Храм Ачутарайя и рынок рабынь в Хампи

216
2
4

Продолжаем наши экскурсии по Хампи, сегодня посмотрим на затерянный храм Ачутарайя и все что рядом с ним, а там есть много интересного. Эта экскурсия может быть продолжением экскурсии по Хампи Базару или небольшим дополнением к походу по храмовой тропе от Вирупакши к Виталлу. Дорога к храму Ачутарайя имеется как со стороны реки, так и через холм Матанга.

Если посмотреть на карту Хампи, то можно видеть где запрятан храм Ачутарайя и соседний невольничий рынок. Эти достопримечательности вроде бы совсем рядом с туристической зоной Хампи, но тем временем не очень посещаемы туристами.

Карта района храма Ачьютарая

На карте видно расположение достопримечательностей, вам нужно лишь выбрать удобный путь, но вне зависимости от вашего выбора, дорога будет интересной.

Бумажная карта района храма Ачьютарая


Карта рынка рабынь в Хампи

На бумажной карте, стрелками указаны возможные пути (в моем случае их всего два), но местные жители умудряются туда добираться более экзотическими и невероятными тропами. Я эти тропы не исследовал, так что не публикую их, но они есть.

Гугл карта района храма Ачьютарая

Увеличьте гугл карту и вы увидите все дорожки и тропинки вокруг холма Матанга и прочие «козьи тропы», которыми ходят местные жители.

Храм Ачутарайя

Начнем экскурсию с невероятно привлекательного храмового комплекса Ачутарайя. Дорога от Хампи Базара через холм Матанга займет не более 20 минут, но на ней есть несколько храмов, так что будет не скучно.


Вид на рынок рабынь с холма Матанга

На пути повстречается несколько маленьких индуистских храмов и удивительные наскальные рисунки, которые очень похожи на новодел. Но самое захватывающее — это вид на храмовый комплекс Ачутарайя и рынок рабынь, который открывается с вершины холма.

Если вы идете со стороны реки, то на вашем пути будет Суле Базар, он же рынок рабынь и он же улица куртизанок, но про это чуть позже, а теперь Храм Ачутарайя.

1534 год — это примерная дата постройки, вернее освящения храмового комплекса. Храм Ачутарайя посвящен богу Tiruvengalanatha, это одно из проявлений Вишну.

Храм Ачутарайя является типичным примером Виджаянагарского стиля в архитектуре. Этот заброшенный храм дошел до наших дней в идеальной сохранности и его осмотр намного интереснее чем осмотр туристического Виталла или забитого под завязку паломниками храма Вирупакши. Храм Ачутарайя один из последних грандиозных проектов, выполненных в столице древней империи Виджаянагар, считается что после него в этих местах ничего грандиозного не сооружали.

Карта храма Ачутарайя


Карта-схема храма Ачьютарая

На этой карте с дружественного сайта hampi in видно внутреннее устройство храма Ачутарайя. Как видно на этой карте, храм имеет две стены и несколько входов, некоторые из входов весьма незаметны.

Вот расшифровка карты:

  1. Входные арки;
  2. Церемониальный зал (Kalyanamantapa);
  3. Колоннада;
  4. Открытый зал;
  5. Святилище (Sanctum);
  6. Храм Богов;
  7. Храм Гаруды;
  8. Храм Вирабадра (за пределами храма Ачутарайя, на вершине холма Матанга);
  9. Храм Дурги (за пределами храма Ачутарайя);
  10. Улица куртизанок (за пределами храма Ачутарайя).

Входные арки храма Ачутарайя


Входные арки храма Ачьютарая

Входные арки выглядят действительно грандиозно. К сожалению, время безжалостно и верхние части строений частично разрушены, тем не менее общая картина впечатляет.

Церемониальный зал храма Ачутарайя


Церемониальный зал храма Ачутарайя

Пройдя сквозь первую арку, поворачиваем направо и еще раз направо, вот перед нами Церемониальный зал. Строение полностью отражает свое название, оно большое и нарядное, как и положено быть подобным объектам. Внутри пусто и целый лес резных колон, а вокруг ни души.


Церемониальный зал храма Ачутарайя

В церемониальном зале можно увидеть множество прекрасно сохранившихся детализированных жанровых и канонических сцен. Повседневные сценки из жизни древних обитателей Виджаянагарского государства искусно выточенных на стенах и колоннах.


Тантрическая любовь

Такого количества и разнообразия резного декора в Хампи больше нигде нет, а в храме Ачутарайя сколько угодно.


Зарисовки семейной жизни в церемониальном зале храма Ачутарайя

Многие барельефы весьма откровенны и открыто демонстрируют проявление тантрических взаимоотношений между людьми и богами, между людьми и животным миром, и т.д, но в итоге все сводится к поиску себя в себе. Вот такая вот она Incredible India. Некоторые сценки на стенах храма Ачутарайя в Хампи, схожи с барельефами храмов в Кхаджурахо.


Взаимоотношение полов в индии

Открытый зал в храме Ачутарайя


Открытый зал в храме Ачутарайя, на заднем плане видно храм Гаруды

Идеи дальше, вернее входим во внутренний двор и сразу натыкаемся на маленький храм Гаруды. Он расположен спиной к входным воротам и впритык к открытому залу. Если не знать что это храм, то можно легко пройти мимо, что я и сделал, так что фото храма Гаруды у меня нет, да и смотреть там особо не начто.


Открытый зал в храме Ачутарайя, статуя Вишну

В открытом зале располагается вот такая вот каменная статуя Вишну. Возможно это вовсе и не Вишну, сто процентной уверенности у меня нет, если у вас есть предположения кто это, то поделитесь в комментариях.

Святилище храма Ачутарайя


Святилище храма Ачутарайя

Из открытого зала можно попасть в частично восстановленное святилище храма Ачутарайя. Тут так же как и снаружи, все покрыто барельефами, но никаких идолов и молитвенных камней мной обнаружено не было.

Храм Богов


Храм Богов

По правую сторону от основного святилища стоит небольшой храм Богов, внешне он выглядит намного интересней чем изнутри.

Колоннада в храме Ачутарайя


Колоннада в храме Ачутарайя

Особое внимание заслуживает колоннада, которая опоясывает весь внутренний двор храма по периметру. Некоторые фрагменты массивных колон можно увидеть за пределами внутреннего двора, но вероятно это руины иных строений.

Храм десятирукой Дурги (Ten Armed Durga)


Тропа к храму Дурги

На этом можно было бы и завершить осмотр храма Ачутарайя и пойти смотреть улицу куртизанок, но мне стало любопытно узнать, куда это по тропе шмыгают индусики. Причем все проходящие исчезали где-то за храмом Ачутарайя и больше я их не видел. Я увязался за одним из местных жителей и понял что сквозь храм Ачутарайя идеть обычная деревенская тропа, теперь готов рассказать вам как ей пользоваться.


Рядом с храмом Дурги

Идем в первом дворе храма Ачутарайя в самую дальнюю его часть и в каменной стене ищем небольшую дыру, вот она и приведет нас к очередному молельному месту, которого нет в туристических путеводителях.


Храм десятирукой Дурги изображение Дурги

На краю банановой плантации спрятался небольшой храм десятирукой Дурги. Лик вооруженной богини Дурги вырезан в скале и пёстренько, по-индийски разукрашен. Вся территория, рядом с молитвенным камнем является священной, так что старайтесь снять обувь и всячески проявлять уважение к религиозным верованиям индийцев.


Волшебное дерево у храма Дурги

Напротив алтаря с Дургой, Ганешем, лингамом и прочими религиозными атрибутами произрастает большущее дерево. Но деревом в Индии никого не удивишь, а интересно следующее. Зачем индийские женщины оставляют у этого дерева свои украшения — это для меня осталось загадкой. Женских украшений на этом дереве десятки тысяч (может и больше), по этим косвенным признакам, можно судить об намоленности и посещаемости храма.


Храм с молитвенными камнями

Чуть в стороне от десятирукой Дурги, ютится совсем маленьких змеиный храм. Судя по наличию молитвенных камней и опять же женских украшений — это взаимно связанные места.

Улица куртизанок


Улица куртизанок и храм Ачутарайя

От индуистских храмов и религии переходим к светской жизни империи Виджаянагар. Направляемся на рынок рабынь (Sule Bazaar), который ещё называют улицей куртизанок, чем на самом деле занимались в этом месте — история темная.

Улица куртизанок является одним из мест (рынков), которые существовали в Хампи во время Виджаянагарской империи. Следует отметить интересный факт — все эти рынки (и рынок рабынь тоже) были расположены напротив четырех известных и крупных храмов (Вирупакша, Виталла, Кришны и Ачутарайя).


Рынок рабынь в Хампи

По одной из версий, тут было бойкое место где обитали самые талантливые танцовщицы. Другая версия говорит именно про Soolai Bazaar или Sule Bazaar, что можно перевести как рынок блудниц. Разные древние литературные документы описывают это место по-разному.

Одно понятно, что во времена правления Ачьюта Дева Раи улица куртизанок была оживленной и соблазнительной, но остается вопрос, было ли это место классическим местом торговли женщинами как товаром, или это было место свободных нравов, где женщины продавали свои услуги?


Невольничий рынок в Хампи

Считается, что на этом невольничьем рынке можно было купить любую экзотику, в том числе и европейских женщин, но насколько это правда мне не известно.

Тут в памяти всплывают картины швейцарского живописца Отто Пилни (Otto Pilny 1866 — 1936), который писал восточные невольничьи рынки и его картины настолько реалистичны и правдоподобны, насколько это возможно. В отличие от многих художников, которые писали восточные рынки рабов со слов купцов и путешественников, Отто Пилни писал свои картины с натуры. Художник бывал на Востоке довольно чисто, и даже являлся придворным художником вице-короля Египта.


Невольничий рынок. Отто Пилни (1866 — 1936). Частное собрание

Невозможно заподозрить живописца в непонимании того, что он видел и изображал на своих полотнах. Отто Пилни достаточно хорошо описывает женщин и их положения при мужчинах, будь то романтические танцы в пустыне или сцены на невольничьих рынках, художник реалистично описывает действительность и дает намек на все то, что могло следовать далее. На некоторых картинах женщины изображены с явно связанными за спиной руками, измученными и абсолютно подавленными.

Улица куртизанок была одним из самых интересных мест империи Виджаянагара. Улица длиной в полкилометра и шириной 50 метров, такие размеры и по сегодняшним меркам выглядят солидно. По бокам стояли крытые ряды павильонов с резными столбами, которые в наши дни выглядят весьма плачевно, но даже в поврежденном состоянии улица и храм образует единый ансамбль.

Священный водоем Пушкарани


Священный водоем Пушкарани, рядом с рынком рабынь

Пушкарани (Pushkarani) — это священные колодцы при храмах, которые совмещали религиозные и бытовые потребности населения. Местные жители с уважением относились к этим священным водоемам. Во многих случаях священные водоемы были местом проведения ежегодных фестивалей, где образы богов и богинь устанавливали на лодки и катали по водной глади.


Священный водоем Пушкарани

Один из самых красивых и сохранившихся священных водоемов Хампи находится именно на улице куртизанок, он является частью храма Ачутарайя. Священный водоем в самом центре имеет небольшой островок, именно на нем должны были находится фигурки идолов во время религиозных празднований.


Священный водоем Пушкарани

Сегодня, большая часть красивых колон, которые охраняли периметр Пушкарани и служили опорами павильонов не сохранились, да и сам водоем стоит без воды, но можно представить как тут было 500 лет назад.


Священный водоем Пушкарани, на заднем плане холм Матанга

У этого пересохшего, священного пруда позвольте завершить экскурсию по рынку рабынь. Как правило, данную экскурсию логично начать с экскурсии по району Хампи Базар, а далее идти по храмовой тропе осматривать руины. Следующую экскурсию по Хампи можно выбрать на этой странице.

Храм Ачутарайя и рынок рабынь в Хампи
Поддержи пост в социальных сетях
Информация на сайте была для вас полезной? Сказать спасибо можно тут
Ваши вопросы, отзывы и комментарии

Спасибо! Очень интересное исследование!

Галина, благодарю за ваш интерес! Если вы про рынок рабынь, то там достаточно все странно и не однозначно, но посетить стоит.

Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий