Храмы Кхаджурахо

2020-07-08

Храмы Кхаджурахо расположены крохотном городке в Центральной Индии, его население не превышает 9000 человек. От Дели до храмов Кхаджурахо ехать 620 километров.

Клан местных правителей был родственен раджпутам. В период своего расцвета правители Чандела имели власть над значительными территориями Центральной Индии, успешно противостояли соседним индийским кланам, и многочисленным набегам мусульман и прочих захватчиков.

На санскрите kharjura означает финиковая пальма, именно эти растения произрастали на месте сегодняшней деревни Кхаджурахо. Арабский путешественник Абу Рихан аль-Бируни упоминает (в начале XI века) в своих путевых заметках Кхаджурахо, как столицу государства династии Чанделла.

История

Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.

После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.

Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.

Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.

Изюминкой местных храмов являются знаменитые эротические сцены Камасутры. Следует отметить, что откровенных сцен не более 2%, но именно они стали визитной карточкой Кхаджурахо привлекая в небольшой индийский город тысячи туристов со всего света.

Храмы Кхаджурахо на карте

Храмы Кхаджурахо на карте.

Обратите внимание на карту, храмы Кхаджурахо образуют три группы:

  • Западную - самая посещаемая, вход платный, именно тут находятся эротические сцены;
  • Восточную - вход свободный, храмы менее колоритные и в основном джайнистские;
  • Южную - очень скромные храмы, эротики нет, вход свободный.

Гугл карта расположена вот тут.

Очерёдность осмотра храмов

Всё Кхаджурахо можно осмотреть за пару часов, это если очень спешить.

Если времени у вас много, то очерёдность осмотра может быть какой угодно. При нехватке времени следует начать с храмов Востойной группы, она самая крупная и хорошо сохранившаяся.

Потом прерваться на обед на центральной улице, и отправиться к Западным и Южным храмам. Их посещение бесплатно, территория не огорожена, можно прийти в любое удобное время.

Вечером можно посмотреть на лазерно-музыкальное шоу, оно проводится у Западной группы храмов.

На каком транспорте осматривать Кхаджурахо

На выбор путешественника есть несколько вариантов:

  • Моторикша;
  • Пешком;
  • Велосипед;

Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.

Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.

Будете в Кхаджурахо обязательно используйте этот экологически чистый вид транспорта и преспокойно шлите лесом моторикш с их прайсом.

Храмы Кхаджурахо

Западная группа храмов самая посещаемая в Кхаджурахо и расположена в двух шагах от главной туристической улицы. Обычно для пакетников которые приезжают группами на комфортабельных туристических автобусах, она же является и единственной группой храмов в Кхаджурахо.

Храмы открыты для посещения от рассвета до заката, входной билет для иностранцев стоит 250 рупий. Билет можно использовать для посещения археологического музея.

Пройдя рамку металлоискатель на входе и досмотр сумок вы оказываетесь за забором, тут чисто и ухожено, совсем не похоже на Индию.

Принцип строения большинства индуистских храмов похож и стандартен. Архитектура их такова, храм находится на платформе (джагати) и состоит из входного портика (ардха-мандапа), главного зала (мандапа) в котором расположено божество, над ним высится башня, этакая кукурузина (сикхара).

Есть большие храмы, у них на одной платформе может быть больше одной мандапы, но главная (маха-мандапа) всегда выделяется размерами и центральным расположением.

Храмы ориентированы по линии запад-восток, внешние стены обильно украшены скульптурами – боги, люди, животные и прочие мифические существа. Особенностью храмов Кхаджурахо являются разнообразные эротические сцены, застывшие в камне.

Храм Вишванатха

Храм Вишванатха.

Несмотря на указатели со стрелками иду к храму Вишванатха, это от входа направо, который был построен в начале XI века, по пути прохожу мимо бросающегося в глаза современного храма построенного чуть более века назад.

И передо мной храм Вишванатха, храм частично в строительных лесах, но все равно впечатляет.

Снимаю обувь, во всех храмах на территории Кхаджурахо принято ходить босиком и всюду есть информационные таблички напоминающие про вашу обувь. Внутри храма, мистический лингам огромных размеров из черного камня, индийцы относятся к нему как к божеству, а не как к экспонату, так что увидеть религиозный обряд тут привычное дело.

При входе слева и справа на камне древние письмена, выглядит очень впечатляюще.

Задрав голову вверх, можно увидеть поеденный временем и влагой искусно вырезанный из камня потолок входного портика.

Внутри храм Вишванатха красив, но снаружи, несмотря на строительные леса и восстановительные работы, храм великолепен, он поражает искусной резьбой по камню и пусть сюжет многократно повторяется, мастерству тогдашних каменщиков надо отдать должное.

Нанди

Нанди.

Напротив входа в храм Вишванатха, расположен двухметровый бык по имени Нанди это личный транспорт Шивы и бог по совместительству. Именно у этого павильона все время дежурит полицейский, просто околачивается у входа, наверное чтобы быку не так одиноко было.

Храм Парвати

Храм Парвати.

Рядом с храмом Вишванатха, расположен храм Парвати. Время его не пощадило, то что вы видите было восстановлено уже в ХХ веке.

Храм маленький и вход в него заперт на замок, внешне не очень симпатичный, возможно из-за того, что он скудно украшен скульптурами, в отличие от остальных храмов Кхаджурахо.

От храма Вишванатха по тенистой дорожке направляюсь к храму Читрагупта, он расположен в самом углу парка Западной группы.

Храм Читрагупта

Храм Читрагупта.

На отдельной платформе, построенной явно наспех со следами явной небрежности, возвышается храм посвященный Сурье, на севере Индии не так часто можно встретить храмы этому божеству, а в Кхаджурахо храм богу Солнца вообще единственный.

На главном куполе храма видны следы реставрации, индийские реставраторы не очень то заботятся о сходстве своих работ с оригиналом, так что их работу видно невооруженным взглядом.

Но сохранившиеся скульптуры на внешней стене великолепны.

Внутри пустовато, но божество на своем законном месте.

Храм Кандария

Храм Кандария.

Далее двигаюсь к самому большому храму в Кхаджурахо, Кандария имеет внушительные размеры, высота – 30,5 метров, общее количество скульптур более 870.

Главную башню храма окружают башенки поменьше, общее их количество 23, вместе с главной. На платформе в симметричном порядке стоят несколько скульптур львов в «обнимку» с войнами, выглядят они так, словно только что сошли с герба династии Чанделов.

Над входом красивый каменный орнамент.

Внутри много скульптур, размеры и формы самые разные, но выполнены они очень искусно.

В отведенном месте для божества установлен лингам, ведь храм посвящён Шиве.

Внешние стены храма украшены скульптурами, которые расположены в несколько ярусов.

И самые популярные у туристов скульптуры со сценами 18+, именно они собирают больше всего народу возле себя.

Ну и сам вид на центральную башню впечатляет.

Храм Деви Джагадамба

Храм Деви Джагадамба.

На противоположном конце платформы расположен храм Деви Джагадамба, он попроще, как внутри, так и снаружи.

Внутри, лишь массивные колонны.

Но внешние стены имеют все те же знаменитые эротические сцены.

Между Кандарией и Джагадамбой когда-то был храм Махадева, но сегодня о нем напоминает лишь входной портик, перед которым расположена статуя сардула, монстроподобного льва нависающего над девушкой.

Впечатленный размерами храма Кандария, направляюсь к храму с самыми скандальными скульптурами.

К храму Лакшмана туристы идут сразу же как проходят полицейский досмотр и попадают на территорию Западной группы храмов Кхаджурахо, но я этот храм оставил на «десерт».

Храм Лакшмана

Храм Лакшмана.

Сам храм Лакшмана, расположен на платформе в окружении 4-х святилищ. На платформе храма, сплошной скульптурный фриз, один из самых впечатляющих в Кхаджурахо.

Именно тут расположены самые скандальные эротические скульптуры во всем Кхаджурахо. Сцены группового секса колоритно переплетаются со сценами «мужики и осел» или «девушка со слоном» (даже сложно представить, что такое возможно).

Правда, сцену со слоном не так просто найти и находится она на самом храме, в отличие от остальных скульптур эротического содержания, которые компактно разместились на торце платформы храма Лакшмана.

Изображений слонов на стенах храма множество.

Есть они и на фризе платформы храма.

В храме посвященном Вишну, естественно присутствует Вишну в образе трёхглавого и четверорукого Вайкунтхи.

Внутри храма на стенах в изобилии скульптуры полуобнаженных и полностью нагих женщин, но желательно иметь фонарик чтобы внимательно все разглядеть.

Снаружи сикхару украшают ряды скульптур подобным другим храмам Кхаджурахо, но отличия все же есть, внимательно поищите.

Найти расположения большинства эротических скульптур очень просто, стоит лишь внимательно посмотреть, где толпится народ и идти в толпу.

А за забором из колючей проволоки, действующий храм Матангешвара, храм тоже старый и посвящён Шиве. Вход в храм свободный, он является единственным храмом западной группы не попавший в зарешеченный парк. Со ступенек этого храма можно сделать хорошие снимки.

Храмы Варахи и Лакшми

Храм Варахи.

Напротив храма Лакшмана есть два павильона – храмы Варахи и Лакшми.

Статуя вепря Варахи, еще одного аватара Вишну, попирающего змея Сешанага, впечатляет. Есть гипотеза, что статуя Варахи была создана еще в эпоху Гуптов (IV-VI века), что значительно старше самого храма в котором она расположена.

Отлично, западная группа храмов Кхаджурахо полностью исследована, беру арендованный велосипед и еду смотреть красоты восточных храмов Кхаджурахо.

Храм Ханумана

Храм Ханумана.

Вооружившись картой Кхаджурахо собираюсь ехать по Джайн Тэпл Роад на восток и тут среди мусора и деревенских построек нахожу тысячелетний храм Ханумана. Он расположен рядом с центральным входом западной части храмов.

Храм Ваманы

Храм Ваманы.

Еду строго по карте и на самой окраине деревни нахожу храм Ваманы, окруженный железным забором и хижинами местных жителей.

В таком соседстве он стоит примерно с XI века.

Внутри, как и положено божество.

Снаружи, уже привычные сцены и скульптуры богов и апсар.

Храм Джавари

Храм Джавари.

До соседнего храма Джавари очень близко, надо лишь преодолеть поле с пасущимися священными животными.

Окруженный каменной стеной и кучами сохнущих лепешек, которым уготовлена участь стать биотопливом, храм Джавари впечатляет своим входным портиком.

Постройка конца XI века отлично сохранилась.

Потолки и внутреннее убранство заставляет меня сделать несколько снимков с включенной вспышкой.

Снаружи, как и у большинства храмов — искусно вырезанные в камне сцены людского взаимодействия.

Храм Шивы

Храм Шивы.

Возвращаясь в деревню, останавливаюсь у маленького храма Шивы, на вид храм не очень, но его преклонному возрасту следует отдать должное, к тому же на заднем плане Кхаджур Сагар, пруд в котором еще не вся вода испарилась. :)

Не успев сфотографировать задуманное попадаю в цепкие руки торговца стариной, из которых не так-то просто выбраться.

Попрощавшись с торговцем антиквариатом, я направился к джайнским храмам восточной группы. Дорога к этим менее посещаемым туристами храмам лежала сквозь пыльные деревенские постройки со стандартным звуковым сопровождением «Хай, мистер, гив ми доллар».

Приехав к месту назначения, обозначенному на карте, сперва не понимаешь куда идти. Но оглядевшись становится все понятно. Маленький уютный джайнский городок, окруженный забором и состоящий в большей своей мере из вновь выстроенных храмов вперемешку со старыми.

Рядышком есть строго пронумерованные кельи, я так полагаю для паломников.

Чуть поодаль от храмов был обнаружен старый и все еще действующий колодец, глубина которого такая же неопределенная, как и возраст.

Храм Шантинатх

Храм Шантинатх.

При входе сразу натыкаешься на главный храм Шантинатх, примерное время постройки 1020-е годы, он действующий и весь белый, но под штукатуркой скрываются древние скульптуры.

Пройдя внутрь комплекса можно обнаружить красивые газоны и несколько современных храмов, выполненных под старину, но без того великолепия в деталях, которыми изобилуют древние храмы Кхаджурахо.

Храм Паршванатх

Храм Паршванатх.

Величественный храм Паршванатх (3-я четверть X века) сразу бросается в глаза, его размеры впечатляют.

Снаружи, скульптуры такие же как и на всех мною ранее увиденных храмах в Кхаджурахо.

Потолок входного портика украшает 3D резьба по камню, на мой взгляд, тут она сохранилась лучше, чем в других храмах.

Храм Адинатх

Храм Адинатх.

Рядом стоит храм поменьше, к которому пристроено современное сооружение, а от старого храма Адинатх осталась лишь «кукурузина» главного купола.

В современной пристройке преспокойно себе поживает джайнская статуя.

Внутри действующего храма Шантинатх, все намешано, современный внутренний дворик, старые храмы и так далее. Храмовый дворик с обилием колонн и массой свободного места, а по периметру — храмы. Двор построен относительно недавно, но часть храмов, которые им объединены — старые.

Изображения и статуи джайнских учителей, это аскеты, которые дали учение. Считается, что они были вполне реальными людьми и жили в очень древние времена.

Место очень приятное, тут чисто и есть где отдохнуть перед дальнейшим изучением южной группы храмов Кхаджурахо.

Южная группа храмов самая удаленная от туристической улицы и от самых посещаемых храмов Кхаджурахо, которые сосредоточены в западной группе, туристов тут совсем мало.

Храм Дуладео

Храм Дуладео.

Первым меня встретил храм Дуладео и местные мальчишки-хэлперы, на удивление в такой глуши и отдалении от основного туристического потока, расположен ухоженный парк в котором всего один храм. Перед входом на территорию толпятся торговцы и водители моторикш, меж ними бродят детишки с приставучими фразами «Мистер, я могу быть вашим гидом».

За день насмотревшись на всякие храмы, мне храм Дуладео кажется очень похожим на предыдущие, лишь стриженые газоны и клумбы с цветами дают понять, что этот храм я еще не видел.

Храм Чатурбхуджу

Храм Чатурбхуджу.

Храм Дуладео, один из поздних храмов империи Чанделов и посвящен он Шиве, время его постройки датируется первой половине XII века, а чуть позже приходит закат династии Чанделов.

Следующим на очереди единственный в Кхаджурахо храм не имеющий эротических сцен — это храм Чатурбхуджу.

По хорошей асфальтированной дороге качу на велосипеде сквозь деревушки, высохшие луга и такие же высохшие русла рек. Если бы не обитатели деревень, то такие поездки были бы монотонными, но какая монотонность, если в каждой деревне тебя встречают как парад Победы на Красной площади. Где-то настойчиво требуют сфотографировать, а где-то скромно просят денег, но при отказе особо не огорчаются и продолжают заниматься тем, чем занимались.

Вдруг, совершенно неожиданно, асфальтированная дорога заканчивается, уперевшись во входные ворота храма Чатурбхуджу, как бы намекая, все путник ты прибыл в конечный пункт назначения.

На входе я встретил китайского фотографа, который с таким рвением делал снимки, что иногда залезал в кадр. Храм внешне совершенно похож на предыдущий, но лишь внешне.

Внутри стоит трехметровая статуя четверорукого Вишну, с высоты взирая на всех сюда входящих.

Внешние скульптуры изобилуют различными сценами, но эротических среди них я не нашел, либо плохо искал, либо не врут путеводители об их отсутствии в этом храме.

Входной портик, буквально усыпан скульптурами.

Сохранность не плохая, но следы реставрационных работ в некоторых местах видны.

Посмотрев чудесный храм Чатурбхуджу, возвращаюсь к западной группе храмов Кхаджурахо для встречи заката.

Тантрический смысл индуистских храмов

Туристы посещают Кхаджурахо с целью — воочию лицезреть послание древней цивилизации, который прям сказать выходит за рамки 18+.

Деревня Кхаджурахо расположена в окружении старых храмов, возраст которых стремится к 1000+ годикам.

Особенностью храмов в Кхаджурахо являются откровенные сцены любви выполненные в камне и украшающие наружные стены темплов, а в некоторых случаях и для некоторых типов туристов, сцены уж слишком непотребные, к примеру, парочка мужиков развлекаются с ослом или огромный слон и изящная девушка слились в экстазе и т.д.

В 60-ые годы у человечества была возможность лишиться храмов Кхаджурахо навсегда, тогдашний премьер Джавахарлал Неру призывал снести «это позорище», чтобы не позорить Индию. Сегодня храмовый комплекс от шальных мыслей подобных деятелей ограждает статус всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1986 года).

Стоит отметить, что когда британский военный инженер Т.С. Берт написал отчёт о посещении Кхаджурахо в 1838 году (именно тогда архитектурные жемчужины Кхаджурахо были вновь открыты миру), его отчет был весьма сдержанным, хотя увиденное британца шокировало.

В отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании, Т.С. Берт восторгался красивой и искусной работой мастеров, но предупреждал своих читателей, что скульптуры несколько вышли за рамки приличий.

Легенды

У гидов есть несколько историй для туристов, первая ну совсем уж примитивная — все что вы видите это зарисовки из прежней жизни проживающих в этой местности людей, для большинства групп такой явный фэйк вполне проходит.

Вторая история более красивая и сложная для восприятия. Суть легенды в следующем. Когда-то в священном городе Варанаси, он же Каши, жила девушка по имени Хемавати. Она была прекрасна и родом из семьи брахманов. Однажды в лунную ночь она принимала ванну в бассейне у своего дома или купалась в реке это кому как нравится. Чандра — бог луны, польстился на её прелести, спустился на землю и далее всем знакомая история. От любовной связи с небожителем Хемавати забеременела.

Всеобщее осуждение ее добрачной связи, превратило жизнь девушки в кромешный ад, смотря на все это Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне.

Он гарантировал что её сын станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов.

Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.

В маленькой деревне Кхаджурахо, Хемавати родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик стал таким же сильным и красивым, как его отец Чандра. В возрасте 16 лет он был способен голыми руками убить тигра и многое другое.

Чандра, видя подвиги сына, сделал его царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Вокруг Кхаджурахо были построены восемьдесят пять храмов, а совершенные во время строительства ритуалы и внешний облик храмов, которые были украшены фигурами в эротических позах, освободили его мать от её же вины.

Вот такая вот красивая история возникновения эротических храмов Кхаджурахо, но для поверхностного понимания картины следует хотя бы немного познакомиться с принципами Тантры.

Тантра

Тантрический смысл индуистских храмов.

Принципы строительства храмов является продолжением древнего знания тантры, существовавшего у племён индийского субконтинента.

Несмотря на всю роскошь фасада, внутри абсолютно гладкие стены. В этом есть глубокий смысл. Йогина не смутят и не завлекут внешние проявления кундалини. Его влечет сама суть, что сокрыта в центре храма, именно там находится сат-чит-ананда, и обретается мукти, благодаря милости Шакти Ма.

Метафорически индуистский храм представляет лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галлерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых — пространство матки.

В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий возбуждения.

Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Взяв во внимание тантрический смысл эротических сцен изображенных на стенах храмов в Кхаджурахо, стоит заметить, что Космос имеет мужские и женское начала, женское начало имеет энергию, а мужское соответственно форму и потенциал. Все во вселенной существует благодаря бесконечному союзу этих двух начал, божественного сознания бога Шивы и бесконечной божественной энергии Шакти.

Следуя тантрической философии, ничего нельзя достигнуть без слияния этих двух начал, ведь они проявляют себя во всех аспектах Вселенной, от ничтожно малого, до вселенски большого, ничто не может существовать без их сотрудничества.

Тантра позволяет трансформировать сексуальную энергию, но относиться к сексу следует как чему-то божественному и всемогущему. Если к сексу относится с тем же почтением, что вы испытываете при входе в храм или при чтении молитвы, то мирское и божественное – это не два враждующих элемента, а одно единое целое. Эти процессы не противоречат друг другу, они просто два противоположных полюса, помогающих друг другу. Они могут существовать только благодаря этой полярности. Если потеряна эта полярность, то потерян весь мир.

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви. Именно в шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия. Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии.

В центре такого ритуала находится женщина, она является олицетворением Шакти, в акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала отождествляет себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна является ритуалом духовного просветления. Тем самым достигается спасение через наслаждение.

Сексуальное соединение, а именно это мы и видим на барельефах в храмах Кхаджурахо, символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Хорошего вам отдыха в Кхаджурахо.

Храмы Кхаджурахо

Смотреть комментарии