Анегунди (Хампи за рекой)

Автор: Александр Большаков Обновлено: 2020-08-26

На этой экскурсии нам предстоит перебраться на другой берег реки Тунгабадра (противоположную от храма Вирупакша сторону реки) и исследовать самые яркие достопримечательности Хампи.

Если вы проживаете на стороне Вирупакши, то ваша экскурсия начинается с паромной переправы через реку Тунгабадру, что само по себе является достопримечательностью и экзотикой.

Если ваше жилье располагается в деревне Вирупапур Гадди, то у вас есть отличный шанс выспаться и подождать нас, пока мы до вас доберёмся. Про то где в Хампи лучше жить можно узнать тут.

Карта другого берега Хампи

Что бы понимать наш маршрут и ориентироваться на местности, следует изучить где какая деревня находится, и как эти самые деревни называются. Про туристическую карту Хампи читайте в этом посте.

Многие экскурсоводы, которые сопровождая туристов из Гоа, и зарабатывая на этом деньги, понятия не имеют что Хампи состоит из разных деревень и у каждой есть своё название. Такие экскурсоводы обычно говорят, что есть достопримечательности на берегу Вирупакши и что-то за рекой и всё. Будем более подготовленными чем они и рассмотрим где какая деревня, вернее обозначим области этих деревень, так как точную границу территорий не знают даже местные жители.

Карта районов Хампи на другом берегу

Карта районов Хампи на стороне Анегунди.
  1. Район деревни Вирупапур Гадди (тут паромная переправа к Вирупакше);
  2. Район деревни Хануманали (тут храм Ханумана на холме);
  3. Район деревни Анегунди (эта деревня намного старше Хампи).

Карта экскурсии по другому берегу Хампи

На карте, маршрут нашей экскурсии выглядит коротким, но расстояние мы проедем приличное. Следует выделить на этот маршрут минимум половину светового дня или более.

План экскурсии в Хампи на стороне Анегунди.

Примерный список достопримечательностей и остановок по нашему маршруту:

  1. Паромная переправа у деревни Вирупапур Гадди;
  2. Холм Анджанея и храм Ханумана;
  3. Озеро Пампа Саровар и храм Лакшми;
  4. Холм Дурги, форт и пещерные храмы;
  5. Павильон Hachappa Mantapa Atrium;
  6. Деревня Анегунди с храмами и дворцами.

Гугл карта достопримечательностей Хампи на стороне Анегунди

Река Тунгабадра

Лодочная переправа через реку Тунгабадра.

Протекающая сквозь марсианские ландшафты Хампи, река Тунгабхадра считается у индусов священной и они почитают её воды как проявление бога на земле. В эпосе «Рамаяна» река Тунгабадра называется «Пампа», хотя подобных названий в Индии неимоверное множество.

Священная река Тунгабхадра образуется из слияния двух мелких рек Тунга и Бхадра, которые берут своё начало на восточных склонах Западных Гат. Пройдя Хампи, река Тунгабхадра впадает в более крупную реку под названием Кришна и больше священной реки Тунгабхадра нет, а есть лишь священная река Кришна. Река Кришна, несет свои воды в Бенгальский залив.

Тунгабхадра была достаточно важной рекой Виджаянагарской империи, в плане обороны и стратегии. Всё дело в её полноводности во время сезона дождей. Благодаря сильным течениям и полноводности, пройти врагу сквозь эту естественную преграду было невозможно, добавьте к этому холмистую местность Хампи с огромными валунами и отсутствие дорог, и получается отличная природная преграда.

Легенда реки Тунгабхадра

Утренние ритуальные омовения в Хампи.

Как у всего в Индии, у реки Тунгабхадра есть свои тайны и легенды, именно этим Индия многим и нравится.

Одна из легенд реки связана с Вишну, вернее с его проявлением в виде свиньи. Вишну в виде вепря долгое время проживал в этих местах и вел незримый бой с демонами и прочей нечистью. Когда свинья перевела всех неугодных, то наступил период спокойствия и животное-бог мирно уснуло. Пока свинка спала с её клыков капали слюни, вот эти слюни и есть реки Тунга и Бхадра. Вот такая вот очередная народно-индийская байка про сотворения мира.

Переправа через реку Тунгабхадра

Хампи разделен рекой Тунгабхадра на две части. Переправится с одной стороны на другую можно лишь по воде, автомобильных мостов тут нет (информация актуальна на 2016 год). Официальная переправа (государственная) с одного берега на другой работает лишь до 18:00, а после можно воспользоваться услугами частников.

Основные места лодочных переправ в Хампи следующие:

  • у храма Вирупакши (тут работают государственные лодки);
  • у храма Кодандарама (очень красивое место);
  • у храма Виталла (тут был недостроенный мост).

Переправа через реку Тунгабхадра у Вирупакши

Лодочная переправа в Хампи, рядом с храмом Вирупакши.

Эта переправа самая востребованная и туристическая. В этом месте находятся государственные лодки, которые работают до 18:00, цена услуги — 10 рупи для пешехода, за транспорт и багаж могут потребовать доплату. В других местах, переправляться придется на круглых соломенных тазах, которые могут выдержать несколько человек, а при большом желании и мотоциклы пассажиров. После 18:00 переправа закрывается (государственные лодки встают на якорь) и переправляют уже только на тазах.

Переправа рядом с храмом Вирупакша живописна и необычна, на берегу по соседству построены какие-то святилища, а между берегов имеются островки с божествами и прочими индуистскими идолами.

Лестницы ведущие к воде, имеют парапеты для спуска и подъема мотоциклов и прочего транспорта. С непривычки, спуск по парапетам может быть весьма экстремальным, нужно ехать на «полу выжатом сцеплении» или попросить местных о помощи.

Переправа через реку Тунгабхадра у храма Кодандарама

Лодочная переправа в Хампи, рядом с храмом Кодандарама.

Переправа рядом с храмом Кодандарама считается самой живописной, именно в этом месте, река делает крутой изгиб и получается тихая заводь со спокойной водой.

У храма Кодандарама вы можете арендовать круглую лодку и посмотреть достопримечательности храмовой тропы, которые доступны лишь с воды.

Переправа через реку у храма Виталла

Переправа возле Анегунди и разрушенный мост.

У храма Виталла есть ещё одна паромная переправа, тут работают большие, государственные лодки и маленькие соломенные корытца. Именно в этом месте можно перебраться от храма Виталла к деревне Анегунди.

На этой самой переправе, было затеяно строительство моста через реку, старт был в 1997 году. ЮНЕСКО всячески сопротивлялось постройке уродливого моста, так как постройка могла пагубно повлиять на сохранность памятников древней архитектуры Хампи. В этом я полностью на стороне ЮНЕСКО.

В 2000 году произошло замораживание строительства моста через реку, хотя было построено более 80%. Спустя несколько лет власти и ЮНЕСКО нашли решение, которое устраивало всех и стройку продолжили. Но мосту не суждено было тут быть и 22 января 2009 года он развалился сам по себе, забрав на тот свет 8 строителей.

Во время моей экспедиции (в 2015 году), уже нет никаких напоминаний что тут был мост. Я искал мост убийцу в районе южных ворот (Talvar Gatta) в Анегунди. Но если посмотреть на фотографию, то видно как строительная техника рушит остатки оснований моста, а в правой части фотографии, видно местный паром с пассажирами.

Опасности реки Тунгабхадра

Несмотря на всю святость и сакральность, река Тунгабхадра является опасной и имеет свой характер, который у неё весьма скверный.

Самая разрекламированная опасность реки Тунгабхадра — это крокодилы, таблички о наличие крокодилов в мутных водах священной реки можно встретить повсеместно. Я этих гадов в Хампи не видел, вообще-то крокодил любит заболоченные тихие воды, а не реки со стремительным течением.

Кроме крокодилов, река имеет и другие опасные особенности, про это читайте далее.

Крокодилы

Крокодилов я не видел, но особо их не искал. Индийцы не боятся купаться в реке, особенно в районе переправы Вирупакши. Те что побаиваются крокодилов, дальше чем по колено в воду не заходят, но думаю крокодилам этого будет более чем достаточно.

Водовороты

Река Тунгабхадра имеет опасные водовороты.

Когда заходишь в воду чуть глубже чем по колено, то хорошо понимаешь насколько силен поток воды. Для того чтобы просто стоять на месте требуется прикладывать усилия, небольшие водовороты уже не кажутся такими безобидными. Это в сухой сезон, а что тут происходит, когда река полноводна?

Если вы надумали купаться, то делайте это в более широких местах, где вода в реке более спокойная.

Течения

Река Тунгабхадра имеет опасные течения.

Течения реки — это ещё одна опасность, которую туристы не учитывают. Если вас не сожрал крокодил, не закрутило в бурный водоворот, то сильное течение способно размозжить вам череп об камни. Про это следует помнить.

Именно подобную картину я видел у переправы Вирупакша, когда вслед за индийским мальчонком в воду сиганул какой-то европеец. Индиец вынырнул радостный и довольный, а европейца течение снесло на камни и немного повредило физиономию, но могло быть и хуже.

Несмотря на все страшилки, которыми я вас напугал, река Тунгабхадра очень справедливое существо, относитесь к ней с уважением и она ответит вам взаимностью. И ещё на последок, не ищите на реке Тунгабхадра водопады, их тут нет.

Деревня Вирупапур Гадди

Рисовые поля в деревне Вирупапур Гадди.

Пару слов следует сказать про деревню Вирупапур Гадди, которая расположена на противоположной стороне реки от храма Вирупакша и туристического района Хампи Базар.

Отдых в деревне Вирупапур Гадди подойдет не каждому, вот некоторые плюсы и минусы проживания в этой деревне:

  • По-деревенски тихо и даже скучно, тут вы не найдете шумных кафе, которыми изобилует деревня возле Вирупакши;
  • более скудный выбор жилья, но именно из-за домиков с видом на рисовые поля сюда едут туристы, добраться до некоторых гестхаусов можно только пешком;
  • полная изоляция от внешнего мира, после шести вечера прекращает работать паромная переправа, а в объезд ехать слишком долго (проще забить или отложить неотложные дела до завтра);
  • сказочно красивые деревенские пейзажи — тут без комментариев;
  • более бюджетное проживание, но требуется торговаться;
  • отсутствие магазинов и рынков, есть несколько ларьков типа СЕЛЬПО, да парочка фруктовых телег и всё.

Аренда транспорта на стороне деревни Вирупапур Гадди

Аренда мопеда в деревне Вирупапур Гадди.

Вот мы и на стороне релакса, бескрайних рисовых полей и красочных закатов — мы на стороне деревни Вирупапур Гадди. Поднимаемся на берег и выбираем транспортное средство, которое нас будет возить весь сегодняшний день. Подробно про транспорт в Хампи я писал вот тут.

Отдельно хочу сказать про самые дешевые мопеды (местного производства), которые можно арендовать по цене 150 рупи + бензин. Если вы арендуете дешевую технику, то будьте готовы много тратить на бензин. Именно такой мопед я арендовал в Хампи, его прожорливость поражает, на 10 километров этот монстр потребляет литр бензина.

Бензином лучше запастись в месте аренды, так как далее заправок нет. Нет заправок даже в Анегунди, а этот населенный пункт когда-то было центом настоящего королевства. Впрочем, переживать не стоит, ведь всегда можно попросить помощи у местного населения.

Для туристов, которые не желают самостоятельно управлять двухколесной техникой, есть возможность воспользоваться услугами рикши. Цены на рикшу зависят от длительности аренды и от умения вести торг. Обязательно торгуйтесь. Ходить пешком или ездить на велосипеде на этой стороне занятие утомительное, да и расстояния не маленькие, но есть любители и такого времяпрепровождения.

Дорога по деревне Вирупапур Гадди

Дорога в деревне Вирупапур Гадди.

Самая сложная часть пути, в плане плутания и поисков дороги, находится в самом начале поездки. Местная дорога представляет обычную грунтовку без разметки и туристических указателей, но волноваться не стоит, сейчас расскажу как с этим быть. Все оказывается проще простого, заправляем полный бак и едем по пыльной грунтовке никуда не сворачивая, держась более «протоптанной» дороги.

Я прекрасно вас понимаю, что просто ехать по дороге у вас не получиться, ну как можно спокойно ехать когда вокруг пейзажи словно с картинки. Рано или поздно, а по грунтовке ехать прилично, вам в голову начинают лезть мысли о верности выбранного пути, гоните их прочь.

Акведук у деревни Вирупапур Гадди.

Грунтовка будет предательски вилять, но будьте настойчивы и двигайтесь только вперед, до того момента когда дорога не упрется в Т-образный перекресток. По качеству пыли и ширине колеи, обе дороги будут абсолютно равнозначны (такая же, как наша магистраль, по которой мы едем) и тут вот вам мой лайвхак. У этого Т-образного перекрёстка есть одна особенность по которой можно точно определить что вы не сбились с пути, если после поворота налево, путь ведет вас к древнему, полуразрушенному акведуку (вы его увидите, он огромный) и дорога идет под горку, то все отлично.

Многие считают что это не акведук, а мост, но мост через что? Вблизи только мелкий ручей. Про акведук тоже не совсем понятно, откуда и куда он шел.

Сразу за акведуком грунтовка упирается в асфальтированную трассу, на которой следует повернуть направо и ехать в сторону холма Анджанея с обязательными остановками на фотографирование.

Деревня Хануманали

Мы покинули деревню Вирупапур Гадди и движемся по району деревни Хануманали, именно на землях вблизи этой деревни расположен холм Анджанея с храмом Ханумана на самом верху. Основные достопримечательности, которые мне известны, в районе этой деревне: холм Анджанея с храмом Ханумана и озеро Пампа Саровар с храмом Лакшми.

В деревне Хануманали есть несколько гестхаусов, они не очень популярны у иностранных туристов, в основном их постояльцы это индийские туристы или паломники.

С противоположной стороны реки (от храма Виталла и от храма Кодандарама) на сторону деревни Хануманали существует лодочная переправа. Вас могут переправить на круглых рыбацких лодках, а далее либо пешком, либо на велосипеде.

Холм Анджанея и храм Ханумана

Храм Ханумана на холме Анджанея.

Холм Анджанея и храм Ханумана видно практически из любого места, просто никто особо не всматривается в белую точку на высоком холме. По крайней мере, белые стены этот маленького храма отчетливо просматриваются со стороны Хампи Базара и холма Матанга.

Вид на холм Анджанея и храм Ханумана в деревне Хануманали.

Вблизи, холм Анджанея и храм Ханумана выглядит вот так. Как видно на фотографии, подъем в гору будет долгим, лучшее время для восхождения на холм — перед восходом, когда ещё нет солнца и не так жарко.

Вид с холма Анджанея.

Подъем на гору может занять от 20 минут и более, все зависит от вашей физической подготовки и активности солнца. В дневное время подъем на холм может быть настоящим испытанием, так что решайте сами, надо оно вам или нет. Тропа облагорожена, но тем не менее, идти вверх достаточно муторно и однообразно, хотя виды открываются неимоверные.

Подъем на холм Анджанея.

Перед тем как идти в гору обязательно купите бутилированной водички (или кокос), всё это добро продается в лавке у подножья холма, наверху магазинов с газировкой не будет. Тут же можно немного отдохнуть в теньке, а после начать восхождение.

Храм Ханумана на холме Анджанея.

Вся верхняя площадка холма (там где расположен храм Ханумана) является священным местом, так что ходить придется босиком, если вы приехали днем, то будьте готовы скакать по раскалённым камням словно горный баран.

Кроме обжигающих камней и длительного подъема, вас ожидает ещё одна опасность — это обезьяны, их тут тьма. Родственники Ханумана норовят что-нибудь украсть (берегите сумки, очки, фототехнику и т.д.) или другим способом озадачить туристов.

Рамаяна, чтение по-ролям в храме Ханумана.

Для знатоков Рамаяны будет особой честью побывать на месте рождения бога Ханумана, которого в Хампи так же величают богом Анджана, от этого и название холма Анджанея.

Если вы понимаете на хинди и вам интересна Рамаяна, то у вас есть уникальная возможность послушать публичные чтение этой книжки. Внутри храма священнослужители читают Рамаяна по ролям, так что садитесь рядом и внимательно слушайте.

Храм Ханумана действующий, так что соблюдайте этикет и не отказывайтесь от святой воды и от тики на лоб, которую вам могут предложить.

Лик Ханумана в храме на холме Анджанея.

Кроме Рамы и его супруги Ситы, в храме присутствует и лик Ханумана (куда же без него), который высечен в скале и не очень похож на обезьянку, но всё равно имеет большой авторитет и считается священным.

Спуск с холма Анджанея.

Делаем фотки фантастически красочных марсианских пейзажей Хампи и спускаемся. Вниз идти намного приятнее чем вверх, но всё равно путь долгий.

Пампа Саровар и храм Лакшми

Храм Лакшми у водоема Пампа Саровар.

Примерно в километре от холма Ханумана (холма Анджанея) расположен священный пруд Pampa Sarovar, вот туда и направляемся. На ближайшем повороте следует свернуть на грунтовку и ехать по раздолбанной дороге полкилометра, пока не прибудете к храмовому комплексу Лакшми.

Пампа Саровар

Водоем Пампа Саровар.

Пампа Саровар является одним из священных прудов для индуистов, этот водоем был упомянут в индуистских эпосах и священных писаниях. Пруд и рядом стоящий храм расположены в уединенной долине, скрытой с трех сторон высокими холмами. На самом деле тут присутствуют два пруда, один ухоженный и чистый, прямоугольной формы, а второй менее привлекательный и расположен чуть в стороне.

Пампа Саровар считается тем местом, где Пампа, она же Парвати, блюла аскезу и тем самым показала свою преданность Шиве, вот такие вот индийские страсти-мордасти. Это одна из версий святости места, у индийцев найдется ещё 1001 история про то как именно на этом самом месте творились неземные чудеса.

Храм Лакшми

Храм Лакшми у водоема Пампа Саровар.

Чуть поодаль священного пруда расположены постройки древних храмов, считается что этот храмовый комплекс один из старейших в округе, но насколько это правда сказать сложно.

Сказать что весь храмовый комплекс посвящен только богини Лакшми, тоже сложно, так как тут есть храмы Шиве и другим индийским божествам и идолам. Место очень спокойное, тихое и нетуристическое, но если вы не являетесь паломником, то надолго оно вас не удержит.

Храм Лакшми у водоема Пампа Саровар.

Делаем фотографии, отдыхаем и двигаемся далее по нашему экскурсионному маршруту.

Холм, форт и храм Дурги

Холм Дурги и форт Дурги.

Далее, мы въезжаем на земли деревни Анегунди, окрестности Анегунди могут рассказать про времена когда эта местность была намного значимой чем сейчас.

Едем по асфальтированной дороге в сторону Анегунди. Следующей нашей остановкой будет холм Дурги и все что на нем имеется, а там много чего поднакопилось. Если внимательно посмотреть на карту, то нам нужно объехать тот самый холм Дурги и с обратной стороны въехать в форт. Так что на первом перекрестке съезжаем на грунтовку и петляем вверх по пыльной и разбитой дороге.

После осмотра священного водоема Пампа Саровар едем далее, и следующей нашей остановкой будет храм Дурги (он же форт Дурги) и все что на нем имеется.

Если вам позволяет время, то постарайтесь подробно изучить холм Дурги, тут можно найти много всего интересного. Все храмы на этом холме являются действующими и собирают толпы паломников, так что старайтесь соблюдать этикет.

Карта достопримечательностей холма Дурги

Если не знать где расположены достопримечательности, то большинство интересных мест вы скорей всего пропустите. В таком случае вам поможет моя самодельная карта форта Дурги.

Карта холма Дурги.

Расположение достопримечательностей на холме Дурги:

  1. Храм Ханумана (сразу при входе в форт);
  2. Храм Дурги;
  3. Пещерный храм Валли;
  4. Храм Ганеша;
  5. Пещерный храм Кобры;
  6. Священный водоем Пампа Саровар (расположен рядом с холмом Дурги).

Храм Дурги

Храм Дурги построен в форте Дурги, который стоит на холме Дурги, вот так все по-индийски просто. Что тут появилось изначально неизвестно, но думаю что холм, который впоследствии переименовали в холм Дурги. А вот датировка форта Дурги известна — это 1336 год нашей эры.

Храм Дурги.

Храмовый комплекс Дурги больше похож на студенческий городок, тут вам и столовая для паломников и места для отдыха и множественные постройки, цель которых мной до конца не изучена.

Священное дерево в храме Дурги.

В центре храма Дурги растет священное дерево, которое словно новогодняя елка, увешено дарами верующих. Паломники несут к дереву кокосы, заворачивают их в красочные ткани и вещают на ветви, получается очень красочно и торжественно.

Дурга утопает в дарах паломников.

Практически в каждом строении имеется какая-нибудь реликвия или идол и каждый идол имеет своих почитателей. Бездетные прихожане храма Дурги просят её совершить чудо, многие уверяют что если всё сделать правильно и сильно верить, то дурга просителю помогает. Бездетные индийцы просят Дургу оказать помощь и даровать им ребенка, те кто уже имеет детей, просят Дургу о здоровье и т.д.

Пещерный храм Валли

В самой дальней части храма Дурги есть незаметная тропа, которая ведет на холм, проследуем по этой тропе. Пройдя ворота со сторожевой башней, перед нами несколько достопримечательностей, одна из них — это пещерный храм Валли.

Вход в пещеру Валли.

Найти храм Валли не просто, тут нужно быть очень внимательным что бы не пройти мимо. Храм Валли следует искать по правую сторону, на фотографии видно что этот храм расположен под огромным камнем, для ориентира служит синяя дверь и выкрашенный в белый цвет забор.

Пещера Валли и хиппи-священнослужитель.

Пещера очень маленькая и тесная, но находиться там неимоверно приятно, возможно из-за прохлады, которая тут присутствует, а может и вправду место намоленное. В пещере Валли можно почувствовать спокойствие и уединение, несмотря на присутствие посторонних. Удивительное и странное чувство.

Легенда о Валли

Как у всего священного, у этой пещеры есть своя легенда. Были два брата (Сугрива и Валли) из правящей династии Кишкинды и как принято, конкурировали друг с другом во всем. В один прекрасный день, братья занимались своим привычными развлечениями — убийством демонов. Вышло так, что демон скрылся в пещере и Валли последовал за ним что бы добить и навести вселенскую справедливость, а братец Сугрива решил понаблюдать за этим со стороны.

То ли демон был настолько силен, то ли Валли настолько слаб, но битва затянулась, а спустя некое время из пещеры хлынула река крови. Сугрива подумал что его братца убили, быстренько завалил камнями вход в пещеру и пошел по своим делам.

Выбравшись из заваленной пещеры, Валли решил по-братски наказать родственника. Валли отобрал у брата королевство и стал пользовать жену Сугрива, так как последний попросту сбежал. После жалоб и прочих уговоров, Рама убивает Валли и возвращает жену, королевство и прочие блага обиженному Сугрива.

Вот такая вот индийская история добра и зла. Впрочем, это нормально, да и большинство индийских сказаний балансируют на грани безумия, стоит вспомнить про Ганеша и его слоновью голову.

Храм Ганеша

Водоем у храма Ганеша.

Сразу за пещерой Валли расположен маленький храм Ганеша, вид у него неказистый, многие туристы проходят это место мимо. Основной ориентир — это ступенчатый колодец, который расположен прямо у храма Ганеша.

Пещерный храм Кобры

Следующей достопримечательностью холма Дурги является пещерный храм Кобры. Найти этот храм самостоятельно достаточно сложно, на то он и пещерный. Можно воспользоваться услугами местного проводника, он вас проведет козьей тропой на самый край холма, откуда можно полюбоваться видами на всю округу и посетить храм Кобры. Или искать укромную пещеру самостоятельно, но это может быть напрасной потерей времени.

Вид на озеро пампа Саровар и храм Лакшми с холма Дурги.

Вот такой вид открывается с вершины Дурга холма, прямо под нами пампа Саровар и храм Лакшми (оттуда мы только-что приехали), а на противоположном холме — храм Ханумана (на котором мы ранее побывали). Все достопримечательности в прямой видимости.

Вид на храм Виталла с холма Дурги.

Если посмотреть в сторону реки, то видим храм Виталла, храмовую тропу и вдалеке холм Матанга и храм Вирабадра на нем.

Сам храм Кобры спрятан глубоко в недрах холма, увидеть его можно сквозь небольшую расщелину, а самые любопытные могут спуститься вниз, для этого есть чуть заметная тропа.

Пещера Кобры.

Сразу хочу предупредить, если у вас имеется страх замкнутого пространства, то лезть в пещеру не желательно. Есть ещё проблема с доступностью пещеры, в неё нужно в буквальном смысле слова лезть и карабкаться, так что физическая подготовка должна быть.

Внутри небольшой пещеры расположен термитник, который по каким-то причинам покинули его обитатели. Некоторые местные жители утверждают, что теперь в нем живут кобры, но никаких подтверждений этому я не обнаружил.

Алтарь в пещере Кобры.

Выбираться из пещеры оказалось намного сложнее чем в неё забраться, сквозь щели в камнях виден дневной свет, но что бы до него добраться следует карабкаться по отвесной скале. Возможно где-то есть более простой выход, но он мной не был обнаружен.

Выбираемся из пещеры и едем дальше, дальше нас ждет деревня Анегунди. До деревни Анегунди есть две дороги, короткая и неинтересная и длинная и живописная, я рекомендую ехать по второй, а по пути можно посетить ещё одну достопримечательность Хампи — павильон Hachappa Mantapa Atrium.

Если посмотреть на карту, то можно видеть короткий путь от холма Дурги до деревни Анегунди, но я рекомендую сделать небольшой крюк (на карте отмечен красной стрелкой), прокатиться по сельской дороге и полюбоваться окружающей красотой.

Южные ворота (Talvar Gatta) в Анегунди

Южные ворота (Talvar Gatta) в Анегунди.

На ближайшем повороте следует повернуть направо (на карте, поворот указан красной стрелкой) и ехать до самого конца дороги, она упрется в перекресток, за которым паромную переправу на сторону храма Виталла. Рядом с переправой можно найти вот такой вот павильон, который имеет название Talvar Gatta и фактически он являлся воротами в Анегунди.

Через эту паромную переправу можно добраться из Хампи (район храма Виталла) в Анегунди, минуя весь наш увлекательный и протяженный путь.

Павильон Hachappa Mantapa Atrium

Павильон Hachappa Mantapa Atrium.

Но не ради вида рисовых полей и неказистых ворот Talvar Gatta мы ехали по этой дороге, а ради ещё одного небольшого павильона, который спрятан от вездесущих туристов и выглядит очень аутентично. Павильон Hachappa Mantapa Atrium расположен в 50 метрах от перекрестка дороги ведущей на паромную переправу.

Внутри павильона Hachappa Mantapa Atrium.

Hachappa Mantapa обладает самым богатым резным фризом во всей округе Анегунди, но с первого взгляда так и не скажешь. Внешний вид у павильона (лицевая сторона) обыденный и я бы даже сказал безликий, но внутри есть на что посмотреть.

Внутри павильона Hachappa Mantapa Atrium.

Павильон состоит из двух этажей, верхний значительно меньше нижнего. В центре установленно несколько статуй священных быков (Нандин), вероятно эти идолы были привезены сюда из других храмов, так как нигде не видно присутствие Шивы, а они именно его ездовой транспорт.

В межэтажном пространстве можно видеть хорошо читаемые и отлично сохранившиеся барельефы, на которых изображены танцы, обряды и прочие важные вещи тех времен. Вот что интересно, подобная детализация изображений в те годы в этом регионе была не так популярна, а тут сколько угодно.

Обойдите павильон и с тыльной стороны вы обнаружите совершенно удивительные, резные столбы. Вероятно, столбы появились значительно позже и эта часть павильона была достроена позже, очень уж они отличаются от других. К сожалению, фотографии столбов у меня нет, так как во время моего посещения на них сушилась рыболовная сеть, а вокруг тусовались рыбаки и были не особо гостеприимны.

Вот такое вот строение загадка, а мы двигаемся дальше вглубь деревни Анегунди.

Деревня Анегунди

Храмы в деревне Анегунди.

После осмотра Hachappa Mantapa Atrium дорога ведет в деревню Анегунди. Деревня обладает богатейшей историей и когда-то являлась центром небольшого царства, но теперь от былого величия остались лишь воспоминания и покосившиеся от времени достопримечательности.

При внимательном исследовании, в Анегунди можно обнаружить следующие достопримечательности: храм Чинтамани, храм Ранганата, деревянная колесница, дворец Гаган Махал, павильон 64 колонн.

Достопримечательности Анегунди

Достопримечательности Анегунди.

Продолжаем исследовать заречные достопримечательности Хампи, после осмотра павильона Hachappa Mantapa Atrium дорога ведет в деревню Анегунди.

История деревни Анегунди

Большая деревня Анегунди была когда-то центром крохотного царства и, как и положено подобным царствам должна была либо умереть, либо вырасти. С Анегунди произошло второе и вскоре из крохотного царства выросла могущественная Виджаянагарская империя.

Виджаянагарская империя появилась в XIV веке нашей эры, но про Анегунди (как царство) известно с III века до нашей эры. Ученые не могут указать точную дату когда в этой местности стали жить люди, но вся территория вблизи деревни буквальна усыпана артефактами (наскальная живопись, дольмены и т.д.) возраст которых датируется XV веком до нашей эры и старше.

В Анегунди есть много достопримечательностей и прочих интересностей, но про них мало кто знает, да и вид у них более обыденный и древний. Явной достопримечательностью Анегунди является местная природа, любоваться деревенскими пейзажами можно бесконечно долго и они этого заслуживают.

Ориентироваться в Анегунди без карты или проводника достаточно сложно, так как поселение ведет совсем уж деревенский уклад жизни. Мне повезло и первым повстречавшимся индийцем оказался владелец местного гестхауса (об этом я писал тут), который вкратце рассказал куда ехать, что смотреть, показал свой уютный гестхаус и подарил туристическую карту.

Туристическая карта Анегунди

Если смотреть на карту Анегунди, то складывается ощущение что деревня проста в исследовании, но это не так. На самом деле в деревне всего четыре дороги, остальные больше похожи на тропы с очень отвратительным дорожным полотном, в некоторых местах может быть совсем печально. Но не обязательно ездить по карте и по вышеупомянутым дорогам, в таком случае можно запросто заехать в тупик, такое в Анегунди не редкость.

Туристическая карта Анегунди.

Достопримечательности Анегунди на карте:

  1. Гестхаус Uramma Heritage Homes;
  2. Храмовый комплекс Чинтамани;
  3. Храм Ранганата;
  4. Деревянная колесница;
  5. Дворец Гаган Махал;
  6. Павильон 64 колонн.

Храмовый комплекс Чинтамани

Вид на храм Чинтамани.

Въезжаем в деревню Анегунди через южные ворота, на первом перекрестке сворачиваем направо и едем по раздолбанной дороге до тех пор, пока дорога не упрется в стены храма. Именно этой единственной дорогой можно добраться до храмового комплекса Чинтамани. Дорогой этот путь назвать сложно, так как она похожа на направление, одним словом «Реал Индия».

Легенды храма Чинтамани

Храмовый комплекс Чинтамани.

Про храм Чинтамани есть две легенды, одну из которых мы уже слышали, но легенда про Валли в этих местах популярна.

Первая легенда храма Чинтамани про Раму и Ханумана. Считается, что именно в этом месте Рама вручил обезьяноподобному божеству драгоценность, которая должна была идентифицировать Ханумана как посланника Рамы при спасении Ситы.

Храм Чинтамани.

Вторая легенда храма Чинтамани про Раму и Валли. Считается, что именно в этом месте Рама уничтожил Валли, про эту печальную историю братской любви я писал ранее. Таким образом в Анегунди есть как минимум два места где убивали Валли (на холме Дурги и в храме Чинтамани), вот оно как в Индии.

Пещера Валли в храме Чинтамани.

В подтверждение второй легенды имеется всё необходимое, если пройти в самый дальний конец храмового комплекса, то можно найти пещеру с молитвенным камнем, вероятно это то самое место где не стало Валли.

Храмовый комплекс Чинтамани состоит из нескольких строений, вход в большинство из которых закрыт на замок, но некоторые храмы и помещения доступны для осмотра.

Змеиные камни в храме Чинтамани.

Есть тут вот такая вот выставка «Змеиных камней», вероятно они собраны из других храмов и мест, так как выглядит такое собрание очень не натурально.

Вид на 64 колонный павильон из храма Чинтамани.

Если посмотреть на север, то можно видеть павильон 64 колонн, до него можно дойти по берегу, мы оставим его на последок, а сейчас едем осматривать другие достопримечательности Анегунди.

Деревянная колесница

Деревянная колесница.

Возвращаемся в Анегунди и на самой центральной улице видим вот такое рукотворное чудо — это деревянная колесница, которая служит для религиозных ритуалов. Ежегодно в апреле эту повозку многочисленные верующие и сочувствующие таскают по улице, таким образом отмечая праздник Ранганата.

Как правило, такие девайсы хранятся вблизи храмов, все верно, прямо напротив колесницы расположен индуистский храм Ранганата.

Храм Ранганата в Анегунди

Храм Ранганата.

Храм Ранганата в Анегунди является «градообразующим» храмом, который находился под патронажем короля, теперь короля в Анегунди нет, а храм все ещё почитаем и посещаем. Храм расположен в самом центре деревни, напротив дворца Гаган Махал. В храме Ранганата поклоняются Вишну, но на его территории имеются и другие идолы.

Внутренний двор храма Ранганата.

Внутренний дворик храма выглядит весьма демократично, тут можно увидеть как люди спят меж колон во время дневной сиесты. Колонны в этом храме по своему виду напоминают поющие колонны храма Виталла, но вот только они не поют.

Непонятные идолы в храме Ранганата.

В центре храмового двора можно видеть резные каменные колонны, которые явно не от сюда и выглядят чужеродно.

Дворец Гаган Махал

Дворец Гаган Махал.

Напротив храма Ранганата расположен небольшой дворец Гаган Махал. Считается что дворец был построен в начале XVI века, но достоверно известно о его практически полном разрушении в 1565 году, во время прихода в Хампи мусульман. В те времена большинство строений Виджаянагарской империи превратились в руины, дворец Гаган Махал тоже постигла эта учесть.

От былой красоты дворца осталось не более 10%, но и это позволяет судить о его изяществе. Считается, что с технической стороны, дворец был весьма модерновый, в нем был большой бассейн с уникальной системой водоснабжения и водоотведения, согласитесь для тех времен это весьма прогрессивно.

Дворец Гаган Махал напоминает Лотос-Махал в королевском квартале Хампи, он так же как и Лотос построен из кирпича с башенками и прочими арабскими мотивами. В отличие от Лотос Махала, это здание имело множество балкончиков с витиеватыми решётчатыми окнами.

Павильон 64 колонн

Павильон 64 колонн.

Двигаемся по этой же улице в сторону реки Тунгабхадра. На окраине деревни в воду спускаются каменные ступени гхат, тут течет обычная деревенская жизнь, кто-то стирает белье и тут же его сушит, кто-то латает рыбацкие сети и т.д. Тут же расположен небольшой парк, который не совсем похож на парк, но считается парком.

На середине русла реки Тунгабхадра расположен 64 колонный павильон. В сухой сезон, дойти до павильона можно пешком, так как воды в реке не много. Павильон построен в честь одного из императоров — Krishnadevaraya (1509-1529). Этот император считается самым популярным правителем этих мест, во время его правления Виджаянагар считался местом расцвета культуры и искусства.

На этой достопримечательности мы заканчиваем экскурсию по Анегунди и отправляемся в обратный путь в Хампи, ведь паромная переправа на сторону Хампи Базар работает до 18:00.

Анегунди (Хампи за рекой)

Смотреть комментарии