Пуна, достопримечательности и экскурсия по городу

2020-07-08

Город Пуна оказался в моем индийском путешествии совершенно случайно, благодаря своей развитой транспортной системе он стал для меня отправной точкой в самый курортный индийский штат Гоа.

Но несколько дней проведенных в Пуне прошли не зря, теперь я точно знаю зачем и для чего сюда едут сотни туристов со всего мира. В Пуну я приехал под вечер и бестолковый поиск жилья немного испортил настроение, а отвратительный поздний ужин дополнил картину и в первый вечер своего пребывания в Пуне было решено пойти в отель и хорошенько выспаться.

Достопримечательности Пуны на карте

Достопримечательности на карте.

Гугл карта находится тут.

1) Международный медитационный центр Ошо. Всемирно известный ашрам Ошо, привлекает духовных искателей, туристов и обычных секс-авантюристов со всего мира.

Основателем ашрама был легендарный Бхагаван Шри Раджниш или Ошо. Ашрам в последнее время стал больше походить на своего рода Макдонадс в сфере духовных практик, но заведение всё еще сохраняет популярность.

2) Парк Osho Teerth. Рано утром (с 6:00 до 9:00) и вечером (с 15:00 до 18:00) уютный и ухоженный парк Osho Teerth, принадлежащий медитационному центру Ошо становится доступным для всех желающих. Фильтрованная вода в его ручье и великолепный ландшафтный дизайн позволят забыть о шуме города миллионника.

3) Музей Динкара Келькара. Коллекция музея насчитывает более чем 20 000 экспонатов, если вам нечем занять свободный день, то смело направляйтесь сюда.

4) Tribal Cultural Museum. В непосредственной близости от жд станции расположен небольшой этно-музей Пуны. Особенностью музея является прекрасная коллекция артефактов разных отдаленных племен, в которой представлены украшения, кухонная утварь, музыкальные инструменты и аксессуары для ритуалов черной магии.

5) Дворец Ага-хана. Дворец является очень популярным местом у жителей города. На территории дворца находится национальный мемориал Ганди, который говорит, что именно в этом самом месте британцы держали (примерно два года после начала кампании Ганди «Уходите из Индии») Махатму и других известных националистских лидеров.

6) Форт Шанивар Вада. В старой части города (в Пешве) сохранились остатки дворца-крепости Шанивар Вада, принадлежащего правителям Peshwa. От строения осталось немного, но вечерами тут проходят яркие световые шоу.

7) Пещерный храм Паталешвара. Для любителей пещерных храмов будет интересно посетить храм Паталешвара, который имеет сходство с пещерами на острове Элефанта (рядом с Мумбаи).

8) Институт йоги Рамамани Иенгара. Для продвинутых йогов и йожек, будет интересно посетить несколько занятий в институте йоги Рамамани Иенгара, но до занятий допускают лишь подготовленных адептов, минимальный стаж йоговодства должен быть не менее восьми лет.

9) Холм Парвати. На одном из высоких холмов города расположены несколько индуистских храмов. Самый красивый и старый — храм Парвати.

10) Katraj Snake Park & Zoo. В этом маленьком зоопарке большое количество змей, так что если вы ими увлекаетесь то вам будет интересно, для всех остальных в этом зоопарке будет скучно.

Ошо ашрам

Ранний подъем был не напрасен, солнечный свет пробивавшийся сквозь утренний смог Пуны говорил о том что день будет жарким. Легкий завтрак в близлежащем кафе придал сил и вот я уже торгуюсь с местными рикшевозами за доставку моего тела к всемирно известному Ошо ашраму.

Утренний смог в Пуне.

Ехать от жд вокзала Пуны до района Кареогон парк, в котором расположен Ошо ашрам недолго, но дабы не терять времени рекомендую (хотя бы в первый раз) брать такси или рикшу. Обычная стоимость моторикши по этому маршрута не превышает 60 рупи или как сторгуетесь.

Кареогон парк — это весьма престижный и очень приятный район в Пуне, к тому же его улицы больше напоминают ботанический сад, чем пыльные улицы Пуны. Посещение Ошо ашрама меня не впечатлило, возможно следует быть приверженцем Ошо движения, а иначе это деньги на ветер.

Корегаон парк.

Посетить Ошо ашрам может каждый (стоимость дня посещения начинается от 3 000 рупи), кроме входного билета и сдачи крови на СПИД требуется облачиться в бордовую робу и соблюдать правила ашрама. Никаких фоток за воротами ашрама делать нельзя, но многие фоткали и если охрана не заметила все ок, если заметила то делают замечание, при многократных замечаниях вас могут выставить из ашрама и занести в черный список. Охранники и прочие служители ашрама пристально следят за порядком и соблюдением правил ашрама, так что особых вольностей тут нет. Про все особенности этого медитационного центра для богатых, читайте в посте «Динамическая медитация Ошо в Пуне».

Именно в Ошо ашрам едет большинство европейских туристов занимающихся йогой и знакомых с творчеством Ошо, все остальные места в Индии для них меркнут по сравнению с этим ашрамом, который открыл скандально известный Ошо.

Рядом с Ошо ашрамом есть парк Osho Teerth, вот он мне очень понравился. Посещать Ошо парк может любой желающий в выделенные бесплатные часы (с 6:00 до 9:00 или с 15:00 до 18:00) в остальное время в парк пускают только владельцев пропусков Ошо ашрама.

Ошо парк.

Немного погуляв в небольшом Ошо парке и по району Кареогон парк (гулять по улицам этого района достаточно комфортно), отправляюсь к следующей достопримечательности города Пуна - дворцу Ага-хана.

Дворец Ага-хана

Еду с моторикшей по таксометру и почему-то думаю что его таксометр немного врет (прибор продолжает считать во время стоянки), но так как я не знаю стоимости маршрута плачу указанные 80 рупи и иду смотреть дворец Ага-хана.

Дворец Ага-хана.

Входной билет во дворец Ага-хана для иностранца стоит 100 рупи, смотреть в нем особо не на что. Внутри дворца, некоторые комнаты находятся в полной разрухе, в тех комнатах, где организован музей есть немного экспонатов. Одним словом, если вы небольшой фанат Ганди и его жизненного пути, то можете сэкономить 100 рупи и полюбоваться дворцом на расстоянии (из-за ограды).

Одной из достопримечательностей Пуны является дворец Ага-хана. Этот дворец в Пуне был построен в 1892 году внуком Ага-хана Первого, в здании британцы держали Махатму Ганди и других известных националистских лидеров.

Следует уточнить, что Ага-хан, это не имя, а титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов. Династия берет свое начало от первой четверти 19 века. В начале 19 века Ага-хан Первый переезжает из Ирана, в Афганистан, а затем перебирается в Бомбей.

Трагическая история дворца Ага-хана

Парк при дворце Ага-хана.

Дворец Ага-хана является одним из самых важных монументов современной истории Индии в Пуне. В стенах дворца Ага-хана с августа 1942 года по май 1944 года, словно в тюрьме находился Ганди и его приближенные, некоторые из них так и не вышли на свободу. В тенистом саду, на территории дворца Ага-хана находится мемориал с их прахом.

Дворец Ага-хана.

В самом дворце Ага-хана расположена выставка-музей Ганди. Небольшая экспозиция, состоящая из личных вещей Махатма Ганди в нескольких комнатах, вот и весь музей, который больше напоминает краевой музей Ленина в российской глубинке.

Дворец Ага-хана.

В 1969 году Ага-хан IV передал дворец в дар городу, как знак уважения Ганди и его философии.

Цена входа на территорию дворца Ага-хана для иностранцев 100 рупи, цена кажется немного завышенной.

Архитектура

Дворец Ага-хана.

Дворец Ага-хана чем-то похож на венецианские палаццо, изысканные итальянские арки и резные узоры предают зданию воздушность и легкость, а темная черепица крыш и громоздкие портики придают внушительность.

Ухоженные лужайки и тенистый парк, в котором утопает дворец привлекают сюда толпы местных туристов.

Форт Шанивар Вада

Следующим пунктом в моей самостоятельной экскурсии по городу Пуна числился старинный форт Шанивар Вада. Форт расположен в старой части города Пешва и добраться до этого района я решил на общественном транспорте. Так как рядом с дворцом Ага-хана проходила оживленная автомагистраль я решил что с общественным транспортом проблем не будет.

Общественный транспорт Пуны.

Общественный транспорт в Пуне удивителен и ужасен. Многочисленные муниципальные автобусы выглядят так, словно их собирали со всех свалок мира, но тем не менее все как-то работает. Впрочем проблемой перемещения по городу служит не старый автопарк, а непонятная логистика. Вот стою я на автобусной остановке, а мимо меня пролетают (не останавливаясь) все нужные мне автобусы, так бы я и стоял на ней до вечера если бы не поинтересовался у местных в чем дело.

Оказывается, в Пуне не все остановки являются равнозначными, на некоторых из них, общественный транспорт может и вовсе не останавоиваться. Проблема решилась очень просто, я дотопал до перекрестка со светофором и там подловил нужный мне маршрут. Никакой проблемы войти или выйти в автобус нет, ведь двери в нем не закрываются.

Форт Шанивар Вада.

Еще одна достопримечательность Пуны — форт Шанивар Вада. Форт намного красивее снаружи чем внутри, обязательно обойдите форт снаружи. Внутри форт Шанивар Вада сохранился неважно, а если быть точным, то сохранились лишь каменные фундаменты дворцов и фонтанов. Для разнообразия посетить внутренности форта можно, но вероятно посещение форта вас разочарует. Стоимость входного билета для белого мистера стоит 100 рупи.

Форт Шанивар Вада был построен в 1732 году и служил резиденцией правителей пешва вплоть до 1818 года, когда настал период правления Ост-Индской компании. Сегодня от форта остались лишь внешние стены, а все внутренние строения были разрушены огнем в 1828 году.

История форта Шанивар Вада

Изначально никакого форта не было, а было здание резиденции правителя Пешвы Баджи Рао Первого, который в субботу, 10 января 1730 года заложил первый камень и приказал строить. Суббота фигурирует и в название строения, оно состоит из слов Shaniwar (суббота) и ВАДА (строение).

Планировалось построить грандиозное сооружение из камня, но вышел конфликт интересов, ведь в то время из камня строить могли лишь короли, а правитель Пешвы Баджи Рао Первый по статусу не проходил по этому условию. Так что из камня построили лишь фундамент дворца, а остальные материалы были более простые и доступные. Общая сумма потраченная на постройку Шанивар Вада равнялась 16 000 рупи, что для тех времен была весьма ощутимой.

За воротами форта пусто.

Официальная церемония открытия резиденции Шанивар Вада состоялась 22 января 1732 года, церемония проходила по всем правилам и в соответствии со всеми индуистскими религиозными обычаями.

Чуть позже резиденция Шанивар Вада приобретает несколько дополнений, в том числе: появляются крепостные стены, с бастионами и воротами, судебные залы, фонтаны и водоемы.

Главными строения резиденции в те времена были следующие постройки: Thorlya Rayancha Diwankhana (зал приемов), Naachacha Diwankhana (танцевальный зал), и Джуна Arsa Mahal (зеркальный зал). Комплекс Shaniwarwada был высотой более семи этажей, на самом верхнем этаже находилась резиденция пешвы, которая называлась Meghadambari.

Все внутренние залы зданий были украшены изысканной резьбой по дереву, для строительства использовали тиковое дерево, а полы устилали мозаичными панно из полированного мрамора, на которых лежали персидские ковры.

Одной из особенностей форта Шанивар Вада являлся фонтан лотоса, который был построен в виде шестнадцати лепестков лотоса и являлся самым сложным и запутанным фонтаном своего времени.

Вид на крепостную стену форта Шанивар Вада.

27 февраля 1828 года большой пожар внутри дворцового комплекса Шанивар Вада уничтожает практически все строения. Огненная стихия бушевала в форте Шанивар Вада практически неделю и уничтожила всё за исключением внешних стен форта и каменных фундаментов строений.

Ворота в форт Шанивар Вада

Что встречало неприятеля за воротами форта.

Форт Шанивар Вада имеет пять ворот (Dilli Darwaza, Mastani Darwaja, Khidki Darwaja, Ganesh Darwaja, Jambhul Darwaja), главными из которых являются Dilli Darwaza.

  • Ворота Dilli Darwaza — эти ворота являются главными воротами в форт, они обращены на север, в сторону Дели, как бы намекая на амбиции Баджи Рао против империи Моголов. Ворота Dilli Darwaza выполняют несколько функций. Основная — это доступ в форт, высота и габариты ворот позволяют въехать в форт на слоне. Оборонительная функция ворот Dilli Darwaza видна невооруженным глазом, многочисленные острые пики, которыми изобилует внешняя сторона ворот, препятствуют слоновий таран, а петляющая тропа внутри ворот, препятствует быстрому проникновению неприятеля внутрь. Для растерявшегося неприятеля между ворот приготовлен сюрприз, в виде кипящего масла на голову и залпа смертоносных стрел, летящих из-под потолка;
  • Ворота Mastani Darwaja — они обращены на север и использовались в основном женщинами форта;
  • Ворота Khidki Darwaja — восточные ворота форта;
  • Ворота Ganesh Darwaja — ворота ганеша использовали для удобного доступа к рядом расположенному храму Касба Ганапати;
  • Ворота Jambhul Darwaja — ворота предназначены исключительно для многочисленных наложниц, которым было удобно входить и выходить в форт сквозь них.

После осмотра форта Шанивар Вада в моей экскурсионной программе был холм Парвати с его многочисленными храмами и великолепной смотровой площадкой.

Уличное кафе в Пуне.

Время подходило к обеду и желудок требовал срочно найти местную едальню. Местная закусочная нашлась очень быстро, стоимость моего обеда в которой не превысила 50 рупи. Вблизи форта Шанивар Вада есть несколько мест общепита, я выбрал самый индийский вариант, про особенности едален в Пуне читайте в посте «Где поесть в Пуне».

Остатки Англии на улицах Пуны.

Кроме дешевой местной еды и форта Шанивар Вада старый район Пуны, который носит название Пешва, знаменит своими колониальными постройками, многие дома той эпохи выглядят весьма плачевно, но все же явно выделяются среди индийских построек. Один из таких домов я обнаружил напротив уличного кафе, в котором обедал. С виду обычный деревянный особняк, но вот чугунные перила с ликом английской королевы выдают в этом строении его импортное происхождение.

Холм Парвати

Сразу после обеда я направился на поиски холма Парвати, а вернее на поиски транспорта, который идет в сторону этой достопримечательности. Все оказалось намного проще. Прямо напротив входа в форт Шанивар Вада есть незаметный полицейский участок, жизнь ментов в котором нетороплива и расслаблена. Прием граждан в этом полицейском участке происходит прямо на свежем воздухе и выглядит весьма колоритно (особенно для тех кто понимает на хинди). Так что сам участок и все процессы, которые в нем происходят можно отнести к достопримечательностям Пуны.

Выждав время, когда усато-пузатый (всё как и положено местному полицейскому) представитель закона допьет свой масала чай и выслушает очередного потерпевшего, обращаюсь к нему с глупым логистическим вопросом «как проехать к холму Парвати». Полицейский задумался, начал что-то объяснять, потом и вовсе замолчал с многообещающим словом «Вэйт».

Автобусная остановка располагалась напротив полицейского участка, так что мой помощник просто встал со стула и тормознул первый попавшийся автобус (как мне показалось, но вероятно он знал какой автобус следовало останавливать). После недолгих торгов с водителем автобуса, который все время норовил уехать, полицейский направил меня внутрь со словами «этот точно довезет» и действительно через несколько минут меня привезли на неопределенный перекресток и указали направление движения.

Улицы Пуны, рядом с холмом Парвати.

Район холма Парвати мне показался неуютным и даже криминальным, но скорей всего это произошло из-за общей разрухи, которая в этом районе на каждом шагу. Перевернутые и сожженые автомобили, целый город трущеб, кругосветная грязь и бродячие козы навивали грусть. Не рекомендую гулять по этому району вечером.

Рядом с холмом Парвати целый город трущоб.

Холм Парвати, как и следует всякому холму требует от вас собрать все свои силы и топать в гору, каждого кто доберется до верха ждет бонус в виде ларька с газировкой и прочими вредными закусками.

На вершине холма расположились сразу несколько действующих индуистских храмов, музей Пешвы, смотровая площадка, мини-ботанический сад и кафе. Все храмы, включая маленький музей, можно обойти за 30 минут, а то и быстрее.

Холм Парвати и храмы.

В храме Парвати есть возможность подняться на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на город Пуну. Если городской смог будет не сильным то вид бескрайности городских построек действительно удивляет.

Еще одной достопримечательностью в Пуне, которую можно посетить, является холм Парвати. Холм Парвати представляет собой скопление индуистских храмов и один маленький платный музей.

Храм на холме Парвати.

Находясь в отдаление от туристических мест Пуны, храмы на холме Парвати сохранили свою индийскую естественность. Поднимаясь на холм, можно встретить как местных спортсменов, которые используют ступеньки в виде некого тренажера (бегая вниз — вверх), так и свободно гуляющих коз и свиней и тут же торгуют водой и жареной кукурузой. Так что местное население во всю использует святое место.

История храмов на холме Парвати

Барельеф на храме Парвати.

Когда-то, все храмы принадлежали двору правителей Пешвы и служили для их религиозных обрядов. Самый старый храм на холме был построен в XVII веке. Считается, что в его алтаре стояла статуэтка божества из чистого золота, но либо она была украдена, либо еще какие перипетии с ней случились, но в 1932 году золотой статуэтки не стало. Вскоре, статуэтку заменили на серебряную копию и храм зажил прежней жизнью.

Вероятно сама Парвати.

Рядом с храмом Парвати расположено еще несколько храмов, так или иначе причастных к богине Парвати. Кроме храма Парвати есть следующие храмы: храм Ганеша и храм Картика (это сыновья Парвати), храм Вишну и Храм Витхале.

Бодество похоже не бога Вишну.

Помимо храмов, на холме есть музей, который посвящен правящей династии Пешве, музей маленький, не очень интересный и платный.

Музей Пешвы на холме Парвати.

Холм Парвати не только храмы

Считается, что именно с холма Парвати открывается самый великолепный вид на город Пуну и на все близлежащие трущобы, для лучшего вида следует залезть на стену храма Парвати (услуга платная). Все верно, с холма вид на окрестности действительно хорош, но если над городом висит плотный смог, разглядеть вряд ли что получится.

Смог Пуны над морем трущоб.

Кроме храмов и маленького музея Пешвы на холме есть чудесная пародия на ботанический сад. На небольшой площадке растут деревца, а рядом висят таблички на которых все подробно про растительность расписано.

Ботанический сад на холме Парвати.

Помимо пищи духовной, на холме функционирует небольшое кафе с индийскими ценами, но выбор невелик, хотя газировка и чипсы всегда в наличии.

После посещения холма Парвати я направился в свой чудо-отель, никакого желания ехать в места вечернего развлечения (Hard Rock Cafe, Mocha Cafe, Интернет кафе и т.д.) уже не было. Кстати, добраться от холма Парвати до жд вокзала оказалось намного проще, в этом направлении ехали почти все автобусы.

Боги у индусов забавные.

Еще один день в Пуне начался с желания побродить в Ошо парке, ибо он был ближе всего к моему месту жительству. Попытки доехать в район Корегаон парка на обычном автобусе не увенчались успехом и я беру обычного моторикшу, который согласился ехать по счетчику. Прекрасно зная маршрут и его обычную стоимость еду в коляске моторикши и как завороженный смотрю как цифры на счетчике бешено крутятся, причем крутятся даже в момент стоянки моторикши.

Пришлось обратить внимание водителя на это недоразумение, но в итоге, все равно вышел конфликт. Узнать, подробнее про этот случай и про то как таксисты в Пуне обманывают можно в посте «Как обманывают таксисты в Индии».

В гостях у современного гуру

В Ошо парке можно встретить кого угодно, от обычных туристов до всевозможных просветленных, которые занимаются привычной для них медитацией, мне повезло чуть больше, я встретил настоящего живого гуру. Придурковатого вида индиец утверждал что он является истинным гуру, со своей верой, со своей паствой и со своим ашрамом, в который он тут же меня и пригласил.

Вот так может выглядеть современный индийский гуру.

До отправления поезда в Гоа еще было много времени и я решил вживую посмотреть на современный ашрам и на современного гуру.

Индия удивительная страна, в ней намешено всего и помногу, такого количества религий и всяких верований нет ни в одной стране мира, а в Индии они есть и все как-то уживаются и имеют своих приверженцев. Но в индийцы на этом не ограничиваются и идут еще дальше, в Индии каждый запросто может придумать свою религию и назначить себя гуру или богом (это уже от персоны зависит). И на удивление, у такого новоиспеченного гуру будут почитатели, поклонники и прочие последователи его учения.

Есть в Индии особые места, где в большей степени присутствуют всевозможные мистики, гуру и духовные учителя всех мастей. Город Пуна как раз является таким магическим местом, слава покойного Ошо и сегодня приводит в его ашрам тысячи искателей духовных истин. Благодаря такому наплыву искателей, работы хватает всем и Ошо ашраму и новым гуру.

Знакомство с гуру

Мое знакомство с псевдо гуру произошло в парке Osho Teerth, вблизи Ошо ашрама. Особо заняться в парке нечем и приходится фотографировать все подряд, таким образом в мой объектив попал забавный мужик играющий на флейте и одетый в оранжевый балахон.

Завидев мой интерес, мужик бросил дудеть и начал позировать на камеру, а после стал задавать свои вопросы про цель фотосъемки. В принципе, достаточно адекватный товарищ, но вот его навязчивость что-нибудь продать меня удивила.

Звучало эти примерно так:

Я учу людей играть на музыкальных инструментах, если есть желание могу тебя научить;
Нет, спасибо;
Мои услуги стоят недорого, а курс занятий можно начать прямо сегодня;
Нет, спасибо;
Я учу людей разговорному английскому, если есть желание могу тебя научить;
Нет, спасибо.

И действительно, несколько иностранных языков, включая ломанный русский, он знал. Но, наши соотечественники обогатили его лексикон множеством нецензурных слов, так что говорить было удобнее на английском.

Разговор зашел про местного гуру Ошо и про его бизнес-модель, на что собеседник меня ошарашил своим ответом, сказав что сам является гуру.

Честно признаться, я еще никогда в жизни так близко не видел живого гуру (пусть даже и фэйкового) и мне стало интересно понять в чем суть его учения и как всё работает. Удивлению не было предела, когда собеседник сказал что все расскажет и покажет. Вот это удача!

Из долгой беседы о концепции его учения я понял лишь одно, что он за мир и любовь на всем земном шаре, а полчаса болтовни это ни о чем, ведь главное мир и любовь. Складывалось впечатление, что разговариваю с человеком, который все на ходу выдумывает, но чтобы развеять мои сомнения, псевдо гуру пригласил в свой ашрам. До отправления моего поезда в Гоа оставалось несколько часов и время для осмотра ашрама/время для приключений было, так что еду в ашрам.

Ашрам псевдо гуру

Так как гуру был еще не очень прокаченный то и своего ролс-ройса у него пока не было (в отличие от гуру Ошо, у которых их было 100 штук), но был весьма пригодный для езды мопед с оранжевым флагом.

Транспорт современного индийского гуру.

Ехать от Ошо парка до жилища гуру совсем немного, его ашрам находился в одном из домов, где местные жители промышляли сдачей квартир и комнат в аренду приезжим. Приличную комнату в этом районе можно снять за 500 рупи, жаль что о наличие района с бюджетным жильем я узнал в день своего отъезда из Пуны.

Комната в ашраме.

Ашрам находился на самом последнем этаже в обычном панельном доме, квартира состояла из нескольких просторных, светлых комнат, маленькой кухни и сан. узла. Ничего выразительного в квартире-ашраме я не узрел. Представлял подобные места немного по другому, а тут самая обычная квартира.

Комната в ашраме.

Окнами квартира-ашрам выходила на русло пересохшей реки, но вид все равно был неплох. Тут же на балконе, с видом на реку было оборудовано несколько мест для отдыха, интересная задумка.

Вид на реку из квартиры.

Что удивило в этой квартире, так то что на окнах отсутствуют решетки, в большинстве индийских жилищ окна зарешечивают для защиты имущества от воров и от наглых обезьян. Впрочем, обезьяны будут хуже воров, ничего не украдут, но бардак наведут, у меня с ними был опыт в Удайпуре.

Маленькая кухня.

К нашему приезду, в квартире-ашраме было несколько последователей псевдо-гуру и занимались они самыми обычными делами, кто-то готовил для всех завтрак, кто-то мыл полы и т.д., одним словом обычный такой ашрам.

Еще одна комната.

Для чего нужен ашрам

До официального начала занятий в этом чудесном ашраме еще было время и я решил расспросить про суть подобного ашрама и каково быть гуру. Беседа была недолгой, но все интересующие вопросы я задал.

Любой гуру должен чему-то учить своих последователей и это необязательно должны быть духовные практики или прочие религиозные задвиги. Мой собеседник делал упор на следующих вещах:

  • йога;
  • изучение языков;
  • изучение музыки.

Английский язык в ашраме

Рабочее место современного индийского гуру.

Каким образом можно совместить йогу и уроки английского языка понять сложно, но именно это направление у гуру шло на «ура». Если бы я заранее знал, что поезд в Гоа бесстыдно опадает на целый час, то остался бы на урок английского. Впрочем, методика обучения тут очень проста и логично. Обучение английскому гуру ведет в несколько этапов.

Этап первый, тут просто заучиваются самые важные и часто используемые в жизни фразы, никакой грамматики и прочей ереси не учат. Тут самое важное произношение и понимание.

Этап второй, на этом этапе ученики идут в город и максимально используют выученные до автоматизма фразы. В Индии, английский язык является государственный, так что найти с кем поговорить проблем нет. После каждого такого уличного интенсива студент должен записывать все сложности и непонятные словосочетания.

Этап третий, заключается в том, что после второго этапа происходит финишная доводка всех знаний из первого этапа обучения. Те словосочетания, которые были обнаружены на улице доводятся до совершенства и намертво заучиваются. На этом этапе обучения происходят более частые походы на улицу и более частое свободное общение.

Этап четвертый, в принципе, до этого этапа доходят не многие, ведь большинству индийцев нет необходимости иметь идеально грамотный английский, а требуется лишь умение говорить и понимать. На этом этапе приходит грамматика и все те вещи, которые требуются для английской грамотности.

Ничего удивительного в этой методике нет и она применяется во многих странах, вот единственное что мне непонятно, как совместить йогу и английский и как ему удается за короткий срок заставить учеников говорить на английском.

На что живет гуру

Учитель и ученик.

Самая деликатная тема в разговоре с людьми — где ты берешь деньги на жизнь, но и тут никаких секретов нет. Часть денег приносит обучение, часть денег приносит донейшен (пожертвования в Индии имеют совсем другой подтекст, в Индии пожертвования совершаются не потому что я должен сделать пожертвования, а потому что я могу сделать пожертвования, это две большие разницы).

Помимо, платы за обучения, студенты (почитатели гуру), выполняют все хозяйственные работы по дому/ашраму, так что у их учителя высвобождается время на прочие высоко духовные дела.

Время в гостях у гуру таяло и мне следовало направляться на жд вокзал. Мне тут же был выделен транспорт с водителем, который и доставил меня по месту назначению. Такое внимание поражает, ведь мы знакомы не более часа.

Во время поездки на вокзал я расспросил у водителя, который был одним из участников этой общины, про его интерес. Оказалось, все просто, ему нужен был английский и желательно в кратчайшие сроки. По рекомендации своего приятеля он в этом ашраме и оказался. О скорости изучения языка, мой собеседник ответил просто, еще два месяца назад я не говорил на английском, а теперь ты сам видишь мой прогресс (весь разговор был на английском).

Конечно его английский был не идеален, но это два месяца. Обычно люди на языковых курсах за два месяца проходят лишь самую первую ступень английского и могут говорить лишь на примитивные темы из разряда «Лондон из зе кэпитал оф грейт бритн» и все, а тут человек может строить предложения, понимать сказанное, размышлять и даже выдавать всякие шутки на английском. Я был удивлен.

Изначально я ехал в гости в этот ашрам с настороженностью и явным недоверием, но со мной там ничего плохого не произошло, никакой пропаганды и других деструктивных действий над моей психикой не производили, все относились ко мне позитивно и доброжелательно. Некоторые вещи вызывали непонимание, но для большинства индийцев они обыденные, да и сам ашрам предназначен для индийцев. Вот такая вот получилась экскурсия в ашрам к современному индийскому гуру.

Ничего плохого со мной в гостях у гуру не произошло, хотя ехал я туда с опаской. В указанное мной время, гуру выделил мне транспорт с водителем, на котором я доехал до своей гостиницы. Остается лишь рассчитаться за номер в отеле, перейти через дорогу и сесть на поезд с красивым именем Goa Express.

Вот так и прошли несколько дней пребывания в индийском городе Пуна, следующая остановка моего путешествия, самый курортный штат Индии — Гоа.

Пуна, достопримечательности и экскурсия по городу

Смотреть комментарии