Метро, автобус и трамвай в Праге. Общественный транспорт Праги

0
3

В этом посте поговорим про общественный транспорт Праги (в основном про трамваи и метро), про то как им пользоваться и как можно сэкономить ничего не нарушая.

В этом посте будет только важная информация, которая вам точно пригодиться, проверенная, актуальная и полезная.

Какой в Праге общественный транспорт самый удобный?

В городе имеется метро, автобусное сообщение и многочисленные трамвайные линии. Есть ещё канатная дорога, паромы и часть пригородной железной дороги, это всё так же считается общественным транспортом. Вы удивитесь, но всем указанным транспортом (включая фуникулёр) можно пользоваться по единому проездному билету.

Лучшим туристическим видом транспорта является метро и трамваи, но в некоторых случаях удобно воспользоваться автобусами (в основном по ночам). Город стоит на холмах, так что гулять пешком может быть весьма сложно и тяжко. Поберегите свои ноги, тем более общественный транспорт в Праге работает даже ночью.

Принцип выбора транспорта прост, и зависит от места расположения вашего отеля:

  • если ваш отель расположен в районе Прага1 (исторический центр), то вы вообще можете не думать про транспорт, все пражские достопримечательности находятся именно тут;
  • если вы поселились в отдалённых районах (Прага9, Прага5 и т.д.), то рядом с вами будет станция метро или трамвайная линия, что так же удобно;
  • для более удалённых районов имеются автобусные маршруты, так как метро и трамваев там попросту нет.

Билеты и проездные на общественный транспорт

Пражская система общественного транспорта, считается одной из лучшей в мире, пользоваться ей удобно и не очень дорого. Город и ближайшие пригороды поделены на несколько зон влияния.

К примеру, если вам нужны городские достопримечательности, то значит вы будете перемещаться исключительно в зоне Р. Если ваше путешествие подразумевает использование пригородных поездок, тогда вам нужна зона 0.

  1. Зона P: метро, трамваи, автобусы (маршруты от 100 — 299 и 501 — 599), канатка на Петршин холм, паромы и некоторые участки железной дороги;
  2. Зона 0: пригородные автобусы (маршруты от 300 — 399 и 601 — 620) и некоторые участки железной дороги.

К примеру, купив билет для поездок в зоне P, вы можете пользоваться всеми видами транспорта в оговоренные в билете сроки. Т.е. один билет на все виды транспорта — это очень удобно.

Система билетов и проездных

В Праге работает удобная и простая в понимании система билетов и проездных. Есть билеты действующие по времени (30 минут, 90 минут, 24 часа, трое суток). Есть проездные, они действуют более длительное время и в пересчёте на дни стоят дешевле (30 дней, 90 дней и 1 год). Есть ещё более дешёвый вариант — это Литачка, что-то подобие питерского подорожника.

Если вы приехали в Прагу на пару недель, то выгоднее приобрести месячный проездной. Если вы решили задержаться в городе на несколько месяцев, то выгоднее заказать Летачку, но срок изготовления стандартной карты до 14 дней, потребуется ваша фотография и паспорт.

Экономия от Летачки есть, но лишь при длительном пребывании в городе, в других случаях это лишняя морока.

Во время краткосрочной поездки (несколько дней) достаточно выгодно пользоваться билетом на трое суток, или прикупить проездной на месяц (это в том случае, если планируете быть в Праге больше недели).

Цены на билеты и проездные

Цены на проезд зависят от вашего возраста, и от вида проездного документа (билет или литачка). Далее приведу несколько наглядных таблиц с ценами.

  1. Детский тариф: от 6 до 15 лет, с 10 лет необходимо предоставить заверенный документ с ФИО, датой рождения и фотографией;
  2. Взрослый тариф: на билеты для пассажиров от 15 лет (литачка от 19 лет);
  3. Пенсионный тариф: для пассажиров от 60 до 70 лет (требуется пенсионная карта), литачка от 60 до 65 лет;
  4. Бесплатный тариф: до 6 лет и после 70 лет — проезд оплачивать не надо.
Цены на билеты в чешских кронах ( Kc)
Время Взрослый Детский Пенсионер
30 минут 24 12 12
90 минут 32 16 16
24 часа 110 55 55
3 дня 310 нет нет

Цены указаны в чешских кронах. Примерный курс кроны к рублю 1 к 3 не в пользу рубля, т.е. цены из таблиц следует умножить на три и это будет цена проезда в рублях.

Цены на проездные в чешских кронах ( Kc)
Время Взрослый
30 дней 670
90 дней 1880
1 год 6100

Проездные рассчитаны только на взрослых, для других групп граждан предусмотрены либо обычные билеты, либо литачка.

Цены на Летачки в чешских кронах ( Kc)
Время Взрослый Дети Студ. Пенс.
30 дней 550 130 130 130
90 дней 1480 360 360 360
150 дней 2450 нет нет нет
1 год 3650 1280 1280 1280

Где в Праге купить проездной?

Купить бумажный билет (на 30 или 90 минут, на 1 или 3 дня) можно в нескольких местах, а вот приобретение проездного, или литачки может отнять ваше драгоценное время. В этой части поста я расскажу про особенности покупки и использовании билетов и проездных.

Следует помнить, что в Праге и на всей территории страны ходит местная валюта — чешская крона, а не привычный Евро. В большинстве мест можно расплачиваться банковскими картами, но следует помнить про двойную конвертацию. Подробнее про конвертацию банковских карт, читайте по ссылке.

Где покупать билеты

1) Бумажные билеты продают в многочисленных киосках, которые можно найти возле остановок и станций метро. В большинстве случаев продавцы понимают английский, а если повезёт, то можно поговорить по-русски.

2) В автоматах желтого цвета на станциях метрополитена, и у некоторых остановок общественного транспорта (автоматы принимают только монеты). Покупка интуитивна понятна, разобраться можно без особой подготовки.

3) Во всех кассах метрополитена.

4) В туристических информационных центрах. Один точно есть в международном аэропорту Праги.

Где покупать проездные

С покупкой единого проездного немного сложнее, это небольшой квест, в то время как сама процедура оформления не превысит 3 минут.

1) В кассах PID (Prazska integrovana doprava), именно там продаются проездные.

2) В кассах метро, но не каждая касса оказывает такие услуги.

Вот список станций метро, кассы которых торгуют проездными:

  • Линия А: Nemocnice Motol, Nadrazi Veleslavin, Borislavka, Dejvicka, Hradcanska, Mustek, Namesti Miru, Zelivskeho, Strasnicka, Skalka, Depo Hostivar;
  • Линия B: Zlicin, Luka, Hurka, Smichovske nadrazi, Andel, Karlovo namesti, Mustek, Florenc, Palmovka, Vysocanska, Rajska zahrada, Cerny Most;
  • Линия C: Haje, Opatov, Roztyly, Kacerov, Vysehrad, I. P. Pavlova, Nadrazi Holesovice, Kobylisy, Ladvi, Letnany.

3) В терминалах аэропорта, кассы работают ежедневно с 7:00 до 22:00.

Как пользоваться билетами и проездными?

Бумажный билет требуется компостировать. Делается это один раз перед первой поездкой. Процедура простейшая и выполняется в валидаторе желтого цвета, который расположен на поручнях трамвая или автобуса, так же на входе в метро.

Как только вы прокомпостировали свой билетик, время начинает учитываться. Т.е. если ваш билет имеет длительность 30 минут, то ровно через 30 минут его можно выкинуть.

С метро такая же ситуация. При входе на станцию ищите валидатор.

Проездные компостировать не надо. Они начинают действовать сразу с момента покупки.

Штраф за безбилетный проезд


Вот так выглядит квитанция об уплате штрафа. Штраф выписали в пражском метро за просроченнный на 3 минуты билет

Привычных метрополитеновских турникетов, бабушек кондукторов в пражском транспорте нет, но это не даёт туристам право ездить зайцем.

Как правило, билеты могут проверить именно в тот момент, когда он у вас закончился/его попросту не были. Для этой задачи в Праге работают бригады контролёров, либо это крепкие ребята, либо хрупкие девушки в сопровождении полицейского.

Проверяющие работают в штатском, но при проверке билетов обязаны предъявить удостоверяющие документы.

Штрафы за безбилетный проезд можно оплатить на месте, или в течение 15 дней в кассу пражской транспортной компании. Сумма штрафа за безбилетный проезд 800 крон, а при задержке более 15 дней придется уплатить 1500 крон (60 евро). 1 Евро примерно равен 25 чешским кронам.

Метро в Праге

Метро в Праге удобное, быстрое, комфортное, но не красивое. Если сравнивать с метрополитеном Москвы и Санкт-Петербурга, то на экскурсию в пражское метро никто не ходит, тут оно носит чисто утилитарную функцию.

Метро работает с 5 утра, до 12 ночи. В пятницу, выходные и праздничные дни работа продлена до часа ночи.

Интервалы между поездами в часы пик не более двух минут, в обычное время поезда приходится ждать минут по десять. Длинна перегонов между станциями не более 2 минут, что для большинства европейских городов является нормой. Учитывайте эти факторы при покупке билета.

Станций в пражском метро чуть больше пятидесяти, всего три линии и три пересадочных узла. Так что любую линию можно проехать минут за сорок.

Как правило, станции имеют несколько входов, иногда это может запутать туриста. Залегание метро не очень глубокое, поэтому на многих станциях нет эскалаторов. Впрочем, турникетов тут тоже нет.

Алгоритм пользования метро в Праге следующий: купили билетик, прокомпостировали, спустились по ступенькам на платформу и сели на нужный поезд.

В отсутствие турникетов, надсмотрщиков в будках и прочих бесполезных людей, некоторые туристы пытаются и вовсе не платить за проезд. Тут следует помнить про факт наличие контролёров, которые могут выборочно проверить билеты в любой момент вашей поездки.

Как я говорил ранее, штраф составляет до 1500 крон, а это по сегодняшнему курсу более 4000 рублей. Выбор за вами.

Схема метро Праги на русском


Схема метро Праги, красным обозначил районы с основными достопримечательностями

Постарался для вас русифицировать схему пражского метро, которую честно скачал из интернета.

Как можно видеть на этой карте, самые полезные для туриста линии, это жёлтая и зелёная. Самые туристические районы Праги обвёл жирным кругом.

По желтой линии можно доехать до станции Зличин, далее пересесть на автобус и таким образом добраться до аэропорта (автобус 100 или 119).

На зелёной линии расположены все основные туристические районы и достопримечательности Праги (по ссылке все подробности).

Со станции Староместская (зелёной линии метро) мы попадаем на одноимённую площадь, далее можно либо пешком бродить по городу, либо воспользоваться такси и прочим наземным транспортом.

Со станции Малостранска (зелёной линии метро) можно пешком дойти до Пражского града.

Если вы хоть раз пользовались метро в Москве или Санкт-Петербурге, то никаких сложностей в ориентировании у вас возникнуть не может. Есть некоторые непонятки связанные с выходами/входами со станций, но они возникают из-за того что на одну и ту же станцию имеется несколько входов.

Трамвай в Праге

Пражские трамваи удобны и пользоваться ими комфортно, особенно если ваш отель расположен практически за городом. Не секрет, что метро попросту не может забраться в самые удалённые районы города, а трамвай может.

Есть у трамвая ещё один огромный плюс — трамваи бегают по земле, а значит вы можете увидеть все самые красивые районы Праги через окно. В метро такой фокус не пройдёт.

Во многих случаях, трамвай имеет выделенные полосы, а значит он не стоит в пробках, коих в центре города предостаточно.

Трамвайная карта Праги


Карта трамвайных путей в Праге, дневные маршруты

Обратите внимание на эту карту, на ней все трамвайные маршруты (дневные). С первого взгляда кажется, что на карте полный хаос, но немного присмотревшись можно отчётливо разобрать основные линии и маршруты. Полный хаос вас ждёт на ночной карте. :)

Следует отметить, что многие маршруты так или иначе идут через центр города, а значит могут быть полезны для туриста. Про расписание и маршруты читайте далее.

Я настоятельно рекомендую заглянуть на официальный сайт пражского транспортного департамента и скачать самые свежие карты трамвайных и автобусных маршрутов.

Там же можно воспользоваться удобным сервисом по составлению маршрута, вот на него ссылка.

Сервисом пользоваться очень просто, вам следует указать откуда (From) вы едете и куда (To). Если название улиц не знаете, то маршрут можно построить с помощью карты (кнопка Map).

Если немножко порыться в сервисе, то можно указать ориентировочное время поездки, вид транспорта и промежуточные остановки. Всё интуитивно понятно.

Трамваи Праги, расписание и маршруты

Весь транспорт в Праге имеет чёткое расписание, которого старается придерживаться. Бывают конечно исключения, вызванные ремонтными работами, в этих случаях на остановках будут вывешены объявления (цивилизация как-никак).

Так же следует учитывать факт ночных и дневных маршрутов, т.е. дневной маршрут не ходит ночью и наоборот. Дневные и ночные маршруты имеют свою нумерацию и особенности.

Дневные трамваи

Дневных маршрутов в Праге не более 30 штук, причём есть весьма популярные и даже условно экскурсионные. Весь этот аттракцион по цене проезда.

Номера дневных трамваев следующие: от 1 до 50.

Особого внимания заслуживают маршруты 9, 17, 22, 23, 41. Указанные трамвайчики прокатят вас по самым ярким улочкам Праги.

Маршруты 9 и 22 — современные трамваи, которые проходят через центр Праги.

Маршрут 23 — обязательно прокатитесь на нём по историческому центру, к тому же на маршруте работают раритетные трамвайчики (модель Tatra T3 уже давно снята с производства). Старт с остановки «Краловка» и до района Винограды, трамвай проезжает возле Пражского Града и прочих туристических мест.

Маршрут 41 — поездка по историческим улочкам на трамвае 1920 года сборки. Это полностью оригинальный (восстановленный) экспонат, который трудился в Праге с 1920 года. В 1944 году трамвай попал в серьёзную аварию и длительное время не эксплуатировался. Последняя реставрация была в 2000 году, старичка подлатали, придали оригинальный вид и выпустили на линию. Маршрут №41 пролегает через центр.

Точное расписание пражских трамваев можно узнать на любой остановке, там же указаны все остановки по маршруту. Среднее ожидание дневного маршрута не должно превышать 10-15 минут, в выходные может достигать 20 минут.

Исключением из правил является маршрут 41, он работает с марта по ноябрь, причём только по выходным и праздничным дням. Время работы – с 12:00 до 17:00, интервал движения примерно час.

На официальном сайте указано, что дневные маршруты работают до часа ночи, но я вам рекомендую особо на самые поздние маршруты не рассчитывать.

Ночные трамваи и автобусы


Трамваи Праги, ночные маршруты

Ночные трамваи маркируются номерами от 91 до 99. Эти маршруты не совпадают с дневными, есть несколько исключений. Ночью по городу проложено не более 10 маршрутных линий, но благодаря автобусам транспортная доступность остаётся очень хорошей.

Вся ночная логистика завязана на центре Праги, а именно на остановке «Лазарска» (находится в историческом центре города). Логика простая и гуманная, вывести туристов из центра в спальные районы. Т.е. весь транспорт «лучами» разъезжается из центра по окраинам.

Это правило касается как трамваев, так и автобусов. Ночные автобусы маркируются номерами 900 и выше.

Но тут есть несколько особенностей про которые вам следует знать:

  1. Все пересадки осуществляются в центре (остановка «Лазарска»);
  2. На линии значительно меньше транспорта чем днём,
  3. В три раза уменьшено количество трамвайных маршрутов;
  4. Более длительное время ожидания транспорта.

Именно ночью нам на выручку приходят автобусы. Обратите внимание на приведённую карту ночных маршрутов, на ней указаны трамвайные и автобусные маршруту по ночной Праге.

А теперь сравните её с картой где указаны дневные трамваи. Прекрасно видно, что автобусов на ней намного больше, нежели днём трамваев.

Приведённые карты можно скачать с официального сайта общественного транспорта Праги.

Фотографии к этому посту любезно предоставил: Сергей Соколов. За что ему отдельная благодарность!

Удачных вам поездок по Праге на общественном транспорте.

Метро, автобус и трамвай в Праге. Общественный транспорт Праги

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий