Как добраться из Гоа в Хампи

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-08-26

Что бы посмотреть на достопримечательности Хампи, а их в этой индийской деревне очень много, следует до неё как-то доехать. В этом посте я расскажу про всевозможные способы и про всевозможный индийский транспорт, что бы приехать в деревню и полюбоваться её знаменитыми достопримечательностями.

Из Гоа в Хампи, на чём ехать

Для большинства гоанских отдыхающих транспортный вопрос решен. Они выбирают либо комфортную экскурсию (где всё включено), либо более дешевый слипербас и самостоятельное изучение древних храмов.

Но как оказалось, добраться можно и другими интересными способами. Про доступные способы доставки себя любимого от морского побережья Гоа к древним храмам и поговорим в этом посте. О том как я ехал из Гоа (Арамболя) в Хампи, читайте по ссылке.

Экскурсия в Хампи

Самым комфортным и организованным способом осмотреть древние развалины является поездка в составе экскурсии. Тут все понятно, вас забирают из отеля, везде возят, всё самое интересное показывают и обо всём рассказывают. Примерные цены на подобные экскурсии можно узнать тут.

Одним из минусов всех организованных экскурсий по маршруту Гоа — Хампи, является отсутствие свободного времени. Везде нужно быстро посмотреть, быстро сфотографировать, быстро поесть и быстро уехать. Но это минус всех экскурсий как таковых.

Экскурсию вам могут предлагать как официальные представители тур фирм с которой вы прилетели в Гоа (у них самые высокие цены), так и полулегальные и вполне адекватные экскурсоводы из числа наших соотечественников гоанцев. У вторых экскурсии бывают более интересные, душевные и дешевые.

Экскурсия в Хампи на джипах

Экскурсии из Гоа в Хампи на джипах считаются самыми дорогими, но я бы не сказал что они самые удобные или комфортные. Общее расстояние от Гоа до деревни чуть более 420 километров, понятно что если вы едете в составе небольшой группы, то остановки по требованию можно делать где угодно, но 420 километров по индийским дорогам — это то ещё удовольствие.

Экскурсия в Хампи на автобусах

Как не удивительно, но если вы едете на большом комфортабельном автобусе, то экскурсия стоит дешевле, но остановки по требования совершать гораздо сложнее, если сравнивать поездку на джипе или минивэне в составе небольшой группы.

В Хампи на такси

Самый удобный способ поехать в Хампи на такси, тут у вас полная свобода действий, хотите остановиться для обеденного перерыва — пожалуйста, хотите сделать остановку для фотографирования местных красот — пожалуйста и т.д.

Такси в Гоа можно найти где угодно, но следует внимательно смотреть на адекватность водителя и техническое состояние транспортного средства. Если брать такси на улице, то следует оговорить все нюансы (кто платит за бензин, кто платит за ночлег водителя, кто платит за обеды водителя и т.д.). Если такие переговоры вам особо не интересны и вы цените свое время, то можно заказать такси через интернет на этом сайте (заказывать лучше заранее). Если бронировать машину на большую компанию, то выйдет дешевле чем экскурсия на автобусе.

На автобусе

Автобусная остановка в Хампи.

Автобусные пассажирские перевозки в Индии являются очень популярным способом перемещения по стране, на местных автобусах можно доехать куда угодно. Я уже писал о том как можно посмотреть все достопримечательности Гоа катаясь на местных автобусах, рекомендую изучить статью если вы не против экономии и не против поездок на индийских автобусах.

На кондиционированном слипербасе

Самая крутая автобусная контора, которая осуществляет сезонные маршруты — это Paulo Travels. Купить билет на автобусы Paulo Travels можно в любой туристической лавке Гоа или в офисе транспортной компании, который я нашел близ автовокзала Панаджи. Стоимость проезда в Хампи на кондиционированном ночном слипер басе примерно равна 1 600 рупи + стоимость услуг фирмы посредника (100 — 200 рупи). Цена 2015 года.

Что бы ваша ночная поездка была комфортной, следует выбирать нижние полки (там не так сильно морозит кондиционер) и брать в салон автобуса теплые вещи.

На некондиционированном слипербасе

Если вы едете на ночном автобусе, то переплачивать за кондиционер нет никакого смысла. В большинстве случаев туристы жутко мерзнут в дороге и всяческими способами стараются спастись от убийственной прохлады кондея. Многим спастить от простуды не удается, по Хампийским руинам они бродят сопливыми и с отвратительным настроением.

Стоимость билета на некондиционированные автобусы значительно ниже (в разы) чем на автобусы Paulo Travels.

На обычным рейсовым автобусом

Карта-схема из Гоа в Хампи на рейсовых автобусах.

Про этот способ знают не все путешественники и тем более не все туристы. Оказалось, что в Хампи можно доехать совсем дешево (примерно за 150 — 200 рупи), но длительность поездки может быть чуть дольше. Из главных плюсов этого способа — вы едете днем, а значит более безопасно, вы можете посмотреть на настоящую Индию, а не на Индию в туристических резервациях.

О том как можно дешево и весело добраться из Гоа в Хампи на обычных рейсовых автобусах мне поведали сами индийцы. В одной из бесконечных очередей на автовокзале Панаджи для меня нарисовали наглядную и доходчивую план схему. Сейчас расскажу об этом во всех подробностях.

В Гоа есть главный автобусный вокзал, он расположен в Панаджи (в столице Гоа). Рядом с деревней Хампи имеется город Хоспет, который выполняет функцию райцентра, в Хоспете имеется двухэтажный автовокзал, именно сюда приходят автобусы с разных регионов Индии. Однако рейсовый автобус из Гоа до Хоспета вас не довезет, вам нужен ещё один промежуточный пункт, а именно город Хубли. Напрямую из Гоа в Хоспет ходят лишь экспрессы.

В итоге получается следующий маршрут: Панаджи — Хубли — Хоспет — Хампи. Весь маршрут возможен за один световой день и за 150 — 200 рупи.

В Хампи на мотоцикле

Мотоцикл Royal Enfield 500 в аренду.

Расстояние от центра Гоа до Хампийских руин не превышает 420 километров, это расстояние можно преодолеть за один световой день на мотоцикле. Только пожалуйста не надо ехать в Хампи на мопеде — это может быть самой большой ошибкой в вашем индийском путешествии. Перемещаться на такие большие расстояния лучше на настоящем мотоцикле, но не на мопеде.

Из рекомендованных мотоциклов подойдет Royal Enfield с движком в 500 кубиков (но можно и 350), мотоцикл прост в эксплуатации (его можно отремонтировать имея отвёртку и изоленту), вынослив (спокойно тянет в гору двух пассажиров и груз), и брутален (не Харлей, но тоже имеет своё очарование). По ссылке можно прочитать, о том как самостоятельно купить или арендовать Royal Enfield в Индии (Royal Enfield самый популярный мотоцикл в Индии).

Каждый кто едет по Индии на двухколесном транспорте должен отдавать себе отчет, что индийский трафик весьма коварный и общеизвестные правила дорожного движения тут могут попросту не работать. На большинстве индийских дорог работает простое: Кто больше, тот и прав. Более подробно про самостоятельную поездку на мотоцикле из Гоа в Хампи на мотоцикле, читайте в ЖЖке Олега Мальцева.

Обязательно зарядите свой GPS навигатор и проверьте техническое состояние транспортного средства, дорога по индийским дорогам может сильно потрепать вашего железного коня.

В Хампи на поезде

Если вы желаете познать всю прелесть индийских железных дорог, то я рекомендую ехать в Хампи (вернее в Хоспет) по железной дороге. Из Гоа (со станции Vasco Da Gama) в сторону Хоспета, несколько раз в неделю, отправляется поезд под номером 18048 и с забавным названием Vsg Howrah Express. Стоимость проезда на этом поезде начинается от 258 рупи в вагоне слипер класса.

О том как пользоваться индийскими поездами вы узнаете есть прочтете несколько полезных постов:

В Хампи самостоятельно (личный опыт)

Автобус в Хампи.

Время в индийском курортном штате Гоа летит неумолимо быстро, и каждый самостоятельный путешественник, приезжая в Гоа моментально расслабляется и не торопится двигаться по своему, ранее запланированному маршруту, а все важные дела благополучно откладываются «на потом».

Гоанская лень успешно овладела моим рассудком и я уже не стремился продолжать свою индо-экспедицию, да и погода в южной Индии становилась все более жаркой. Изначально (ещё при планировании поездки) моя экспедиция должна была дойти до самой южной (материковой части) Индии, но добравшись до Гоа (в Гоа приехал в конце марта) я осознал, что если поеду дальше на юг, то там меня ждут дожди и непогода. В этот самый момент и было принято решение, что самая южная часть Индии, в этой поездке, будет не дальше Хампи.

На чем я ехал в Хампи

Что вам следует знать про транспортную доступность Хампи. Хампи — это самая настоящая деревня с числом жителей не более сотни, никаких аэропортов там нет и в ближайшее время не предвидится.

В Хампи нет даже басстенда (автобусной станции), все автобусы приезжают на крохотную рыночную площадь.

В Хампи ходят местные автобусы, разного уровня комфорта, от крутых — кондиционированных слипер басов частной компании Paulo Travels, до самых простых, в хлам убитых государственных. Мой выбор остановился где-то посередине, я ехал на автобусе государственного перевозчика KSRTC (Karnataka State Road Transpotr Corporation). Скорость передвижения и уровень комфорта у всех индийских автобусов примерно одинаковый, так что разница чувствуется лишь в стоимости билета.

Где в Гоа купить билет на автобус до Хампи

Кассы на автовокзале в Панаджи.

В отличие от всеми известной и сильно разрекламированной автобусной конторы Paulo Travels (билеты на их автобусы можно купить всюду), билеты на автобус KSRTC можно купить только на главном автовокзале в Панаджи и то если работает их офис (уточните у местных, когда работает офис KSRTC).

На фотографии, тот самый офис конторы KSRTC на автовокзале в Панаджи. Если лень ехать в Панаджи, то посмотрите доступность билетов на этом сайте, есть вероятность что вам повезёт. Дешёвые билеты быстро разбирают, так что поиграйтесь с датами отправления.

Цена билета на ночной некондиционированный слипербас KSRTC равняется 560 рупи (у Paulo Travels от 1 500 рупи). Скажу сразу, что ночью вам кондиционер не понадобиться, а понадобиться теплый плед.

Билет на слипер бас из Гоа в Хампи.

В кассе можно сказать о своем желании и предпочтениях в выборе места в автобусе (верхняя или нижняя полка, сдвоенное или одиночное место) и при наличии свободных мест вам пойдут на встречу. Если вы путешествуете один, то желательно брать одноместное спальное место, если одноместных мест уже нет и вам продали билет на двойное место, то велика вероятность что вы поедете на одной полке с незнакомым индийцем. В этом случае лучше выкупить оба места и ехать в гордом одиночестве.

Как найти свой автобус на автостанции

Мой автобус из Гоа в Хампи отправлялся в восемь вечера с главного автовокзала Панаджи, если вы выберете эту же автобусную компанию (KSRTC), то рекомендую приезжать как минимум за 30 минут до времени отправления.

Басстенд в Панаджи имеет несколько перронов, часть из которых предназначены для междугородних автобусов, вот их и нужно искать. На перроне (прямо на столбах) написаны направления следования автобусов, но там вы не найдете направления Хампи, тут указаны более крупные населенные пункты. Лучший вариант поиска своего автобуса (места куда он прибудет) — спросить у местных, более надежного способа я не знаю.

Пунктуальность для Индии дело не обязательное, но в этот раз автобус материализовался на автовокзале примерно за 10 минут до отправления. Никакой суеты при посадке не было и можно было спокойно разглядеть слипер бас во всех подробностях. Крупные вещи и прочий не очень ценный багаж можно разместить в багажном отделении, все что представляет ценность провозить исключительно в салоне, самое ценное (деньги, документы) на себе.

Как выглядят индийские слипер басы (автобусы со спальными местами) я уже рассказывал в посте «Из Джодхпура в Удайпур на слипер басе», в той поездке у меня было сидячее место (поездка была дневная), в Хампи еду на спальном месте. Если особо не придираться, то слипербас вполне пригодное для передвижений по Индии средство, единственный минус — отсутствие туалета, но об этом чуть позже.

Как выглядит спальный автобус на маршруте Гоа — Хампи

Внутренности спальных автобусов по маршруту Гоа — Хампи могут незначительно отличаться, все зависит от компании перевозчика, в слипере могут быть нижние сидячие места, а могут все места быть спальными (как на этих фотографиях). Как правило, все спальные места имеют шторку или стеклянные двери, которые отгораживают вас от всего мира. На окнах тоже шторки, таким образом получается индивидуальный гробик, в котором вы и едете.

Спальное место в слипербасе.

На данных фотографиях — это стандартная схема размещения, тут практически как в наших вагонах дальнего следования. С одной стороны одноместные полки (вверху и внизу), с другой стороны спаренные места, на которых может спокойно разместиться маленькая индийская семья (очень часто они так и делают). Пространства там действительно много.

Общий вид индийского слипербаса.

В стоимость билета может входить постельное белье и полотенце, но это больше зависит от стоимости билета и уровня автобусной компании. В каждом купе есть опция «открыть окно», но во время движения в этом не было надобности (в автобусе было не жарко). Каждое место пронумеровано, так что занимайте места согласно купленным билетам. :)

Спальное место в слипербасе на две персоны.

Вот что действительно радует и удивляет, что в каждом купе есть розетка для зарядки ноута или телефона. Любовь индийцев к современным гаджетам привела к обязательному оборудованию всего местного транспорта (автобусы, поезда, вокзалы, вагоны метро и т.д.) такими зарядными пунктами. Кроме розетки для зарядки в купе имеется бесполезный светильник, бесполезность светильника заключается в том, что он или не работает, или слишком тусклый.

Розетка для зарядки телефона.

Как проходила моя поездка из Гоа в Хампи на автобусе

Ночная поездка на автобусе в Индии — это нормальное явление, однако многие (и я тоже) не рекомендуют ночные поездки, так как именно ночью можно запросто попасть в аварию. Качество индийских автобусов не супер, местные дороги тоже не очень, а водители работают намного больше позволенного и как следствие засыпают прямо за рулем, так что лишний раз задумайтесь о необходимости ночных переездов.

Наличие спального места не является гарантией того что вы сможете выспаться. Для сна в автобусе должны сойтись два обязательных условия: водитель должен быть аккуратен (это точно не про индийских водителей), дорожное покрытие должно быть качественным (на пути из Гоа в Хампи невероятное число лежащих полицейских).

Что интересного происходило во время поездки в Хампи?

Первая интересность — это погран. контроль на границе штатов Гоа и Карнатака. Выглядело все как будто мы едем в другое государство, посты на дороге, несколько остановок и проверка документов. Некоторых индийцев досматривали особенно пристально, вооруженные люди (вероятно полиция, но может и военные) смотрели паспорта и рылись в личных вещах, к иностранцам было более уважительное отношение.

Вторая интересность: примерно на полпути от Гоа в Хампи была остановка в придорожном кафе. Зачем нужна остановка спального автобуса посреди ночи мне понять сложно, но индийцы активно утоляли голод.

Про отсутствие туалета в индийских автобусах

Не рекомендую повторять мой опыт.

На одной из досмотровых остановок я решил выйти на улицу, вы помните что в автобусе не было туалета. Делать «свои дела» прямо у автобуса было мне было не этично и я решил немного отойти в сторону, хотя индийцы в этом вопросе намного проще.

Краем уха слышу как автобус завел двигатель и куда-то поехал. Вот тут мне стало как-то неуютно и тревожно, все вещи внутри автобуса (вообще все), вокруг индийская темень, одним словом я начал паниковать. При обычных условиях такой скорости передвижения я от себя добиться не могу, а тут словно всю жизнь готовился к олимпийскому спринту. Догоняю уезжающий автобус, бегу за ним и со всей дури барабаню по кузову. Индийские боги сжалились, и водитель остановился. Какие действия при неудачной погоне нужно было бы предпринимать — я понятия не имею, но думаю что в итоге всё было бы хорошо.

Прибытие автобуса в Хампи

Примерно в пять часов утра автобус с туристами прибывает в Хампи, раннее время (на улице ещё темно) и царящая неразбериха вокруг этого события, может затуманить восприятие действительности у кого угодно, чем местные рикшевозы активно пользуются.

