Отпуск в октябре. Внедрение. Ноябрь. Мртвица. Часть 5.

День уже прошел. Я в горизонтальном положении на диване дома в Сутоморе. Только приехала. Закинула кроссовки в стиральную машинку. Не потому, что в треке была грязь, просто все ноги мне оттоптала собака... хотя, обо всем по порядку...

Через 2 дня 8 ноября я уезжаю домой. Приехав в Черногорию осенью и одна, облазила, предупреждая курортную скуку, все приморские горки. Большой блок фотографий и впечатлений приготовлен к отлету домой. ....Но хочется вишенку на торте, так сказать финальный аккорд, эффектное завершение. И- какая удача! Мои тольяттинцы предложили сходить в горы в трек вдоль реки Мртвица. Водит их знакомый русский, цена в условиях ноябрьского затишья смешная - 25 евро. Человеку полезно, а мне приятно. Конечно! Иду!!!

В 9 утра за мной приехал инструктор Артем и 2 пассажира: Наташа из Москвы и ее друг Сержио ("Можно Сережа") из Мехико. Поехали. Ребята оказались приятными людьми. Когда тебя связывает общее дело, то знакомство происходит быстро, а общение не цепляется за условности. Проблема была в незнании английского мною, инструктор тоже знал лишь несколько слов на языке Шекспира, поэтому Сержио пришлось быстро перестроиться, и он к концу трека смело вставлял русские и сербские слова в разговорную речь. Мы проехали тоннель Созина и двинулись в сторону Подгорицы, а потом вдоль реки Морача. Проехали строящийся мост и свернули налево. Здесь мы попали в условия черногорского хутора. Стожки, хозяйство, деревенские собаки.... Бросили машину. Артем захватил на всякий пожарный кроссовки, куртки и т.п. для тех, кто был одет не по уставу. Мне досталась куртка, в горах свежо и моя кофта была не по сезону. Это в Сутоморе +23, а тут не то пальто. Мы выдвинулись. Инструктор подгонял, т.к. мы поздно выехали, а темнеет сейчас рано. Надо было успеть выполнить все задуманное.

За нами увязалась псина-образина. Совершенно невоспитанная. На горных тропах этот пес прыгал сзади или бухался головой под коленки. На русском, сербском и даже (!) английском "фу!" не понимал. Пришлось использовать волшебный пендель. Это его отрезвило, хотя, он все равно потащился за нами, но более дисциплинированно.

Мы перешли горную реку через несколько мостов. Подымались выше и выше.

И вот пришли к капии. т.е. к воротам фей у реки Мртвице. ...Что сказать про этот лес... Лес зачарованый. Солнечный. Удивительный. Сейчас ноябрь, листья опадают, поэтому мох на ветках деревьев забирает на себя все внимание. Он сухой и хрупкий на ощупь. Он изумрудный. Он - лучшая декорация к воротам, за которыми живут лесные феи и исполняют желания туристов. Стоит только кинуть камушек в ворота и загадать. Пес немного остыл, устал идти по камням, но не отставал, домой тоже не возвращался, хотя начал немного нервничать. Мы не могли его отправить обратно, не слушался. Что ж, пошли с ним дальше

Мы продвигались в сторону каньона. Подошли к нему, но глубина и узкая тропинка над пропастью не давали сфотографировать его в полной мере- страшно сорваться. Все эти тропы создавали взрывами югославские военные. Для чего? Вопрос. Наверное, как стратегические дороги в условиях горной местности.

Наконец мы пришли к цели. Условное место, где делают привал, чай на костре. Но мы пришли поздно, у нас была еще дорога назад, поэтому решили просто отдохнуть, сделать селфи. Наталья вот в такой момент и угодила в реку по колено. Сушили кроссовки туалетной бумагой. Псина без задних ног после шоколадного батончика и сосисок распласталась на глыбе. Высушив хоть как то обувь Наташи, пошли обратно. Темнеет в горах махом. Опасно оставаться.

Назад дорога была, как всегда, быстрее. Знаешь, что тебя ждет за поворотом. Потом мы еще зашли на Данилов мост, но он уже не произвел того восторга, как все, что было до него. Я предложила инструктору приходить сюда в начале трека, пока глаз не избалован, но Артем не соглашался, доказывая другую концепцию. Спорить долго не стала. Но я бы, зная о таком крутом под'еме, после леса не пошла бы в другой раз смотреть на мост. На свежую бы голову его...Сели в машину.

В Подгорице очень вкусно и очень дешево поели мясо под сачем. И вот я в горизонтальном положении дома на диване, а кроссовки уже постирала машинка...

И так, что можно сказать про трек?

То, что я увидела не похоже ни на одно место, которые видела до этого. Я была на Алтае, на Кавказе, в Уральских горах, Балканы мы проехали порядочно.... По крайней мере глупо оценивать, где красивее ущелья или перевалы. Горы прекрасны априори, везде, всегда. ВСЁ, ТОЧКА!   Но в этот раз я не лезла наверх ("горе"- по-сербски "выше"), я продвигалась внутрь цели, и увидела то, что раньше не открывалось нам с фасада, их нутро. Нутро оказалось таинственным, местами хрустальным, местами мохнатым, пушистым и колючим.

Но надо признать, что есть свои неприятные нюансы, которые выплывают уже потом, когда первая волна адреналина схлынет, когда включается мозг, а не физиология восторга. ...

Это не прогулка и не экскурсия, полному или неподготовленному человеку будет тяжело. Нет страховки, когда передвигаешься по опасным и узким тропам, поэтому с детьми однозначно идти нельзя, а так же, если у вас периодически кружится голова, не стоит рисковать и идти над обрывом по тропе. Мы видели результаты недавних обвалов...

ИТАК:

1. Готовясь к этому несложному по сути треку, обязательно сообщите близким, куда вы идете с группой, потому что с определенного места интернет будет недоступен, а с  Вами может произойти непредвиденное событие (камень упадет на голову, подвернете ногу...Черногория хоть и маленькая, но легче найти группу горе-путников, если будет хотя бы примерная локация.

2. Конечно, гидам необходимо подумать о мерах безопасности в виде шлемов. Мы не раз проходили тоннели, камнепады- рядовое событие. К сожалению, об этом начинаешь думать после трека.

3. Возьмите с собой антисептики, обезболивающее и бинты на случай травмы.

Понимаю, что многие могут сказать о том, что я нагнетаю обстановку. Я скажу в ответ, что организованные и цивилизованные группы водятся с учетом техники безопасности. Как Вы думает, почему?

Идти или нет? Конечно!!!!! Обязательно!!!! Не пожалеете!!!! Но , прошу, подготовьтесь (много места не займет).

P.S. Групповые фотографии на мосту и панорамное фото с моим силуэтом предоставлены нашим гидом Артемом. Спасибо!

Отпуск в октябре. Внедрение. Ноябрь. Мртвица. Часть 5.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии

Виды неимоверно красивые, и наверное хорошо, что видят их ну максимум 10% отдыхающих, а иначе было бы как в которской крепости. Я был удивлён, что вы с Димой туда самостоятельно не добрались.

Юля, всё верно сказано про подготовку и специальную экипировку. В подобные прогулки следует иметь как минимум удобную обувь и не всегда обычные кросовки годятся.

Про собаку забавно, наверное она была вашим ангелом хранителем, не иначе как от камнепадов спасала. :) Если серьёзно, то с собакой всё же веселее.

Фотографии волшебные, но больше всего порадовала фотка с указателем треке. Это значит, что черногорские власти продолжают вкладывать силы, деньги и желание в развитие туризма, а это для страны очень важно.

Ой, Александр, стараемся, стараемся изучать. Иногда под носом откладывается на потом. Вспомните, когда я забралась на Хай-Нехай. Чудный, достаточно несложный, довольно продолжительный для непрофессионала трек. В этом году поедем самостоятельно. Указатели есть, может заночуем в хуторе. Для туристов там подготовлено все по полной

С ночёвкой в местной деревне, этот трек заиграет новыми красками. Буду следить за вашими черногорскими приключениями.

Странно конечно, ведь это направление очень туристическое, так как рядом монастырь Морача, а сама дорога идёт к мосту Джурджевича и далее в Жабляк. И всё равно каньон на реке Мртвица посещают единицы.

Тоже самое происходит с каньоном на реке Комарница, хотя он расположен значительно дальше от побережья.

Мне кажется, что не смотря на свою несложность маршрута, этот трек опаснее, чем Дурмитор, т.к. там ты на открытом месте, а здесь ущелье со своими сюрпризами. Еще вопрос стоит в том, как далеко ты хочешь зайти. Можно ведь дойти до ворот желаний, сделать фото и вернуться. Это очень милая тропа получится. Никаких преград кроме змей на тропинках. А можно пойти дальше....Планирую в апреле сделать "прогулку". Хотя, инструктор сказал, что весна-опасное время изза нестабильности погоды и сырости от талых снегов. Поэтому, буду брать что то милое и пушистое

Юля, вы всё верно говорите, что каждому своё. Кто-то хочет пройти по самым нехоженым тропам, а для кого-то достаточно пару селфи на фоне ущелья. И первое, и второе отличный вариант разнообразить свой черногорский отдых (по крайней мере намного лучше, чем провести весь отдых на пляже).

Про апрельскую поездку, то будьте осторожнее. Конечно медведей там нет, но змей после спячки на тропе будет хоть отбавляй. Ну и как говорит инструктор, камнепады за-за погоды тоже никто не отменял. Но я уверен, что с вами всё будет хорошо.

Александр, спасибо за веру в хорошее:)! Нееет, в апреле я на Мртвицу уже не пойду, с мужем в сентябре планируем. В апреле план на гору Рутку, что над Баром распухла. Этот трек не избит, но очень панорамный и просторный! Пойду со тольяттинцами, они там проложили тропу основательно. Билеты куплены на 13 апреля, осталось поймать погоду

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий