Классы вагонов в индийских поездах

First class Air-Conditioned (AC) (Code:1A)

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Класс вагонов AC 3 Tier, т.е. кондиционированный с тремя полками в купуе, выглядит вот так. Он очень похож на класс AC 2 Tier, в нем 2 полки в купе.

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Это знаменитый "Игрушечный поезд" из Калки в Шимлу. Класс вагона AC chair Car.

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Примерно вот так выглядит обычный индийский вагон слипер класса (Sleeper Class) .

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Не рекомендую покупать места в первом и последнее купе (в каждом купе по 8 мест, а всего в вагоне 72 места). Желательно заиметь нижнюю полку, именно под ней находится отделение для багажа.

Second Sitting (Code:2S)

Вот так выглядит самый пролетарский класс в индийском поезде - это Second Sitting или в простонародье General Class.

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

Индийский поезд, распорядок дня

Опишу процессы протекающие в большинстве индийских вагонов эконом класса, вагоны подобного класса являются самыми востребованными при передвижении по Индии. Моя поездка в город Мумбаи длилась 20 часов, так как в поезде для меня занятий особых не было, то я стал наблюдать за местными жителями и нашел некоторую закономерность в их поведении о которой хочу с вами поделиться.

Большинство туристов путешествующих по Индии в поездах, считают что все что в них происходит является полным хаосом и беспорядком, мои наблюдения говорят что это не так. В индийских поездах, как впрочем и в остальной Индии есть невидимые (особенно для людей которые в Индии являются туристами) правила и законы. Эти неписаные правила неукоснительно соблюдаются всеми индийцами и работают на уровне врожденных инстинктов.

Для примера возьму тот же поезд, если вы хоть раз ездили по Индии в поездах, то легко вспомните какой хаос и беспорядок (как это видят европейские туристы) происходит в поезде в обеденное время и в любое время когда индийцы бодрствуют. В обеденное время, по поезду с частотой в две минуты ходят продавцы чая, кофе, легких закусок, всяческих самос и т.д. Но как проходит время приема пищи и большинство жителей вагона переходят в режим послеобеденного сна, прекращаются и хождения продавцов всякой снеди. Купить стакан масала чая в такой «тихий час» можно лишь через окно вагона у торговцев на перроне станций. Я тоже думал что тут полный балаган, но нет все подчинено очень умным правилам, иногда эти правила неявные и сразу не понимаешь их, но они есть. С точки зрения продавцов все логично, люди поели, теперь они хотят отдохнуть и нет никакого смысла ходить со своим товаром по сонным вагонам.

Вернемся к распорядку дня в индийских поездах, все что описано ниже относиться в большей степени к самому распространенному типу вагонов в Индии — вагонам слиппер класса, все описанное происходило со мной в поезде Dehradun Express направляющимся из города Кота в Мумбай.

Пробуждение

Подъем — в Индии люди просыпаются очень рано и в вагонах поезда происходит то же самое. Люди начинают просыпаться уже в 7 часов и бродить по всяким туалетам и т.д. Очень часто можно увидеть как индийцы исправно идут чистить зубы. В российских вагонах, людей кто чистит зубы в поездке можно пересчитать на пальцах одной руки.

Прием пищи

После утренних процедур индийцы начинают есть, это может быть очень сильно растянуто во времени, в данной поездке индийцы ели с 8 утра до 10. Именно в этот момент ваш сон уже невозможен, так как их кушанья настолько сильно сдобрены приправами что ваш мозг дает сбой и считает что вы находитесь на рынке специй. Параллельно с запахом специй начинают ходить продавцы и орать «Чай, чай, чай, гарым чай. Самоса, самоса, чай, чай и т.д.» и тут уже ничего не спасет ваш сон.

Социальная активность

После приема пищи, особенно утром, всем индийцам обязательно нужно обсудить все самые последние новости (ведь так много всего произошло со вчерашнего вечера), этот пункт сильно зависит от состава вагона, от этнической/религиозной принадлежности пассажиров (мусульмане ведут себя чуть тише) и от цели и точки назначения их путешествия. В моем случае, половина вагона состояла из женщин, которые ехали на свадьбу и сразу после кушаний приступили к пению. Проблема осложнялась тем, что часть веселой компании находилась в противоположном конце вагона, но для них это не было большой проблемой, так что в скором времени весь вагон громко, ритмично и очень задорно пел. В музыкальном плане Индия очень богатая страна и для большинства людей не требуется никакого стимула (в виде алкоголя или других стимуляторов) для того что бы раскрепостится и запеть на весь вагон, индийцы могут петь как с музыкальным аккомпанементом, так и без него.

Проверка билетов

Этот пункт можно считать опционным, иногда проверка документов отсутствует, но бывает что проверяют несколько раз. В моей поездке кондуктор пришел примерно в 11 утра, чем немного утихомирил вагонных певиц и певунов.

Продолжение социальной активности

В полдень индийцы еще не проголодались, но от стаканчика масала чая с легкой закускок не отказываются и продолжают друг с другом коммуницировать. Мне и на этот раз повезло, так как цель поездки у большинства пассажиров за последние часы не поменялась, то они вновь принялись петь песни, на этот раз звонкие женские голоса разбавил гулкий барабан.

Дневной сон

Примерно к двум часам дня индийцы изрядно устают от своих забав и переходят к дневному сну, тут начинается самая приятная для любого путешественника часть дня. Как правило, в это время нет никаких хождений по вагону, продавцы еды, выпрашиватели пожертвований, цирковые артисты, люди третьего пола и прочие загадочные личности видимо тоже спят и каждый путешественник может отдохнуть в относительной тишине.

Ближе к обеду, все вышеописанные пункты, с небольшой корректировкой, повторяются. Удивительно, но к подобным вещам очень быстро привыкаешь и они становятся чем-то неотъемлемым и привычным.

Вот такая веселая у меня была поездка в индийском поезде из города Кота в Мумбаи.

Классы вагонов в индийских поездах


Ваши вопросы, отзывы и комментарии

Обозначение NA связано с классами вагонов?

Вы имеете в виду надпись на вагоне? Действительно, класс индийских вагонов указывают на борту крупными буквами, но кроме класса там пишут и другую информацию (серия, год выпуска и т.д.).

При покупке билета в сидячие места эконом класса столкнулся с разностью в стоимости между 2s и general ,разве это не одно и то же?

В Дженерал классе вообще нет понятия места как такового. Т.е. вам гарантирована перевозка, но не гарантировано место. Во всех остальных классах вагонов, за вами как правило закреплено место.

Это в общем то понятно,просто я вот не пойму чем тогда отличаются эти билеты типа 2s и Gn если они входят в один и тот же General.Я сегодня допустим покупал билет в Керале,на сидячие места эконом класса,так вот есть было два типа билета на этот класс- 2s(50 рупий) и Gn(35 рупий),это думаю не везде так ,но в этом случаи просто саму суть не пойму)))

При покупке билета 2s в нём указано место?

К примеру, если покупать дженерал, то там нет указания места, а в любом сидячем вагоне (не дженерал) указывают номер места. Т.е. вы можете прийти и занять своё оплаченное место.

В общем я купил Дженерал)вагон был пустой практически)ну ладно,спасибо!

Если вам не сложно, пришлите фото вагона и билета (желательно в хорошем качестве) на электронную почту info(собачка)in-trips.ru

Постараюсь уточнить все подробности и дополнить пост вашей информацией.

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий