Дворец в Бунди

2020-07-11

Как ни удивительно, но посещение дворца Garh Palace в крепости Тарагарх начинается с покупки входных билетов. Именно покупка входных билетов может вызвать вопросы, вот я и решил немного про это рассказать. Суть дела в том, что покупка билета во дворец и в форт производится из одного окна, но если вы пришли во второй половине дня, то билет в форт вам могут и не продать, ссылаясь на время (в чем будут правы). Отсюда простой вывод, постарайтесь выделить два дня на неспешный осмотр этих достопримечательностей, такой подход будет более щадящий для вас, тем более что в Бунди множество других достопримечательностей.

Кассы у дворца Бунди.

Только я подошел к билетной кассе, как тут мной заинтересовался местный бизнесмен, бизнес у мужика видно шел без особых успехов и от этого его слова не казались мне убедительными. Вот примерный диалог:

Мистер, купите палку. (в этот момент я немного напрягся и вспомнил лихие 90ые, в то время в Питере уличные гопники как правило тоже предлагали населению всякие нематериальные ценности променять на ден. знаки.)
Ээээ, а зачем мне палка?
Это для вашей же безопасности (тут ко мне уже более отчетливо пришло видение 90х)
А что будет если я не куплю у вас палку? (мужик действительно держал в руке дубину и я уже всерьез задумался над ее приобретением)
Мистер, там куда вы направляетесь очень много диких обезьян, они на вас нападут, они на всех нападают, мистер купите палку

Благодарю бизнесмена и покупаю билет, а в нем в самом углу, написано маленьким шрифтом Visit at your own risk, что я перевел как «За все, что с вами случиться, в том числе и нападение диких обезьян несете ответственность только вы сами». Может нужно было купить палку?

Входной билет в форт Тарагарх.

От билетной кассы до входа в Garh Palace вас ведет легкий подъем в холм, выложенный булыжником, так что потеряться тут сложно. Вход во дворец охраняют массивные ворота Хатхиа Пол, над которыми нависают огромные розовые слоны с огромными детородными органами, которые так и кричат, что мы самцы слонов, а не какие-то слонихи.

Ворота Хатхиа Пол, дворец Garh Palace.

История дворца и форта

В 1341 году Рао Дева один из представителей раджпутского клана Хада Чохан основывает Бунди. Примерно в те же годы был заложен укрепленный форт Тарагарх, но первое сооружение в нем было возведено чуть позже, в начале XVI века. Все последующие властители аккуратно достраивали и расширяли то что досталось им от предшественников и сегодня мы видим уникальный самострой. Знаменитый писатель Киплинг, увидев эти хаотично построенные строения сказал буквально следующее «даже среди бела дня он представляется одним из тех замков, что люди рисуют себе в самых изощренных мечтах — скорее, дело рук гоблинов, чем людей»

Дворец Бунди.

Полностью согласившись со словами знаменитого писателя приступаю к исследованию обветшавшего дворца Бунди. Сразу за воротами с розовыми слониками вы попадаете в миниатюрный двор, никаких указателей направления движения тут нет и быть не может, вы предоставлены самим себе и старому дворцу, что очень хорошо.

Внутренний двор во дворце Бунди.

Обследовать дворец можно в любой последовательности, в нем есть как абсолютно угрюмые закутки, так и прекрасно сохранившиеся комнаты с великолепными росписями и зеркальными панно. Но все тут выглядит гармонично и дополняет друг друга.

Одна из непримечательных комнат дворца Бунди.

К примеру, вот такая голая комната, в которой нет ничего интересного имеет обалденный вид на перенаселенный Бунди.

Вид на Бунди из Дворца Garh Palace.

Вид на Бунди из этой маленькой комнатки, принадлежит вам и только вам, тут нет толп туристов лезущих в объектив вашей камеры и ломающих всю атмосферу места, тут можно сколь угодно долго быть наедине с древними стенами и своими мыслями, которые дорисовывают все что тут было утрачено за долгие годы.

Внутренний двор Garh Palace.

