Храмы Кхаджурахо расположены в крохотном городке в Центральной Индии, население которого не превышает 9000 человек.
Храмовый комплекс Кхаджурахо известен своими скульптурами, украшающими индуистские храмы.
Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо образуют три группы:
- Западную — самая посещаемая, вход платный, именно тут находятся знаменитые сцены
- Восточную — вход свободный, храмы менее колоритные и в основном джайнистские
- Южную — очень скромные храмы, вход свободный
Гугл карта расположена вот тут.
Западная группа храмов самая посещаемая в Кхаджурахо, расположена в двух шагах от главной туристической улицы.
Храмы открыты для посещения от рассвета до заката, входной билет можно использовать для посещения археологического музея.
Особенностью храмов Кхаджурахо являются разнообразные сцены из камасутры, застывшие в камне.
Храм Вишванатха

Храм Вишванатха был построен в начале XI века, рядом стоит современный храм, построенного чуть более века назад.
Во всех храмах на территории Кхаджурахо принято ходить босиком, всюду есть информационные таблички напоминающие про вашу обувь.
Внутри храма, мистический лингам огромных размеров из черного камня, индийцы относятся к нему как к божеству, увидеть религиозный обряд тут привычное дело.
При входе слева и справа на камне древние письмена, выглядит очень впечатляюще.
Внутри храм Вишванатха красив, снаружи храм великолепен, он поражает искусной резьбой по камню.
Пусть сюжет многократно повторяется, мастерству тогдашних каменщиков надо отдать должное.
Нанди

Напротив входа в храм Вишванатха, расположен двухметровый бык по имени Нанди это личный транспорт Шивы и бог по совместительству.
Храм Парвати

Рядом с храмом Вишванатха, расположен храм Парвати.
Время его не пощадило, то что вы видите было восстановлено уже в ХХ веке.
Храм маленький, вход в него заперт на замок, внешне не очень симпатичный, возможно из-за того, что он скудно украшен скульптурами, в отличие от остальных храмов Кхаджурахо.
От храма Вишванатха по тенистой дорожке можно пройти к храму Читрагупта, он расположен в самом углу парка Западной группы.
Храм Читрагупта

На отдельной платформе, возвышается храм посвященный Сурье, на севере Индии не так часто можно встретить храмы этому божеству, а в Кхаджурахо храм богу Солнца вообще единственный.
На главном куполе храма видны следы реставрации, индийские реставраторы не очень то заботятся о сходстве своих работ с оригиналом, так что их работу видно невооруженным взглядом.
Внутри пустовато, но божество на своем законном месте.
Храм Кандария

Далее двигаемся к самому большому храму в Кхаджурахо.
Храм Кандария имеет внушительные размеры, высота – 30,5 метров, общее количество скульптур более 870.
Главную башню окружают башенки поменьше, общее их количество 23, вместе с главной.
На платформе в симметричном порядке стоят несколько скульптур львов в «обнимку» с войнами, выглядят они так, словно только что сошли с герба династии Чанделов.
Над входом красивый каменный орнамент.
Внутри много скульптур, размеры и формы самые разные, но выполнены они очень искусно.
В отведенном месте для божества установлен лингам, храм посвящён Шиве.
Внешние стены храма украшены скульптурами, которые расположены в несколько ярусов.
И самые популярные у туристов скульптуры со сценами из камасутры, именно они собирают больше всего народу возле себя.
Храм Деви Джагадамба

На противоположном конце платформы расположен храм Деви Джагадамба, он попроще, как внутри, так и снаружи.
Внутри, лишь массивные колонны.
Внешние стены имеют все те же знаменитые сцены.
Между Кандарией и Джагадамбой когда-то был храм Махадева, сегодня о нем напоминает лишь входной портик, перед которым расположена статуя сардула, монстроподобного льва нависающего над девушкой.
Посмотрев на храм Кандария, идём к храму с самыми скандальными скульптурами, к храму Лакшмана.
Храм Лакшмана

Сам храм Лакшмана, расположен на платформе в окружении 4-х святилищ.
На платформе храма, сплошной скульптурный фриз, один из самых впечатляющих в Кхаджурахо.
Именно тут расположены самые скандальные скульптуры во всем Кхаджурахо, они компактно разместились на торце платформы храма Лакшмана.
Изображений слонов на стенах храма множество.
Есть они и на фризе платформы храма.
В храме посвященном Вишну, естественно присутствует Вишну в образе трёхглавого и четверорукого Вайкунтхи.
Снаружи сикхару украшают ряды скульптур подобным другим храмам Кхаджурахо, но отличия все же есть, внимательно поищите.
Найти расположения большинства знаменитых скульптур очень просто, стоит лишь внимательно посмотреть, где толпится народ и идти в толпу.
А за забором из колючей проволоки, действующий храм Матангешвара, храм тоже старый и посвящён Шиве.
Вход в храм свободный, он является единственным храмом западной группы не попавший в археологический парк.
Со ступенек этого храма можно сделать хорошие снимки.
Храмы Варахи и Лакшми

Напротив храма Лакшмана есть два павильона – храмы Варахи и Лакшми.
Статуя вепря Варахи, еще одного аватара Вишну, попирающего змея Сешанага, впечатляет.
Есть гипотеза, что статуя Варахи была создана еще в эпоху Гуптов (IV-VI века), что значительно старше самого храма в котором она расположена.
Западная группа храмов Кхаджурахо полностью исследована, идём смотреть красоты восточных храмов Кхаджурахо.
Храм Ханумана

Вооружившись картой Кхаджурахо собираюсь ехать по Джайн Тэпл Роад на восток и тут среди мусора и деревенских построек нахожу тысячелетний храм Ханумана. Он расположен рядом с центральным входом западной части храмов.
Храм Ваманы

Еду строго по карте и на самой окраине деревни нахожу храм Ваманы, окруженный железным забором и хижинами местных жителей.
В таком соседстве он стоит примерно с XI века.
Внутри, как и положено божество.
Снаружи, уже привычные сцены и скульптуры богов и апсар.
Храм Джавари

До соседнего храма Джавари очень близко, надо лишь преодолеть поле с пасущимися священными животными.
Окруженный каменной стеной и кучами сохнущих лепешек, которым уготовлена участь стать биотопливом, храм Джавари впечатляет своим входным портиком.
Постройка конца XI века отлично сохранилась.
Потолки и внутреннее убранство заставляет меня сделать несколько снимков с включенной вспышкой.
Снаружи, как и у большинства храмов — искусно вырезанные в камне сцены людского взаимодействия.
Храм Шивы

Возвращаясь в деревню, останавливаюсь у маленького храма Шивы, на вид храм не очень, но его преклонному возрасту следует отдать должное, к тому же на заднем плане Кхаджур Сагар, пруд в котором еще не вся вода испарилась. :)
Еду дальше.
Приехав к месту назначения, обозначенному на карте, сперва не понимаешь куда идти. Но оглядевшись становится все понятно. Маленький уютный джайнский городок, окруженный забором и состоящий в большей своей мере из вновь выстроенных храмов вперемешку со старыми.
Рядышком есть строго пронумерованные кельи, я так полагаю для паломников.
Чуть поодаль от храмов был обнаружен старый и все еще действующий колодец, глубина которого такая же неопределенная, как и возраст.
Храм Шантинатх

При входе сразу натыкаешься на главный храм Шантинатх, примерное время постройки 1020-е годы, он действующий и весь белый, но под штукатуркой скрываются древние скульптуры.
Пройдя внутрь комплекса можно обнаружить красивые газоны и несколько современных храмов, выполненных под старину, но без того великолепия в деталях, которыми изобилуют древние храмы Кхаджурахо.
Храм Паршванатх

Величественный храм Паршванатх (3-я четверть X века) сразу бросается в глаза, его размеры впечатляют.
Снаружи, скульптуры такие же как и на всех мною ранее увиденных храмах в Кхаджурахо.
Потолок входного портика украшает 3D резьба по камню, на мой взгляд, тут она сохранилась лучше, чем в других храмах.
Храм Адинатх

Рядом стоит храм поменьше, к которому пристроено современное сооружение, а от старого храма Адинатх осталась лишь «кукурузина» главного купола.
В современной пристройке преспокойно себе поживает джайнская статуя.
Внутри действующего храма Шантинатх, все намешано, современный внутренний дворик, старые храмы и так далее. Храмовый дворик с обилием колонн и массой свободного места, а по периметру — храмы. Двор построен относительно недавно, но часть храмов, которые им объединены — старые.
Изображения и статуи джайнских учителей, это аскеты, которые дали учение. Считается, что они были вполне реальными людьми и жили в очень древние времена.
Место очень приятное, тут чисто и есть где отдохнуть перед дальнейшим изучением южной группы храмов Кхаджурахо.
Южная группа храмов самая удаленная от туристической улицы и от самых посещаемых храмов Кхаджурахо, которые сосредоточены в западной группе, туристов тут совсем мало.
Храм Дуладео

Первым меня встретил храм Дуладео и местные мальчишки-хэлперы, на удивление в такой глуши и отдалении от основного туристического потока, расположен ухоженный парк в котором всего один храм. Перед входом на территорию толпятся торговцы и водители моторикш, меж ними бродят детишки с приставучими фразами «Мистер, я могу быть вашим гидом».
За день насмотревшись на всякие храмы, мне храм Дуладео кажется очень похожим на предыдущие, лишь стриженые газоны и клумбы с цветами дают понять, что этот храм я еще не видел.
Храм Чатурбхуджу

Храм Дуладео, один из поздних храмов империи Чанделов и посвящен он Шиве, время его постройки датируется первой половине XII века, а чуть позже приходит закат династии Чанделов.
Следующим на очереди единственный в Кхаджурахо храм не имеющий скандальных сцен — это храм Чатурбхуджу.
По хорошей асфальтированной дороге качу на велосипеде сквозь деревушки, высохшие луга и такие же высохшие русла рек.
Если бы не обитатели деревень, то такие поездки были бы монотонными.
Где-то настойчиво требуют сфотографировать, где-то скромно просят денег, но при отказе особо не огорчаются и продолжают заниматься тем, чем занимались.
Вдруг, совершенно неожиданно, асфальтированная дорога заканчивается, упершись во входные ворота храма Чатурбхуджу, как бы намекая, все путник ты прибыл в конечный пункт назначения.
Храм внешне совершенно похож на предыдущий, но лишь внешне.
Внутри стоит трехметровая статуя четверорукого Вишну, с высоты взирая на всех сюда входящих.
Входной портик, буквально усыпан скульптурами.
Сохранность не плохая, но следы реставрационных работ в некоторых местах видны.
Посмотрев чудесный храм Чатурбхуджу, возвращаюсь к западной группе храмов Кхаджурахо для встречи заката.
Очерёдность осмотра храмов
Всё Кхаджурахо можно осмотреть за пару часов, это если очень спешить.
Если времени у вас много, то очерёдность осмотра может быть какой угодно. При нехватке времени следует начать с храмов Востойной группы, она самая крупная и хорошо сохранившаяся.
Потом прерваться на обед на центральной улице, и отправиться к Западным и Южным храмам. Их посещение бесплатно, территория не огорожена, можно прийти в любое удобное время.
Вечером можно посмотреть на лазерно-музыкальное шоу, оно проводится у Западной группы храмов.
На каком транспорте осматривать Кхаджурахо
На выбор путешественника есть несколько вариантов:
- Моторикша;
- Пешком;
- Велосипед;
Стоимость аренды велосипеда на целый день 80-100 рупи.
Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то.
Ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.
Моторикша запросит от 200-500 рупи за день, можно торговаться.
История храмового комплекса
Клан местных правителей был родственен раджпутам. В период своего расцвета правители Чандела имели власть над значительными территориями Центральной Индии, успешно противостояли соседним индийским кланам, и многочисленным набегам мусульман и прочих захватчиков.
На санскрите kharjura означает финиковая пальма, именно эти растения произрастали на месте сегодняшней деревни Кхаджурахо. Арабский путешественник Абу Рихан аль-Бируни упоминает (в начале XI века) в своих путевых заметках Кхаджурахо, как столицу государства династии Чанделла.
Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.
После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.
Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.
Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.
Лучшая смотровая площадка
Вечером рекомендую вернуться к западной группе храмов, там есть ресторан с обзорной площадкой.
Прямо из ресторана можно сделать отличные кадры, как солнце заходит за древние храмы.

Смотровая площадка представляет собой верхушку дерева, на которой смастерили гнездо и приладили лесенку.
С третьего этажа ресторана можно спокойно пройти на шаткую площадку с единственным столиком.
Удовольствие не бесплатное, к счету прибавляют по 250 рупи за каждого присутствующего в гнезде.

Найти смотровую площадку очень просто, следует идти вдоль забора западной группы храмов и смотреть вверх на деревья, как увидели вышеописанное гнездо, заходите в рядом стоящий ресторан и поднимайтесь на самый верх.
Что купить в Каджурахо

В Каджурахо вам будут предлагать купить антиквариат, часть магазинов расположены в обычных домах.
Проверить подлинность вещей сложно, но торговых точек много.
Выбор вещей богатый, за стоимость можно торговаться.

Многие предметы можно легко идентифицировать, а про назначение других лишь догадываться.
Со слов продавца антиквариата, самой молодой вещице в его лавке 500 лет, остальные намного старше.
Верить в такое заявление сложно, но если это и подделки, то выполнены они на очень хорошем уровне.

По индийским таможенным правилам, все что старше 100 лет к вывозу из страны запрещено, владение не возбраняется, но вывоз без документального разрешения — запрещен.
Интересуюсь как же быть в данной ситуации с вывозом из страны таких древних артефактов, получаю ответ «Все бумаги предоставлю».
На деле же есть несколько мест где вам четко скажут возможен ли вывоз данной вещи или нет, вот их адреса:
- Дели (The Archeological Survey of India, Janpath, New Delhi)
- Мумбай (The Archeological Survey of India, Sion Fort, Sion, Mumbai)
- Колката (The Archeological Survey of India, 4th floor, Block DF, Sector 1, Salt Lake City, Kolkata)
- Ченнаи (The Archeological Survey of India, Fort St. George, Chennai)
