Пещеры Аджанты

Пещеры Аджанты можно считать Лувром Индии, именно тут находятся одни из самых первых религиозных строений в Индии, учитывая колоссальные размеры стройки, то наверное и самые большие в Индии.

Самые старые пещеры датируются II веком до н.э, что намного старше пещерных храмов Эллоры, считается что рождение Эллоры привело к смерти и забвению Аджанты.

Более 2 000 лет пещеры хранят тайны древних буддистских поселений, многие из которых стали настоящими легендами.

Только подумайте, в те времена, когда про большинство сегодняшних религий и знать не знали, а до рождения Христа оставалось еще два столетия, в пещерах уже звучали молитвы.

Несмотря на свой преклонный возраст пещерные храмы отлично сохранились, возможно благодаря тому, что на протяжении 1 500 лет о сохранности пещер заботилась сама матушка природа, а единственными посетителями пещер были дикие животные, которые изредка выбирали эти места в качестве своего дома.

Легенды

Вокруг пещерного храмового комплекса в Аджанте ходит много легенд и домыслов. Многие вопросы задаваемые людьми, так и остаются без ответа на протяжении многих лет. Да и само происхождение пещер Аджанты то же весьма странно, почему именно в этом месте, как удалось так быстро построить, почему храмы покинули люди и т.д.

Светящиеся краски в пещерах Аджанты

Многие пещерные храмы Аджанты имеют уникальную яркую роспись стен и потолков, но изюминкой расписных стен является краска, которая способна аккумулировать свет и изучать его в темноте. Как древние художники производили светящиеся краски и зачем они это делали?

Остается вопрос о самих наскальных росписях, каким образом художники расписывали стены в полной темноте пещер? Вероятно, они использовали отражение солнечного света от белой ткани расположенной внутри пещеры, а сам поток солнечного света направляли вглубь пещеры с помощью отполированных листов металла, но это всего лишь догадки.

Проклятие пещер Аджанты

В 1844 году по распоряжению Ост-Индийской компании в Аджанту прибывает капитан Британской армии и по совместительству талантливый художник Роберт Гилл. Основная задача Роберта Гилла состояла в кропотливом документировании всего что было изображено на стенах пещер.

Роберт старательно выполнял порученную работу, которая ему очень нравилась. Художник кропотливо копировал наскальные фрески на полотно, а позже их прорисовывал и добавлял цвета. На эту работу Роберт потратил 20 лет своей жизни, большую часть времени из этих 20 лет он не выходил на свет, стараясь каждую минуту уделять своему любимому делу.

Часто от индусов он слышал о проклятии пещер Аджанты, но не обращал особого внимания на эту легенду. Но с течением времени все чаще задумывался о том, не нарушает ли он покой богов своим присутствием, а причиной таких мыслей стал случай произошедьший с ним в 1866 году. Именно тогда, в Хрустальном дворце Лондона была выставка его работ из пещерных храмов Аджанты, по удивительному стечению обстоятельств на выставке случился пожар, в котором Роберт чуть не погиб. Тогда в огне пропали все его труды за 20 лет, да и от самого дворца тоже ничего не осталось.

Роберт долгое время не находил себе места, но все же вновь приехал в Аджанту и начал все с чистого листа. Однако, завершить свою работу художнику было не суждено и вскоре он умирает. Понять, что за болезнь свела в гроб Роберта Гилла в те времена определить не удалось и Роберта похоронили недалеко от пещер, которыми он так восторгался.

В 1872 году Администрация Бомбейского президентства (одной из провинций Британской Индии) вновь заказывает выполнить копирование росписей. На этот раз заказ принял Джон Гриффитс, директор Школы искусств в Бомбее. Гриффитс и его ученики выполнили копии на 300 полотнах, но треть из них вновь погибла в пламени пожара в Лондонском имперском институте в 1885 году.

После было предпринято еще несколько тщетных попыток, которые также были провальными. Вплоть до 2005 года, все копии фресок (164 картины) из пещерных храмов Аджанты хранились в запасниках и были недоступными для исследователей и зрителей.

Множество охотников за сокровищами, которые пытались соскрести часть фресок, наносили лишь непоправимый урон и никакого финансового профита для себя. Большинство артефактов, которые покидали пещеры Аджанты, умирали сами и уводили на тот свет всех кто имел к этому причастие.

