Боко Которская бухта на автомобиле

2020-01-10

В этом посте поговорим про самую красивую часть Черногории, а может быть и всех Балкан, речь пойдёт про Боко Которскую бухту.

Большая часть бухты входит в список всемирного достояния ЮНЕСКО, что по праву даёт прибрежным городкам чуть завышать цены на услуги и аренду жилья. Но всё это кажется сущими мелочами, когда вы видите природную красоту самого южного фьорда Европы.

Автомобильный маршрут рассчитан на целый день, в то время как километраж подразумевает не более пары часов. Ехать будем медленно, вдумчиво и с обязательными остановками в самых ярких местах бухты.

Так же рекомендую изучить подробные посты про маршруты:

Зачем ехать в Боко Которскую бухту?

Набережная в Перасте

Эта часть поста написана для туристов, которые посещают Черногории впервые, так как постоянные всё и так прекрасно знают.

В каждый свой приезд в Черногорию, я обязательно делаю круг почёта и посещаю любимые места. Каждый год что-то меняется, иногда в лучшую сторону (обновили дорогу, благоустроили набережную и т.д.), что-то в худшую (строят новый коттеджный посёлок, повысили плату за парковку и т.д.).

Боко Которка прекрасно в любом своём проявлении и любое время году и погоду., Её можно объехать на велосипеде, вот тут продолжение, пройти на экскурсионном кораблике, пройти на байдарке (это я ещё не опробовал) и т.д.

Ниже перечислил основные причины, почему каждый турист должен побывать в бухте, дал свои краткие отзывы и комментарии.

1. За фантастическими, открыточными видами. Бухта прекрасна в любую погоду, я даже затрудняюсь ответить когда она более фотогенична. Конечно солнечный день увеличивает настроение, и выкручивает все природные краски на максимум. Но если вы сделаете несколько удачных снимков во время ненастья, когда свинцовые тучи штурмуют высокие горы, то эти фотки взорвут ваш инстаграм.

2. За свежими морепродуктами. Всё морепродукты, которые вы видите в местных магазинах и ресторанах были выращены в Боко Которской бухте. Так почему не откушать этот деликатес прямо на месте его производства? По пути нашего следования будет много ферм по выращиванию морских гадов, так же будет приличное число небольших ресторанчиков с хорошим рыбным меню.

3. За Венецианской архитектурой. Большой отрезок времени в истории Боко Которской бухты, пришелся на владычество Венецианской республики. Большая часть Котора плотно застроена дворцами, по меркам и подобию венецианских палаццо.

4. За водными/пешими/велосипедными прогулками. Это единственное место в Черногории, где можно совместить все вышеописанные активности во время одной короткой поездки.

5. За спокойствием и безмятежностью. Всё чего так не хватает шумным, прибрежным курортам вы непременно отыщите на берегах Боко Которки.

Что следует сделать перед поездкой в Черногорию

Вид на остров Богоматери на рифе

В этой части собраны важные ссылки и рекомендации, так что это самая важная часть поста.

Вот краткий чек-лист перед автомобильной поездкой по Боко Которке, да и по Черногории в целом. Это минимальные требования для вашего комфортного отдыха.

1) Заранее арендуйте машину. Чем раньше вы об этом позаботитесь, тем больший выбор транспортных средств у вас будет.

2) Оформите страховой полис. На этом пункте не стоит экономить. Вот тут моя подробная статья про выбор страховок для Черногории.

3) Забронируйте жильё по вашему маршруту. Во время высокого туристического сезона выбор может быть весьма скудным. Читайте мой подробный пост про особенности выбора черногорских отелей.

В блоге есть подробные посты про выбор местных отелей:

5) Скачайте карту для смартфона. Я пользуюсь бесплатными картами от MapsMe (отлично работают без интернета, но много рекламы).

6) Дополните свой черногорский маршрут. По ссылке вы найдёте подробный план по двухнедельному отдыху.

7) Украдите свежие маршруты. По ссылке расположен местный туристический сайт, на нём есть очень подробные карты и описание маршрутов.

Советы по аренде автомобиля

На автомобиле по Боко Которской бухте. Угадаешь в каком месте бухты сделана фотка?

Пару слов про аренду машины и особенности автомобильного движения в бухте, а они есть

Про основные принципы поведения на черногорской дороге, читайте по ссылке, там большая и полезная статья. Если читать лень, вот коротенький чек-лист и рекомендации по выбору машины (маленькая статья).

Арендуйте авто на весь отпуск. Арифметика тут проста, хотите арендовать машину всего на день — это не проблема, в итоге за день вы заплатите как за 3 дня аренды при длительном договоре. Летом цена аренды на день не падает ниже 40 Евро. При этом, если берёте машину на неделю, то сутки выйдут от 25 Евро.

Учитывайте особенность местных водителей. Народ тут живет спокойно, никто никуда не торопиться. В первое время это жутко бесит, но вы привыкните.

Качество дорог. Основные дороги поддерживаются в отличном состоянии, но если вы забираетесь в просёлок, то асфальт может быть весьма условный. Дорога вокруг Боко Которской бухты имеет отличное дорожное покрытие и все необходимые дорожные указатели.

Реальная ширина дороги в Боко Которской бухте

Ширина дороги. Как вы могли понять, вся дорога вокруг бухты — это одна сплошная достопримечательность, которая змеёй вьётся между водной гладью и старинными домиками. Ширина в некоторых местах такая, что две легковушки не разъедутся. На это следует обращать внимание и смотреть на дорожную обстановку. Одним словом, гнать тут точно не стоит.

Уважайте велосипедистов и прочих пешеходов. Важно помнить, что вы находитесь практически в музее (большая часть бухты находится под охраной ЮНЕСКО). Из этого следует, что на вашем пути будет много непонятного (пешеходы, велосипедисты, моторикши и прочие художники с мольбертами), старайтесь к ним относиться с уважением.

Мощность двигателя. Путь нам предстоит очень простой, если не отклоняться от описанного маршрута, то никаких крутых подъёмов и серпантинов не будет. Вся дорога идёт ровно, так что можете брать авто даже с самым чахлым движком, как-нибудь доедете.

Коробка передач. Из предыдущего пункта ясно, что никаких сюрпризов данный маршрут не предполагает, так что можно ехать на автомате. Пишу про двигатель и коробку, что бы предупредить вас о возможных проблемах, которые были у меня в горной местности с тойотовской малолитражкой, по ссылке все подробности.

Кабриолет. Если с деньгами всё хорошо, то Боко Которка и кабриолет — эти вещи словно созданы друг для друга. Если ваше путешествие выпало на раннюю весну, или позднюю осень, а про зиму я вообще молчу, то от кабриолета лучше отказаться.

Навигатор и карты. Путешествие вокруг бухты настолько простое и понятно, что навигаторы и карты вам просто без надобности.

Дорожная полиция. На самом маршруте никогда полицию не видел, но она может быть между Будвой и Котором. Старайтесь не нарушать ПДД, если нарушили, то не стоит прямо «в лоб» предлагать взятку. Тут с этим строго.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской

Автомобильный маршрут по Боко Которской бухте

  1. Будва - Котор: 22 км;
  2. Котор - Муо: 1км;
  3. Муо — Прчань: 4 км;
  4. Прчань — Столив: 4 км;
  5. Столив — пролив Вериге: 2 км;
  6. пролив Вериге — Лепетане: 1 км;
  7. переправа Лепетане-Каменари: 0,5 км;
  8. Каменари - обзорная площадка на остров Богоматери на рифе: 1,7 км;
  9. Обзорная площадка — Костаньица: 2 км;
  10. Костаньица — Моринь: 3 км;
  11. Моринь — Липци: 1,5 км;
  12. Липци — Стрп: 1,5 км;
  13. Стрп — Рисан: 3 км;
  14. Рисан - Монастырь Баня: 1,6 км;
  15. Монастырь Баня - Пераст: 1,5 км;
  16. Пераст — Бахова Кула: 3,5 км;
  17. Бахова Кула — Ораховац: 3 км;
  18. Ораховац — Люта: 2 км;
  19. Люта — Доброта: 5 км;
  20. Доброта — Котор: 3 км.

Обратите внимание на приведённую карту, на ней я указал наш сегодняшний маршрут. На карте не поместился участок пути от Будвы до Котора, его можно посмотреть на этой гугл карте.

Общая протяжённость маршрута (со стартом и финишем в Будве) не более 90 километров, если путь от Будвы не учитывать, то весь маршрут не более 45 километров (вообще ерунда).

Будва

Вид на Старую Будву со смотровой площадки ресторана Vista

Просыпаемся пораньше и выезжаем из Будвы в сторону Котора. Попутно можно заглянуть в панорамный ресторан Vista (утром может быть закрыт), и выпить чашечку кофе с обалденным видом. Раньше вместо ресторана была заброшка, что впрочем никак не повлияло на открыточный вид на Старую Будву.

Чуть дальше будет съезд с трассы к полуразрушенной крепости Могрен, и опять-таки вид изумительный.

Как проедете тоннель, вновь будет неимоверный вид и небольшой ресторанчик, а далее отворот к пляжам Яз, Трешно и Плоче.

Как спуститесь с холма, будет равнинная часть пути, тут вы найдёте множество различных магазинов, включая огромный ювелирный центр Diana Jewelry. Тут же есть заправка Лукойл, если бак пустой, рекомендую заправиться именно тут.

