Храмы Кхаджурахо

Автор: Обновлено: 2022-01-11

Храмы Кхаджурахо расположены крохотном городке в Центральной Индии, его население не превышает 9000 человек. От Дели до храмов Кхаджурахо ехать 620 километров.

Клан местных правителей был родственен раджпутам. В период своего расцвета правители Чандела имели власть над значительными территориями Центральной Индии, успешно противостояли соседним индийским кланам, и многочисленным набегам мусульман и прочих захватчиков.

На санскрите kharjura означает финиковая пальма, именно эти растения произрастали на месте сегодняшней деревни Кхаджурахо. Арабский путешественник Абу Рихан аль-Бируни упоминает (в начале XI века) в своих путевых заметках Кхаджурахо, как столицу государства династии Чанделла.

История

Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.

После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.

Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.

Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.

Изюминкой местных храмов являются знаменитые сцены Камасутры. Следует отметить, что откровенных сцен не более 2%, но именно они стали визитной карточкой Кхаджурахо привлекая в небольшой индийский город тысячи туристов со всего света.

Храмы Кхаджурахо на карте.
Храмы Кхаджурахо на карте

Обратите внимание на карту, храмы Кхаджурахо образуют три группы:

  • Западную - самая посещаемая, вход платный, именно тут находятся знаменитые сцены;
  • Восточную - вход свободный, храмы менее колоритные и в основном джайнистские;
  • Южную - очень скромные храмы, вход свободный.

Гугл карта расположена вот тут.

Очерёдность осмотра храмов

Всё Кхаджурахо можно осмотреть за пару часов, это если очень спешить.

Если времени у вас много, то очерёдность осмотра может быть какой угодно. При нехватке времени следует начать с храмов Востойной группы, она самая крупная и хорошо сохранившаяся.

Потом прерваться на обед на центральной улице, и отправиться к Западным и Южным храмам. Их посещение бесплатно, территория не огорожена, можно прийти в любое удобное время.

Вечером можно посмотреть на лазерно-музыкальное шоу, оно проводится у Западной группы храмов.

На каком транспорте осматривать Кхаджурахо

На выбор путешественника есть несколько вариантов:

  • Моторикша;
  • Пешком;
  • Велосипед;

Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.

Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.

Будете в Кхаджурахо обязательно используйте этот экологически чистый вид транспорта и преспокойно шлите лесом моторикш с их прайсом.

Храмы Кхаджурахо

Западная группа храмов самая посещаемая в Кхаджурахо и расположена в двух шагах от главной туристической улицы. Обычно для пакетников которые приезжают группами на комфортабельных туристических автобусах, она же является и единственной группой храмов в Кхаджурахо.

Храмы открыты для посещения от рассвета до заката, входной билет для иностранцев стоит 250 рупий. Билет можно использовать для посещения археологического музея.

Пройдя рамку металлоискатель на входе и досмотр сумок вы оказываетесь за забором, тут чисто и ухожено, совсем не похоже на Индию.

Принцип строения большинства индуистских храмов похож и стандартен. Архитектура их такова, храм находится на платформе (джагати) и состоит из входного портика (ардха-мандапа), главного зала (мандапа) в котором расположено божество, над ним высится башня, этакая кукурузина (сикхара).

Есть большие храмы, у них на одной платформе может быть больше одной мандапы, но главная (маха-мандапа) всегда выделяется размерами и центральным расположением.

Храмы ориентированы по линии запад-восток, внешние стены обильно украшены скульптурами – боги, люди, животные и прочие мифические существа. Особенностью храмов Кхаджурахо являются разнообразные пикантные сцены, застывшие в камне.

Храм Вишванатха

Храм Вишванатха.
Храм Вишванатха

Несмотря на указатели со стрелками иду к храму Вишванатха, это от входа направо, который был построен в начале XI века, по пути прохожу мимо бросающегося в глаза современного храма построенного чуть более века назад.

И передо мной храм Вишванатха, храм частично в строительных лесах, но все равно впечатляет.

Снимаю обувь, во всех храмах на территории Кхаджурахо принято ходить босиком и всюду есть информационные таблички напоминающие про вашу обувь. Внутри храма, мистический лингам огромных размеров из черного камня, индийцы относятся к нему как к божеству, а не как к экспонату, так что увидеть религиозный обряд тут привычное дело.

При входе слева и справа на камне древние письмена, выглядит очень впечатляюще.

Задрав голову вверх, можно увидеть поеденный временем и влагой искусно вырезанный из камня потолок входного портика.

Внутри храм Вишванатха красив, но снаружи, несмотря на строительные леса и восстановительные работы, храм великолепен, он поражает искусной резьбой по камню и пусть сюжет многократно повторяется, мастерству тогдашних каменщиков надо отдать должное.

Нанди

Нанди.
Нанди

Напротив входа в храм Вишванатха, расположен двухметровый бык по имени Нанди это личный транспорт Шивы и бог по совместительству. Именно у этого павильона все время дежурит полицейский, просто околачивается у входа, наверное чтобы быку не так одиноко было.

Храм Парвати

Храм Парвати.
Храм Парвати

Рядом с храмом Вишванатха, расположен храм Парвати. Время его не пощадило, то что вы видите было восстановлено уже в ХХ веке.

Храм маленький и вход в него заперт на замок, внешне не очень симпатичный, возможно из-за того, что он скудно украшен скульптурами, в отличие от остальных храмов Кхаджурахо.

От храма Вишванатха по тенистой дорожке направляюсь к храму Читрагупта, он расположен в самом углу парка Западной группы.

Храм Читрагупта

Храм Читрагупта.
Храм Читрагупта

На отдельной платформе, построенной явно наспех со следами явной небрежности, возвышается храм посвященный Сурье, на севере Индии не так часто можно встретить храмы этому божеству, а в Кхаджурахо храм богу Солнца вообще единственный.

На главном куполе храма видны следы реставрации, индийские реставраторы не очень то заботятся о сходстве своих работ с оригиналом, так что их работу видно невооруженным взглядом.

Но сохранившиеся скульптуры на внешней стене великолепны.

Внутри пустовато, но божество на своем законном месте.

Храм Кандария

Храм Кандария.
Храм Кандария

Далее двигаюсь к самому большому храму в Кхаджурахо, Кандария имеет внушительные размеры, высота – 30,5 метров, общее количество скульптур более 870.

Главную башню храма окружают башенки поменьше, общее их количество 23, вместе с главной. На платформе в симметричном порядке стоят несколько скульптур львов в «обнимку» с войнами, выглядят они так, словно только что сошли с герба династии Чанделов.

Над входом красивый каменный орнамент.

Внутри много скульптур, размеры и формы самые разные, но выполнены они очень искусно.

В отведенном месте для божества установлен лингам, ведь храм посвящён Шиве.

Внешние стены храма украшены скульптурами, которые расположены в несколько ярусов.

И самые популярные у туристов скульптуры со сценами 18+, именно они собирают больше всего народу возле себя.

Ну и сам вид на центральную башню впечатляет.

Храм Деви Джагадамба

Храм Деви Джагадамба.
Храм Деви Джагадамба

На противоположном конце платформы расположен храм Деви Джагадамба, он попроще, как внутри, так и снаружи.

Внутри, лишь массивные колонны.

Но внешние стены имеют все те же знаменитые сцены.

Между Кандарией и Джагадамбой когда-то был храм Махадева, но сегодня о нем напоминает лишь входной портик, перед которым расположена статуя сардула, монстроподобного льва нависающего над девушкой.

Впечатленный размерами храма Кандария, направляюсь к храму с самыми скандальными скульптурами.

К храму Лакшмана туристы идут сразу же как проходят полицейский досмотр и попадают на территорию Западной группы храмов Кхаджурахо, но я этот храм оставил на «десерт».

Храм Лакшмана

Храм Лакшмана.
Храм Лакшмана

Сам храм Лакшмана, расположен на платформе в окружении 4-х святилищ. На платформе храма, сплошной скульптурный фриз, один из самых впечатляющих в Кхаджурахо.

Именно тут расположены самые скандальные скульптуры во всем Кхаджурахо, они компактно разместились на торце платформы храма Лакшмана.

Изображений слонов на стенах храма множество.

Есть они и на фризе платформы храма.

В храме посвященном Вишну, естественно присутствует Вишну в образе трёхглавого и четверорукого Вайкунтхи.

Внутри храма на стенах в изобилии скульптуры полуобнаженных и полностью нагих женщин, но желательно иметь фонарик чтобы внимательно все разглядеть.

Снаружи сикхару украшают ряды скульптур подобным другим храмам Кхаджурахо, но отличия все же есть, внимательно поищите.

Найти расположения большинства знаменитых скульптур очень просто, стоит лишь внимательно посмотреть, где толпится народ и идти в толпу.

А за забором из колючей проволоки, действующий храм Матангешвара, храм тоже старый и посвящён Шиве. Вход в храм свободный, он является единственным храмом западной группы не попавший в зарешеченный парк. Со ступенек этого храма можно сделать хорошие снимки.

Храмы Варахи и Лакшми

Храм Варахи.
Храм Варахи

Напротив храма Лакшмана есть два павильона – храмы Варахи и Лакшми.

Статуя вепря Варахи, еще одного аватара Вишну, попирающего змея Сешанага, впечатляет. Есть гипотеза, что статуя Варахи была создана еще в эпоху Гуптов (IV-VI века), что значительно старше самого храма в котором она расположена.

Отлично, западная группа храмов Кхаджурахо полностью исследована, беру арендованный велосипед и еду смотреть красоты восточных храмов Кхаджурахо.

Храм Ханумана

Храм Ханумана.
Храм Ханумана

Вооружившись картой Кхаджурахо собираюсь ехать по Джайн Тэпл Роад на восток и тут среди мусора и деревенских построек нахожу тысячелетний храм Ханумана. Он расположен рядом с центральным входом западной части храмов.

Храм Ваманы

Храм Ваманы.
Храм Ваманы

Еду строго по карте и на самой окраине деревни нахожу храм Ваманы, окруженный железным забором и хижинами местных жителей.

В таком соседстве он стоит примерно с XI века.

Внутри, как и положено божество.

Снаружи, уже привычные сцены и скульптуры богов и апсар.

Храм Джавари

Храм Джавари.
Храм Джавари

До соседнего храма Джавари очень близко, надо лишь преодолеть поле с пасущимися священными животными.

Окруженный каменной стеной и кучами сохнущих лепешек, которым уготовлена участь стать биотопливом, храм Джавари впечатляет своим входным портиком.

Постройка конца XI века отлично сохранилась.

Потолки и внутреннее убранство заставляет меня сделать несколько снимков с включенной вспышкой.

Снаружи, как и у большинства храмов — искусно вырезанные в камне сцены людского взаимодействия.

Храм Шивы

Храм Шивы.
Храм Шивы

Возвращаясь в деревню, останавливаюсь у маленького храма Шивы, на вид храм не очень, но его преклонному возрасту следует отдать должное, к тому же на заднем плане Кхаджур Сагар, пруд в котором еще не вся вода испарилась. :)

Не успев сфотографировать задуманное попадаю в цепкие руки торговца стариной, из которых не так-то просто выбраться.

Попрощавшись с торговцем антиквариатом, я направился к джайнским храмам восточной группы. Дорога к этим менее посещаемым туристами храмам лежала сквозь пыльные деревенские постройки со стандартным звуковым сопровождением «Хай, мистер, гив ми доллар».

Приехав к месту назначения, обозначенному на карте, сперва не понимаешь куда идти. Но оглядевшись становится все понятно. Маленький уютный джайнский городок, окруженный забором и состоящий в большей своей мере из вновь выстроенных храмов вперемешку со старыми.

Рядышком есть строго пронумерованные кельи, я так полагаю для паломников.

Чуть поодаль от храмов был обнаружен старый и все еще действующий колодец, глубина которого такая же неопределенная, как и возраст.

Храм Шантинатх

Храм Шантинатх.
Храм Шантинатх

При входе сразу натыкаешься на главный храм Шантинатх, примерное время постройки 1020-е годы, он действующий и весь белый, но под штукатуркой скрываются древние скульптуры.

Пройдя внутрь комплекса можно обнаружить красивые газоны и несколько современных храмов, выполненных под старину, но без того великолепия в деталях, которыми изобилуют древние храмы Кхаджурахо.

Храм Паршванатх

Храм Паршванатх.
Храм Паршванатх

Величественный храм Паршванатх (3-я четверть X века) сразу бросается в глаза, его размеры впечатляют.

Снаружи, скульптуры такие же как и на всех мною ранее увиденных храмах в Кхаджурахо.

Потолок входного портика украшает 3D резьба по камню, на мой взгляд, тут она сохранилась лучше, чем в других храмах.

Храм Адинатх

Храм Адинатх.
Храм Адинатх

Рядом стоит храм поменьше, к которому пристроено современное сооружение, а от старого храма Адинатх осталась лишь «кукурузина» главного купола.

В современной пристройке преспокойно себе поживает джайнская статуя.

Внутри действующего храма Шантинатх, все намешано, современный внутренний дворик, старые храмы и так далее. Храмовый дворик с обилием колонн и массой свободного места, а по периметру — храмы. Двор построен относительно недавно, но часть храмов, которые им объединены — старые.

Изображения и статуи джайнских учителей, это аскеты, которые дали учение. Считается, что они были вполне реальными людьми и жили в очень древние времена.

Место очень приятное, тут чисто и есть где отдохнуть перед дальнейшим изучением южной группы храмов Кхаджурахо.

Южная группа храмов самая удаленная от туристической улицы и от самых посещаемых храмов Кхаджурахо, которые сосредоточены в западной группе, туристов тут совсем мало.

Храм Дуладео

Храм Дуладео.
Храм Дуладео

Первым меня встретил храм Дуладео и местные мальчишки-хэлперы, на удивление в такой глуши и отдалении от основного туристического потока, расположен ухоженный парк в котором всего один храм. Перед входом на территорию толпятся торговцы и водители моторикш, меж ними бродят детишки с приставучими фразами «Мистер, я могу быть вашим гидом».

За день насмотревшись на всякие храмы, мне храм Дуладео кажется очень похожим на предыдущие, лишь стриженые газоны и клумбы с цветами дают понять, что этот храм я еще не видел.

Храм Чатурбхуджу

Храм Чатурбхуджу.
Храм Чатурбхуджу

Храм Дуладео, один из поздних храмов империи Чанделов и посвящен он Шиве, время его постройки датируется первой половине XII века, а чуть позже приходит закат династии Чанделов.

Следующим на очереди единственный в Кхаджурахо храм не имеющий скандальных сцен — это храм Чатурбхуджу.

По хорошей асфальтированной дороге качу на велосипеде сквозь деревушки, высохшие луга и такие же высохшие русла рек. Если бы не обитатели деревень, то такие поездки были бы монотонными, но какая монотонность, если в каждой деревне тебя встречают как парад Победы на Красной площади. Где-то настойчиво требуют сфотографировать, а где-то скромно просят денег, но при отказе особо не огорчаются и продолжают заниматься тем, чем занимались.

Вдруг, совершенно неожиданно, асфальтированная дорога заканчивается, уперевшись во входные ворота храма Чатурбхуджу, как бы намекая, все путник ты прибыл в конечный пункт назначения.

На входе я встретил китайского фотографа, который с таким рвением делал снимки, что иногда залезал в кадр. Храм внешне совершенно похож на предыдущий, но лишь внешне.

Внутри стоит трехметровая статуя четверорукого Вишну, с высоты взирая на всех сюда входящих.

Входной портик, буквально усыпан скульптурами.

Сохранность не плохая, но следы реставрационных работ в некоторых местах видны.

Посмотрев чудесный храм Чатурбхуджу, возвращаюсь к западной группе храмов Кхаджурахо для встречи заката.

Лучшая смотровая площадка

Осмотрев храмы южной группы и изрядно утомившись от целого дня проведенного под лучами индийского солнца, направляюсь поужинать, а заодно и встретить закат.

Скопление всяческих едален в Кхаджурахо присутствует на главной туристической улице, но встречать закат на фоне деревенских помоек нет никакого интереса. А тем временем солнце стремится спрятаться за горизонт, не ожидая когда я найду лучший сансетпоинт.

Скитания на велосипеде привели меня на улицу, которая примыкает к западной группе храмов Кхаджурахо, паркую велик и иду искать лучшую точку для съемки заходящего солнышка. На закрытой от движения какого-либо транспорта улице, индийцы катают всех желающих на верблюде и тут же есть несколько ресторанчиков, в один из которых я и направляюсь.

Смотровая площадка в Кхаджурахо, закат.
Смотровая площадка в Кхаджурахо, закат

Закат я конечно же упустил, но нашел отличную смотровую площадку с хорошим обзором западной группы храмов Кхаджурахо и идеальным местом для встречи заката.

Смотровая площадка представляет собой верхушку дерева, на которой предприимчивые индийцы смастерили гнездо и приладили лесенку, с третьего этажа ресторана можно спокойно пройти на шаткую площадку с единственным столиком. Удовольствие не бесплатное, к счету прибавляют по 250 рупи за каждого присутствующего в гнезде, но торговаться стоит и за эту услугу.

Смотровая площадка в Кхаджурахо, гнездо.
Смотровая площадка в Кхаджурахо, гнездо

Найти смотровую площадку очень просто, следует идти вдоль забора западной группы храмов и смотреть вверх на деревья, как увидели вышеописанное гнездо, заходите в рядом стоящий ресторан и поднимайтесь на самый верх.

Есть несколько проблем с которыми вы можете столкнуться в этом ресторане, во-первых, гнездо у них одно, а желающих хватает, во-вторых, иногда можно очень долго ждать свой заказ, особенно когда в ресторане много народу, я заказал рисовый пудинг который готовили 45 минут.

Что купить в Каджурахо

Торговец антиквариатом.
Торговец антиквариатом

Моя двухминутная остановка возле храма Шивы, тот что расположен на озере Кхаджур Сагар, привлекла внимание местного населения. Для кого-то было важным сделать совместное фото, кто-то просто болтал практикуя свой английский.

Завидя такую активность, пожилой индиец интеллигентного вида подошел поближе и робко пригласил меня в свой магазин древностей. Стало интересно, что же может предложить житель Кхаджурахо иностранцу на вывоз.

Пройдя сквозь магазин с сувенирами и несколько жилых комнат, индиец с гордостью распахнул дверь своего потайного магазина. В полумраке маленькой комнаты, освещенной тусклой энергосберегающей лампой, аккуратными рядами на импровизированных столах сооруженных из подручных материалов и накрытых старыми простынями располагались различные предметы, сделанные из металла с намеком что выполнены они в то же время что и храмы рядом.

Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, лавка древностей.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, лавка древностей

Многие предметы можно легко идентифицировать, а про назначение других лишь догадываться.

Со слов продавца антиквариата, самой молодой вещице в этом чулане 500 лет, остальные намного старше. Верить в такое заявление сложно, но если это и подделки, то выполнены они на очень хорошем уровне, по крайней мере мне так показалось.

Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые монеты.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые монеты

В древностях следует разбираться, а у меня этого знания нет, поглазев с интересом на все что было представлено, собираюсь на выход, но торговец древностями жестом предлагает остаться и со скрипом открывает навесной замок на железном сундуке. Внутри несколько статуэток всадников, шкатулок и прочего непонятного для меня добра.

Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, сундук со статуэтками.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, сундук со статуэтками

По индийским таможенным правилам, все что старше 100 лет к вывозу из страны запрещено, владение не возбраняется, но вывоз без документального разрешения — запрещен. Интересуюсь как же быть в данной ситуации с вывозом из страны таких древних артефактов, получаю ответ «Все бумаги предоставлю». Интересно что в них будет написано и как посмотрят индийские таможенники на такие документы.

Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые вещи.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые вещи

На деле же есть несколько мест где вам четко скажут возможен ли вывоз данной вещи или нет, вот их адреса: Дели (The Archeological Survey of India, Janpath, New Delhi), Мумбай (The Archeological Survey of India, Sion Fort, Sion, Mumbai), Колката (The Archeological Survey of India, 4th floor, Block DF, Sector 1, Salt Lake City, Kolkata), Ченнаи (The Archeological Survey of India, Fort St. George, Chennai).

Утолив свой интерес, благодарю за разрешение на съемку и спешу покинуть темный чулан с древностями, следующая остановка джайнская группа восточных храмов Кхаджурахо.

Прогулка по Кхаджурахо

Утро было свободно, до поезда в волшебную деревушку Орчха, на таком же волшебном поезде, в котором все вагоны были исключительно second class, есть несколько часов. Самое время пешком прогуляться по округе и посмотреть на жизнь деревни.

