Метро в Мумбае

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-09-03
Регион: Мумбаи

Стоит сразу сказать, что сегодня (март 2020 года) полноценного метро в Мумбае нет и в ближайшие годы не будет.

Есть небольшой участок, который был введен в эксплуатацию 8 июня 2014 года, но это невозможно назвать полноценным метрополитеном. Единственная ветка метро состоит всего из 12 станций и 11 километров пути на город с 20000000 населения. Метро в Мумбае перевозит пассажиров между районами Версова, Андери в западной части и Гаткопар в восточной части города.

Зато есть амбициозные планы и хорошие бюджеты, которые возможно будут реализованы и в 2021 году в Мумбае будет что-то похожее на метро.

Что такое наземное метро

Несмотря на тот факт что Мумбай еще не построил метрополитен в нем существует уникальная система наземного метрополитена или локал трайн (local train). Надземное метро Мумбая можно смело отнести к достопримечательностям этого индийского мегаполиса и вот почему.

Сеть местных электричек охватывает весь Мумбаи и его агломерацию, сеть состоит из четырех линий и 140 станций. Каждый день электричками пользуются более 7,5 миллиона человек (что сопоставимо с населением Санкт-Петербурга), а за год вагоны надземного метро перевозят более 2,64 миллиарда человек (что в два раза больше чем все население Индии).

Мумбайскую пригородную железную дорогу считают самой загруженной рельсовой транспортной системой в мире, ее протяженность составляет 427,5 км.. Поезда мумбайского надземного метро начинают работать с четырёх утра, а самые поздние трудятся вплоть до 2:30.Станция надземного метро в Мумбае.

Сегодня, надземное метро Мумбая самый скоростной вид общественного транспорта, который способен доставлять тысячи людей строго по расписанию. Средняя скорость движения поезда в Мумбае составляет 50 км/ч., что на 10 км/ч. быстрее чем поезда метро в Москве.

Основные линии метро в Мумбае

  • Западная линия. Тянется вдоль всего западного побережья – от Dahanu Road на севере до Churchgate на юге. Две линии железной дороги идут параллельно – одна медленная (поезда останавливаются на всех станциях), а другая быстрая;
  • Центральная линия. Тянется от Chhatrapati Shivaji Terminus (CST, он же вокзал Виктории) до Kalyan. Работают две параллельные линии – скоростная и медленная, участок от станции Kalyan до Kasara и Khopoli обслуживает только скоростная линия;
  • Портовая линия. Идёт вдоль залива, пересекает его по двухкилометровому подземному каналу. Линия начинается от станции Chhatrapati Shivaji Terminus (CST, он же вокзал Виктории), после разветвляется и заканчивается станциями Panvel и Andheri. Все поезда на этой линии медленные. Маршрут этой линии пролегает сквозь знаменитый район «Дхарави» (мумбайские трущобы).

Как пользоваться метро в Мумбае

Наземное метро в Мумбае.

Пользоваться наземным мумбайским метро очень просто, но следует избегать посещение оного в часы пик, которые могут быть утром и вечером. Утренний мумбайсий транспортный ад длится примерно с 08:30 до 10:30, вечерний — с 17:30 до 18:30. В другое время вагон может быть пустым или полупустым, мне не посчастливилось увидеть (я очень желал посмотреть на этот аттракцион) битву индийцев за места в вагоне, хотя ездил очень часто и в часы пик тоже.

Знатоки утверждают, что поезд из девяти вагонов номинально может принять не более 2 000 пассажиров, но в пиковые часы арифметика другая и поезд везет до 4500 человек. Что в перерасчете на один квадратный метр полезной площади вагона приходится более 14 пассажиров, с учетом стройности индийцыв, как-то не верится, ведь могли бы ездить еще более кучнее. :)

Существует несколько классов вагонов, вернее класс один, а вот оплата разная. Первый класс и обычный (ordinary), стоимость проезда в которых отличается в десять раз, условия проезда примерно одинаковы, те же вагоны без окон и дверей, те же индийцы, но в первом классе может быть чуть меньше народу.

Еще есть несколько типов поездов, экспресс — он идет чуть быстрее чем обычный, так как ни останавливается на большинстве станций и обычный (slow) этот поезд будет собирать народ всюду. Как отличить Express от Slow я так и не понял, ведь большинство надписей на вагонах исключительно на хинди.

Мужчинам при посадке в вагон следует смотреть на маркировку вагона. Есть вагоны, а иногда и целые поезда, предназначенные исключительно для женщин, вероятно индийские власти таким способом решили бороться с высокой рождаемостью. :) Отличить женский вагон очень просто, на нем есть стикер с женской рожицей и надпись Ladys only, ничего страшного с белым мистером не произойдет если он ненароком зайдет в женский вагон, так как тут же будет оттуда выгнан.Билеты мумбайского надземного метро, которые такие же как и ЖД билеты.

Билеты на мумбайские электрички продаются как в кассах, так и в специальных аппаратах. Стоимость проезда зависит от дальности вашей поездки и класса вагона, при покупке билета в обычный вагон стоимость проезда можно примерно рассчитать по простой формуле 1 км. = 1 рупи. При покупке билета следует точно знать на какую станцию вам надо, на всех платформах и в вагонах присутствуют наглядные схемы транспортной линии.Схема транспортной линии надземного метро в Мумбае.

Я всегда покупал билеты, но никто их у меня так и не проверял, экспаты живущие в Мумбае говорят что билеты могут проверять при выходе со станции, я с таким тоже не встречался.

Подвижной состав мумбайского надземного метро состоит из разного вида убитости вагонов, вероятно состояние вагонного парка зависит от ветки по которой они катаются. В большинстве случаев мне попадались свежие вагоны, но есть и полные сараи на колесах.Это нужно чувствовать....

Самое драйвовое что дает мумбайское метро — это возможность на полном ходу высунутся из вечно открытых дверей и с широко открытыми глазами встречать порывы прохладного воздуха, который в спокойном состоянии слишком горяч и душен. После пары таких поездок вы станете лучше понимать индийцев, которые ездят наполовину свесившись из вагона.

Общественный транспорт в Мумбае

Система общественного транспорта Мумбаи – самая развитая и загруженная в Индии, есть в этом и заслуга англичан. На сегодняшний день городской транспорт представлен автобусами (двух типов), паромами, такси и электричками.

Автобусы в Мумбаи

Пассажиры автобуса в Мумбае.

Одним из видов общественного транспорта в Мумбае, пригодного для самостоятельных путешественников, является автобус. По Мумбаю бегают два типа автобусов: обычные и двухъярусные (практически как в Лондоне), так называемые даблдекеры, пользоваться автобусами можно с пяти утра и до полуночи.

Виды автобусов в Мумбае

  • Обычные — они останавливаются на всех остановках, их можно опознать по белым номерам на чёрном фоне;
  • Ограниченные — останавливаются только на крупных остановках. Стоимость проезда не отличается от обычных. Опознавательным знаком являются красные номера на белом фоне;
  • Специальные — они курсируют по центральным маршрутам, стоимость проезда выше, чем на обычных автобусах. Опознавательный знак специальных маршрутов — белый номер на красном фоне;
  • Коридорные — экспресс-автобусы следующие на окраины города. Имеют красные номера на жёлтом фоне;
  • Кондиционируемые скоростные — экспресс-автобусы между отдалёнными районами центра города, с работающими кондиционерами. Чёрный номер на жёлтом фоне;
  • Паромные — автобусы, следующие к паромным переправам. У номера должна быть надпись Port Ferry.

Особенность мумбайских автобусов

Особенность мумбайских автобусов заключается в удивительной недружелюбности их по отношению к пассажиру. Нумерация плохочитаемая и написана на хинди (вы сами поймете о чем я говорю, когда увидите эти закорючки). На остановках мумбайские автобусы никого не ждут, да и останавливаются на пару секунд, если не успел в него запрыгнуть значит не судьба. Манера вождения у водителей мумбайских автобусов сродни гонщикам формулы-1, резкие ускорения и такие же резкие замедления. Складывается впечатление, что они получают зарплату за количество километров пройденных за день, другого объяснения такому вождения я не нахожу.

Моторикши

Правительство Мумбая сильно ущемила права водителей этих трехколесных телег, которые являются визитной карточкой Индии. В Мумбае насчитывается более 250 000 моторикш. Пользоваться услугами моторикш возможно лишь в пригородах, в центр Мумбая моторикш не пускают.

Такси

Такси на улицах Мумбая.

Мумбайские таксисты по праву считаются самыми жуликоватыми таксистами в Индии, почитайте любой туристический форум (Форум Винского, ogoa.ru и т.д.) и вы сразу все поймете. Правительство Мумбая для борьбы с жуликоватыми мумбайскими таксистами предоставляет горячую линия (бесплатный номер 1-800-22-01-10), позвонив по которой вы можете излить свою боль и поругать таксиста. В Мумбае примерно 150 000 машин такси, 20 000 из них являются историческими раритетами марки «Фиат».

Если постараться отыскать более честного таксиста, то пользоваться этим видом транспорта можно. Некоторые способы жульничества мумбайских таксистов описаны в посте «Как меня пытались обмануть в Мумбае». Почему я таксистов поместил в рубрику «Общественный транспорт», да потому что большая часть туристов использует их как общественный транспорт, это и понятно, ведь если вы на один день приехали в Мумбай из Гоа, то такси очень удобно.

Паромы

Паром в Мумбае. Туристический паром к острову Элефанта.

Мумбай может похвастаться несколькими паромными переправами, самая популярная и известная у всех туристов это паромная переправа от Монумента «Врата Индии» до острова Элефанта. В пределах города есть восемь портов: Ferry Wharf, Elephanta Ferry, Marve Jetty, Manori Jetty, Madh Jetty, Versova Jetty, Gorai Ferry, Pirpau Jetty.

Основные пассажирские паромные маршруты в Мумбаи

  • «Врата Индии – остров Элефанта». Это единственный способ добраться до острова Элефанта;
  • «Marve Jetty (Malad)» — Manori Jetty, соединяющий два берега залива Манори;
  • «Versova – Madh Jetty», соединяющий два берега залива Малад;
  • «Gorai (Borivali) – Gorai Beach», соединяющий два берега залива Манори с севера. Через него также лежит самый короткий путь в аквапарк и парк аттракционов Esselworld.
Надземное метро в Мумбае

Задать вопрос (комментарии)