Самым крупной туристической достопримечательностью в Удайпуре является Городской Дворец. Протяженность его фасада более 240 метров, а высота превышает 30 метров. Строительство дворца начал МахаранаУдай Сингх II, он же является основателем Удайпура.
С течением времени дворец достраивался и перестраивался разными махаранами, но каким-то удивительным образом весь ансамбль выглядит в едином стиле, возможно тому виной строительный материал. Стены из белого мрамора, добываемого неподалёку эффектно сглаживают все отличия стилей и с расстояния все смотрится как один единый комплекс.


Комплекс Городского Дворца состоит из 11 дворцов, 7 входных ворот, музея и прочих зданий. Дворцы связаны между собой дворами и запутанной сетью переходов способной водить вас по кругу до полной потери ориентации в пространстве. Городской дворец — это город в городе, такое количество зданий и переходов наверное я больше не видел во всем Раджастане. Уникальный микс средневековой архитектуры раджастана, моголов, европейской, китайской и еще бог знает какой архитектуры удивляет.

Пройти на территорию Городского Дворца можно двумя путями, либо через Бади Пол (Badi Pol) — это считается главным входом в комплекс.

Либо через ворота Шиитла Мата (Sheetla Mata Gate), они расположены на южной стороне.

Возле Бади Пол есть билетный комплекс, тут же дают напрокат аудиогидов и обычных гидов. Стоимость билетов и их разновидность поражает воображение. Есть билеты которые дают возможность лишь гулять по дворам дворца без входа внутрь помещений, есть билеты в стоимость которых включен обед, есть билеты в стоимость которых включена водная экскурсия по озеру Пичола и т.д.
Важно знать. Если вы берете экскурсию по озеру Пичола, то перед покупкой обязательно уточните будет ли остановка на острове Джаг Мандир. Суть в том что большинство частных компаний причалы которых расположены за пределами дворца не имеют разрешения возить на остров туристов, в то время как все официальные экскурсии делают на острове остановку. Под официальными я имею в виду те которые отправляются с пристани у дворца.
Входной билет в Городской Дворец отличается от остальных билетов купленных ранее, возможно дворец не принадлежит государству, а является частной собственностью Махараны.

Первые ворота сквозь которые вы пройдете это Бади Пол, они построены в 1615 году и расположены в северной части дворца.
Пройдя за первые ворота обратите внимания на несколько арок которые расположены по левую руку. Их там ровно восемь, ровно столько раз тут взвешивали махаран (правителей). Взвешивали их в буквальном смысле этого слова, устанавливали весы на которые мягким местом усаживался очередной махаран, а после раздавали золото и серебро всем местным жителям. Золота и серебра тратили ровно столько, сколько весил правитель.

Далее, вас встречают роскошные трехарочные ворота Триполия (Tripolia), они построены в 1711 году, какова их оборонительная мощь судить сложно, но выглядят они великолепно.

Как часто стреляли пушки, которые тут установлены, история умалчивает. Сегодня их вид вряд ли кого напугает.

Пройдя сквозь трехарочные ворота Триполия вы оказываетесь в самом большом дворе Городского Дворца — Манек Чоук (Manek Chowk). Двор очень вместительный и на нем часто проводят всякие мероприятия, судя по ярким украшениям и подготовленным столам, скоро будет какой-то праздник.

Всем кто в детстве был под впечатлением сказок Киплинга удайпурский Городской Дворец подготовил сюрприз. Знаменитая Багира (черная пантера) из произведения Редьярда Киплинга «Книга джунглей», она оказалась почему-то мужского рода, родилась именно тут, а Удайпур упоминается в произведении под названием Оодейпоре. Сегодня больших кошачьих в застенках дворца уже не держат, но сохранились орудия их излова. Та клетка что побольше предназначалась для поимки тигров, а клетка схожая с большой мышеловкой предназначалась для кошек поменьше. Чуть правее, от того места где расположены клетки для ловли устраивались бои на слонах, слонов помещали по разные стороны от каменной перегородки и наблюдали как они друг друга «мочалят», вот тебе и Ганеш, вот тебе и священное животное слон.

На территории Манек Чоук есть несколько сувенирных магазинов и кафе.



А вот это — терраса Naginabadi Ka Darikhana, изначально тут был сад, но впоследствии от него отказались и переделали в террасу. Эта терраса дворца использовалась для наблюдения за всевозможными представлениями, которые устраивались во дворе Манек Чоук.

Для входа во дворец можно воспользоваться сквозным проходом в центре здания.

А можно пройти другим путем. Сквозь еще одни громадные ворота Toran Pol пройти во двор Моти Чоук (Moti Chowk), а оттуда в соседний двор Ганеш Чоук (Ganesh Chowk). Несмотря на обилие внутренних дворов, все они расположены очень компактно.

На следующей фотографии видно сразу два двора, я стою и делаю фото на Moti Chowk, а если подняться по лестнице, то там уже Ganesh Chowk. Находясь во дворе Ганеш Чоук (Ganesh Chowk) ищите большое изображение слона, который указывает на вход во дворец или следуйте за толпой, она приведет вас точно по адресу.

К сожалению для осмотра большинства дворов вам потребуется купить билет для входа во дворец, но некоторые дворы доступны для осмотра с самым дешевым билетом, который не предусматривает посещения дворца.
Женские покои дворца находятся за целым каскадом красивых ворот, первые на вашем пути будут ворота Choti Zenani Deodi, пройдя их вы окажетесь в непонятном пространстве похожим на двор но он таковым не является.

В этом закутке есть проход в маленький двор, в котором прячется еще один крошечный дворец Амар Махал (Amar Maxal). Амар Махал можно с легкостью пройти мимо, но в нем есть на что посмотреть, а в центре двора, под стеклянным колпаком, реконструкция былой роскоши.

Но мы отвлеклись от назначенной цели — женских покоев. Далее следуют еще одни ворота, Badi Zenani Deodi, пройдя их вы окажитесь во дворе Лакшми Чоук (Laxmi Chowk). Эта пара ворот сделана забавным образом, для того чтобы их преодолеть следует войти внутрь ворот, внутри повернуть направо, пройти несколько шагов, повернуть налево и выйти, таким образом видимо осуществлялась защита от лишних глаз в те времена (подсмотреть за жизнью во дворе сквозь ворота невозможно).

Когда-то при дворце жили множественные жены, наложницы и т.д., стоит отметить, для их комфортного размещения в 17 веке возвели весьма просторный дворец.

Зенана Махал (Zenana Mahal) имеет красивый внутренний двор Лакшми Чоук (Laxmi Chowk), как и полагается для большого гарема, двор настолько велик что в нем с легкостью разместился двухэтажный красивый белый павильон с воздушным куполом.

Сегодня наложниц в станах Зенана Махала нет, а есть картинная галерея, она огромная и мне показалась весьма скучной.

Если пройти в самый конец Лакшми Чоук, то вы попадете в музей музыкальных инструментов. Народу тут никого, фоном играет музыка, а вокруг неизвестные музыкальные инструменты. Если насквозь пройти музыкальные инструменты, то вы найдете маленький археологический музей со всякими артефактами и интерактивными инсталляциями.
Павлиний двор
В лабиринтах удайпурского Городского дворца прячется очень маленький и самый красочный двор, я бы даже сказал этот двор можно назвать самым запоминающимся во всем Удайпуре.

Пройдя сквозь бесконечную вереницу дворов и палат вы уже изрядно устали от гуляний по дворцу как перед вами предстает во всей красе Мор Чоук (Mor Chowk) — павлиний двор. Павлиний двор — это творение рук махарана Саджджан Сингха, в XIX веке он распорядился о возведении этой красоты.

Геометрически, Павлиний двор является идеальным квадратом, со всех сторон окруженным палатами. Особенностью двора являются мозаичные панно украшающие все стены, в центре внимания оказываются три танцующих павлина. Стоит отметить что этих птиц в Раджастане любят и павлин является официальным символом этих мест.

Считается, что на создание этого мозаичного двора было израсходовано более 5 000 красочных кусочков мозаики, самые преобладающие цвета: зеленый, голубой, красный и золотой, ну и конечно все перемешано с маленькими кусочками зеркал.

Черно-белый, словно шахматная доска пол двора Мор Чоук и буйство красок на стенах, а чуть выше такой же красочный балкончик.


Вокруг двора расположено несколько палат, стилистика в которых схожа с той что преобладает во дворе Мор Чоук.

Мозаичных павлинов тут нет, но зеркал сколько хотите.

Музей

Главный вход в музей расположен во дворе Ганеш Чоук, после очередной проверки билетов и рамок метеллодетекторов вы проходите внутрь. Первый двор в который вы попадете будет именоваться Раи Ангана (Rai Angan; королевский двор). По приданию, именно на этом месте Удай Сингх встретил мудреца, от которого получил рекомендации по месту строительства своего дворца.

С королевского двора можно подняться на второй этаж. Тут вас ждет Баади Махал (Baadi Mahal), тенистый сад и удобные скамейки позволят немного отдохнуть.


В те далекие времена не было возможности отправить СМСку или написать электронное письмо, правителей Удайпура это очень огорчало (наверное). Но они использовали почтовых голубей для этих целей, а для удобства и оперативности передачи сообщений мини-голубятня находилась прямо во дворце.

Возможно, отправка корреспонденции была не единственной причиной устройства голубятни во дворце, вероятно махарану были симпатичны пернатые, а иначе как можно объяснить такое количество клеток для птиц?

Дворец Баади Махал весьма бедно украшен, а основным экспонатом является трон, вокруг которого толпятся туристы.

Но атмосфера спокойствия и умиротворения во дворце Баади Махал присутствует, возможно тому виной бурная растительность во дворе, в тени которой установлены лавочки, а может шелест воды в фонтане который успокаивает, но место очень приятное.


Тихий фонтан и деревья растущие на высоте 30 метров над землей это еще не все что может предоставить вам дворец Баади Махал. Вид на город который открывается из окон дворца — это еще один бонус, который дарит туристам Баади Махал.

Запутанные переходы и безымянные дворы могут привести вас в палату Кишан (Кришна) Вилас (Kishan (Krishna) Vilas).


Палата Кришна Вилас находится в тесном соседстве с очень красочной палатой Канч Бурдж (Kanch Burj, букв. «Стеклянная башня»), которая выложена красным стеклом.

В Кришна Вилас множество миниатюр времен Махарана Бхим Сингха (Maharana Bhim Singh; 1778–1828).

Кришна Вилас имеет свою грустную историю. Кришна Кумари (Krishna Kumari) дочь Бхим Сингха, выпила здесь чашу со смертельной дозой яда. Причиной такого поступка была реакция на угрозы со стороны ее поклонников. Двое женихов из королевских семей Джайпура и Джодхпура активно настаивали на своем яростном желании любой ценой заполучить невесту. Они совместно и каждый в отдельности угрожали захватить Мевар, если она не выйдет за них замуж, вероятно можно было решить этот спор иным путем, как вариант, утроить гарем из женихов-соперников.

Во дворце множество палат с ярким, запоминающимся дизайном и каждая имеет свое имя и историю. Как вам такая психоделическая раскраска?


Рядом с Кришна Вилас располагается дворец Моти Махал (Moti Mahal), в нем жил махарана Джаван Сингх. Есть весьма мерзкая история которая связана с его именем. Джаван Сингх пообещал танцовщице половину княжества. Для того чтобы получить обещанное, она должна была пройти по канату, натянутому через озеро Пичола. Девушка была нацелена на победу и практически дошла до конца, но Джаван Сингх не сдержал слова. Он приказал своим слугам перерезать веревку, они неукоснительно выполнили требование махарана.

Сурья Чоупад (Surya Choupad) вас удивит огромным усатым солнышком во всю стену. Считается, что династия Мевара происходит от солнца, когда-то жители дворца приходили сюда ежедневно для поклонения усатому солнцу.

Усатое солнышко в Удайпуре можно встретить всюду, от эмблем на военной форме до красочной лепнины на потолках.

Рядом с Сурья Чоупад (Surya Choupad) выставлены на обозрение одни из весов, на которых взвешивали махаран, а после раздавали горожанам золото и серебро, ровно в вес самого правителя.

Ну и самой главной достопримечательностью которая спряталась рядом с Сурья Чоупад является Мор Чоук (Mor Chowk) — павлиний двор.

Комнаты во дворцах разнообразны, от простых и сдержанных до шикарных и кричащих.



В некоторых из покоев можно увидеть кресло-каталки и прочие предметы предназначенные для ухода за пожилыми людьми — это говорит об истории живших тут людей.


Некоторые комнаты больше похожие на чулан, заполнены всевозможными орудиями труда. Непонятно какое отношение они имеют к данной экспозиции?

Прогулка по дворцу оставляет противоречивые чувства, с внешней стороны дворец выглядит очень внушительным, нарядным и стильным, а попадая внутрь видишь мозаику различных стилей.


Часть коллекции музейных раритетов расположена в малюсеньком дворце Амар Махал. Дворец действительно миниатюрный, но индийцы умудрились засунуть туда несколько паланкинов и сидений которые крепят на спину слона.


Для полного комплекта индийцы поместили внутрь Амар Махала настоящую карету, запряженную пластиковыми лошадьми.

Есть тут и менее масштабные экспонаты, применения большинства из которых для меня непонятно.


И напоследок вот такая вот искусная шахматная доска, она хранится в том же дворце Амар Махал.

Если пройти в самую дальнюю часть дворцового комплекса, во двор гарема и пройти его, то там находиться спокойный музей музыкальных инструментов. В нем очень спокойно, из динамиков приглушенно льется музыка, шумят вентиляторы, а из посетителей был лишь я.

Музей музыкальных инструментов медленно перетекает в музей археологии региона, атмосфера такая же.

Военный парад

Выхожу на самый большой двор Манек Чоук (Manek Chowk) Городского дворца, а мне навстречу чеканя шаг, движется яркая процессия из нарядных, словно павлины, индийских солдатиков во главе которой усатый и пузатый командир. Три огромные звезды на его погонах что-то да означают в местном табеле о рангах, на груди вместо орденов и медалей красуется усатое солнце, ну и конечно сабля наперевес, куда же без нее.

Яркие краски военной формы и стены старого дворца совместно выглядят великолепно и отлично притягивают зрителей.

Пузатый со своей ротой бодрым шагом удалился, а я пошел к выходу, но у трехарочных ворот Триполия (Tripolia) ряженных военных было еще больше.

Возле ворот Триполия был основной плац на котором готовились к предстоящему параду.

Все происходило накануне всеиндийского праздника Холи (на заднем плане видно соломенное чучело злой демонессы Холики, которое чуть позже спалят), но как связан военный парад и праздник весны для меня остается загадкой.

Форма у военных весьма забавная и явно не подходит к современному стрелковому оружию, которым они укомплектованы, ну а в остальном очень ярко и весело.

А вот и пузатый со своим войском вернулся.

Во время скитаний у пузатого индийского полководца войско немного подросло. Он где-то нашел целый оркестр, только вот инструменты у них очень уж непатриотичные, им бы еще всем килты надеть, вот тогда было бы очень забавно.

Военные все прибывали и прибывали.

Со стен дворца, за всем происходящим тоже наблюдали вот такие вот ярко наряженные господа.

Все было шумно, красочно, с небольшим налетом показухи, в общем-то, истинно по-индийски, жаль что боевых индийских слонов не водили, а так все на высоте.