Одна из самых оживленных улиц на которой располагался мой гестхаус предоставляет практически все услуги в которых нуждается путешественник и выглядит как обычная деревенская улица, грунтовая пыльная дорога по которой во всех направления снуют индийцы на всевозможных транспортных средствах поднимая волны пыли, которая в свою очередь толстым слоем покрывает все до чего способна добраться. Но если отойти подальше, то деревенская картинка выглядит еще скуднее.

Прогулка по Кхаджурахо, пыльная улица.
Прогулка по Кхаджурахо, пыльная улица

По обеим сторонам улицы мирно сосуществуют всяческие сувенирные лавки, интернет-кафе и прочие магазины с безделушками.

Прогулка по Кхаджурахо, туристические лавки.
Прогулка по Кхаджурахо, туристические лавки

Куда в Индии без духовности, вот вам мини-храм, пожалуйста просветляйтесь.

Прогулка по Кхаджурахо, духовные скрепы уже найдены.
Прогулка по Кхаджурахо, духовные скрепы уже найдены

С общепитом в Кхаджурахо проблем нет, можете откушать вот в таком ресторане с видом на дикую природу Индии.

Прогулка по Кхаджурахо, элитный ресторан с хорошим видом.
Прогулка по Кхаджурахо, элитный ресторан с хорошим видом

Или пройтись чуть дальше по улице и обнаружить настоящий фуд-корт со всякими снеками местного производства.

Прогулка по Кхаджурахо, уличная еда.
Прогулка по Кхаджурахо, уличная еда

Там же есть и фруктовые палатки, в ограниченном количестве, но все же присутствуют.

Прогулка по Кхаджурахо, фруктовая палатка.
Прогулка по Кхаджурахо, фруктовая палатка

Так как прогулка происходит по индийской деревне, то начилие колоритных персонажей вам гарантировано.

Прогулка по Кхаджурахо, представители прессы в Кхаджурахо.
Прогулка по Кхаджурахо, представители прессы в Кхаджурахо

Свернув с главной туристической улицы можно обнаружить асфальтированные дороги и настоящую деревенскую жизнь. Вот пример двойного использования мотоколяски, в отсутствии туриста можно и стройматериал перевезти, ну не простаивать же технике.

Прогулка по Кхаджурахо, перевозка стройтоваров.
Прогулка по Кхаджурахо, перевозка стройтоваров

Сразу напротив храма Ханумана, можно обнаружить «Abhilasha laundry shop», в котором постирают и погладят ваши вещи по всем традициям средневековья, сервис полностью независим от всех благ цивилизации, как и в большинстве городов Индии глажка осуществляется утюгом на углях, в чем можно убедиться воочию.

Прогулка по Кхаджурахо, прачечная по индийски.
Прогулка по Кхаджурахо, прачечная по индийски

Напротив средневековой прачечной в глаза бросается здание в мусульманских цветах и со странным названием «Hotel New Laxmi Guest House», так отель или гест хаус?

Прогулка по Кхаджурахо, толи гест, толи отель, владелец еще не определился.
Прогулка по Кхаджурахо, толи гест, толи отель, владелец еще не определился

Перейдя пыльную улицу обнаруживаю пустырь на котором народ готовится к ярмарке, настоящей такой ярмарке со всеми атрибутами веселья и широкого народного гулянья.

Прогулка по Кхаджурахо, скоро будет карусель.
Прогулка по Кхаджурахо, скоро будет карусель

Павильоны еще строятся, но размах уже виден.

Прогулка по Кхаджурахо, готорятся встречать посетителей.
Прогулка по Кхаджурахо, готорятся встречать посетителей

Торговцы, тут же и живу, едят и принимают ежеутреннии водные процедуры.

Прогулка по Кхаджурахо, рынок приехал.
Прогулка по Кхаджурахо, рынок приехал

Многие прямо на торговом месте мастерят свой продукт.

Прогулка по Кхаджурахо, торговля и производство.
Прогулка по Кхаджурахо, торговля и производство

А если на месте производство наладить сложно, то красиво раскладывают товар и ожидают покупателей.

Прогулка по Кхаджурахо, торговля с земли.
Прогулка по Кхаджурахо, торговля с земли
Храмы Кхаджурахо
Храмы Кхаджурахо

Комментарии