Ух, какой он! Ну, совершенно непонятный. Он мне нравится? Он мне приятен? Он мне по душе?...
Когда мы покупали квартиру в Сутоморе, поняли, что всё от Бара и далее в сторону Албании не для нас, не смотря даже на то, что квартиры и дома гораздо дешевле чем в бухте или в Будванской и Барской общине. Черногория как коммунальная квартира- соединила на кухне младшего научного сотрудника НИИ, дворника-таджика и престарелую певицу, в прошлом звезду областного оперного театра. Ну очень разные натуры, культуры, характеры.
Юго-Восточнее Бара начинается внегласная албанская вотчина. Все вокруг как за забором у соседнего государства. Люди, дома, язык… Мы остановились на границе Барской и Ульциновской общины и не приняли, что оставило нечеткое очертание, неуютность. Не так зелено, не так чисто, не так понятно, не так по-славянски открыто…. Если в Боке и Сутоморе мы были дома, то там оказались на чужой сторонке. Поглазели- пора и честь знать…
В конце октября Бабье лето затянулось настолько, что стало продолжением лета без запятых. Конечно, солнце не шпарило кипятком, но небо брызгало таким оптимизмом, что люди перестали верить календарям. Я решила проверить свои ощущения в условиях, когда никто не сталкивает тебя с пути своими комментариями и мнением. Я решила купить билет на автобус до Ульциня, благо он в 30 минутах езды от Бара, и прогуляться по старому городу.
Автобусное сообщение между двумя городами даже осенью оживленное. Никаких долгих ожиданий. Я, опираясь на расписание, села к окну и поехала-поехала.
Чем дальше на Юго-Восток, тем безумнее синь моря. Таков закон Адриатики: чем круче и суше камни, чем меньше зелени, тем ярче море.
Мы прибыли в город быстро, под музыку местного Михайлова было даже весело смотреть в окошко.
Автовокзал находится в черте города, никакого труда не испытываешь, когда отправляешься в старый город: расстояние приемлемое, дорога по прямой.
Другое дело, что Ульцинь сразу режет глаз своим каменным антуражем, ни аллей, ни парков вдоль дороги. Идешь по солнцу, изредка переходя с одной стороны улицы на другую, ловя тень. Вывески на албанском языке. Мечети встречаются так же часто как церквухи в Боко-Которской бухте. Женщины очень часто в хиджабах.
В кафе сидят исключительно местные мужчины, лениво попивая кофе. Взгляды неназойливые. Все очень тихо, и отстраненно. Народ живет уже своей приватной жизнью. Вектор настроения населения не во вне, а во внутрь….
Я дошла до Старого города. Он, конечно, оригинал. Пиратское вольное прошлое чувствуется в отсутствии сентиментальностей. Все очень конкретное, надежное, контрастное. Вот оно море, вот скалы, а вот крепость, которая надежно защищена толщиной стен и количеством бойниц. Это вам не мимимишная деревуха Свети-Стефана.
Внутри сохранились площади, на одной из них томились попавшие в плен моряки. За жертв просили хороший выкуп, иначе их продавали в рабство.
Конечно, пираты не могли владеть таким городом очень долго, это был их очередной приют и дислокация. Пусть и в несколько сот лет. Поэтому, культурное наследие до и после эпохи пиратства можно посмотреть, побродив по улочкам и местным музеям. Не только разбойниками славился город!
Краеведческий музей в конце октября встретил меня один. Хозяин был в полном одиночестве без посетителей. Даже музейных работников не было видно в его закоулках. Одни коврики на перилах лестниц и распахнутые двери для проветривания от сырости каменных домов говорили о том, что служители наводят марафет, пока им никто не мешает.
К сожалению, в прохладных каменных стенах от плесени одно средство на морском побережье- солнце и свежий воздух. Ничто не помогает от этой заразы.
Я прошлась вдоль витражей с самогонным аппаратом, которым варят ракию, рассмотрела старинные фотографии с колоритными ульцинскими персонажами, сфотографировалась на фоне огромных керамических сосудов….
Вне всякого сомнения, мне не хватало экскурсовода. Музейщики предупредительно все подписали, но эта скудная информация не заменяла хорошего и увлеченного рассказа какого-нибудь хранителя культурных наследий. Мне даже некого было спросить. Я была совершенно один на один с каменным Старым городом. Везде полуоткрытые двери, каки- то обрывки присутствия в виде обуви возле дверей, и тишина, тишина, тишина….
Лишь позже мимо меня проехали веселые албанские трактористы по узкой улочке, да смуглый дядька вынырнувший из дома, возле которого стояли столы и лавки.
Он сказал мне, что я могу пообедать, у него есть отличная рыба и все такое. Я-воробей стреляный, понимаю, сколько стоит рыба в ресторанах на Адриатике. Мне легче купить ее в сети рыбных магазинов «Монтефиш» или на рынке в Баре, благо они очень близко расположены к автобусной станции. Я заказала кофе и местный национальный десерт.
Десерт оказался очень сладким для меня, но осилить его помогла шайка местной улучшенной породы котов. Все они были на одну морду: черные, тощие, длинноногие и дружные. Конечно, лучший кусок я отдавала ребенку, который путался под ногами матери.
Обслуживание мне не понравилось в этом ресторанчике, поэтому советовать его не буду. Хотя расположен он на самом краю скалы, вид изумительный, бриз… Мне не понравилась назойливость официанта-хозяина в одном лице, его было слишком много. Пообщаться с местными я люблю, но в данной ситуации чувствовалась излишняя меркантильность. В итоге товарищ взял у меня сам чаевые, не отдав сдачи. В этой ситуации неловко стало мне, а не ему. Такой откровенной беспардонности в Черногории я нигде не встречала. Что ж, дополнительных чаевых я не оставила, хотя всегда не обижаю персонал.
Сделала еще немного фотографий. Город очень фотогеничный. Сегодня он был одиноким, поэтому от скуки отдавался всецело.
Пляжи меня мало интересовали, и я не стала спускаться к морю, лишь полюбовалась видами-открытками сверху.
Стала собираться обратно, решила зайти в магазины, присмотреть себе сумку.
Что сказать про шопинг в Черногории вообще? Его нет в том понимании, к которому мы привыкли. Все рассказы про итальянские брендовые вещи- байки. Конечно, есть бутики, которые торгуют интересными вещичками, но они либо дороже, чем в России, либо представлены в очень узком диапазоне. Слухи остались, наверное, со стародавних времен, когда в России был сплошной ширпотреб. Не знаю… Можно купить что-либо ради своего удовольствия, чтобы привезти подарочки своим близким. Но, по большому счету, все кУпите в своем городе в моллах. Хорошо. Купите в Будве, в Баре, в Подгорице в тех же торговых центрах, но не в Ульцине. Ульцинь наводнен китайским валом. Так что я не стала тратить время и пошла на автостанцию.
Я вышла на проспект и на всякий случай решила уточнить у девочек-подростков дорогу к авто-стации, правильно ли я иду. Они обрадовались возможности мне помочь, даже сами вызвались проводить до самой станции, хотя особой надобности в этом не было. Зато мы поболтали. Я им рассказала, что я из России, что я из Сибири, что у нас сейчас -18С («ОООО!!!!»). Подошел автобус до Бара….
Так понравился ли мне Ульцинь? Об этом я думала, сидя в своей «Карубе» в Сутоморе на набережной. Напротив меня попивала пивко с пиццей местная тройка друзей (два парня и девушка). Они общались, смеялись, были добродушно-расслаблены. Подъехали еще черногорские парни на мотоциклах. Официанты вышли их поприветствовать. Молодежь собиралась тусовать в этот октябрьский вечер…
Хочу сказать, что такую картину в Ульцине Вы не увидите. Вот и весь мой ответ.
Юля, спасибо за этот пост. Не скрою, я его ждал и дождался.
Ульцинь, вернее его Старый город, мне очень понравился. Он как кошки из вашего поста, такой же облезлый и голодный, но стоит хорошо накормить, отмыть и т.д. и кошки будут очень даже ничего. То же самое и с Ульцинем.
Когда я гулял по его пустынным и неухоженным улицам, то словно переносился на несколько веков, ведь наверное в пиратские времена тут было так же.
А вот логистика (расположение автовокзала) и современная часть города на меня вообще никак не повлияла. Очень как-то уныло и неуютно, если бы не мечети, коих на пути понатыкано, то прогулка была бы очень скучной.
Но это если добираешься на общественно транспорте, а если на машине, то всё по иному.
И ещё про Старый город, там есть какая-то атмосфера, которой нет за его пределами. И это даже не смотря на навязчивых работников общепита. Со мной была похожая ситуация, когда владелец ресторана узнал откуда я приехал, то предпочёл говорить по-русски. Это подкупает.
Юля, а вы считаете что в музее имеется экскурсовод? Несколько раз там бывал и всегда бродил один. К тому же, там музейчик совсем скромный, но можно забраться повыше и получить отличные снимки. А как у вас хорошо вышла башня с половиками, фотка супер!
Что касаемо пляжей, то они на любителя, особенно городские. А вот Велика Пляжа уже к Ульциню и не относится, это как бы отдельный регион. В общем, пляжи тут есть, но они какие-то пресные что ли, нет в них изюминки. Однако, некоторые туристы их любят и регулярно приезжают именно из-за пляжей.
Ещё раз спасибо за фотки.
Завсегда пожалуйста! :) Ульцинь очень фотогеничный. Контрасты: небо, камень, море. Но мне совершенно непонятный, поэтому я была аккуратной в оценках, постаралась не обидеть никого. Старый город, как Старый Бар- очень брутален. Без европейских заигрываений в виде всяких побрякушек, поэтому и притягивает. Я бы вечером сходила весной или осенью сюда. Но, не одна, конечно. Восток! Хоть и в Европе
Город без сомнений самобытный, но очень уж как-то не ухожен, даже историческая часть находится в запустении и непонятном долгострое.
Современный долгострой в Старом городе - это вообще какая-то дикость. Неужели они не понимают, что туристы едут смотреть на аутентичные средиземноморские городки, а не новодел?
Юля, я несколько раз слышал (и от вас тоже), что девушки воздерживаются от посещения Ульциня, особенно если путешествуют в одиночку. Это действительно так, или всё же некие предубеждения?
Александр, никто меня с дороги не столкнул, но я понимаю, что девушка в шортах рядом с женщиной в хиджабе была на контрасте. Сторона мусульманская. Ты либо принимаешь правила игры, либо не надо провоцировать. Летом туристов много и границы стираются. А осенью, я писала, люди начинают жить своим укладом. Даже возле школы. Подростки разбиты на несмешивающиеся стайки: девушки и парни. В кафе местные дамы не сидят, а в Баре это место препровождения всей молодежи. В Ульцине я видела дорого одетых дам, выходящих из приморского ресторана, но в сопровождении таких же богатых мужчин. Все очень консервативно. Поэтому, в моем Сутоморе в Карубе я и попила пивка. Никто не удивился даже, что я одна.
Юля, спасибо за интересные дополнения.
Я не обращал внимание на такие детали как "Даже возле школы. Подростки разбиты на несмешивающиеся стайки: девушки и парни" (честно сказать, чего-то я там и школ не видел), или что в кафе нет женщин без компании мужчин.
В следующий раз буду более внимательным и постараюсь подробней изучить эти особенности ульцинской жизни. Да уж, вроде бы город на побережье, совсем рядом с остальными курортами, а такие различия.
Но вот что меня в этом исламском анклаве действительно поразило, с одной стороны мечети и дамы в буркини (или как они называются), а с другой нудистские пляжи. Удивительное рядом.
Бывшая немецкая пляжная вотчина. А немцы любят, чтобы нигде не жало:). Местные женщины, конечно, туда ни ногой. Говорят, Германия собирается возобновить курорт на ревьере. Будет тогда счастье и развитие региона. Так по крайней мере думают писаки журналисты. На школ ников смотрю, т.к. дочки по возрасту недалеко ушли. Интересно сравнивать. Да и вообще, это же настрящая жизнь- дети в школе. Школа по дороге к автовокзалу слева
Про немцев не знал, зато про русских олигархов наслышан. Журналисты ещё десять лет назад говорили про то, что Абрамович выкупил Велику Пляжу и строит там лакшери курорт. Вот ссылка на Риа новости.
Однако, Велика Пляжа за десять лет совсем не изменилась. Думаю, что остальные новости в стиле "Русские олигархи скупают Черногорию" так же сильно преувеличены.
Думаю, это была замануха для моего бывшего директора фирмы и его товарищей. Они таки купили домики в бухте в это время, а вот Абрамович передумал.