Никаких рикш и прочих помогал в Хампи вам не нужно! Автобус приезжает на базарную площадь, которая расположена в 100 метрах от деревни Хампи, но рикши настоятельно рекомендуют воспользоваться их услугами. Пересказывать то шоу, которое разворачивается возле автобуса с туристами бесполезно — это надо видеть. Но ещё раз повторюсь, никакой надобности в услугах рикш нет.

О поиске жилья в Хампи и моих первых впечатлениях читайте тут.

Как добраться из Хампи в Гоа (особенности)

Пассажирский грузовик в Хампи.

Как самостоятельному путешественнику выбираться из Хампи, с этим могут быть вопросы. Рассказажу как комфортно уехать их Хампи.

Транспортные особенности

В отличие от Гоа, в Хампи с транспортной доступностью все намного сложнее. Хампи — это самая настоящая деревня, тут нет автовокзалов, жд вокзалов и прочих привычных индийских транспортных удобств.

В прошлом посте я говорил про возможность заказать такси из Гоа в Хампи, так вот из Хампи в Гоа такси заказать намного сложнее, так что если вы приехали в Хампи на такси, то постарайтесь договориться с водителем об обратном пути.

Своеобразная транспортная изоляция Хампи, несет определенный отпечаток на комфорт и удобства туристов. К примеру, коммерческая автобусная компания Paulo Travel, с радостью доставит туристов из Гоа прямо на Хампи Базар, а обратно в Гоа, вам нужно будет искать стоянку этой фирмы в пыльном Хоспете. С государственными автобусными перевозчиками немного по-другому, про это читайте далее.

Транспорт из Хампи в Гоа

Вот краткий список, который используют большинство туристов для отъезда из Хампи на «Большую землю»:

Экскурсия — тут всё понятно, вы в Гоа покупаете экскурсию и вместе с экскурсионной группой покидаете Хампи. Если у вас мало времени, а посмотреть хочется побольше, то экскурсия — это самое то.

Такси — если вы путешествуете с комфортом, то такси можно заказать даже в Хампи, но стоить данная услуга будет дороже чем если бы вы приехали на такси из Гоа и на этой же машине вернулись обратно.

Поезд — из Хампи в Гоа можно доехать на поезде, но как я говорил ранее, в Хампи нет вокзала, ближайший железнодорожный вокзал расположен в Хоспете. Про индийские поезда можно говорить долго и интересно, но купить билет на требуемую дату — это настоящее приключение. Также, требуется умение пользоваться сайтом по покупке жд билетов в Индии, сайтом cleartrip. Тут можно прочитать про все хитрости регистрации на сайте cleartrip.

Как вы уже поняли, железная дорога в Индии — это удовольствие на любителя. Но и тут не всё так просто, индийские железные дороги могут запутать любого. К примеру, их Хоспета в Гоа есть два поезда, поезд номер 18047 под названием AMARAVATHI EXP, который отправляется в 13:55 и поезд номер 17603 под названием KCG YPR EXP, который отправляется в то же время 13:55. На практике все просто, физически это один поезд с прицепными вагонами, если вы не знаете про эту особенность, то могут быть курьезы, подробнее про это читайте тут.

С индийскими поездами, вывод один — если вам нужно ехать менее 12 часов, то выбирайте автобус, если ваш путь более длинный (из Гоа в Дели, из Каньякумари в Дели и т.д.), то можно попробовать поездом, но иногда лучше выбрать самолет.

Мотоцикл — очень интересный способ посмотреть окружающие деревни. Все кто ездил по Индии на мотоциклах или на арендованных машинах, знают что большая часть дороги выглядит уныло и однообразно. Также следует знать, что для управления транспортом, в Индии требуется водительское удостоверение международного образца (МВУ), о том как купить мотоцикл в Индии можно прочитать тут.

Автобус — это самый демократичный и доступный способ перемещения по Индии.

Вот короткий список достоинств перемещения по Индии на автобусах:

  • купить билет на автобус не составит никакого труда, почти всегда есть свободные места;
  • индийские автобусы курсируют везде и всюду, т.е. на них можно доехать куда угодно;
  • в Индии, есть разные классы автобусов, от ordinary — это самый пролетарский, до luxury — в таких ехать вполне комфортно;
  • есть так же очень популярные во всей Азии — слипербасы, в них можно ехать и спать;
  • можно выбрать кондиционированный автобус, в нем ехать чуть дороже чем в некондиционированном.

Как видите, автобусы в Индии распространённый вид общественного транспорта и сами индийцы активно им пользуются.

Где в Хампи можно купить билет на автобус

Туристический центр в деревне Хампи.

Купить билеты на транспорт можно в многофункциональном туристическом центре.

Несмотря на то что Хампи это деревня, в ней можно найти всё необходимое для нетребовательного путешественника. В туристической части Хампи (в деревне у храма Вирупакша), работают многофункциональные центры, в крохотной конуре, два на два метра, вы найдете буквально всё.

Список услуг, которые оказывают туристические многофункциональные центры Хампи:

  • обмен валют, могут обменять и рубли, но очень не выгодно (на конуре даже присутствует запись что они являются авторизированным обменным пунктом);
  • денежные переводы Western Union;
  • интернет кафе со скайп камерами, печать и производство фото, запись информации на диск и т.д.;
  • продажа туров по Хампи;
  • продажа СИМ карт;
  • междугородний и международный телефон;
  • заказ такси;
  • аренда жилья;
  • прокат велосипедов;
  • бронирование авиабилетов (местные и международные линии);
  • бронирование билетов на коммерческие автобусы;
  • бронирование билетов на поезда.

Как видите, список услуг у этих туристических лавок обширен, за небольшую наценку можно воспользоваться их услугами и обилетиться.

Купить билеты на транспорт можно в соседнем Хоспете.

Автовокзал Хоспета, тут по индийски чисто.

Если вас чем-то не устроили услуги туристических лавок в Хампи, то можно купить билет на поезда и автобусы в Хоспете.

Существует одна веская причина, ради которой стоит ехать в Хоспет за автобусным билетом. Если вы решили ехать из Хампи в Гоа на государственном слипербасе и для вас важен выезд именно из Хампи, а не из Хоспета, то при покупке билета скажите пункт отправление — Хоспет. Многие туристы не знают что государственные автобусы отправляются прямо из Хампи.

Офис автобусной конторы Paolo Travels в Хоспете, расположен возле отеля Priyadarshini (отель Приядаршини), от этого офиса отправляются автобусы компании Paolo Travels в Гоа.

Как я ехал из Хампи в Гоа на слипербасе

В этой части поста кратко расскажу весь процесс моей поездки из Хампи в Гоа. Вероятно, некоторые мои ошибки вам не следует повторять.

Покупка билета на слипербас из Хампи в Гоа

За день до отъезда, я в целях культурного просвещения, посетил вполне заурядный индийский город Хоспет, о чем написал вот этот пост. Самое ценное что было обнаружено в Хоспете — это автобусный вокзал с кассами предварительной продаже билетов.

Кассы предварительной продажи билетов на автовокзале Хоспета.

Кассы расположены на втором этаже автовокзала и имеют соответствующие надписи на английском, смотрите фото. Сам автовокзал в Хоспете на удивление чистый и удобный, что для Индии редкость. При покупке билета обязательно скажите что выезжать будете из Хампи, в противном случае придется ехать в Хоспет на автовокзал или доплачивать при посадке в автобус в Хампи.

Билет на слипер бас из Хампи в Гоа (в Панаджи).

Стоимость билета со стартом в Хампи дороже на 105 рупи и стоит 665 рупи, но зато никуда ездить не надо, аналогичный билет из Гоа в Хампи стоил 560 рупи.

Что следует взять с собой в поездку

Рекомендую в эту поездку захватить репеллент от комаров и запас бутилированной воды, что бы не выходить лишний раз из автобуса для её покупки. Комаров в автобусе может быть много, так что к этому следует подготовиться заранее.

Я ехал в автобусе без кондиционера, так что в теплом пледе не было надобности, если ваш автобус кондиционированный, то плед обязателен, иначе можно простудиться.

Откуда отправляются автобусы в Гоа

Как я уже упоминал ранее, государственные автобусы перевозчика KSRTC (Karnataka State Road Transpotr Corporation) стартуют прямо из Хампи, а не из Хоспета, в Хоспете они делают длительную остановку, но старт именно на басстенде Хампи.

Таким образом, я пришел в указанное в билете время (в 19:00) и занял свое место в салоне автобуса. За окном быстро стемнело, так что стараюсь уснуть.

Особенности ночного переезда

Поездка на ночном слипербасе их Хампи в Гоа, вполне заурядное путешествие, ну разве что досмотра на границе Гоа нет (хотя есть вероятность что я его проспал).

Во время поездки есть несколько длительных остановок, первая в Хоспете, вторая на полпути от Хампи в Гоа. Подобные остановки нужны в большей степени для водителей, что бы они могли немного отдохнуть от монотонной дороги, но все индийские пассажиры сразу бегут в придорожное кафе и набивают брюхо. Подобное поведение индийцев типично и я не видел ни разу, что бы индийцы не ели во время автобусных остановок.

Если у вас крепкий сон, то вы на подобные остановки просто не обращаете внимания, но помните что они имеются и предпринимайте соответствующие меры для сохранности своего багажа.

Раннее прибытие в Гоа (в Панаджи)

В Гоа слипер приезжает очень рано, примерно в 6 часов утра или ещё раньше. На басстенде Панаджи полная темень, все ларьки и кафе закрыты, гоанские автобусы ещё не работают, но таксисты тут как тут и готовы везти куда угодно.

Гоанские автобусы начинают работать ближе к 7 утра, а до этого времени можно наблюдать за просыпающимся Панаджи.

Стандартный путь на автобусах из Панаджи в Арамболь

Во время ожидания автобуса из Панаджи в сторону Мапсы, встретил двух украинских путешественников (Наташу и Мирослава), которые ехали на том же автобусе что и я, но в отличие от меня сели в него в Хоспете, так как не знали что можно было ехать прямо из Хампи. Уговорил их ехать в Арамболь, а не в Палолем.

Дорога из Панаджи в Арамболь проходит с обязательной остановкой в Мапсе, про автобусную сеть Гоа можно прочитать тут. Промежуточная остановка в Мапсе — это именно то что нужно, тут можно вкусно и недорого позавтракать и отправиться дальше.

По приезду в Арамболь, селюсь в проверенный и уютный гестхаус Piya guesthouse, в котором проживал ранее и в который обещал вернуться, как видите обещание сдержал.

На чём ездить в Хампи

Теперь обсудим транспортную проблему в самой деревне Хампи, а некие транспортные сложности тут имеются и не все туристы об этом знают.

Проблемы с транспортом

На заднем плане видны мопеды, которые не дают в аренду.

В 2015 году или чуть ранее, местный «профсоюз» моторикш устроил забастовку с требованием запретить аренду скутеров в Хампи для туристических целей. Информация кажется бредовой, но аренда скутеров в Хампи (на берегу храма Вирупакши) сегодня под запретом.

Об этом горе мне поведал владелец прокатной конторы, его бизнес только начал набирать обороты, как вдруг пришлось весь свой автопарк поставить на прикол. Теперь все его скутеры пылятся у забора и мозолят глаз туристам, которые с завидной регулярностью просят у него сдать технику в аренду. Я знаю несколько полулегальных способов как этот запрет обойти, об этом читайте далее.

Хампи — это деревня и никакого общественного транспорта (за исключения автобуса по маршруту Хампи — Хоспет) в ней нет и наверное такое положение дел в Хампи только на пользу этому уникальному месту.

Какой транспорт доступен в Хампи

Многое зависит от продолжительности вашего пребывания и от вашего бюджета на поездку. Приезжать в Хампи на один день крайне не рекомендуется, посвятите этому незабываемому месту хотя бы пол недели или более. Так вот от этого и будет зависеть на каком транспорте лучше перемещаться.

Ходить пешком

Расстояния в Хампи не большие, так что при желании и высоком уровне вашей экстремальности, весь Хампи и окрестности можно обойти пешком. Я лично видел, как семья европейцев (мамаша и несколько детей от 5 до 10 лет) брела от Хампи Базара до Королевского квартала, а это не так близко (расстояние можно посмотреть на карте Хампи).

Тут следует отметить, что в Хампи всегда жара, так что такой вариант пригоден лишь для осмотра ближайших к деревне достопримечательностей.

На велосипеде

На стороне храма Вирупакша вам дадут в аренду вполне пригодный велик, который доставит вас к любой достопримечательности. К примеру, от Вирупакши до храма Виталла по асфальтированной дороге ехать примерно 10 километров (примерно 1 час на велосипеде), если идти пешком по «Храмовой тропе» (вдоль реки), то дорога займет 30 минут (идти не более 3 километров).

Цена аренды велосипеда в Хампи не должна превышать 100 рупи за день, но я вам настоятельно рекомендую торговаться.

На мопеде

В Хампи, на стороне храма Вирупакша арендовать мопед у вас не получится, мопеды есть в наличие, но в аренду не дают, об этом я кратко писал чуть выше.

Если есть огромное желание кататься по Хампи на байке, то есть несколько способов осуществить свою мечту:

  • арендовать мопед на другой стороне Хампи и переправить его на местном пароме или ехать в объезд;
  • арендовать мопед на несколько дней в Хоспете (я не пробовал, но говорят это возможно);
  • арендовать мотоцикл в Гоа и приехать на нем в Хампи (видел несколько мотоциклов с гоанскими номерами).

На местном такси

Туристы и такси в Хампи.

Под такси в Хампи принято понимать услуги моторикш. Моторикша в Хампи для вас и водитель и экскурсовод (на английском) и кулинарный гид по местным забегаловкам и всё что пожелаете. Стоимость подобного человека-оркестра начинается от 1 000 рупи в сутки, т.е. вам эту сумму оглашают, но будут вас возить и всё показывать и за 500 рупи. Так что обязательно торгуйтесь.

Что следует знать при выборе рикши гида? Вы помните какая толпа вас встречала по приезду в Хампи, так вот большинство из этих людей и есть гиды по Хампи.

Тут стоит отметить следующее: при выборе и торге, следует четко стоять на своей цене и уверять оппонента что точно знаете порядок цен на местные услуги. Во время торга обязательно сошлитесь на то что не так давно ваш друг/родственник/знакомый и т.д. были в Хампи и пользовались услугами местных гидов и огласите примерную стоимость (пусть она будет чуть ниже чем вы готовы заплатить) и опять же торгуйтесь.

На чем я передвигался по Хампи

Между большинством основных достопримечательностей Хампи вполне гуманные расстояния, тем не менее я первым делом арендовал велосипед. Стоимость аренды велосипеда зависит от срока на который вы его арендуете, технического состояния и умения вести торг.

На велосипеде я объехал весь Хампи вдоль и поперек.

Изначально, объявленная цена на велик равнялась 100 рупи за день, но в итоге снизилась до 60 рупи. Никаких залогов и прочей ерунды местные прокатные конторы не требуют, но просят вернуть технику до заката (если арендуете на один день).

Обязательно делайте тест драйв нескольких велосипедов, проверьте работоспособность всего что на нем есть, требуйте что бы на велосипеде был замок и корзина для вещей (очень удобная штука).

На противоположной стороне реки (на стороне деревни Анегунди) можно взять в аренду мопед. Имеются несколько видов мопедов, от стандартных Honda и Suzuki, до мопедов индийского производства.

Цена аренды Honda и Suzuki примерно 400 рупи, всем рекомендую именно эту технику, далее расскажу почему.
Цена аренды мопедов местного производства от 200 рупи, но можно торговаться. Я выторговал за 150 рупи + 100 рупи заплатил за бутылку с бензином.

Индийский мопед пожиратель бензина.

Рекомендую брать именно Honda и Suzuki, вы переплатите за аренду и выиграете на бензине, стоимость которого в Индии примерно равна 65 рублям за литр. Выбранный мной мопед (индийского производства TVS) жрал бензин как демон, 1го литра хватало на 10 километров, что согласитесь не очень бюджетно. От места аренды (рядом с переправой у храма Вирупакши) до деревни Анегунди примерно 10 километров в одну сторону, так что желательно заполнить бак бензином, по пути заправок не будет.

Ещё я катался на местных автобусах (из деревни Хампи в Хоспет), целью поездки была покупка билета на слипербас из Хампи в Гоа, про это я наишу в одном из следующих постов.

Удачного вам путешествия.

Как добраться из Гоа в Хампи

Задать вопрос (комментарии)