Если по трассе ехать прямо, то мы приедем в Тиват, с его мега дорогой стоянкой для элитных яхт. Но мы с вами едет в Котор, так что следует свернуть направо.

В Котор ведут две дороги, первая через местечко «Троица» (дорога идёт поверх горы), отсюда начинается знаменитый которский серпантин и путь в Ловчен. Вторая через тоннель, она более короткая и скучная.

Если хотите прокатиться поверх горы, тогда после мебельного центра Euro Casa сворачивайте направо. Вот точные GPS координаты перекрёстка: 42.378176, 18.7483233

Если нужен угрюмый тоннель, тогда следует доехать до кругового движения и на нём уйти направо. Вот GPS координаты круга: 42.391755,18.7358023

Котор

Средневековые улочки Старого Котора

Средневековый Котор прекрасен в любое время дня и ночи, но я рекомендую заняться исследованием этого города в самом конце нашей поездки.

А ещё лучше, выделить под Котор целый день своего отпуска. Вот вам список основных достопримечательностей. Если времени много, то можно посетить и менее значимые достопримечательности, подробнее по ссылке.

Уличные рестораны в Старом Которе

Почему в Котор не стоит ехать утром? На это есть одна неоспоримая причина — слишком много туристов. Так как именно утром прибывают огромные круизные лайнеры, во второй половине дня их уже нет.

Если вы решили посетить город, вот краткий список занятий по интересам:

Музеи и которский рынок закрываются рано, вечером они точно будут на замке.

Муо

Вид на Котор со стороны посёлка Муо

Вернёмся к нашему маршруту. Я рекомендую утром не заезжать в Котор, а перед въездом в историческую часть уйти влево и начать нашу увлекательную экскурсию. Указанный поворот отметил на карте, смотрите фото.

Вот GPS координаты кругового движения: 42.421495, 18.769999

Начало маршрута, на карте указан поворот в сторону посёлка Муо

От указанного перекрестка, до городка Муо не больше километра. Не нужно искать указатели, вы и так поймёте что начинается самая красочная часть поездки.

Городок крошечный, по последней переписи населения в нем обитает не более 1000 жителей. В пик туристического сезона народонаселение увеличивается в несколько раз, но город всё равно остаётся сонным и очень спокойным.

Посёлок Муо

Крупных пляжей в городе нет, это сказывается на аренде отпускного жилья, зато Котор со всеми его достопримечательностями в пешей доступности.

Знаковых достопримечательностей в Муо так же нет, есть очень приятная набережная с двумя скамейками. Я люблю сюда приехать вечером, когда заходящее солнце красит вершины Ловчена в тёплые тона. Никакой фотоаппарат не сможет передать настроение и глубину момента.

Именно с этой крошечной набережной сделаны знаменитые фотки крепости Святого Иоанна. Вечером, когда на крепостной стене включают подсветку, то её отражение в бухте рисует которское сердечко.

А ещё из Муо стартует пешая тропа на гору Врмац, к одноимённой крепости и далее в Тиват. Прогулка на целый день, требуется иметь хорошую физическую форму и большое желание.

Посёлок Муо вечером. Обратите внимание на бордюры - их нет

На этом участке пути, бухта очень близко подходит к проезжей части. Обратите внимание на фотографию, на ней видно, что есть участки дороги, где вообще отсутствуют какие-либо ограждения, а ширина проезжей части практически на одну машину. К тому же, по условной обочине кто-то обязательно двигается на велосипеде или пешком.

Прчань

Въезжаем в Прчань

Граница между сонным рыбацким посёлком Муо и светским городом Прчань весьма эфемерна, но где-то даже установлен дорожный указать.

В наши дни, никакой светскости в Прчани нет, но стоит немного изучить историю города, и вы всё поймёте. Прчань когда-то была эпицентром инноваций в судостроительной области, местные корабли обладали уникальной конструкцией и феноменальной для своего времени скоростью.

Скорость в любое время синоним слова деньги. Про быстроходную особенность местных кораблей разузнали венецианцы, и тут же забабахали с прачанцами коллаборацию, совместное предприятие по нашему.

Единственная улица в городе Прчань

Прочанцы быстро доставляли почту, за что получали достойную оплату. Скорость доставки корреспонденции в те времена была покруче, чем в наши дни у Почты России.

Местные жители получили хороший кешфлоу (денежный поток) и вместо панамских оффшоров, инвестировали деньги в свой город. Построили мореходное училище, возвели несколько красивых храмов и церквей, понастроили различных дворцов с шубохранилищами конечно же, значительно расширили морскую почтовую службу, организовали морскую торговую службу и т.д.

