Экскурсия в Мумбаи из Гоа

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-09-03

Мой рассказ про прогулку по Мумбаи будет полезно почитать всем кто едет на экскурсию в Мумбай из Гоа. Есть вероятность, что из чтения этого поста вы узнаете больше, чем на экскурсии. :)

Местные туристические компании предлагают экскурсии по Мумбаю и берут за это примерно 350 долларов (с учетом авиабилетов Гоа — Мумбай). Есть вариант воспользоваться услугами частных гидов, но тут как повезёт.

Если заказывать подобную экскурсию через Интернет, то получится в два раза дешевле, вот ссылка. Предложение актуально для отдыхающих в Гоа.

Если вы путешествуете по Индии самостоятельно, то можно устроить для себя аналогичную экскурсию не дороже 30 долларов.

Благодаря хорошо развитой системе общественного транспорта и скученности основных достопримечательностей Мумбая, вам будет очень просто посмотреть самые интересные места города без помощи гидов и прочих ограничителей вашей свободы. Стоимость передвижения по городу также вас удивит своей дешевизной, к тому же некоторые достопримечательности расположены буквально в двух шагах друг от друга.

Начало экскурсии по Мумбаю

Изначально, я планировал пожить в Мумбае несколько дней и неспешно посмотреть все достопримечательности города из этого списка, но неудачные поиски бюджетного жилья в Мумбае заставили меня ускориться и сократили время знакомства с городом до одного дня.

После провала в поиске жилья я вновь оказался на вокзале Виктория, именно с него ближайшей ночью отправлялся мой поезд в Аурангабад. Так что сдаю рюкзак в камеру хранения и иду в город. Как и большинство индийских достопримечательностей вокзал Виктория (внесен в список ЮНЕСКО), на расстоянии выглядит намного приятнее чем вблизи.

Вокзал Виктория.

Вдоволь налюбовавшись одной из основных достопримечательностей Мумбая, которая индийцам досталась по наследству от англичан, ищу какой-нибудь местный общепит. Ничего индийского вблизи вокзала не нашлось, но на привокзальной площади имеются несколько сетевых забегаловок, Cafe Coffee Day (люблю бывать в этой кафешке, особенно в Гоа) и всемирно известный McDonald's.

Завидя знакомые вывески я даже обрадовался, ведь там точно есть WiFi, но не тут-то было. Захожу в Cafe Coffee Day и спрашиваю есть ли WiFi, из нутра кафе, замершая от холода кондиционера официантка вещает, Интернет есть если у вас есть местная сим карта на которую пришлют код. В МакДаке ситуация повторилась, но обслуга обещала поделиться интернетом, в итоге обманули.

Съев непонятный гамбургер и запив таким же непонятным пакетированным чаем отправляюсь в район Колаба к знаменитому отелю-дворцу Тадж Махал.

От привокзальной площади до района Колаба ходят автобусы, знание номера автобуса мне не помогло, так как на самих автобусах номера пишутся на хинди, а это неузнаваемые каракули. Благодаря местным жителям удалось запрыгнуть в автобус, который едет до Колабы, про особенности транспорта в Мумбае читайте в моем посте «Общественный транспорт Мумбая».

Монумент «Врата Индии» и отель Тадж Махал в Колабе

После короткой поездки на автобусе с водителем-гонщиком (наши водители маршруток — это ангелы по сравнению с индийцами), я был вновь на набережной Аполло. Место немного преобразилось и от утреннего спокойствия ничего не осталось, да и жаркое индийское солнышко включилось на полную мощность.

Район Колаба удивительное место, даже не смотря на туристическую суету, находится тут весьма приятно. В шаговой доступности расположено несколько достопримечательностей, давайте считать вместе.

  1. Монумент «Врата Индии». Он прямо перед вами;
  2. Дворец-отель Тадж Махал. До него не более 50 метров;
  3. Культовое кафе «Леопольд». Знаменитое кафе, описанное в книге «Шантарам», до него нужно пройти 100 метров вглубь района;
  4. Паромы к острову Элефанта. Билеты на паромы продают всюду.

Есть я еще не хотел, так что культовое кафе «Леопольд» оставил на более позднее время, посмотрел на дворец-отель Тадж Махал. Отель выглядит грандиозно, но стоит отметить что для большинства путешественников он особого впечатления не произведет. Пожить в нем было бы интересно (особенно в номере с видом на море), а глазеть снаружи на полностью перестроенное здание (не так давно отель был атакован террористами, которые спалили несколько верхних этажей) занятие быстро надоедающее.

Дворец-отель Тадж Махал и монумент Врата Индии.

Пройдя сквозь полицейский кардон с полным досмотром вещей, опять террористы постарались. Теперь каждого досматривают по полной программе. Направляюсь к внушительной арке, и вновь меня преследует мысль, что все индийское красиво на расстоянии. Чем ближе подходишь к монументу, тем накал всяческих зазывал, продавцов, рисовальщиков и прочих дельцов «Смол Бизнес» увеличивается.

Арка «Врата Индии» выглядит торжественно, но особо выгодно ее рассматривать все же с воды. Не успел я об этом подумать, как мою мысль прочитал и уже отрывает мне билет на туристический паром, очередной «босоногий мальчик». У продавца билетов были разные цены, какие-то он продавал за 80 рупи, какие-то за 160 рупи. 80 рупи стоит паром вдоль залива, который катает вас примерно час и возвращается, а за 160 рупи билет к острову Элефанта и обратно. Подробный отчет про экскурсию на остров Элефанта с ценами и всеми особенности можно прочитать в посте «Экскурсия на остров Элефанта».

Остров Элефанта

Спустя пять минут лодка доверху набитая туристами отправилась в свой поход к острову Элефанта, грандиозный отель-дворец Тадж Махал постепенно растаял в дымке городского смога Мумбая.

Мне оставалось лишь наслаждаться видами скромных баркасов местных жителей, которые стояли на рейде, да болтовней индийских попутчиков, коих набралась целая лодка.

В бухте Мумбая.

Кроме удивительно разрекламированных на весь мир пещерных храмов Элефанта, да парочки английских орудий на острове смотреть нечего. Остров населен и имеет постоянных жителей и даже свою столицу. Остерегайтесь островных обезьян и местных собак, что первые, что вторые не особо дружелюбно относятся к чужакам, видимо туристические толпы их порядком достали.

Пещеры на острове Элефанта.

Островные цены значительно выше материковых, но особо вас не разорят. Да и кроме как сувениров, питьевой воды, входных билетов и еды деньги тратить не на что. При наличии свободного времени остров можно исследовать и погулять по окрестным деревням, меня посещение островных деревень разочаровало, грязно, бедно, за все требуют бакшиш и собаки там злые.

Плотно пообедав в местной кафешке (стоимость моего любимого блюда бирияни на острове ненамного дороже чем в Мумбае) направляюсь на пирс. Обратный путь на материк был намного приятнее чем с материка, усталость от хождения по острову на солнцепеке сильно выматывает, так что планируйте посещение этой экскурсии ранним утром.

Мумбайский флот.

Район Кала Гхода

Время в дороге пролетело словно пять минут и вновь одна из главных достопримечательностей Мумбая выплывает из дымки, и вновь туристические кораблики работают в режиме конвейера, перемалывая туристов в свободно конвертируемые рупи.

Район Колаба и отель Тадж Махал.

С площади от арки «Ворота Индии» я направился в самый туристический район Мумбая. Район Кала Гхода великолепен, и лишь изредка напоминает о том что ты находишься в Индии, самые английские постройки Мумбая расположены как раз в этом районе.

Район Кала Гхода великолепен.

Кроме домов построенных англичанами, по улицам бегают такие же английские двухэтажные автобусы, а на тенистых тротуарах торгуют всякими безделушками.

Первое строение, которое попалось на моем пути оказалось музеем принца Уэльского. Сооружение грандиозное и окружено приятным зеленым садом, если у вас есть более одного дня на осмотр достопримечательностей Мумбая, то непременно посетите этот музей, в коллекции музея более 50 000 экспонатов. Моя экскурсионная программа не включала посещения и я отправился дальше.

Музей принца Уэльского.

Если идти по улице Mahatma Gandhi Road в северном направлении, то по правую руку будет еще одна достопримечательность — фонтан «Флора», я так и не дошел до него.

Благодаря английскому присутствию на индийских берегах, район Кала Гхода приятен для прогулок и постоянно отвлекает вас от намеченного маршрута, что со мной и произошло. Перейдя дорогу, я обнаружил несколько достопримечательностей в одном месте и все они являются действующими.

Бомбейский суд - в этом здание и по сей день проходят заседания суда, а внешне оно напоминает крепость.

По соседству со зданием суда, расположен Мумбайский университет. Так же как и суд, университет полностью функционирует.

Мумбайский университет, башня с часами.

Разглядывая изумительно интересную башню с часами, которую мумбайцы зовут БигБеном, в мою компанию попросился местный житель. Честно говоря, особого желания ходить по городу в сопровождении незнакомца не было, но он был весьма настырный и всюду преследовал меня. Подробно про этот случай можно прочитать в посте «Как меня пытались обмануть в Мумбае».

Поле Овал Майдан для игры в крикет.

Напротив Мумбайского университета и Бомбейского суда индийцы устроили отличное место для проведения своего свободного времени — это площадь Овал Майдан. Впервые я увидел такое скопление любителей крикета в одном месте, но проходя по полю следует быть очень внимательным, получить мячом в лоб тут проще простого.

Индиец, которого я повстречал ранее, не пытался от меня отвязываться и всюду следовал за мной. С его слов, он знал Мумбай отлично и был готов показать интересные места, я особо не противился.

Храмы в Мумбае

До следующих достопримечательностей (храм Махалакшми и мечеть Хаджи Али) проще всего добраться на наземном метро, благо станция Churchgate находиться в паре минут ходьбы от площади Овал Майдан. Через несколько остановок будет станция с красивым названием Mumbai Central Local, выйдя с которой можно проехать на автобусе в сторону индуистского храма Махалакшми. Если вы идёте пешком или на такси, то по пути к храму можно сделать небольшой крюк и посмотреть на самый дорогой частный дом в мире — особняк «Антилия».

Рядом с храмом Махалакшми.

Бродить по этим районам вполне безопасно, ведь они считаются самыми респектабельными в Мумбае, а вот если проехать еще несколько остановок, то там будут самые бедные районы города и самые большие трущобы во всей ЮВА (Район трущоб Дхарави).

Храм Махалакшми интересен в большей степени для индийцев, так что целенаправленно сюда ехать я бы не рекомендовал, но если окажитесь рядом, то можно и заглянуть. Внутрь, как и положено во всех популярных храмах Индии, не пускают с фото и видео техникой, большие сумки тоже просят сдать в камеру хранения. В остальном, еще один индуистский храм с великолепной террасой и замечательным видом на Аравийское море.

Мечеть Хаджи Али.

Рядом с храмом Махалакшми, есть небольшой остров (из храма остров прекрасно просматривается), на остров ведет искусственная насыть. Пройдя в толпе верующих и обычных зевак, вы попадете в мечеть Хаджи Али. Это еще одна мумбайская достопримечательность, которая издалека смотрится лучше чем вблизи, но когда находишься рядом соблазн пойти в самую толчею очень велик.

Все это время со мной в компании ходит индиец и особо не надоедает, а тут его вдруг переклинило и он начал зазывать меня поехать на какой-то рынок, пришлось настойчиво объяснить сопровождающему что дальше каждый сам по себе. Подробно про этот случай можно прочитать в посте «Как меня пытались обмануть в Мумбае».

Надземное метро в Мумбае.

Солнце клонилось к закату, а я еще не видел самое популярное в Мумбае место — Марина Драйв. Самым быстрым и дешевым способом перемещение по Мумбаю является наземное метро (электричка), стоимость поездки зависит от дальности, но не стоит там находиться в часы пик. Всем путешественникам рекомендую попробовать мумбайские электрички, эмоций будет море.

От мечети Хаджи Али до станции наземного метро Mumbai Mahalaksmi ходят автобусы, но времени разбираться и искать где их найти у меня не было и пришлось ловить машину. Стоимость поездки на такси составила ровно 10 рупи, весь секрет заключается в том, что в такси было свободно одно место, которое я и занял.

Пляж и Марина Драйв

От станции Mumbai Mahalaksmi до станции Churchgate (набережная Марина Драйв имеет несколько станций, Charni Road, BMBY Marine LNS и Churchgate, которая является конечной) ехать не более 15 минут, так что я успевал увидеть закат над Мумбаем сидя на пляже.

Несколько моих поездок в электричках показали что этим видом транспорта в Мумбае можно пользоваться, все мои надежды увидеть убийственную людскую давку, так и остались надеждами. В этот раз в вагоне было практически пусто и можно спокойно ходить от одной открытой двери к другой, делая фотографии встречных поездов и окружающих красот/помоек.

Совсем скоро, сквозь буйную листву, на фоне мумбайских небоскребов показалось море, утопающее в ярко оранжевом цвете заходящего солнца.

Вид на Марина Драйв из вагона метро.

Вид моря и небоскребы вынудили меня выйти из поезда на ближайшей станции, которой оказалась Charni Road и выбор был верный. В отличие от конечной станции этой линии (Churchgate), станция Charni Road располагалась практически напротив пляжа Чоупатти, именно туда я и направлялся.

Набережная Марина Драйв.

Закат на мумбайском пляже Чоупатти был великолепен, от начала своего путешествия по Индии это был первый индийский закат, который я встретил на берегу теплого моря. Небоскребы на Малобарском холме пытались быть похожими на небоскребы Майами и у них иногда получалось. :)

Закат в Мумбае, Марина Драйв.

После заката солнца на Марина драйв народу стало еще больше и не удивительно что набережная так популярна у местных жителей, она действительно вызывает положительные эмоции. Никаких особых аттракционов на Марина Драйв нет, за исключением лотков с простой закуской и продажей всякой бесполезной светящейся ерунды.

Марина Драйв вечером.

Особенностью набережной Марина Драйв является песчаный пляж Чоупатти, уникальность этого мумбайского пляжа заключается в том, что купание на нем запрещено, зато есть множество водных аттракционов. Впрочем, присутствующие индийцы не особо любят купания, так что им этот факт не препятствует и они бродят по линии прибоя по щиколотку в воде.

Пляж Чоупатти в Мумбае.

На пляже Чоупатти есть кафе, столик в котором следует бронировать заранее (меня не пустили). С кафе и ресторанами на Марина Драйв все очень непонятно, через дорогу от моря имеются дорогие гостиницы, но совсем мало ресторанов и кафе. Удивительным для меня оказалось то, что не во всех ресторанах на набережной имеется WiFi.

Пройдя всю набережную Марина Драйв и уткнувшись в район с красивым названием Nariman Point, ищу кафе со свободным столиком и рабочим WiFi, впрочем последнее уже не так важно. Большинство едален в районе набережной вовсе не бюджетны, сказать что качество и вкус еды в них супер, тоже не берусь. В моем случае была пиццерия, в которой было полно европейцев (один из знаков, что заведение неплохое), но сама пицца была посредственной, ну не умеют индийцы готовить пиццу.

От Марина Драйв на вокзал Виктории пешком

Несмотря на позднее время (примерно одиннадцать вечера) я решил прогуляться до вокзала Виктории пешком, многие не рекомендуют по ночам бродить по Мумбаи и утверждают что это небезопасно. Возможно, есть правда в подобных словах, но мой маршрут пролегал по оживленным улицам и никаких приключений не предполагал. Единственное что может шокировать неподготовленную публику — это спящие на улицах горожане, которые иногда занимают большую часть тротуара и приходиться аккуратно их перешагивать.

С набережной Марина Драйв я повернул на улицу Veer Nariman Road, которая упирается в фонтан «Флора», ночью я почему-то его не рассмотрел. На перекрестке с фонтаном, следует повернуть налево и двигаться по Dr Dadabhai Naoroji Rd, которая и приведет к привокзальной площади.

Впечатления от экскурсии по Мумбаю

Благодаря своим гигантским размерам, Мумбай позволяет выбрать развлечения на любой вкус и кошелек, в городе есть все от тенистых парков до современных торговых центров.

Мне было интересно наблюдать за жизнью в исторических кварталах Мумбая, в которых все чисто и умыто, но временами встречались признаки явного расслоения индийского общества. В Мумбае запросто можно видеть картину, когда бентли паркуется возле тротуара на котором мирно спят люди, впрочем для Индии это нормально, в отличие от похожей картины, которую я видел во французских Каннах.

Если бы была возможность повторить этот день, то вероятно я более подробно изучил район Форта и прилегающий к нему район Кала Года (именно тут больше всего колониальных построек), чуть меньше времени провел на острове Элефанта (но обязательно туда поехал), прокатился до района трущоб Дхарави и обязательно отыскал ресторан «Леопольд».

Экскурсия по Мумбаю на карте

На карте отмечены все точки моего маршрута, который подробно описан в этом посте. К сожалению, гугл карты не дают возможность отметить более 10 точек в одном маршруте, так что если есть вопросы, то задавайте в комментариях.

Экскурсия по Мумбаю

Задать вопрос (комментарии)