араб», поскольку здесь продавали диковинный для Европы напиток — кофе.

В 1720 году кафе сменило имя. Новое имя не прижилось, постоянные клиенты звали его по имени хозяина.

Облик залов, который вы видите сегодня, появился лишь 1858 году.

Всё пространство Флориана было поделено на пять залов:

  • Зал важных людей — на стенах присутствуют портреты великих жителей города: Тициана, Марко Поло, архитектора Андреа Палладио, драматурга Карло Гольдони;
  • Зал сената — украшен картинами с аллегориями на политические события;
  • Китайский и Восточный — объединён тематикой сладострастия;
  • Зал зеркал — тут вы найдёте четыре сезона в облике женщин;
  • Зал свободы — появился в начале 20 века.

Популярность

Зал в кафе Флориан.
Один из залов в кафе Флориан

Популярность Флориана не в локации, и не в качественном кофе, кофе в Италии везде отменный. Популярность кафе принесли его посетители.

В разные времена и эпохи, его завсегдатаями были: Гёте, Байрон, Казанова, Ратнер В. М., Руссо, Диккенс, Пруст, Модильяни, Хемингуэй, Стравинский, Бродский, и ваш покорный слуга.

Цены

Флориан посещают не ради кофе, сюда приходят за впечатлениями. Для большинства туристов чашечка кофе за 10 евро уже перебор, даже с учётом венецианской дороговизны.

Сюда приятно прийти перед закатом, заказать крепкий эспрессо и неторопливо наблюдать, как солнце красит луковки куполов собора Сан Марко. Уверяю вас, Байрон, Хемингуэй, Бродский и другие делали тоже самое.

Особенности

  • Попробуйте фирменный кофе — в его составе ликёр «Флориан» и взбитые сливки;
  • Часть меню подаётся исключительно внутри кафе, и недоступно для заказа на улице;
  • Поднос на котором вам принесут заказ серебряный — это традиция дошла до наших дней из XVII века;
  • Если играет оркестр, то в ваш счёт включат дополнительный сбор (не более 10 евро на человека);
  • Флориан — это бренд, тут можно купить брендированный кофе и другие товары.

Колонны Святого Марка и Теодора

Колонны Святого Марка и Теодора.
Колонны Святого Марка и Теодора на Пьяцетте

Массивные колонны в 1125 году были привезены из Константинополя. Изначально их было три, но при разгрузке одну утопили в лагуне.

Трофейные колонны настолько массивны, что они продолжительно время просто лежали без дела на Пьяцетте.

Каждую из колонн украшает свой венецианский символ.

Бронзовый крылатый лев символизирует святого Марка, лапа мифического животного на открытом Евангелии. Венецианцы утащили крылатого льва с Ближнего Востока. Точное местоположение определить сложно, так как фигуре более 2500 лет.

Статуя Святого Теодора символизирует власть Венеции над морской стихией. Этот святой длительное время был покровителем города, позже его сменил святой Марк.

Важно знать: пространство между колонами служило местом публичных казней. Местные жители стараются не проходить между колонн.

Часовая башня

Астрологические часы в Венеции.
Башня с астрологическими часами в Венеции

По соседству с собором Сан Марко, расположена башня с астрологическими часами.

На ней два циферблата. Точное время указано на внешнем циферблате, на него смотрит золотая стрелка. На внутреннем — знаки зодиака и фазы Луны.

Чуть выше расположена статуя Мадонны с младенцем Христом. Ровно два раза в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней проходят фигурки волхвов. Этот механизм переняли пражские мастера для своих астрологических часов.

По бокам от Мадонны указано время в часах и минутах.

Над фигуркой Мадонны скульптура крылатого льва, в лапах которого открытое Евангелие.

На крыше астрологической башни расположен огромный колокол и две фигурки с молотами. Фигурки символизируют уходящее и приходящее время. Старик и юноша бьют в колокол за пять минут до и через 5 минут после целого часа, намекая про скоротечность времени.

Дворец Дожей

Дворец Дожей в Венеции.
Дворец Дожей на площади Сан Марко

Во время рассвета Венецианской республики, было принято решение обновить дворец Дожей (правителя Венеции). Здание, которое вы видите это постройка XIV веке. Три предыдущих постройки были либо разрушены огнём, либо временем, либо просто не соответствовали венецианскому величию.

Во дворце находились:

  • Частные апартаменты дожа;
  • Магистратура — тут заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии;
  • Гражданский и церковный суд;
  • Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям;
  • Тюрьма, их было две.

Парадный фасад дворца получился очень эффектным, ажурные арки и колонны первого этажа создают впечатление воздушности и легкости.

Главный фасад выходит в сторону лагуны, фасад который смотрит на Пьяцетту зеркальная копия с незначительными отличиями.

Если присмотреться к деталям, то отличий очень много.

На втором этаже есть две колонны из розового мрамора. Считается, что все смертные приговоры зачитывали стоя между этими колоннами.

Внимательно изучите капители колонн первого этажа, они украшены сюжетами из городской жизни. На одной из них высечена очень печальная история, про любовь и смерть.

Со стороны лагуны есть колонна Надежды (четвертая колонну слева). Ходит легенда: когда суд был не уверен в виновности осуждённого, а его вида была слишком весомой, осуждённому предлагали пройти проверку на венецианском детекторе лжи.

Суть проверки в следующем, осуждённому следовало прислониться к колонне спиной и обойти её кругом. Если его нога касалась земли, значит вина доказана и бедолагу ждала смертная казнь.

Во внутреннем дворе находится Лестница Гигантов. Она названа в честь богов Марса и Нептуна, статуи которых установлены по обе стороны. Здесь давали присягу избранные дожи, а некоторых тут же и казнили.

Основные залы дворца находятся на втором и третьем этажах.

Список залов дворца дожей:

  • Большого Совета — занимает южное крыло здания. В нём решались основные вопросы внутренней и внешней политики;
  • Судьбы — служил для процесса избрания венецианских дожей и прочих чиновников;
  • Гербовый Зал — тут располагались личные апартаменты и приёмная дожа;
  • Скарлатти — ещё одна приёмная;
  • Гримани — личная комната дожа;
  • Четырёх Дверей — приёмная для посетителей Коллегии, Сената и Совета Десяти;
  • Антиколлегии — служил для приёма иностранных послов;
  • Коллегии — тут решались национальные и внешнеполитические вопросы Венецианской Республики;
  • Сената — в нём проводились совещания сенаторов, обсуждались финансово-торговые, дипломатические и военные вопросы;
  • Компаса — в зале находился ящик для анонимных доносов, а потаённые двери вели в помещение инквизиторов и тюрьму Пьомби;
  • Совета Десяти — проводились заседания органа власти, отвечающего за государственную безопасность. Тут судили политических преступников и изменников родины. В зале есть потайная лестница, она ведёт в тюрьму Пьомби;
  • Оружейный — сейчас тут находится богатая коллекция средневекового оружия.

Интерьеры дворца украшают полотна венецианских художников: Тициана, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе и т.д.

Библиотека

Здание библиотеки Сан Марко в Венеции.
Здание библиотеки на площади Сан Марко

Напротив дворца дожей расположена библиотека Сан Марко (Marciana), здание растянулось на всю пьяцетту (80 метров).

Строительство библиотеки было завершено в 1545 году, здание предназначалось для хранения книг кардинала Брессаноне, которые он передал в дар Венеционской Республике.

В наши дни библиотечный фонд насчитывает порядка 40000 уникальных книг, среди которых: греческие, монастырские и семейные коллекции.

Фронтон верхнего этажа украшен статуями, балюстрада первого этажа отдана под туристические лавки и кафе.

Старая и Новая Прокурации

Старая Прокурация в Венеции.
Здание Старой Прокурации на площади Сан Марко

Венецианская Республика расширялась и росла, для управления этой империей требовалось иметь целую армию бюрократов. Именно это стало причиной строительства здания Прокурации.

Прокуратор — высшая должность в венецианском чиновничьем аппарате. Их задача заключалась в отслеживании исполнения постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной и других сферах.

Старую Прокурацию построили в 1532 году, здание занимает всю северную сторону Пьяцца Сан Марко.

Бюрократы быстро расплодились, и уже не вмещались в отведённом пространстве. В 1586 году пришлось в спешном порядке строить здание Новой Прокурации, оно занимает всю южную часть площади.

В 1810 году Наполеон приказал соединить обе Прокурации, так появилось Ала Наполеоника (крыло Наполеона). Здания построены в едином архитектурном стиле и отлично дополняют друг друга.

Площадь Сан Марко в Венеции
Площадь Сан Марко в Венеции

Кто автор статьи