Темные лестницы со спящими под потолком летучими мышами и едким запахом их испражнений словно лабиринт способный  приоткрыть дверь в потустороннюю реальности, ну или отпугнуть от дальнейших исследований дворца (это строго индивидуально).

Мыши во дворце Garh Palace.

Второй этаж дворца отдан под публичные аудиенции и выглядит очень аскетично, верное и очень умное решение.

Зал общественных слушаний.

Исключением является лишь трон, искусно вырезанный из белого мрамора.

Трон во дворце Garh Palace.

Из зала для публичных аудиенций разукрашенная дверь ведет вас во внутренние покои.

Дворец Garh Palace, фрески.

Тут сразу в глаза бросается более роскошные интерьеры и более интересная резьба по камню.

Один из залов дворца Garh Palace.
Резьба по камню.

Сложно сказать что тут было во времена когда дворец был жилым, но двор и прилегающие пространства и сегодня очень комфортны.

Внутренний двор с фонтаном.

Тут и фонтан в центре двора и многочисленные навесы от солнца.

Галлерея.

В этом дворе, также встречаются весьма загадочные помещения, похожие либо на маленькую кухню, либо на темный чулан без окон.

Кухня во дворце Бунди, а может и не кухня.

Никаких реставрационных работ тут не производилось и есть уникальная возможность посмотреть на оригинальные постройки тех далеких времен.

Дверь с декором из слоновьей кости.

Что-то сохранилось очень хорошо, что-то посредственно, а что-то не возродить уже никогда.

Фрески и зеркала.

В одной из внутренних комнат, темной и сырой, дверной проем оформлен сотнями маленьких зеркал и любой свет, отражаясь от них создает иллюзию, будто он проходит сквозь резную стену и как будто за стеной залитая солнцем площадь.

Комната и зеркальная иллюзия.

Тут можно быть в абсолютном одиночестве часами и наслаждаться прохладой старых стен в полной тишине. Удивительное место.

Внутренний двор с фонтаном.

Обратите внимание, на каких тоненьких ножках держатся массивные куполообразные крыши шатров, а еще на этой фотографии есть потайная лестница ведущая на верхний уровень, где спрятаны несколько очень нарядных комнат.

Внутренний двор с фонтаном.

Отыскав потайную лестницу, поднимаюсь наверх. Еще один двор с фонтаном, и дикими пчелами, живущими прямо под потолком.

Потайной двор во дворце Бунди.

Внутри несколько красочных комнат от пола до потолка расписанных в раджастанском стиле.

Потайной двор во дворце Бунди.

Пол впрочем тоже заслуживает внимания, в каждой комнате, он разный, все в грязи и пыли, но очень впечатляет.

Мозаичный пол.

Зеркал в этих потайных комнатах еще больше, и выложены они еще более искусно, как же эта сказка выглядела несколько сот лет назад?

Зеркальное панно.

Я большой любитель всяких зеркальных украшательств, но даже мне эти зеркальные панно понравились.

Зеркальное панно.

Ну и конечно, всюду слоны, индийская страсть к этим животным неистребима, слоны и на стройках работают, и ввиде бога Ганеши в индийском фольклоре и религии присутствуют, в общем всюду где есть возможность засунуть это громадное животное индийцы его засунут.

Слоны.

Отсутствие реставрационных работ, наличие сезонов дождей и тот факт, что дворец долгое время был полностью заброшен, сказывается на его состоянии, некоторые элементы былой роскоши утрачены, некоторые со временем потускнели и имеют уникальный, неповторимый вид.

Фрески повсюду.

А что-то попросту оторвали и унесли в виде нужных в быту вещей.

Зеркала стащили, вероятно для рестоврации :).

Но поднимаешь голову, разглядывая сводчатые потолки и вновь перед тобой сказка из детства, именно такими я в детстве и представлял настоящие индийские дворцы из восточных сказок.

Роспись потолка.

Читрасала во дворце Бунди

Читрасала во дворце Бунди.

При посещении дворца Garh Palace в крепости Тарагарх для вас открывается уникальная возможность осмотреть и так называемую галерею (Читрасала) в том же самом дворце. Дворец в Бунди за всю свою долгую историю регулярно достраивался и становился больше и краше, во время правления Умеда Сингха (1744–1804) при дворце появилась эта прекрасная галерея.

Читрасала вид на форт.

Умеда Сингха известный любитель искусства, он с большой охотой поддерживал творчество, а при его дворе работали самые талантливые художники Раджастана. Многие произведения раджастанского искусства можно сегодня увидеть в стенах дворца Garh Palace.

Внутренний двор галереи Читрасала.

Читрасала расположена чуть выше основного входа во дворец, пройти в чудесный сад с фонтаном и зеленой лужайкой можно двумя способами. Первый способ, сквозь секретный лаз в стене из первого двора Garh Palace, но не всегда этот лаз открыт, большинство туристов и не подозревает о его наличии, но он там есть. Второй способ, подняться по холму и войти в сад через ворота, так поступают большинство туристов.

Сад Читрасала.

Перед галереей (Читрасала) как и сотни лет назад разбит уютный парк с фонтаном в самом центре и великолепной смотровой площадкой. Но не стоит тратить много времени на сад, смелее идите внутрь, то что скрывается внутри поразит вас до глубины души.

Роспись стен и потолков в Читрасала.

Читрасала это небольшой крытый павильон, в котором все стены покрыты панелями с изображениями эпизодов из жизни местных правителей и индуистских божеств, в Читрасале предпочтение отдано богу Кришне. Кришна тут во всех своих ипостасях, как божественный любовник, как дитя и Кришна колдун (Иогирадж).

Кришна и флейта.

Но не только Кришной единым славятся фрески Читрасала, тут присутствует множество изображений «обыденной» жизни «простых» правителей Бунди. На удивление, очень детально передан быт тех времен во всех подробностях.

Кришна, флейта и зеркало.

Королевские процессии, сцены охоты, сцены при дворе и королевские дворцы, все что происходило в те времена художники перенесли на стены Читрасала. Была ли действительна роскошная жизнь у раджи и у местной аристократии тех времен или это вымысел художника?

Королевские будни.

Несколько картин, говорят о пышных королевских процессиях, что дает возможность предположить, с какой помпой отмечали праздники во время правления Умед Сингха.

Слоновья кости в декоре дверей.

Охота — это еще одно занятие которым не брезговал ни один представитель королевских кровей в Индии, и художники Бунди кажется превзошли самих себя в воссоздании этих сцен с редкой точностью, реализмом и вниманием к деталям.

Усатое солнце и голубое небо.

Часть картин отражают досуг женщин королевской свиты — игру на музыкальных инструментах, злоупотребление алкогольной продукцией, курение хуки и прочие важные женские дела, на скуку у них времени вовсе не было.

Индийские махарани и интеллектуальный труд.
Махарани и интеллектуальный труд.

В общем, если внимательно присмотреться к картинам, на которых подробно показаны многие аспекты жизни и отдыха индийской знати тех времен, то можно с легкостью понять насколько была тяжела жизнь правителей Бунди.

Тогдашний подвиг, куда же без подвига.

Также впечатляют изображения элегантных и утонченных молодых женских фигур.

Индийская девушка.

Использование мягкого зеленого цвета для фона, одинаковость стиля, композиция, комбинации цветов, очертаний фигур, узоров мотивов и т.д. говорит о том что все картины выполнены художниками, принадлежавшими к одной и той же мастерской. Местные художники готовили собственные пигменты и делали их из местных растений, трав, корней и минералов, путем растирания и добавления клея к пасте.

Краски Бунди.

Фрески все еще сохраняют свою свежесть и продолжают удивлять зрителей яркими цветами и живыми образами. К сожалению в Бунди нет живописных ландшафтов, но местные художники были наделены богатым воображением и на их произведениях можно видеть роскошные зеленые луга, изобилие птиц, животных и прочие элементы, которые скорей всего плод фантазии авторов фресок.

Галерея Читрасала сохранила в веках не только имя самого Умеда Сингха, но и безымянных, талантливых живописцев при его дворе.

Дворец в Бунди

Смотреть комментарии