Сегодня, есть только один случай, когда произведению древней живописи из Аджанты (фреска размером 38 x 26 см), удалось выжить без ущерба для себя. Часть древней фрески из пещеры номер 16, которую вырезал Джеймсон Эдвин Уильямс в первой половине девятнадцатого века.

Древняя фреска (возраст которой оценивается примерно концом V века н.э.) хранится в коллекции Бостонского музея изящных искусств. Фреска была продана за тысячу фунтов стерлингов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1924 году.

Случай из жизни

Несмотря на то, что я во все эти страшилки не верю, со мной в Аджанте произошел интересный случай. Посмотрев все пещеры и облазив все вьюпоинты, я уже собрался идти на выход, но особого желания покидать пещерный комплекс не было и я решил еще раз налегке (без фотографирования) пройти по пещерам. Пройдя по второму кругу все пещеры и побеседовав с реставраторами, которые устроили себе офис в одной из пещер я вновь направляюсь на выход, но странное чувство меня так же как и ранее не отпускает.

Ощущение подобно тому, когда сидишь с приятелями в кафе на Невском проспекте, а твою неправильно припаркованную машину «ожидает» свободный эвакуатор. Решил проверить свои вещи, на предмет, не потерял ли я чего, но все мои вещи были на месте и даже более того. В рюкзаке обнаружился камень, который я подобрал «на память» в одной из незавершенных пещер (я про него существование уже и забыл), камень пришлось вернуть на место и только после этого мне стало легче. Ерунда конечно, но что-то демоническое все же в пещерах Аджанты есть.

История пещер Аджанты

Монахи в Аджанте.

Всю историю пещер в Аджанте можно разделить на несколько периодов жизни пещерного комплекса:

  • Первые пещеры на берегу реки Вагхоры появились примерно во во II веке до нашей эры, на протяжении нескольких столетий пещерный комплекс рос и в скале над рекой появлялись новые пещерные храмы и монастыри;
  • Примерно во времена с V до IX века нашей эры народ начал покидать пещеры, причины по которым это произошло так и не установлены;
  • Второе открытие пещер, произошло совершенно случайно, во время охоты британские военные набрели на каменный утес, в овраге которого бежала река Вагхора. Внимательно обследовав место, британцы обнаружили несколько удивительно красочных буддистских пещер;
  • Пещеры Аджанты в наши дни. Сегодня храмовый комплекс является одним из самых посещаемых туристических мест в Индии, весь комплекс пещер находиться под охраной ЮНЕСКО.

Когда появились первые пещеры Аджанты

На скалистом утесе близ берега реки Вагхоры сохранились удивительные буддистские пещеры, самой старой из них более 2 000 лет, именно во II веке до н.э. люди стали вырубать святилища в твердой скальной породе. Возможно, впервые эти места были обжиты монахами еще раньше, но об этом нет никаких документальных подтверждений.

Сложно предполагать, как протекала жизнь в пещерных храмах Аджанты, может это была «стройка века», а может тихое спокойное место для молитв и медитаций, тогда совсем не понять когда и в какие сроки они там все построили.

Ориентировочно до IX века нашей эры пещерные храмы Аджанты были обитаемы, а после люди покинули это тихое место. Примерно в эти же годы происходит явный рассвет пещер в Эллоре.

Второе открытие пещер Аджанты

Возможно, на этом бы и завершилась история величественных пещер близ деревни Аджанта, но 28 апреля 1819 года англичане устроили охоту на всяческую экзотическую живность, которой в тех местах и в те года водилось в изобилии и совершенно случайно набрели на небольшой овраг в форме подковы на берегу реки Вагхоры (Тигриной реки).

Внимательно изучив овраг, молодой британский офицер Джон Смит из 28-го Мадрасского полка, обнаружил заросший вход в пещеру. Охота на тигров отошла на второй план и британцы принялись исследовать находку. Смит и его команда намастерили факелов из сухой травы и они принялись исследовать неизвестную пещеру. Тусклый свет факелов освещал сводчатый зале с колоннами, стены которого были покрыты потускневшей живописью. В зале они увидели статую Будды, молящегося у святилища и напоминавшего буддийскую ступу.

Британец недолго думая вырезал свой автограф на камне (который прекрасно сохранился и дожил до наших дней), позднее, многие кто посещал эти храмы оставляли свои вандальные подписи на камнях древних пещер. Такое поведение не вызывало никаких эмоций, да и тогдашнее индийское правительство не обращало никакого внимание на пещерные храмы. В двадцатилетний период, после обнаружения пещер, правительством Индии было снаряжено несколько экспедиций к пещерам Аджанты, ученые так и не обнаружили никакой ценности в пещерах для человечества.

В 1843-м году еще один англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью изучения пещер Аджанты, то что он увидел в Аджанте стало переломным моментом в истории пещерного комплекса. По результатам своей экспедиции Джеймс пишет доклад в Королевское Азиатское Общество, в котором подробно описывает все пещеры и указывает на их важность для истории.

Ученый доклад Джеймса Фергюссона слегка взбудоражил индийских бюрократов и они направляют для подробного исследования пещер капитана Британской армии и художника Роберта Гилла, которому требовалось в очередной раз подтвердить ценность пещерных храмов Аджанты и сделать зарисовки.

Пещеры Аджанты стали для Роберта Гилла новым вдохновением и возможной причиной его преждевременной смерти, о которой ходят легенды, как впрочем и о самих пещерных храмах Аджанты.

Еще одной датой в истории пещерных храмов Аджанты является 1928 год. В 1928 году итальянские ученые исследовали пещеры Аджанты, сделали серию фотоснимков, которые впоследствии, совместно с отчетом стали доступны журналистам. Непонятно почему, но этот месседж был услышан широкой общественностью и наскальная живопись Аджанты была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Пещеры Аджанты в наши дни

Всемирная организация ЮНЕСКО, в 1983 году включила пещерный комплекс Аджанты в список памятников мирового наследия, что подстегнуло небывалый туристический интерес и привело толпы туристов.

Сегодня, правительство Индии серьезно задумалось об уменьшении туристического потока в древние пещерные храмы Аджанты, так как массовый туризм убивает уникальные росписи в древних храмах. В нескольких километрах от оригинальных пещер Аджанты построен павильон, в котором разместили макеты самых ярких пещер, но туристы его посещают без особого желания.

Схема пещерного комплекса Аджанты

Схема пещерного комплекса Аджанты.

Тридцать пещер Аджанты расположены на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого бежит река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, кроме пещер 29 и 30. Нумерация пещер в таком порядке была осуществлена Джеймсоном Фергюссоном в XIX веке и не имеет ничего общего с хронологией пещер. Самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обоих сторон.

В пещерном комплексе регулярно ведутся реставрационные работы, так что некоторые из пещер могут быть закрыты для посещения. Время пребывания в некоторых пещерах в высокий сезон может быть ограничено 15 минутами. Есть ряд пещер, вход в которые в обуви запрещен, следует разуваться.

Пещеры-храмы (чайтьи) в Аджанте

Пещера-храм в Аджанте.

В пещерном комплексе Аджанты всего пять пещер, которые были построены как пещеры-храмы, остальные 25 - это монастыри. Обратите внимание на храмовые пещеры под номером 9 и 10, по мнению ученых — это самые старые пещеры.

Всего пять пещер-храмов (чайтьи) построено в Аджанте, именно в чайтьи впервые в истории Аджанты ступила нога белого человека, которым был молодой британский офицер Джон Смит из 28-го Мадрасского полка.

Отличить пещеру-храм от пещеры-монастыря очень просто. Большинство из них строились в ранний период Аджанты их внешний вид похож на большой узкий зал с высоким потолком, а по бокам множество колонн. Единственным источником света для подобных храмов является полукруглое световое окно над входной дверью через которое и поступает солнецный свет.

Схема пещерного комплекса Аджанты

Тридцать пещер уютно разместились на скалистом утесе, под которым мирно бежит река Вагхора. Осмотр пещерных храмов не представляет никаких сложностей, все пещеры имеют нумерацию, автор которой Джеймс Фергюссон. Еще в XIX веке он пронумеровал все пещеры со словами «Я пронумеровал их, как дома на улице». Никакого хронологического порядка эта нумерация не имеет, а предназначена лишь для пущего порядка. Самые старые пещеры находятся в середине, по бокам более ранние.

Особое внимание следует уделить следующим пещерам-храмам, пещера номер 10, пещера номер 19 и пещера номер 26.

Краткое описание пещерных храмов Аджанты

  • пещера 9 — эта пещера является одной из самых древних в Аджанты, ее возраст датируется II веком до н.э., пещера принадлежит к хинаянского фазе буддизма. Часть фресок в пещере имеют изображения будды и прочие элементы на стенах храма относятся к позднему периоду и датируются V веком н.э.;
  • пещера 10 — пещера по своему строению и убранству сильно напоминает пещеру номер 9, но значительно больше ее, именно эта пещера была англичанами найдена первой;
  • пещера 19 — возраст пещеры датируется V веком н.э., пещера очень нарядная с множеством резных элементов;
  • пещера 26 — пещера по своему строению и убранству сильно напоминает пещеру номер 19, но намного больше и имеет ряд особенностей, одной из таких особенностей является лежащий будда.

Пещера-храм номер 10

Пещера номер 10 считается самой старой, она была построена во II веке до н.э. Британцы обнаружили ее одной из первых, именно на ее стенах оставил свой автограф Джон Смит из 28-го Мадрасского полка. Инициалы Джона вдохновили и других «открывателей» неизвестного увековечить свои имена в камне, так что многие рисунки сильно пострадали, есть и те что потеряны для человечества навсегда.

По оформлению пещера номер 10 похожа на пещеру 9 - это самая большая чайтья в Аджанте. Пещера состоит из большого центрального зала, по бокам которого расположены 39 восьмиугольных столбов и каменной ступы, которая логически замыкает пространство.

В пещере имеется несколько видов картин, из разных эпох. Те что более старые (II век до н.э.) не имеют изображения будды (не принято было его всюду использовать), те что поновее (V век н.э.) уже имеют изображения будды во всей красе и всех позах.

Пещера-храм номер 19

Пещера номер 19 имеет уникальную особенность - окно в форме подковы и потрясающие резные элементы на фасаде. Перед входом вас встречают сразу две статуи будды и потрясающее изображение царя Нага (Naga king) с супругой. Шею царя обвивают семь змей, а у жены на шее красуется только одна кобра, возможно это скромный комплимент его супруге.

Внутри пещеры расположена тройная дагоба, на лицевой ее части находится изображение Будды. На стенах пещеры можно найти множество изображений будды в разных позах.

Пещера-храм номер 26

26 пещера похожа на 19, но значительно больше и намного наряднее. Стены этой пещеры изобилуют всевозможными эпизодами из жизни будды, один из них — искушение Будды злым божеством Майя.

По левую руку от входа в пещеру вырезана огромная статуя лежащего будды, который всем своим видом показывает, что он уже готов отправиться в нирвану.

Пещеры-монастыри (вихара) Аджанты

Пещера-монастырь в Аджанте.

Из тридцати древних пещер Аджанты, большая часть из которых являются пещерами-монастырями. Многие пещеры имеют очень красочное и запоминающееся оформление, особенно те что построены в поздней период.

Из 30 пещер в Аджанте, 25 являются буддистскими монастырями (вихара), многие из них построены в первом столетии нашей эры.

Большинство пещер-монастырей (вихара) представляют квадратный зал с плоским потолком, в некоторых случаях могут быть колонны, а по бокам могут располагаться небольшие кельи монахов. Как правило, пещеры-монастыри были местом собрания, трапезы и отдыха буддистских монахов. В поздних пещерах, стены и столбы покрывались рельефами, скульптурой и рисунками.

Схема пещерного комплекса Аджанты

Строители пещер выбрали весьма уникальное место для их постройки — на скалистом утесе, под которым бежит река Вагхора. Осмотр пещер не представляет никаких сложностей, к пещерам ведет удобная тропинка, протяженностью не более километра.

Пещеры Аджанты имеют простую нумерацию, автор которой Джеймс Фергюссон. Еще в XIX веке он пронумеровал все пещеры по принципу: «Я пронумеровал их, как дома на улице». Самые старые пещеры находятся в середине, по бокам более ранние, но тоже очень интересные.

Краткое описание пещер Аджанты

  • пещера 1 — махаянская вихара, была обнаружена одной из последних во время раскопок и украшена красивее остальных пещер;
  • пещера 2 — пещера имеет несколько забавных настенных рисунков и совершенно удивительную роспись потолка;
  • пещеры 3, 5, 8 и другие, которые тут не описаны, либо являются недостроенными, либо доступ в них для туристов ограничен;
  • пещера 4 — еще одна недостроенная пещера-монастырь, она является самой большой в Аджанте;
  • пещера 6 — единственная двухэтажная пещера в Аджанте, но часть нижнего этажа разрушена;
  • пещера 7 — в этой пещере обратите внимание на необычный декор и удивительное крыльцо;
  • пещера 16 — считается, что именно пещера 16 служила главным входом в комплекс пещер Аджанты;
  • пещера 17 — самые сохранные фрески находятся именно в этой пещере, разнообразие и колорит рисунков этой пещеры поражают;
  • пещера 24 — является незавершенной и внутри нее отлично видно, все этапы постройки древних пещер;
  • пещера 27 — является потайным входом в пещеру 26.

Пещера-монастырь номер 1

Первую пещеру, которую видят туристы в Аджанте — это пещера номер 1. После долгой дороги приятно попасть в прохладный полумрак древних стен, но к комфортному температурному режиму прибавляются красоты, которые в первой пещере всюду. Тут можно увидеть рисованную версию Ботгхисатвы Падмалани (BodliisattvaPadmapani) — самое известное произведение искусства в Аджанте, в большом зале есть несколько скульптур и прекрасная роспись на потолке.

Детализация и точность с которой выполнены фрески поражают, а применение в древней живописи перспективы — удивляет. Почти все цвета, использованные для росписей стен выполнены из местных минералов, кроме ярко-синего, этот цвет получали из лазурита, добытого в Центральной Азии.

Присмотритесь к картинкам на потолке, там есть несколько уродливо-монстроподобных животных (четыре оленя с одной на всех головой и т.д.).

Пещера-монастырь номер 17

В пещере номер 17 самая большая коллекция прилично сохранившейся древней живописи. Присмотревшись к древним фрескам можно увидеть обыденную жизнь того времени, которая застыла в потускневших красках, тут и принцесса, которая наносит макияж, и принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином и прочие высокодуховные личности.

Обратите внимание на картину, которая повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри Ланку. Принц Симхала потерпел кораблекрушение возле острова, на котором живут людоедки, которые в виде прекрасных девушек ловят и поедают своих жертв. Симхала, как и принято в таких историях, чудом спасается на летающем коне, для того чтобы вернуться и завоевать остров.

Как добраться до пещерного комплекса в Аджанте

Тропа к пещерам в Аджанте.

Добраться до пещер Аджанты можно двумя способами и все они исключительно автомобильные. Основная часть туристов приезжает посмотреть на пещерные храмы из города Аурангабад, но есть и альтернативный транзитный пункт - город Джалгаон. Ввиду отсутствия какой-либо туристической привлекательности Джалгаона, туристы предпочитают ехать через Аурангабад, к тому же в Аурангабаде есть локальный аэропорт, в который совершаются регулярные авиарейсы из остальных городов Индии.

Дорога на общественном автобусе из Аурангабада длится несколько часов, но отправляясь с автовокзала в Аурангабаде обязательно предупредите кондуктора что вы едете в пещерный город. Альтернативный способ добраться из Аурангабада — это такси, таксисты прекрасно знают маршрут и требуют за него 2 000 рупи, обязательно торгуйтесь.

Выйдя из автобуса, вы оказываетесь на Т-образном перекрестке, от которого ходят автобусы к пещерным храмам. Расстояние от Т-образного перекрестка до пещер не более 5 километров, автобусы ходят очень часто и стоят 10 рупи.

Стоимость посещения пещерных храмов

Скульптуры в храме Аджанты.

Как и принято в Индии, белый мистер должен платить больше. Стоимость входного билета на территорию пещерного комплекса для иностранных туристов 250 рупи, индийцы платят 10 рупи, за видеосъемку с вас потребуют дополнительную плату в размере 25 рупи.

При планировании посещения пещер следует учесть что по понедельникам пещерный комплекс закрыт, так что в понедельник можете посетить знаменитые пещеры Эллоры.

Пещерные храмы Аджанты на карте

Пещеры Аджанты

Смотреть комментарии