И в качестве вишенки на торте, был построен парусник Splendido (в переводе значит Великолепный), который совершил кругосветку, тем самым вписал во всемирную историю, крошечный город Прчань. Одним словом, было тут всё как у людей.

В отличие от Муо, в Прчани появляются очень симпатичные рестораны с хорошим рыбным меню. Для посетителей ресторанов, парковка машины или яхты — бесплатна.

Если посещение ресторана не входит в ваши планы, то с парковкой могут быть сложности. Не в любом месте можно найти площадку для своей машины. Где гарантировано можно найти место под длительную стоянку, так это возле храма Рождества Богородицы.

Для любителей пляжного отдыха, в Прачане есть несколько оборудованных мест для купания. В большинстве случаев это бетонный пандус с перилами в воду, но есть и несколько галечных пляжей.

Для Боко Которского залива бетонные пляжи обычное дело. Впрочем, в Доброте недавно построили настоящий пляж с привозным песком и пляжными мальчиками, про это я так же вам расскажу.

Порт в городе Прчань

Если вы желаете пройтись под парусом, или иным способом разнообразить автомобильную поездку. В Прчани это реализуемо. Учитывая морскую историю города, тут есть хорошая марина с пришвартованными яхтами, отличное место для селфи. Впрочем, в любом мало мальском городе есть своя небольшая заводь для яхт, этим в Боко Которке никого не удивишь.

Достопримечательностей в городе много (ссылку давал чуть выше), конечно их число не стоит сравнить с Котором или Перастом, но побродить и пофоткать рекомендую.

Если выбирать отдых в бухте, то Прчань является сильным конкурентом городу-курорту Доброте. Учитывая низкую стоимость жилья, меньшее число отдыхающих, наличие лечебницы «Врмац» с галечным пляжем, то выбор очевиден.

Столив

Въезжаем в Столив

Город маленький, тихий и совсем без амбиций. Столив известен с XIV века, в большей степени как рыбацкая деревушка. Впрочем, в наши дни тут занимаются тем же самым, вот только технологии немного поменялись. Вместо трудоёмкой рыбалки, теперь рыбу разводят в садках и по мере надобности вылавливают. Прогресс!

У города есть красивая легенда про оливки и женихов. Считается, что каждый жених перед свадьбой должен был засадить сад, который бы состоял как минимум из 100 оливковых деревьев. Отсюда и название «Сто» + «Олив».

Центр посёлка Столив

Легенда, легендой, но с демографией в Столиве беда. Современная популяция местного население не превышает 350 человек. Видать засаживали не то и не туда. :)

Город находится в стратегически выгодном месте, с одной стороны пролив Вериге, чуть правее рукотворные и не очень острова, а на противоположном берегу город-герой Пераст.

Вид на пролив Вериге из посёлка Столив

Таким положением грех не воспользоваться. Так что выбирайте одно из кафе и любуйтесь прекрасными видами, а они тут действительно изумительные.

С парковкой опять-таки могут быть сложности, так что при выборе ресторана следует учитывать эту особенность.

Ещё в Столиве начинаются пешеходные тропы на гору Врмац. Тропы огибают всю гору, но не обязательно их проходить полностью, можно пройтись сквозь оливковые рощи на самую ближнюю обзорную площадку, и благополучно вернуться.

Рядом сохранилось несколько церквей: Святого Василия (внутри есть фрески XV века), Святого Ильи (дата постройки XVIII век), Святой Анны (расположена в Верхнем Столиве).

Пролив Вериге

Рыбные фермы Monte Fish, сразу же после посёлка Столив

Покидаем Столив и двигаемся дальше. Взобравшись на пригорок видим рыбные фермы Montenegro Fish, скорей всего ваш только что съеденный обед, был выращен именно в этих садках.

Дорога упирается в крутой левый поворот, а перед вами другой берег, вот это и есть пролив Вериге. Тут же устроена обзорная площадка с видом на остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия.

Места для парковки предостаточно, а вот с инфраструктурой не очень. Местная власть могла бы устроить какие-нибудь лавочки, мусорки поставить и т.д.

Пролив Вериге соединяет Тиватский и Рисанский заливы, протяжённость этого пролива крохотная, но ещё меньше его ширина. Со стороны Пераста ширина пролива не больше 250 метров.

Ходит легенда, что именно в этом месте натягивали цепи, тем самым как бы закрывая морской вход к Перасту и Котору. Само слово вериге, переводится как цепь.

Обзорная площадка в проливе Вериге

Прямо под смотровой расположена крохотная церквушка, идеально вписывающаяся в ландшафт бухты. Церковь построили в XVI веке, у неё несколько названий, одно из которых больше походит на легенду.

Местная легенда гласит, моряки возвращаясь из длительных походов, видя церквушку дарили ей свои улыбки. От этого родилось первое название — «церковь улыбок» (Оризо или sorrizo, что с итальянского можно перевести как улыбка).

Второе называние намного проще — Church of Our Lady of Angels, церковь Богоматери ангелов.

Пляж в проливе Вериге

Между обзорной площадкой и городком Лепетане вы найдёте крохотный пляжик. Несмотря на свою крошечность, тут есть всё что необходимое для пляжного отдыха (небольшая песчаная коса, лежаки, кафе и т.д.). Парковка есть, но это больше походит на стихийную стоянку на газоне.

Лепетане

Город Лепетане

Едем в сторону переправы и буквально через минуту мы уже в городке Лепетане. Город, я бы даже назвал деревня, крошечный и особых достопримечательностей в нём нет. Разве что паромная переправа, небольшая церквушка, да неимоверно сочные виды.

Исторически так сложилось, что эта местность была водоразделом между османами и венецианцами. Свое название местность получила в XV веке, когда одна зажиточная семья из Пераста построила тут летнюю резиденцию. Семейство носило фамилию Лепетанус, так деревушка и получила своё название.

С точки туристической привлекательности и доступности для автомобильного туризма, Лепетане развита плохо. Каких-то знаковых ресторанов и прочих точек притяжения я не обнаружил.

Паромная переправа Лепетане — Каменари

Паромная переправа Лепетане-Каменари

Часть пути нами отлично преодолена, теперь следует переправиться на противоположный берег и продолжить нашу увлекательную поездку.

Встаём в очередь, а сами идём в будку за билетом.

Цены на паромную переправу:

  • пешеход — бесплатно;
  • велосипед — 1 Евро;
  • мопед, мотоцикл – 2 Евро;
  • легковой автомобиль – 4,5 Евро;
  • легковой автомобиль с прицепом и микроавтобус (7-20 мест) – 9 Евро.

Расписание переправы в высокий туристический сезон (май-октябрь):

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в течении высокого сезона (май-октябрь) — паромы курсируют постоянно.

Расписание переправы в низкий сезон:

  • днем (05:00 — 00:00) — паромы курсируют постоянно;
  • ночью (00:00 — 05:00) в низкий сезон — курсируют раз в час (от Каменари: 00:00, 01:00, 02:00, 03:00, 04:00), (от Лепетани 00:30, 01:30, 02:30, 03:30, 04:30).

Паромы ходят круглосуточно и очень часто. В будние дни, особенно в часы пик (с 8:00 до 10:00, и с 16:00 до 18:00), они отправляются по заполнению. В остальное время, если паром не заполнен, то ждут минут 15 минут и стартуют. В пик туристического сезона бывают очереди, ожидать можно минут 30.

Механика переправы очень проста. В будке покупаем билетик, при въезде на паром билет отдаём контролеру, он покажет куда вам встать. Глушим двигатель и наслаждаемся переправой, которая длиться не более 5-10 минут.

На пароме есть туалет, но весьма сомнительного качества и часто с не закрывающейся дверью.

Пару слов следует сказать про саму переправу, как про местную достопримечательность. Местные власти имеют дурную идею построить тут мост. На что ЮНЕСКО и общественность категорически против. Международная организация ратует за сохранение облика местности, а местные жители бояться потерять рабочие места и доход. Но вопрос ещё открыт, а значит паромная переправа может кануть в историю.

Обзорная площадка на остров Богоматери на рифе

Вид на Пераст со стороны Каменари

Спрыгиваем с парома и уходи вправо. Трафик в этом направлении вялый, так что можно немного разогнаться. Попутно будет смотровая с маяком, вид на пролив Вериге. Эту смотровую можно и проигнорировать.

Обзорная площадка в проливе Вериге, возле ресторана

Вскоре дорога делает крутой левый поворот и вот тут я вам рекомендую сделать остановку на фотопаузу, или посетить местный ресторан с феноменальным видом на бухту. Остров Богоматери на рифе и остров с аббатством, у вас как на ладони. Сразу за ними город Пераст, а правее панорама Боко Которской бухты. Красота.

Костаньица

Курорт Костаньица

Очередная сонная деревушка на берегах Боко Которской бухты. Если вы решили отдохнуть от городской жизни и с головой уйти в безмятежность, то это место отлично вам подойдёт.

Для любителей путешествовать в автодомах, в этой деревушке есть кемпинг, и по моему их даже несколько. Искать кемпинг следует на границе Костаньица и населённого пункта Моринь.

Считается, что своё название посёлок получил от каштанов, коих в этих краях в изобилии. На территории посёлка есть небольшая церквушка (вечно закрытая), несколько кафе, небольшой пляж и природные ключи, бьющие в непосредственной близости от берега. Благодаря последним, вода у берегов Костаньицы всегда на пару градусов ниже, и имеет отличную прозрачность.

Моринь

Вид Боко Которской бухты с берегов посёлка Моринь

Вот мы с вами и преодолели пол пути, теперь с каждым поворотом мы будем приближаться к Котору.

Населённый пункт Моринь имел свои лучшие годы при венецианцах. Именно венецианцы подтолкнули местное население активно развивать сельское хозяйство, а излишки шли на продажу. Вырученные средства вкладывали в производство и так по кругу.

Для всей этой производственной котовасии, в Морине построили сесть каналов, которая обеспечивала напор воды для многочисленных водяных мельниц. В те далёкие времена населённый пункт даже называли «Черногорской Венецией».

В наши дни каналы не используются, мельниц в том объёме уже нет, а единственную сохранившуюся перестроили в ресторан.

В городской черте есть неплохой песчано-галечный пляж, недорогая аренда жилья, яркая средиземноморская растительность и приток горной речки. Благодаря этим факторам, город с каждым годом набирает туристическую популярность. Лично мне он показался скучным.

Липси и древние рисунки

Проезжаем круговое движение, трасса идущая наверх приведёт вас в Жабляк, а прямое направление идёт вдоль бухты. Прямо за кругом будет крошечная деревушка Липси

Большинство туристов проезжают эту деревню транзитом, со мной неоднократно было то же самое. Да как тут не проехать, когда внешний вид у деревни вовсе не открыточный. То ли порт, то ли промзона, а на заднем плане маячат огромные цистерны.

Одним словом, здравым умом понять невозможно, как такое безобразие оказалось посреди такой красоты.

Но именно в деревне Липси находится памятник древности, который стоит в одном ряду со Стоундхенджем и египетскими пирамидами. Заинтриговал? Тогда вот вам все подробности про наскальные рисунки Боко Которской бухты.

Стрп

Набережная в посёлке Стрп

В паре километрах от более туристического Рисана, запрятался городок с не выговариваемым названием Стрп. Место уютное и очень укромное, а ведь до цивилизации всего 2 километра.

В посёлке есть свой пляж, и полнейшая уединённость от внешнего мира. Одним словом, это ещё одно место где можно найти спокойный отдых на лоне природы. Как выглядит такой отдых, и чем ещё можно заняться в посёлке Стрп, читайте по ссылке.

Рисан

Рисан, самый древний город в бухте

По шоссе с ровными рядами пальм (словно Калифорния какая-то), мы въезжаем в Рисан. Город с неимоверно дремучей историей, кто тут только не был, а теперь вот и мы с вами приехали.

Первое упоминание про поселение на берегу бухты, датируются IV веком до нашей эры. В те далёкие времена тут была столица Иллирийского государства, руководила всем женщина — царица Теута. В наши дни, следов иллирийцев в Рисане сохранилось мало, можно сказать их практически нет.

А вот римляне оставили после себя значительно больше. К артефактам римской эпохи относятся красивые мозаичные панно на полах бывших дворцов. Мозаика с изображением античного бога Гипноса, есть вообще только в Рисане, вот такой вот эксклюзив.

Рисан — это отличное место для фотографов, и прочих любителей селфи. Сами посудите, море есть, древние извилистые улочки тоже есть, а над всем этим высится гора Орьен.

В Рисане можно найти бензозаправку, и никаких проблем с парковкой. Так что паркуйтесь, смотрите римские мозаики, а после прогуляйтесь по извилистой улочке с фактурной брусчаткой. Как нагуляетесь, ступайте на главную площадь и закажите что-нибудь в небольшом кафе. Ну хоть каким-то образом поддержите местную экономику. :)

Монастырь Баня

Женский монастырь Святого Георгия (Баня)

На полпути от Рисана к Перасту, расположен женский монастырь Святого Георгия. Второе название монастыря — Баня. Оно прилипло к этой святыне из-за римских терм, на месте которых и был построен сей монастырь.

Датой основания монастыря считается XII век, но в письменных документах он появляется лишь в 1602 году. Считается, что монастырское подворье было основано на средства Стефана Немани.

В начале XVII века Петр Кордич из соседнего Рисана, возвёл на остатках средневековой церкви новый храм, названный в честь Святого Георгия.

В 1729 году была масштабная реконструкция, средства пожертвовали зажиточные моряки того же Рисана.

Главным сокровищем монастыря является частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца. В резнице так же имеются старинные иконы из различных областей Боко Которки, Греции и даже из далёкой России.

Въезд на монастырскую территорию следует осуществлять через карман, проход со стороны трассы всегда на замке. Монастырь действующий, так что соблюдайте дресс код.

Пераст

Даже парковка возле Пераста прекрасна

На въезде в Пераст есть две диковинки. Первая — смотровая площадка, я считаю что она одна из лучших, так как расположена на возвышенности. Вторая — хаос и неразбериха с парковкой.

Въезд на автомобиле на территорию Пераста разрешён лишь для жителей города. Исключение сделано для общественного автобуса и прочих спец.служб, все остальные паркуются перед шлагбаумом.

Парковка платная, для этих целей ходит специально обученный человек. Для меня остаётся загадкой его выборочное обилечивание. Бывали случаи, когда он до меня не доходил, и машина стояла совершенно бесплатно. Если запарковать свой автомобиль чуть в стороне, то тоже никакой платы не будет, но тут может прилететь штраф на неправильную парковку.

Следует понимать, автомагистраль огибает Пераст и идёт как бы над городом. Это я к тому, что если на одном въезде в город парковочных мест нет, то попытайтесь припарковаться на противоположном въезде/выезде.

С парковкой разобрались, теперь вернёмся к самому городу, Пераст великолепен и я его смело записываю в самые красивые прибрежные города Черногории.

Вид с парковки на остров Богоматери на рифе

Обязательно сделайте несколько фоток на указанной смотровой. Смотровую недавно облагородили, и там появились лавочки.

Вся красота, которую мы с вами видим, появилась тут в эпоху правления венецианцев. Именно в те времена появились многие дворцы, разной степени пышности.

Город имеет необычное название, но никакого отношения к пиратам и прочим товарищам он не имеет. Гиды и бумажные путеводители могут вам на уши лить лапшу, про пиратов. В действительности всё просто, название некогда маленькой рыбацкой деревне дало проживающее тут иллирийское племя пирустов.

Но в чём-то гиды правы, Пераст сильно связан с морем и морским делом. Для россиян будет приятно услышать, что Петру I в его морских начинаниях, помогал выходец из этого крошечного черногорского города — Матиас Змаевич.

Центральная часть Пераста

Впоследствии, Матиас Змаевич станет российским адмиралом, членом Адмиралтейств-коллегий и принимает активное участие в постройке галерной гавани в Санкт-Петербурге. Вот так вот, вся мощь российского флота пришла из города в котором всего одна улица.

А в местную морскую академию, Петр I активно отправлял на учёбу своих подданных.

Если вам интересна история города, то можно посетить его дворцы-музеи, и побродить по церквям, они так же многое расскажут про времена былого величия.

Уличные рестораны в Перасте

Устав от истории и туристической толчеи, пообедайте в одном из местных ресторанов. Ценник немного задран, но где ещё вы сможете заказать столик с таким невероятным видом?

С городской набережной можно добраться до острова Богородицы на рифе. Есть эконом вариант — от пирса стартуют катера, доверху набитые туристами. Есть индивидуальный трансфер — на пирсе много свободных лодок, можно заказать любую.

Бахова Кула

Рыбные фермы в посёлке Бахова Кула

Покидаем очаровательный Пераст и едем в сторону Котора. Следующая остановка не является обязательной, но большинство путешественников не упустят возможность полакомиться свежайшими морепродуктами. Мы едем в местечко под названием Бахова Кула.

И вновь, никакие указателей искать не нужно, когда на водной глади станут появляться садки для рыбы и поплавки для моллюсков, значит вы уже на месте.

Как увидите на столбе объявление про морепродукты, смело паркуйтесь и идите в указанный ресторан. Местные рестораны лишь отдалённо напоминают рестораны, зато блюда готовят из живых (в буквальном смысле этого слова) продуктов. Часто владелец ресторана, отвечает за весь технологический цикл (от вылова даров моря, до подачи готового блюда вам на стол).

Если заведение закрыто, то есть два варианта. Можно поискать соседнее, или позвонить по указанному телефону.

Ораховац

Элитный отдых в посёлке Ораховац

Местные жители этого посёлка с удовольствием расскажут про элитарность отдыха на их курорте, так это или нет мне неизвестно. Считается, что при развитом коммунизме именно в этом посёлке отдыхала вся партийная элита. Опять-таки, у меня нет никаких доводов, что бы не верить местному населению.

В наши дни, Ораховац так же привлекает состоятельных туристов, посмотрите на фотку и всё станет понятно. В посёлке есть небольшой галечный пляж, но из-за близости реки Люты, вода на этом пляже ледяная.

Есть несколько приличных ресторанов, я бы не сказал что они какие-то изысканные, но для столь крошечного посёлка это уже что-то.

Люта

Ресторан Stari mlin в посёлке Люта

Едем дальше и мы уже практически на «финишной прямой», переезжаем через мост реки Люта, и оказываемся в одноимённой деревушке.

Прямо перед мостом будет отличная смотровая площадка, с видом на ресторан Stari mlini и место впадения реки Люты в Боко Которский залив.

Посёлок практически идентичен предыдущему, тут так же разводят рыбу и моллюсков, такая же холодная вода и т.д. Есть одно очень важное различие, именно в Люте расположен самый пафосный ресторан всей Боко Которской — ресторан Stari mlini.

Ресторан принимает гостей более 40 лет, а ранее на этом самом месте располагалась водяная мельница, чей возраст более 300 лет. Ресторан предназначен для неспешной беседы с друзьями, а не для любителей турецкого алл инклюзива.

Ценник значительно выше обще черногорского, но место и общая атмосфера стоит посещения. Если вы хотите сэкономить, то лучше с обедом потерпеть до Котора, так как средний чек тут примерно 100 евро (на двоих), и это без алкоголя.

Парковка и стоянка для вашей машины/яхты бесплатная. Ещё раз повторю, место не бюджетное, но чашка кофе и десерт вас не разорит.

Очаровательное умиротворение посёлка Люта

После ресторана дорога разделяется на верхнюю и нижнюю трассу. Мы конечно же выбираем более живописный путь, и сворачиваем направо. Будьте внимательны и не пропустите этот незаметный поворот.

Прибрежная улочка весь живописна. Едем, любуемся видами и прыгаем на лежащих полицейских (на верхней трассе их нет). В центре посёлка можно сделать остановку и посетить (если открыта) церковь Святого Петра, она была построена в XVIII веке.

Посёлок неожиданно заканчивается и мы вновь оказались на основной трассе.

Курорт Доброта

Въезжаем в курорт Доброта

Через километр от поселка Люта, вновь будет развилка, вверху идет автомобильная трасса, внизу спокойная дорога вдоль залива. Естественно мы выбираем нижний путь и наслаждаемся видами и лежащими полицейскими.

Доброта является самым протяжённым городом Боко Которской бухты, населённый пункт растянулся более чем на 7 километров, и своей восточной частью мирно втекает в Котор.

Если быть точным, то Доброта это несколько мелких деревень (Табачина, Иличи, Труци, Плагенте, Маровичи и Радимири), которые объединены в один населённый и административный пункт.

Если вам приглянулся этот посёлок, то можно подыскать жильё на длительный срок, выше автомагистрали расположены очень бюджетные варианты (есть несколько кемпингов), то что ближе к воде чуть дороже.

С парковкой не всё так гладко, если у апартаментов нет собственной стоянки, то лучше подыскать другой вариант, выбор есть. Заведений общепита значительно больше, но большая их часть сконцентрирована в непосредственной близости от Котора. Там же имеется очень приличная набережная и прочие блага цивилизации.

Вот вам лайфхак про Доброту: Если надумаете тут арендовать жильё для отдыха, то выбирайте дальнюю от Котора часть. Дело в том, что ближняя к Котору часть Доброты вечером будет заслонена горой, а в дальней будет солнечно и весело.

Вот так выглядит платный, песчаный пляж на курорте Доброта

Длительное время на курорте не было ни одного песчаного пляжа, но случилось чудо и кто-то из местных бизнесменов оборудовал часть берега, завёз белоснежный песочек, установил шезлонги и прочие бары. Одним словом, если вы привыкли к комфорту, а не к бетонным пляжам, то теперь в Доброте есть такое место.

Следует заметить, что вход на пляж платный, за этим следят пляжные мальчики, некоторым уже за сорок, но следят пристально. Я бывал на многих частных пляжах, хочу отметить, что этот выполнен вполне прилично.

Один из Капитанских домов в посёлке Доброта

Кроме пляжей в городе есть несколько церквей и целая коллекция Капитанских домов. Если времени у вас много, то можно устроить увлекательный квест и попробовать отыскать все Капитанские дома. Скажу честно, некоторые находятся в таком плачевном состоянии, что без слёз на них смотреть сложно.

Котор

Моя любимая площадь в Старом Которе

Дорога вновь выпрыгивает на автомагистраль и мы оказываемся напротив которского торгового центра «Камелия». Если вы утром не были в Которе, то теперь самое время его изучить.

Рядом с торговым центром есть парковка, там же находится старая австрийская тропа в Ловчен, и халявный путь к верхней части крепости Святого Иоанна.

Если лезть в гору вам лень, вот вам моя подробная экскурсия по вечернему Котору. Как я уже говорил ранее, на достопримечательности этого средневекового города лучше выделить пол дня, а то и целый день.

Хорошего вам отдыха в Черногории.

Боко Которская бухта на автомобиле

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий