Какие достопримечательности Удайпура стоит посмотреть, что можно увидеть за 2 дня.
Удайпур это еще один «цветной» город Индии, его кодовый цвет — белый, во всех туристических путеводителях прямо так и пишут Удайпур — белый город.
Еще Удайпур называют «Индийская Венеция», звучит забавно но частичка правды тут есть.
В Удайпуре все туристические развлечения сосредоточены у искусственного озера Пичола, а через каналы перекинуты мосты в венецианском стиле.
А ещё тут очень ярко проводят индийский праздник Холи. Мне посчастливилось застать этот яркий праздник на улицах Удайпура — было весело.
На озере есть всемирно известный озёрный дворец, это отель Джаг-Нивас с ценами которым позавидуют даже итальянские палаццо.
Есть в Удайпуре что-то неуловимо притягательное, свой шарм и беспечность.
Возможно из-за истории города: когда-то тут была столица меварского княжества, а может из-за уютных ресторанов на крышах отелей.
Озеро Пичола

Размеры озера Пичола примерно 4 км в длину и 3 км в ширину, но так было не всегда.
Озеро было создано по приказу Махараны Удай Сингха II, примерно в те же времена был заложен город Удайпур.
По приказу была затоплена деревня Пичола, которая соответственно дала название озеру.
Иногда природа берет свое и озеро мельчает до такой степени что в «Озёрный Дворец» (Джаг-Нивас) можно ходить пешком.
Большее время в году озеро Пичола большое и прозрачное, в нём водятся крокодилы, но где именно они обитают никто не знает.
Городской дворцовый комплекс и большинство прибрежных строений расположены на восточном берегу озера, в то время как с противоположной стороны от Городского дворца берег пустынен.
При особой настойчивости и упорстве, можно пешком обойти озеро.
Основным туристическим аттракционом на озере Пичола — лодочная прогулка, самое выгодное время когда стоит брать эту экскурсию — на закате.
В это время можно насладится закатом солнца с острова Джагмандир на который причаливают лодки.
Просьба не путать остров Джагмандир с островом Джагнивас, на последнем расположен всемирно известный отель и попасть на него не так то просто.
На озере Пичола есть несколько островов, самый известный — это остров Джагнивас на нем расположен отель Lake Palace им владеет индийская компания Taj.
Для желающих посетить остров и не потратить на это целое состояние есть возможность забронировать столик в ресторане, но стоит помнить, это возможно сделать лишь в низкий сезон и бронировать следует заранее.

Вот так выглядит остров Джагнивас с воздуха.

Второй остров на озере — это остров Джагмандир на нем построен дворец, который сегодня так же как и большинство дворцов Индии принимает гостей.
История дворца-отеля тянется с 1620 года, дворец заложил Махаран Каран Сингх и был неоднократно перестроен.

Каждый кто побывал на острове надолго запомнит его уютный сад, рядом с которым высится башня из камня с синим оттенком (Гол Махал), а вход охраняют каменные слоны.
Отель на острове Джагмандир менее пафосный, но при ночной подсветке выглядит более загадочно чем отель на соседнем острове.
Кроме маленького отеля, на острове есть ресторан, бар и спа-салон, они открыты для всех.
Вот таким я увидел остров Джагмандир с воздуха.

На берегах озера есть и другие весьма дорогие места для проживания, как пример отель Leela Palace.

Часто про Удайпур можно услышать «Индийская Венеция», единственное что мне напомнило в Удайпуре итальянский город на воде это несколько мостов перекинутых через протоку соединяющую два озера.

Вся магия озера просыпается на закате, приходите сюда вечером провожать солнце.
Городской дворец Удайпура

Самым крупной туристической достопримечательностью в Удайпуре является Городской Дворец.
Протяженность его фасада более 240 метров, а высота превышает 30 метров. Строительство дворца начал МахаранаУдай Сингх II, он же является основателем Удайпура.
С течением времени дворец достраивался и перестраивался разными махаранами, но каким-то удивительным образом весь ансамбль выглядит в едином стиле, возможно тому виной строительный материал. Стены из белого мрамора, добываемого неподалёку эффектно сглаживают все отличия стилей и с расстояния все смотрится как один единый комплекс.
Комплекс Городского Дворца состоит из 11 дворцов, 7 входных ворот, музея и прочих зданий. Дворцы связаны между собой дворами и запутанной сетью переходов способной водить вас по кругу до полной потери ориентации в пространстве. Городской дворец — это город в городе, такое количество зданий и переходов наверное я больше не видел во всем Раджастане. Уникальный микс средневековой архитектуры раджастана, моголов, европейской, китайской и еще бог знает какой архитектуры удивляет.
Пройти на территорию Городского Дворца можно двумя путями, либо через Бади Пол (Badi Pol) — это считается главным входом в комплекс.

Либо через ворота Шиитла Мата (Sheetla Mata Gate), они расположены на южной стороне.
Возле Бади Пол есть билетный комплекс, тут же дают напрокат аудиогидов и обычных гидов. Стоимость билетов и их разновидность поражает воображение. Есть билеты которые дают возможность лишь гулять по дворам дворца без входа внутрь помещений, есть билеты в стоимость которых включен обед, есть билеты в стоимость которых включена водная экскурсия по озеру Пичола и т.д.
Важно знать. Если вы берете экскурсию по озеру Пичола, то перед покупкой обязательно уточните будет ли остановка на острове Джаг Мандир. Суть в том что большинство частных компаний причалы которых расположены за пределами дворца не имеют разрешения возить на остров туристов, в то время как все официальные экскурсии делают на острове остановку. Под официальными я имею в виду те которые отправляются с пристани у дворца.
Входной билет в Городской Дворец отличается от остальных билетов купленных ранее, возможно дворец не принадлежит государству, а является частной собственностью Махараны.
Первые ворота сквозь которые вы пройдете это Бади Пол, они построены в 1615 году и расположены в северной части дворца.
Пройдя за первые ворота обратите внимания на несколько арок которые расположены по левую руку. Их там ровно восемь, ровно столько раз тут взвешивали махаран (правителей). Взвешивали их в буквальном смысле этого слова, устанавливали весы на которые мягким местом усаживался очередной махаран, а после раздавали золото и серебро всем местным жителям. Золота и серебра тратили ровно столько, сколько весил правитель.
Далее, вас встречают роскошные трехарочные ворота Триполия (Tripolia), они построены в 1711 году, какова их оборонительная мощь судить сложно, но выглядят они великолепно.

Как часто стреляли пушки, которые тут установлены, история умалчивает. Сегодня их вид вряд ли кого напугает.
Пройдя сквозь трехарочные ворота Триполия вы оказываетесь в самом большом дворе Городского Дворца — Манек Чоук (Manek Chowk). Двор очень вместительный и на нем часто проводят всякие мероприятия, судя по ярким украшениям и подготовленным столам, скоро будет какой-то праздник.

Всем кто в детстве был под впечатлением сказок Киплинга удайпурский Городской Дворец подготовил сюрприз. Знаменитая Багира (черная пантера) из произведения Редьярда Киплинга «Книга джунглей», она оказалась почему-то мужского рода, родилась именно тут, а Удайпур упоминается в произведении под названием Оодейпоре. Сегодня больших кошачьих в застенках дворца уже не держат, но сохранились орудия их излова. Та клетка что побольше предназначалась для поимки тигров, а клетка схожая с большой мышеловкой предназначалась для кошек поменьше. Чуть правее, от того места где расположены клетки для ловли устраивались бои на слонах, слонов помещали по разные стороны от каменной перегородки и наблюдали как они друг друга «мочалят», вот тебе и Ганеш, вот тебе и священное животное слон.

На территории Манек Чоук есть несколько сувенирных магазинов и кафе.
А вот это — терраса Naginabadi Ka Darikhana, изначально тут был сад, но впоследствии от него отказались и переделали в террасу. Эта терраса дворца использовалась для наблюдения за всевозможными представлениями, которые устраивались во дворе Манек Чоук.

Для входа во дворец можно воспользоваться сквозным проходом в центре здания.

А можно пройти другим путем. Сквозь еще одни громадные ворота Toran Pol пройти во двор Моти Чоук (Moti Chowk), а оттуда в соседний двор Ганеш Чоук (Ganesh Chowk). Несмотря на обилие внутренних дворов, все они расположены очень компактно.

На следующей фотографии видно сразу два двора, я стою и делаю фото на Moti Chowk, а если подняться по лестнице, то там уже Ganesh Chowk. Находясь во дворе Ганеш Чоук (Ganesh Chowk) ищите большое изображение слона, который указывает на вход во дворец или следуйте за толпой, она приведет вас точно по адресу.

К сожалению для осмотра большинства дворов вам потребуется купить билет для входа во дворец, но некоторые дворы доступны для осмотра с самым дешевым билетом, который не предусматривает посещения дворца.
Женские покои дворца находятся за целым каскадом красивых ворот, первые на вашем пути будут ворота Choti Zenani Deodi, пройдя их вы окажетесь в непонятном пространстве похожим на двор но он таковым не является.

В этом закутке есть проход в маленький двор, в котором прячется еще один крошечный дворец Амар Махал (Amar Maxal). Амар Махал можно с легкостью пройти мимо, но в нем есть на что посмотреть, а в центре двора, под стеклянным колпаком, реконструкция былой роскоши.

Но мы отвлеклись от назначенной цели — женских покоев. Далее следуют еще одни ворота, Badi Zenani Deodi, пройдя их вы окажитесь во дворе Лакшми Чоук (Laxmi Chowk). Эта пара ворот сделана забавным образом, для того чтобы их преодолеть следует войти внутрь ворот, внутри повернуть направо, пройти несколько шагов, повернуть налево и выйти, таким образом видимо осуществлялась защита от лишних глаз в те времена (подсмотреть за жизнью во дворе сквозь ворота невозможно).

Когда-то при дворце жили множественные жены, наложницы и т.д., стоит отметить, для их комфортного размещения в 17 веке возвели весьма просторный дворец.

Зенана Махал (Zenana Mahal) имеет красивый внутренний двор Лакшми Чоук (Laxmi Chowk), как и полагается для большого гарема, двор настолько велик что в нем с легкостью разместился двухэтажный красивый белый павильон с воздушным куполом.
Сегодня наложниц в станах Зенана Махала нет, а есть картинная галерея, она огромная и мне показалась весьма скучной.
Если пройти в самый конец Лакшми Чоук, то вы попадете в музей музыкальных инструментов. Народу тут никого, фоном играет музыка, а вокруг неизвестные музыкальные инструменты. Если насквозь пройти музыкальные инструменты, то вы найдете маленький археологический музей со всякими артефактами и интерактивными инсталляциями.
Павлиний двор

В лабиринтах удайпурского Городского дворца прячется очень маленький и самый красочный двор, я бы даже сказал этот двор можно назвать самым запоминающимся во всем Удайпуре.
Пройдя сквозь бесконечную вереницу дворов и палат вы уже изрядно устали от гуляний по дворцу как перед вами предстает во всей красе Мор Чоук (Mor Chowk) — павлиний двор. Павлиний двор — это творение рук махарана Саджджан Сингха, в XIX веке он распорядился о возведении этой красоты.
Геометрически, Павлиний двор является идеальным квадратом, со всех сторон окруженным палатами. Особенностью двора являются мозаичные панно украшающие все стены, в центре внимания оказываются три танцующих павлина. Стоит отметить что этих птиц в Раджастане любят и павлин является официальным символом этих мест.
Считается, что на создание этого мозаичного двора было израсходовано более 5 000 красочных кусочков мозаики, самые преобладающие цвета: зеленый, голубой, красный и золотой, ну и конечно все перемешано с маленькими кусочками зеркал.

Черно-белый, словно шахматная доска пол двора Мор Чоук и буйство красок на стенах, а чуть выше такой же красочный балкончик.

Вокруг двора расположено несколько палат, стилистика в которых схожа с той что преобладает во дворе Мор Чоук.

Мозаичных павлинов тут нет, но зеркал сколько хотите.
Музей

Главный вход в музей расположен во дворе Ганеш Чоук, после очередной проверки билетов и рамок метеллодетекторов вы проходите внутрь. Первый двор в который вы попадете будет именоваться Раи Ангана (Rai Angan; королевский двор). По приданию, именно на этом месте Удай Сингх встретил мудреца, от которого получил рекомендации по месту строительства своего дворца.

С королевского двора можно подняться на второй этаж. Тут вас ждет Баади Махал (Baadi Mahal), тенистый сад и удобные скамейки позволят немного отдохнуть.
В те далекие времена не было возможности отправить СМСку или написать электронное письмо, правителей Удайпура это очень огорчало (наверное). Но они использовали почтовых голубей для этих целей, а для удобства и оперативности передачи сообщений мини-голубятня находилась прямо во дворце.

Возможно, отправка корреспонденции была не единственной причиной устройства голубятни во дворце, вероятно махарану были симпатичны пернатые, а иначе как можно объяснить такое количество клеток для птиц?
Дворец Баади Махал весьма бедно украшен, а основным экспонатом является трон, вокруг которого толпятся туристы.
Но атмосфера спокойствия и умиротворения во дворце Баади Махал присутствует, возможно тому виной бурная растительность во дворе, в тени которой установлены лавочки, а может шелест воды в фонтане который успокаивает, но место очень приятное.
Тихий фонтан и деревья растущие на высоте 30 метров над землей это еще не все что может предоставить вам дворец Баади Махал. Вид на город который открывается из окон дворца — это еще один бонус, который дарит туристам Баади Махал.

Запутанные переходы и безымянные дворы могут привести вас в палату Кишан (Кришна) Вилас (Kishan (Krishna) Vilas).
Палата Кришна Вилас находится в тесном соседстве с очень красочной палатой Канч Бурдж (Kanch Burj, букв. «Стеклянная башня»), которая выложена красным стеклом.

В Кришна Вилас множество миниатюр времен Махарана Бхим Сингха (Maharana Bhim Singh; 1778–1828).
Кришна Вилас имеет свою грустную историю. Кришна Кумари (Krishna Kumari) дочь Бхим Сингха, выпила здесь чашу со смертельной дозой яда. Причиной такого поступка была реакция на угрозы со стороны ее поклонников. Двое женихов из королевских семей Джайпура и Джодхпура активно настаивали на своем яростном желании любой ценой заполучить невесту. Они совместно и каждый в отдельности угрожали захватить Мевар, если она не выйдет за них замуж, вероятно можно было решить этот спор иным путем, как вариант, утроить гарем из женихов-соперников.

Во дворце множество палат с ярким, запоминающимся дизайном и каждая имеет свое имя и историю. Как вам такая психоделическая раскраска?

Рядом с Кришна Вилас располагается дворец Моти Махал (Moti Mahal), в нем жил махарана Джаван Сингх. Есть весьма мерзкая история которая связана с его именем. Джаван Сингх пообещал танцовщице половину княжества. Для того чтобы получить обещанное, она должна была пройти по канату, натянутому через озеро Пичола. Девушка была нацелена на победу и практически дошла до конца, но Джаван Сингх не сдержал слова. Он приказал своим слугам перерезать веревку, они неукоснительно выполнили требование махарана.
Сурья Чоупад (Surya Choupad) вас удивит огромным усатым солнышком во всю стену. Считается, что династия Мевара происходит от солнца, когда-то жители дворца приходили сюда ежедневно для поклонения усатому солнцу.

Усатое солнышко в Удайпуре можно встретить всюду, от эмблем на военной форме до красочной лепнины на потолках.
Рядом с Сурья Чоупад (Surya Choupad) выставлены на обозрение одни из весов, на которых взвешивали махаран, а после раздавали горожанам золото и серебро, ровно в вес самого правителя.

Ну и самой главной достопримечательностью которая спряталась рядом с Сурья Чоупад является Мор Чоук (Mor Chowk) — павлиний двор.

Комнаты во дворцах разнообразны, от простых и сдержанных до шикарных и кричащих.

В некоторых из покоев можно увидеть кресло-каталки и прочие предметы предназначенные для ухода за пожилыми людьми — это говорит об истории живших тут людей.
Некоторые комнаты больше похожие на чулан, заполнены всевозможными орудиями труда. Непонятно какое отношение они имеют к данной экспозиции?
Прогулка по дворцу оставляет противоречивые чувства, с внешней стороны дворец выглядит очень внушительным, нарядным и стильным, а попадая внутрь видишь мозаику различных стилей.
Часть коллекции музейных раритетов расположена в малюсеньком дворце Амар Махал. Дворец действительно миниатюрный, но индийцы умудрились засунуть туда несколько паланкинов и сидений которые крепят на спину слона.

Для полного комплекта индийцы поместили внутрь Амар Махала настоящую карету, запряженную пластиковыми лошадьми.
Если пройти в самую дальнюю часть дворцового комплекса, во двор гарема и пройти его, то там находиться спокойный музей музыкальных инструментов. В нем очень спокойно, из динамиков приглушенно льется музыка, шумят вентиляторы, а из посетителей был лишь я.
Музей музыкальных инструментов медленно перетекает в музей археологии региона, атмосфера такая же.
Озерный дворец Джаг Нивас

Площадь всемирно известного отеля Lake Palace на острове Джагнивас составляет чуть более 15000 кв. метров.
Многоярусное здание дворца имеет множество открытых террас, мраморных колоннад и прочих красот.
Стены дворца обдицованы белым мрамором, который изменяет цветовой оттенок в зависимости от времени суток. Белоснежная лепнина и разноцветная мозаика тут всюду, фрагменты из черного мрамора контрастно вписываются в задуманный дизайн.
Цена на номер с видом во двор стартует от 27000 рублей за сутки. В стоимость входит: трансфер, приветственный кофе и не более 3 девайсов, которые вы можете подключить к местному WiFi.
На остров вас доставят на лодке, на берегу есть специально оборудованные причалы.
История дворца Джаг-Нивас
В 1754 году на озере Пичола появился белоснежный дворец, заказчиком строительства был Махаран Джагат Сингхом II.
На протяжении многих лет здание выполняло функцию летней резиденции.
Дворец со всех сторон окружен водой, водная гладь оберегала от незваных гостей.
Во времена засухи вода из озера уходит и в отель можно ходить пешком, на следующей фотографии видно что остров расположен не далеко от суши.

В 1857 году в Индии прошли восстания сипаев, европейцам тогда жилось несладко.
Дворец Джаг-Нивас помог некоторым из них спастись. Следует отдать должное и правящему в те времена махарану Сваруп Сингх, он встал на сторону беглецов и приказал уничтожить все имеющиеся в городе лодки.
Долгое время многочисленные комнаты пустовали, строение постепенно ветшало и приходило в упадок.
Во второй половине ХІХ века дворец на острове был невостребованным.
Вот что пишет известный путешественник Джеймс Тод, который одним из первых увидел всю красоту белоснежного дворца озера Пичола:
Дворец на озере... построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — все сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стекла, расцвеченными всеми цветами радуги...Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи...
Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев.
Специальные обеденные комнаты и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу...
После векового запустения Джаг-Нивас обретает новый поворот в своей судьбе.
В 1960 году Махарана Бхагавад-Сингх обновил обветшалое здание и принял решение сделать из озерного замка отель.
Его идея понравилась многим, в 1971 году отель Lake Palace входит в состав прочих отелей которыми владеет индийская компания Taj.
Дворец вновь реставрируют, в то время над проектом работал известнейший американский художник Дид Контрактор, ему удалось внести свою лепту в восстановление памятника истории и архитектуры.
После идет бешеная гонка за прибылью, к основному зданию достраивают еще 75 номеров.
Последняя волна реставрационных работ прошла по озерному дворцу Удайпура в 2000 году.
Туристы и Джаг-Нивас

Если смотреть с берега, то беломраморный комплекс смотрится как единое целое.
На самом деле перед вами два дворца — Диларам и Бари Махал.
Дворцы связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами, беседками и прудами с лотосами.
Удайпур своей туристической популярностью обязан в большей мере именно уникальному озерному отелю, есть часть туристов которые приезжают в город исключительно ради него.
Кинематограф «добавил масла в огонь» отсняв в Удайпуре одну из серий «Бондиады», в знаменитом фильме «Осьминожка», съемки проводились во дворце Шив Нивас (Shiv Niwas Palace) и во дворце Муссонов (Monsoon Palace).
Храм Джагдиш Мандир

Многие индийские туристы посещают Удайпур с одной-единственной целью — совершить паломничество в храм Джагдиш. Храм ранее именовался как Джаганнатх Раи, Джагдиш-джи, но это одно и тоже.
В этой части поста мы с вами побываем в одном из намоленных мест Удайпура, посмотрим что внутри и как оно всё у индийцев устроено.
Строили храм Джагдиш несколько лет, приказ о начале строительства дал тогдашний правитель Удайпура Махаран Джагат Сингх.
В общей сложности на постройку святыни было потрачено более 1500000 рупи, что в те времена было очень и очень много.

Храм Джагдиш построен на высоком терассе, вход на которую охраняют каменные слоны.
По архитектурным формам храм Джагдиш схож с храмами Кхаджурахо, такая же изысканная резьба по камню, такое же буйство форм и мотивов.

Тематика резного орнамента стандартна для подобных храмов Индии, многочисленные скульптуры музыкантов, танцовщиц, наездников и слонов.
Высота шпиля основной храмовой постройки составляет 24 метра, такая высота позволяет храму выситься над городом и быть хорошим ориентиром для путешественников, храм Джагдиш является самым крупным храмом Удайпура.
Храм Джагдиш был задуман для поклонения Богу Вишну и соответственно в мандале вы можете видеть это многорукое существо сотворившее весь этот мир.
Каждый индуистский небожитель имеет свое транспортное средство, Вишну тоже имеет таковое. Вишну использует явного мутанта — Гаруду, который словно персонаж из фильма люди Х.

Гаруда — это полумужик, полуптица, для него в храме выделено свое место и множество верующих просят о своем укромном у полумужика-полуптицы, говорят помогает.
В понимании индуизма добыча птицы Гаруды — змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге, так что поклонение такой птичке верный путь к просветлению.
Сад камней Дудх Талай

Дудх Талай или сад камней я обнаружил совершенно случайно и понятия не имел что это еще одна достопримечательность Удайпура.
Хотя я не считаю Дудх Талай достопримечательностью которую надо обязательно посетить, прогуляться перед закатом в нем все же приятно.
Дудх Талай находится по пути от Городского дворца к канатной дороге.
Если вы идете пешком, то заметите ступеньки карабкающиеся на холм — это будет одним из входов в сад камней, вход свободный.
По его тропинкам приятно прогуляться, тут чисто, а народу немного, так что вполне приятное место.

Дудх Талай разбит на склоне холма, с которого открывается прекрасный вид на мерцающее озеро Пичола, так что на закате наблюдать за солнцем отсюда весьма приятно.

Вся растительность на холме старательно приведена в порядок, тропинки вымощены тротуарной плиткой.
В центральной части парка, там где расположен «Музыкальный фонтан» видны еще большие старания ландшафтных дизайнеров, а тротуарная плитка заменена каменной дорожкой.

Сквозь сад камней должен течь ручей, но воду экономят и ручей включают лишь по праздникам, так что если вы думаете зачем через весь парк прокопана траншея — это так и должно быть.
Местами парк Дудх Талай выглядит вполне привлекательно, но всюду видно индийскую тяп-ляпость.

Если пойти вверх по искусственному ручью, то он приведет вас к кафе, рядом с которым есть детская площадка.

Если вам совсем нечем заняться, то смело идите в парк Дудх Талай.
Сад Гуляба

Многие путеводители умалчивают об этой достопримечательности Удайпура.
Конечно, если у вас на весь Удайпур выделен один день, то специально ехать сюда нет никакого смысла.
Сад популярен у местного населения и идеален для спокойных неспешных прогулок в тени манговых деревьев.

Культурно-развлекательная составляющая в саду то же присутствует, для детворы устроен мини-зоопарк, вокруг парка можно покататься на детской железной дороге.
Помимо зоопарка, тут много самой обычной индийской живности, под ногами постоянно шмыгают юркие бурундуки.
На деревьях мирно спят летучие лисицы, а в кронах деревьев прячутся самые обычные обезьяны.

Да и сами деревья в саду весьма необычные, вот к примеру колбасное дерево (Kigelia).

В саду установлены информационные щиты и таблички, заблудиться в нем проблематично.

В самом дальнем углу, рядом с игрушечной железнодорожной станцией, расположена небольшая библиотека в которой содержится коллекция древних рукописей и книг.

В непосредственной близости от библиотеки и игрушечного железнодорожного вокзала, прямо у рельсов, построена мини-мечеть.

На противоположной стороне сада есть такой же мини-храм, на этот раз индуистский.

Все водоемы на территории парка имеют рукотворное происхождение, выглядят весьма уныло.
Вот так выглядит та часть пруда для которой хватило воды.

Иногда этот сад называют «Розовым садом», не знаю как выглядел сад когда его основал махарана Садджана Сингх, но сегодня розовые кусты в нем выглядят очень и очень плачевно.

Мне с трудом удалось отыскать то место которое зовется «Розовым садом», там действительно есть розовые кусты, но вид у них настолько чахлый, что язык не поворачивается назвать место «Розовым садом».
Часть парка отгорожена от посетителей высоким забором, но если найти лазейку, то вы попадете в настоящие тропические джунгли.

Для удобства отдыхающих, в саду установлено много скамеек, народу мало, так что большинство скамеек всегда свободны.
Местные жители предпочитают отдыхать прямо на траве, так что большинство лавочек в вашем распоряжении.
Детская железная дорога в Удайпуре
Удайпурский парк Гуляба способен удивить любого путешественника, его чистые аллеи и ухоженные лужайки великолепны, но вот железной дороги я тут увидеть не ожидал, тем не менее она присутствует.
Идея железной дороги в удайпурском парке Гуляба мне напомнила парижский Дисней ленд, в котором также курсирует игрушечный поезд, развозя туристов по всем уголкам парка.
В Удайпуре масштаб не такой как в Париже, но мысль они поняли верно, рельсы по периметру опоясывают парк и прокатившись в забавном вагончике вы можете увидеть весь парк за 10 минут поездки.
Единственная станция этой железной дороги расположена в самом дальнем углу парка, по соседству с библиотекой и мечетью.
Станция очень похожа на обычную индийскую жд станцию, те же ларьки с едой, те же шумные индийцы, не хватает лишь вечно орущих продавцов чая.

Стоимость одной поездки для иностранца составляет 40 рупи, для индийца намного дешевле.
Билеты на игрушечный поезд можно купить прямо на станции, никакого расписания нет и быть не может, как только набирается два вагона желающих следует разбудить машиниста.
Когда я покупал билет, то думал что буду единственным взрослым на этом маршруте, оказалось что детей в вагонах было меньше чем взрослых.
Разбудили машиниста и игрушечный поезд помчался сквозь парк.

Сад Гуляба приютил на своей территории мини зоопарк, рельсы железной дороги как раз пролегают через самое сердце этого зоопарка.

Длительность поездки не превысит 10 минут, но и за это время вам гарантировано погружение в детство.
Зоопарк Удайпура

Наличие в Удайпуре зоопарка весьма предсказуемо, ведь всегда при местном дворце жили невольные животные, а в «Книге джунглей» говорится что именно в Удайпуре жила черная пантера, так что ничего удивительного что в современном Удайпуре есть зоопарк.

Если вы путешествуете с детьми, то обязательно сходите в местный зоопарк, живущие там зверушки их позабавят.
Зоопарк располагается в саду Гуляба, со стороны западного входа в парк. Одной из особенностей удайпурского зоопарка является детская железная дорога, которая проходит сквозь территорию зоопарка.

Зоопарк обладает следующей живностью: лев, тигр, пантера, несколько дикобразов, крокодил, пиликаны, черепахи, попугаи, обезьяны (их и на улицах полно), медведь, страусы и много оленей.
Багоре-ки-Хавели

На берегу озера Пичола расположены старые хавели, время их постройки датируется XVIII веком. Это типичный хавели в котором 138 комнат, расположенных вокруг внутреннего двора.
Двигаясь по туристической улице в сторону Гангуар Гхат (Gangaur Ghat) здание можно пройти и не заметить.
Музей с уникальной атмосферой и немного сонным внутренним двором погрузит вас в быт тех времен, а огромная коллекция тюрбанов сделает это очень реалистичным.
Багор ки Хавели построил премьер-министр Мевара. С течением времени хавели перестраивали и достраивали, а то что вы видите сегодня это полностью отреставрированная версия старого дома.
Сооружение своим устройством напоминает дворец в миниатюре. Сегодня Багор ки Хавели полностью переоборудован в музей, в котором индийцы постарались передать атмосферу времен, когда дом был обычным жилым пространством, что из этого вышло вы можете увидеть лично.
Если вы имеете час свободного времени (полчаса тоже неплохо), то загляните внутрь.
Стоимость входного билета минимальна, так что если вам внутри не понравиться, ваши потери будут минимальны.
В одном из внутренних дворов по вечерам (примерно в 7 вечера, но желательно уточнять на кассе) индийцы проводят красочное музыкально-танцевальное шоу.
Если подняться на крышу, то можно обнаружить шикарное место в виде беседки, которая идеальна для сансетов.

Вид на озеро Пичола позволяет увидеть сразу два знаменитых озерных дворца.
Когда будете спускаться, то обязательно загляните в комнату-музей кукол.
Часть комнат музея унылы и представляют собой обычное хранилище этнографии региона.

Но если присмотреться к деталям, то можно проникнуться историей Раджастхана, которая осколками отражается в каждой комнате.
Вот тут кто-то видит нагромождение старой утвари, а кто-то заметит роспись на стенах и так всюду.

По настенным росписям можно прочитать некое послание, которое художник попытался передать сквозь годы, но дело это весьма утомительное.

По всему хавели разбросаны комнаты с яркими витражными окнами, солнечный свет проходя сквозь них чудесным образом задает настроение всему чего касается.

Багор ки Хавели был построен в XVIII веке, когда-то тут располагалась резиденция премьер-министра Мевара Амира Чанд Бадвы.
С тех времен палаты немного изменились, но благодаря реставрационным работам, большая часть сооружения имеет весьма приемлемый вид.
Самые интересные комнаты находятся на втором этаже.
В Индии любят все яркое и сверкающее, а если происхождения этого яркого и сверкающего еще и заморское, то такая вещь для индийца ценна вдвойне.
Все это относится ко всевозможным Шиш-махалам, т.е. к Зеркальным дворцам или зеркальным комнатам. Свой Шиш махал есть и в Багор ки Хавели.

Размах не ахти какой, зеркальный дворец состоит всего из одной комнаты, но выглядит она великолепно.
По соседству с зеркальной комнатой, расположилась ярко-красная зала.

Неспешная прогулка по хавели в отсутствие туристических толп и музейных смотрителей — это наверное самое ценное что есть в этом некогда пышном и богатом доме.

Старый хавели имеет еще один секрет, тут расположилась большая коллекция тюрбанов, не пропустите эту комнату.

Кроме тюрбанов и игрушек в комнатах можно найти несколько музыкальных инструментов.

Багор ки Хавели — это тот музей, в котором число комнат для экспозиции значительно превышает число экспонатов, которые можно выставить для обозрения, так что некоторые комнаты попросту пусты.
В отсутствие выставочных экспонатов индийцы намастерили всякой ерунды из пенопласта.

Тут целая комната наполнена всевозможными поделками из белоснежного пенопласта, есть все — от павлинов до Тадж Махала.
Музей кукол Удайпура
Если вы уделили время для посещения старого хавели Багор ки Хавели, то загляните в музей кукол, который расположен в одной из комнат этого старого дома.

Найти огромную комнату с куклами весьма сложно, но если не торопиться, то рано или поздно вы на нее набредете.
Находиться кукольная комната на полпути к крышам Багор ки Хавели.
В одной огромной комнате собраны куклы всех форм и размеров, от маленьких марионеток, до здоровенных в человеческий рост слонов и верблюдов.

Вглядываясь в лица кукол виден характер каждой из них, кто-то сердитый, кто-то грустный, а кому-то подарили хитрую гримасу, у каждой куклы свой характер. Одним словом, точно как в сложной индийской жизни.
Детализация кукольных персонажей удивляет, но видно и неряшливость при производстве, что впрочем относится ко многим вещам произведенным в Индии.
Если не обращать внимания на ошибки ручной работы, куклы выглядят очень живыми, но самое интересно, что практически любой экспонат из этого музея вы можете забрать с собой.
Стоимость кукольных персонажей весьма велика, но в Индии принято торговаться.
Посещение музея кукол входит в стоимость входного билета на территорию Багор ки Хавели, а стоимость последнего весьма и весьма гуманна.
Музей тюрбанов

Если вы не пожалели 50 рупи на вход в музей Багор ки Хавели, то наверняка увидите эту забавную выставку национальных головных уборов.
Сразу несколько комнат выделено под постоянную выставку национальных головных уборов.
Через внутренний двор вы попадаете в светлое полуподвальное помещения с рядами тюрбанов.
Есть как стандартные тюрбаны, которые можно увидеть на индийских улицах, так и весьма удивительные, более похожие на вьетнамские конусообразные шляпы.

Подземелье музея Багор ки Хавели может похвастаться самым большим тюрбаном в мире.
Под стеклянным колпаком лежит тюрбан гигантских размеров и непонятного предназначения.

Удайпурский рекорд по части «Самый большой тюрбан» уже побит. В Интернете ходит фотография Сикха Сингх Мауни, на которой индиец демонстрирует свой головной убор, длина материи для его тюрбана составляет 645 метров, а общий вес превышает 45 килограмм.
В соседнем помещении музея всем желающим предлагают примерить несколько тюрбанов. Выбор невелик но сделать пару фоток на память можно.
Канатная дорога над Удайпуром

Про удайпурскую канатную дорогу почти ничего не известно, популярные путеводители обошли ее стороной.
Моя природная любознательность привела меня в сад камней, далее я пошел посмотреть набережную, там заметил рекламные плакаты указывающие в каком направлении находится канатная дорога.
Отправная точка канатной дороги находится в окружении садов и прочих туристических аттракционов, которыми пользуются исключительно индийские туристы.
А там где есть туристы будут и всякие развлекаловки, хотите на лодочках по озеру покататься, вот вам лодочки, хотите на верблюдах обед растрясти, вот вам верблюд.

Канатная дорога в Удайпуре, как и многие подобные объекты в Индии носит несколько функций, но с первого взгляда всем кажется что построена она исключительно для увеселения туристов — это не так.
С холма на который карабкаются вагончики, вид на озеро Пичола и Городской Дворец впечатляющие, но на том же холме построен храм Карни Мата.
В храм ведёт и пешая тропа, но не каждый паломник способен лезть в гору, кому-то годы уже не позволяют, кому-то статус, вот и возят вагончики прихожан в храм Карни Мата, а заодно и туристов.

Купить билет на фуникулер как оказалось можно в любой туристической лавке Удайпура либо в кассе самой канатной дороги.
Стоимость билетов разная, можно купить билет в оба конца стоимостью 100 рупи, можно купить только подъем наверх, стоил 70 рупи или только спуск цена 40 рупи.

Вокруг кассы есть вся туристическая инфраструктура, от привычного кафе до стандартного магазина с сувенирами, одним словом все для туриста.
Канатная дорога в Удайпуре имеет интересное строение, все канатные дороги которые я видел ранее имели две конечные точки, в которых садятся пассажиры и несколько промежуточных опор даже если подъем не очень долгий.

Удайпурская канатная дорога не имела промежуточных опор вовсе, натянутые стальные канаты жутко провисали под собственным весом, а вес кабинок с пассажирами делал аттракцион еще экстремальней.
Дворец Муссонов (Саджан Гарх)
Изначально Саджан Гарх был построен для астрономических наблюдений, но астрономия — это скучно и в скором времени он стал резиденцией на время сезона дождей и охотничьей базой.
Достопримечательность находится за городом, добраться можно на рикше.
Гхаты

Украшением Удайпура является искусственное озеро Пичола, на берегах которого расположены гхаты.
Гхат (ступеньки к воде) в Удайпуре немного, но те которые есть, используются по прямому назначению и очень активно.

Во многих индийских городах на гхатах происходят всякие таинства.
В Удайпуре гхаты расположены на озере, а не на реке, возможно по этой причине тут всё намного проще.
Но прочий индийский колорит на удайпурских гхатах присутствует в изобилии. Местные жители стираю одежду, моют мотоциклы и рядом моются сами, а священные коровы выбирают гхаты как место для отдыха.
Немногочисленные западные туристы видя такой локал колорит, охотно делают фотографии индийской жизни.
К основным гхатам в Удайпуре можно отнести Лал Гхат, Гангаур Гхат и Хануман гхат.
Когда бы вы здесь ни оказались, вам гарантированы яркие впечатления от увиденного и позитивные эмоции.
Как проводят праздник Холи в Удайпуре

Праздник начинаешь ощущать на кануне вечером.
На площадях народ намастерит костры из соломы и ждет наступления времени Х, торговцы в лавках настойчиво предлагают купить мешочки с цветной пудрой и другие атрибуты яркого праздника красок.
Но самое яркое весёлое начинается на следующее утро.
Рекомендую смартфон защитить специальным чехлом, а иначе будете долго чистить от краски.
Собираюсь духом и выхожу на улицу. В чистой одежде удалось пройти всего 100 метров, первый же прохожий насыпал мне на головуп олную горсть порошка и радостно заорал «Хэппи Холли».
Площадь перед главным храмом Удайпура напоминала огромную площадку для игры в пейнтбол, все кого я встречал были перепачканные краской.
