Дворец Умайд-Бхаван сегодня это одна из самых больших частных резиденций в мире. Свое название дворец получил в честь махараджи Умайда Сингха, несмотря на все перипетии двадцатого века дворец и сегодня принадлежит тому же роду. Сегодня владельцем дворца является махараджа Гадж Сингх II, внук того самого Умайда Сингха.
Двадцатый век внес свои коррективы в жизнь дворца и его обитателей. Теперь дворец разделен на три части. Роскошный отель, главная резиденция бывшей королевской семьи Джодхпура и, самая малая часть отдана под музей, в который я и направлюсь.
История дворца Умайд-Бхаван
Строительство дворца Умаид Бхавана началось в 1929 году. Заказчиком был юный махараджа Умаид Сингх, ему тогда было всего чуть более 20 лет, но он четко понимал новые веянья в европейской архитектурной моде и дальновидно смотрел сквозь мглу начала века.

Возможно поэтому он приглашает английского архитектора — Генри Ленчестера. Выбор юного махараджи был верен, проекту Ленчестера удалось объединить в себе черты традиционной индийской архитектуры и стиля ар-деко.

Во время строительства дворца было задействовано более 5 000 рабочих, что ощутимо поддержало экономику региона. Проект был настолько грандиозен, насколько и современен. Специально под строительство соорудили новую железнодорожную ветку для доставки стройматериалов. Уникальная система пазов, позаимствованная у древних строителей Анкор-Ват, помогла построить дворец Умайд-Бхаван без применения цементного раствора, а помещения спроектированы таким образом, что внутри всегда сохраняется комфортная температура, около 23 градусов по Цельсию.

Здание получилось королевских размеров, дворец состоит из 347 комнат, а потолок парадного зала имеет высоту более 40 метров. Общая площадь владений дворца составляет 10,5 гектаров, из которых 1,4 гектара – это площадь здания, и еще 6,1 гектара – сады, цветники и газоны и прочие красоты.
Над интерьером многочисленных комнат трудился поляк Стефан Норблин, они у него вышли в стиле «индийское ар-деко», что гармонично вписалось в общую картину гигантского здания. История появления в Джодхпуре Стефана Норблина вместе с женой Леной и сыном Андреем во многом обязана немцам, Второй мировой войне и архитектору Генри Ленчестеру с которым они были знакомы. Изначально над производством мебели для дворца махараджи трудилась английская фирма Maples, но на дворе был 1942 году и корабль с драгоценной мебелью, был потоплен немцами. Поняв, что такой способ весьма непродуктивен, было принято решение делать большинство мебели на месте силами приглашенных европейцев, тут то и появляется поляк Стефан Норблин.

Вторая мировая война, обретение страной независимости, а после и правительство Индиры Ганди, которое урезало привилегии махараджей, заставило окончательно пересмотреть отношение к роскоши. И в 1972 году, сын Умаида Сингха, махараджа Гадж Сингх, принимает решение открыть в Умаид Бхаван отель. Дворец был поделен на три неравные части: в одном из крыльев дворца до сих пор живет хозяин с семьей, в части противоположного крыла разместили небольшой музей. А центральная, самая роскошная часть как раз и стала отелем Umaid Bhawan Palace, в котором каждый может пожить, ровно столько насколько хватил денег.
Снять номер в отеле Умаид Бхаван
Отель Umaid Bhawan Palace предлагает несколько вариантов размещения, Palace Rooms, Historical Suites, Royal Suites, Grand Royal Suites, Maharaja Suite, Maharani Suite. Стоимость самого бюджетного номера (Palace Rooms) начинается от 22000 рублей за сутки, а проживание в королевских номерах обойдутся от 100000 рублей за сутки.
Вот собственно и все что я знаю про дворец Умайд-Бхаван, так как мой бюджет не предполагал размещения во дворце, то фотографий интерьеров не будет, а будет поход в музей при дворце.
Музей Умайд-Бхаван
Купив билет и пройдя рамку металлодетектор, вы проходите на территорию дворца, а вернее на скудный клочок двора, который со всех сторон отгорожен от основного пространства.
Первое куда ведет туристическая тропа это придворный гараж. За стеклом выставлены старые автомобили, смотреть, а тем более фотографировать очень неудобно, но тем не менее многие туристы щелкают фотоаппаратами.

Выглядят автомобили отлично, еще бы, если обслуживаются они чаще чем ездят. Во время моего визита несколько механиков ковырялись под капотом одного из выставленных раритетов прямо на глазах у посетителей музея.

Есть один большой плюс гаража, находясь рядом с ним можно сделать широкоугольный снимок дворца, с других мест такого не выйдет.

После королевского гаража все туристы идут во дворец. Вход во дворец, вернее вход в маленький музей, со всех сторон огорожен и охрана внимательно наблюдает, чтобы никто из туристов ни пролез на территорию дворца.

Музей дворца Умайд-Бхаван представляет собой несколько комнат с экспонатами, большой холл и маленький внутренний двор.
Войдя в музей вы оказываетесь в большом зале с красивыми, высокими потолками и росписью. Свод потолка напоминает потолки в античных дворцах, но не забывайте что вы в Индии.

Экспозиция музея не имеет какой-либо структуры, тут представлено все и понемногу. От макета дворца до фотографий махараджи и его приближенных.

Вот типичный пример «Индиец и англичанин — друзья навсегда».

Или вариации «ленинского субботника».

Часть экспозиции посвящена быту индийских царей в начале ХХ века. Из представленного в музее, можно сказать, что жили махараджи весьма сдержанно, нет тут никаких золотых унитазов и прочего китча.
Кухонная посуда, но почему все в единичном экземпляре?

Сервировка стола, так и вообще выглядит очень бедно.

Комната для отдыха больше похожа на комнату в шотландском замке.

Многие вещи напоминают английское присутствие и сильное влияние Англии на индийскую знать.

Пытаюсь найти индийские мотивы в этом искусно выполненном зеркале, но кроме индийца на заднем плане, ничего индийского в нем не нахожу.

Посмотрев все экспонаты в первых залах, вы попадаете в маленький внутренний двор, по периметру которого заботливо установили скамейки для отдыха.

Из внутреннего двора можно попасть в маленький зал с огромным количеством разнообразных часовых механизмов. Тут часы всех размеров и форм, от явной экзотики до стандартно шикарных, выполненных в золоте и бриллиантах.

Как вам такая метеостанция в виде паровоза.

Или вот часы-крейсер, которому не суждено быть спущенным на воду.

Мельницы, маяки, рыбы и прочие удивительные экспонаты для отсчета точного времени.

Мне понравились вот эти часы с уникальным механизмом.

Для того чтобы часы показывали точное время заводить их не надо, а требуется время от времени перекладывать металлические шары из нижнего ящика часов в верхний.

Не удивительно, но почти все экспонаты в этой комнате сделаны в Европе, а где же еще их делать.

В соседнем зале просят не делать фотографии и несколько смотрителей ревностно следят за вами. Особое внимание если входишь в зал с фотоаппаратом, но как известно «У семи нянек, дитя без глаза».

Приглушенный свет и яркие краски настенной живописи делают этот зал весьма интересным.

Вот и все что можно посмотреть во дворце Умайд-Бхаван купив билет для посещения, но все самое красивое, в том числе и ошеломляющие интерьеры, доступны лишь постояльцам гостиницы, но это не каждому по карману.
